Формы и методы эстетического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

rol-jesteticheskogo-vospitanija.jpeg
Роль эстетического воспитания цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

Эстетика представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.

metody-jesteticheskogo-razvitija-1024x683.jpg
Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию прекрасное следует несколько отграничить от красивого. Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. Прекрасное это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.

sredstva-jesteticheskogo-vospitanija.jpg
Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.
zadachi-jestet-vospitanija.jpg
Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.
hudozhestvennoe-tvorchestvo.jpg
Развитие художественных споспобностей один из методов эстетического воспитания

Методы эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.

zanjatija-muzykoj.jpg
Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.

sredstvo-detskaja-kniga.jpeg
Детская книга одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.
kultura-byta.jpg
Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.
deklamacija-stihov-1024x576.jpg
Декламация стихов одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.

aplikacija-dlja-detej-1024x768.jpg
Аппликация способ развивать чувство красоты и одновременно моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.

chtenie-knig.jpg
Чтение книг способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.

sredstvo-priroda-1024x683.jpg
Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.

Главное богатство для общества творческая личность

В повседневном труде, в быту, общении взрослые и дети сталкиваются с эстетическими явлениями. Всюду присутствует красивое и безобразное. Свое влияние на разные сферы жизни оказывает трагическое и комическое. Красота радует, стимулирует активность, безобразное отталкивает. Комические явления помогают увидеть недостатки, трагическое заставляет сочувствовать.teoriya-i-metodika-muzykalnogo-vospitania.jpg

Эстетическое воспитание открывает душу ребенка навстречу новым формам, звукам, краскам, помогает более глубокому пониманию мира, благоприятствует гармоничному развитию и раскрытию себя. Развитое творческое мышление способствует поиску новых путей, в том числе, в области науки, экономики, производственной сфере.

Задачи общества выдвигают на первый план новые требования к человеку. Поскольку он становится главной составляющей производительных сил, он должен быть всесторонне развит. Воспитать творческую личность, имеющую потребность творческой деятельности невозможно без усилий общества и специально направленной на это политики. Поэтому важнейшим средством качественного развития человеческой природы является эстетическое воспитание с самого раннего возраста.

Читайте: Средства эстетического воспитания.

Принципы эстетического воспитания

Творческие способности необходимо развивать с рождения. С раннего детства нужно прививать хороший вкус, вырабатывать потребность общения с возвышенным. Эстетическое воспитание направлено на развитие способности видеть красивое и следование правилам хорошего поведения, опыт доброжелательных отношений с окружающими. Его основой являются такие принципы:

  • Взаимодействие. Любое действие должно стремиться к эстетическому совершенству: общение с ровесниками, природой, предметами искусства, самостоятельная бытовая и трудовая деятельность.
  • Комплексный подход. Воспитание дает ощутимые результаты, если творческая деятельность основана на межпредметных связях, соединяет различные виды искусства.
  • Социализация. Эстетико-художественная деятельность не оторвана от жизни. Так формируется адекватное отношение учеников к окружению, они смогут находить красивое в разных его проявлениях.
  • Системность. Общее и эстетическое развитие взаимосвязаны. При таком подходе гармонично развиваются эмоциональная сфера и все познавательные процессы.
  • Самостоятельное творчество. Методика эстетического воспитания наиболее эффективна в применении к детям дошкольного возраста, если они осваивают какие-то творческие занятия сами: танцы, рисование, лепку или пение в хоре.
  • Эстетика должна главенствовать во всей жизни. Маленьким детям необходимо жить в красоте. Основной воспитательный смысл в осознании важности аккуратности, вежливости. На правильное эстетическое развитие влияет красота помещения, одежды.
  • Учитывается возраст воспитанника. Соответственно возрасту, подбираются средства воспитания. Становление личности в более зрелые годы зависит от того, насколько у младших школьников было правильно сформировано эстетическое восприятие.



Формы организации эстетического воспитания

Методы имеют различия в:

  • способах передачи информации;
  • практической форме организации.

Способы делятся на:

  • наглядные (когда дети знакомятся с примерами искусства);
  • словесные (взрослые рассказывают, объясняют);
  • практические (проведение тестирования, творческих работ).

esteticheskoe-vospitanie-v-dou.jpegНаглядные методы (рассматривание картины, прослушивание музыкального произведения вместе) предполагают эмоциональную наполненность момента. Знакомство с предметами искусства должно произвести на малыша яркое впечатление, чтобы это запомнилось.

Форма организации бывает следующей:

  • когда взрослые показывают пример действия, приглашают малыша повторить стихотворение или спеть песенку;
  • воспитатели предлагают малышу самостоятельно определить способ исполнения задачи: что-то вылепить, вырезать или нарисовать.

Нужно помнить, что эстетическое воспитание дошкольников несколько отличается от методов работы с детьми школьного возраста. У малышей акцент ставится на зрительное восприятие, их плавно подводят к осознанию значимости чистоты и порядка. Дети постарше умеют воплотить свои творческие способности. Дошколята учатся оценивать, а школьники уже создают продукт, имеют творческий подход в процессе создания какого-либо предмета.

Методы эстетического воспитания

К основным методам, способствующим развитию у детей эстетических чувств, умению оценивать, применять творчески полученные знания, навыки относятся:

  1. Метод убеждения. Применяется только тогда, когда изучаемое явление прекрасно. У воспитанников возникает эмоциональный отклик при встрече с произведениями искусства, участии в празднике. Метод можно считать в равной степени словесным, т.к. наблюдения детей получают комментарий взрослого, будят мысли и чувства.

Воспитатель должен подобрать самые впечатляющие художественные произведения, позаботиться о соответствующем душевном настрое ребят. Предмет должен быть хорошо освоен педагогом, а речь точна и выразительна. Когда внимание акцентируется на прекрасном, воспитатель дает понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо.

  1. Метод приучения. Подразумевает практическое действие, упражнение, направленное на изменение окружающей обстановки, привитие принятых в обществе навыков культуры поведения. Содержание метода состоит в том, чтобы научить ребенка видеть и ценить прекрасное, действовать соответственно.

vospitanie-esteticheskoe-chto-takoe-1.jpgСистематические упражнения, художественная детская практика способствует активности детей.

  1. Метод проблемных ситуаций. Дает пробудиться творческим способностям, желанию действовать. Воспитатель предлагает воспитанникам самим найти способ претворить художественный замысел. К примеру, после прослушивания сказки детям предлагается изобразить кого-то из персонажей. Задача может быть простой или усложненной неудачным выбором героя. Ребенок сам учится думать, приходит к самостоятельному решению, как лучше воплотить задуманное: нарисовать, вылепить, сочинить стишок.
  2. Побуждение к сопереживанию. Отзывчивый человек, который умеет сопереживать, сострадать испытывает радость от общения с людьми, вместе с ними празднует удачи, победы. Дети, умеющие сочувствовать, более открыты и доброжелательны, у них больше друзей, они реже попадают в конфликтные ситуации.

Здесь поможет эмоциональное чтение сказок, обсуждение иллюстраций, кукольного спектакля или музыкального номера.

Традиционные методы воздействия на воспитанников

Рассказ. Он должен быть эмоциональным, иметь сюжетную канву, быть познавательным, влиять на воображение, но не мешать самостоятельной оценке.

Лекция. Посвящается более сложным темам, уместна на занятиях с ребятами постарше. Большую образность придаст оснащение урока наглядным материалом. Допустимо поднять проблемные темы, столкнуть учащихся в обсуждении, склонить к высказыванию своей точки зрения.

Беседа. Это не монолог учителя перед детьми, а взаимный эмоциональный обмен мнениями. В ходе беседы воспитатель использует наглядный материал, толкует научные понятия, подчеркивает те или иные прекрасные характерные черты в произведениях искусства, труде, реальных и вымышленных героях литературы, театра, кино.

Диспут. Призван обнаружить и столкнуть разные точки зрения, поднять проблему, привлечь детей к ее обсуждению. Задача взрослых провести серьезную подготовительную работу, чтобы помочь выявить позиции, стимулировать диалог, направить спор в культурное русло.razvitie-lichnosti.jpg

Воспитание искусством

Какими бы ни были приемы воспитания, важно, чтобы им были обеспечены необходимые условия:

  • развивающая среда;
  • тесное взаимодействие с природой, искусством;
  • условия для реализации творческого начала.

В младшем возрасте эстетическое воспитание отличается тем, что дети воспринимают все окружающее чувствами. Для них форма и содержание предмета неразрывны. Если ребенку что-то нравится, он испытывает восторг, радость. Задача воспитателя направить это простое душевное движение от обычного восприятия к глубокому пониманию гармонии, красоты, формированию эстетического вкуса.

Приобщение к искусству. Методические рекомендации

Понимание искусства качество не врожденное, его воспитывают. Чтобы малыш научился воспринимать классическую музыку, он должен слушать ее с раннего детства. Ее нужно тщательно подбирать, включать нечасто. По достижении 3-4 лет, можно попробовать обсуждать услышанное, рассказывать ребенку о музыке и музыкальных инструментах.

Малыши начинают знакомиться с живописью, просматривая иллюстрации к сказкам. Чуть позже художественные произведения подбираются с учетом возраста. Лучше, если это будут близкие и понятные сюжеты, герои или животные.

Знакомство с театром можно начать с 1,5 лет. Театр кукол делает представления не дольше получаса, самые маленькие не успевают утомиться.

Музеи, филармонию, балет дети посещают с 4-5 лет. Лучше выбирать детские тематические музеи, представления, концерты.

Когда родители собираются с ребенком в театр или музей, нужно объяснить ему, как следует себя вести в этом важном месте. Перед мероприятием следует покормить малыша, чтобы потом чувство голода не мешало восприятию прекрасного. Желательно, чтобы путь к обители муз не был слишком утомительным. Одежда должна быть продуманной и красивой, это подчеркнет важность события, запомнится.

После культурного мероприятия обязательно нужно обсудить с малышом увиденное, услышанное. Пусть он расскажет о своих впечатлениях, ответит, хочет ли еще в будущем побывать на выставке или в театре. Если ребенок не выказывает восторга, не стоит торопиться с организацией следующего культпохода. Возьмите паузу, организуйте мероприятие через некоторое время.

2.1. Основные рекомендации по развитию художественного восприятия изобразительного искусства дошкольниками

Развитие восприятия художественного произведения и вкуса необходимо строить поэтапно, хорошо понимая их психологические основы.

Они представляют собой целый комплекс микростратегий, формирующихся в процессе творческой деятельности. Их использование приводит к индивидуальной выработки критериев прекрасного и безобразного. А эстетические критерии, в свою очередь, вырабатываются на основе оценки полученных творческих результатов в позиции автора и их соотношения с результатами коллег, лучшими образцами мировой художественной культуры.

Практическая реализация этих стратегий осуществляется во многом благодаря личностному осознанию закономерностей и правил, связанных с категориями гармония и красота. К ним можно отнести закономерности сочетания света и тени, соотношения различных цветов и форм, законы построения композиции, перспективы и т.д.

Так как восприятие и художественный вкус представляют собой субъективные процессы, их развитие имеет, прежде всего, психологические основания. Развитие и применение наивысших эстетических критериев и правил может происходить в обучении только лично и личностно. Умение замечать прекрасное развивается лишь в процессе собственного опыта творческой деятельности, чувственном проживании искусства, а только затем в соприкосновении с великими произведениями мировой художественной культуры [5].

Важно понимать, что формирование этих сложнейших процессов происходит не сразу, а по мере накопления личностного опыта и рефлексии.

Многие педагоги считают, что, показывая детям различные образцы творчества (или их репродукции) на лекции, в музее или картинной галерее, ученики могут заинтересоваться искусством. А если объяснить им простейшие каноны искусства, то они самостоятельно смогут выработать эстетические нормы. Именно поэтому учителя увлекаются слайд-презентациями, лекциями и походами на выставки и в музеи. Практика показывает, что такой путь не помогает детям воспринимать, понимать и любить искусство. Ученики, к сожалению, либо вовсе не знают, на что нужно обращать внимание, либо не имеют внутренних причин для того, чтобы глубоко заинтересоваться произведением.

Для того чтобы ребенок заинтересовался картиной, необходимо, чтобы он уже имел достаточный опыт изобразительной деятельности. Проникновение в пространство произведения возможно, только если у ребенка уже имеется опыт создания и оценки собственных работ либо хорошо развитые восприятие и фантазия. Чаще всего для этого необходимо хотя бы первичное знакомство с соответствующим языком искусства. Использование всех этих составляющих вместе позволяет по-настоящему ощутить художественное произведение и придать личностный смысл воспринятому, что не всегда происходит даже у взрослых людей, не имеющих опыта изобразительной деятельности. Кроме того, глубокое восприятие изобразительного искусства почти всегда переплетается с анализом всего того, что изображено на холсте. В зависимости от опыта зрителя, будут задействоваться все индивидуальные предпочтения и имеющиеся знания (а в случае художника профессиональные фильтры), ценности, творческое воображение [2].

В основе базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведениялежат следующие компоненты (указаны в порядке реализации универсальной стратегии):

  • Первичное восприятие (зрительный охват полотна, созерцание и разглядывание).

  • Ощущение эмоций от увиденного.
  • Анализ изобразительных средств, использованных автором произведения.

  • Восприятие и анализ символического ряда произведения.
  • Источники:
    • https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/metody-hudozhestvenno-esteticheskogo-vospitaniya.html
    • https://vospitanie.guru/esteticheskoe/formy-i-metody-2
    • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/23/metody-esteticheskogo-vospitaniya-i-khudozhestvennogo

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит