Эффективные и простые методики обучения чтению

СОДЕРЖАНИЕ

Не стоит надеяться, что вашего ребенка всему научит школа. Как первым шагам учит малыша мама, так и азам чтения основу закладывать следует с первых лет жизни. Нельзя приступать к изучению буквенной азбуки на голом месте прививайте тягу к литературе малышу заранее, до того, как он пойдет в первый класс.

obuchenie-chteniju.jpg
Дети гордятся умением читать

Начните с развития речи

Прежде чем научиться читать, ребенок должен научиться разговаривать. И правильность речевого развития напрямую зависит от их окружения. Чем интеллигентнее родители, чем больше внимания они уделяют подрастающему поколению, тем легче ребенку развиваться.

chtenie-knigi.jpg
С первых дней надо заниматься с малышом над развитием речи

Начиная первые общения с взрослыми посредством гуканья, постепенно малыш пробует имитировать речевые звуки, которые слышит ежедневно. И если сначала это всего лишь отдельные слоги, то уже лет с 2-х нормального развития ребенок может оперировать простыми предложениями.

Дальше больше, малыш переходит к словоформам. И чем активнее будут родители общаться с ребенком, тем более разговорчивым он будет (в хорошем смысле). Основным подспорьем в развитии речи малыша станет чтение, т.е. книги, которые будут читать вслух взрослые своим детям.

Развивайте интерес малыша к чтению

Естественно, маленький ребенок самостоятельно читать не может. Но приучать его к общению с литературой можно уже с первых лет жизни. Именно детские книги формируют правильное речевое развитие малыша. Чем чаще ребенок будет видеть книгу в руках родителей, тем больше доверия у него возникает к ней, и тем быстрее со временем появляется желание научиться самостоятельному чтению.

kak-vyzvat-interes-k-chteniju.jpg
Интерес к чтению развивается в игровой форме

Следует превратить чтение в своеобразный ритуал сказки, потешки, колыбельные лучше всего воспринимаются перед сном. Чем четче и правильнее будет произношение взрослого во время чтения, с эмоциональной окрашенностью, тем более запоминающимися будут услышанные ребенком фразы.

И тем яснее у малыша будут возникать зрительные образы. А это в дальнейшем поможет в обучении чтению. Ведь чем лучше ребенок мыслит образами, тем быстрее и легче он учится.

О пользе семейного чтения

Чтобы развить умение детей, им следует читать вслух сказки с дошкольного возраста. У малыша должен развиться не просто интерес к литературе книга обязана стать символом психологического удовольствия.

sovmestnoe-chtenie-1.jpg
Семейное чтение развивает интерес к нему у детей

И в дальнейшем даже журналы и книги, стоящие на полках (а не в руках у родителей), будут ассоциироваться с положительными эмоциями и притягивать к себе внимание ребенка. Иными словами, чтение малышу книг прививает любовь к литературе на всю жизнь, давая толчок к быстрейшему обучению самостоятельному чтению.

К тому же чтение для детей способствует их духовному единению с родителями, доставляя всем радость. И у ребенка формируется ощущение семейного комфорта, которое он ассоциирует с книгами. В семье, где присутствует культ книги, у детей быстрее развивается тяга к чтению.

Читайте вместе с детьми

Лучший способ, позволяющий подготовить ребенка к самостоятельному чтению, читать книгу, сидя с малышом рядом. Он должен видеть страницы книги, на которых прописан текст. Это позволит сначала визуально привыкнуть к буквам, вовлекающим в мир таинства.

detskie-knigi-dlja-malenkih-1024x768.jpg
Первые книжки ребенка должны быть качественными и яркими

Первые детские книги не зря богаты красочными иллюстрациями. С их помощью можно воспринимать услышанное образами, прорисованными на картинках. И когда ребенок пойдет в первый класс и начнет буквы складывать в слова, знакомые фразы уже будут восприниматься именно образно, что позволит быстрее и легче научиться читать.

Постарайтесь во время чтения сказки или потешки водить пальчиком ребенка по буквам, чтобы малыш видел, какое именно слово вы читаете. Зрительная память в дальнейшем поможет правильному обучению.

Как правильно обучать ребенка чтению?

Чем раньше ребенок будет готов к восприятию, тем лучше пойдя в 1-ый класс, он должен освоить азы чтения. Даже если малыш ходит в детский сад, где с ним занимаются по специальной методике, родителям также следует выделять время для совместного занятия.

Как же правильно подойти к самому процессу, чтобы обучение давалось легко? Учить детей насильно нельзя все должно происходить в игровой форме. При выборе методики следует учитывать и возраст, с которого началось обучение.

pravilnoe-proiznoshenie-1024x869.jpg
Надо развивать правильное произношение звуков

Но в любом случае не стоит учить именно буквы начинать следует с фонетического звучания. Ребенку легче будет ассоциировать написанный символ с тем звуком, который он привык воспринимать на слух.

Обучение дается легче, если каждый пройденный урок будет повторяться многократно. С момента изучения звуков и до чтения по слогам следите за четким произношением речи малыша.

Этапы обучения

Научить ребенка быстро читать без специальной методики невозможно, как и без соответствующей (последовательной) систематики.

  • Выбирайте правильное пособие, по которому будут обучаться дети. В последнее время в продаже есть несколько вариантов букварей. Выбирайте тот, который будет интересен ребенку (за покупкой можно отправиться вместе с ним). Пусть там окажется меньше картинок, но в основе должны лежать именно логопедические методики (например, азбука Жуковой Н.С.).

    azbuka-zhukovoj.jpg
    Магнитная азбука Н.С.Жуковой

  • Когда пособие будет куплено, начинайте пошаговое изучение звуков:

сначала изучите все гласные;

дальше переходите к освоению звонких твердых согласных, уделяя внимание правильному произношению;

затем приходит очередь глухих звуков;

шипящие оставьте напоследок.

  • Каждый выученный звук повторяйте перед тем, как приступите к изучению следующего. Повторение мать учения эта фраза должна стать путеводной нитью всего процесса обучения.
  • Параллельно с изучением звуков приступайте к формированию слогов (и самым первым может стать ма, что ребенку будет близко и душевно). Прочитывайте вместе с малышом слог, как бы пропевая его. У ребенка должно возникнуть ощущение, что согласный звук как бы стремится к гласному. Это поможет произносить звуки в паре.
  • Не стремитесь сразу же выученные слоги формировать в слова. Пусть сначала ребенок поймет сам принцип соединения гласных и согласных звуков в пары. Закрепляйте знание на несложных слогах, постепенно переходя к труднопроизносимым.
  • Научив ребенка составлять слоги, где первым идет согласный звук, приступайте к более сложной структуре, где впереди гласная (ом, аб и т.д.).
  • Освоившись с отдельными слогами, переводите детей к чтению простых слов. Начните с тех, что состоят из 2-х слогов, далее 3-х слоговые. Но первые слова, которые будет читать ребенок, должны быть ему знакомы и ассоциироваться с понятными образами.

Правильное произношение залог быстрого обучения

Знаете, как научить ребенка читать быстро? Пусть он каждый изучаемый звук, слог пропевает, но делает это четко. Когда перейдете к произношению слов, поначалу слоги следует петь по-отдельности, с каждым последующим разом сокращая между ними промежутки. И в конечном итоге все слово нужно петь на одном дыхании.

razvitie-rechi.jpg
Развитию речи способствует пропевание звуков

Но чтобы чтение у детей не ассоциировалось только с пением, закрепление материала должно проходить уже в нормальном произношении, с четким выговором звуков. При этом, когда вы перейдете к чтению предложений, учите ребенка делать правильные паузы перед знаками препинания.

Когда лучше начинать обучение?

Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически подготовлен ребенок к обучению. Но однозначно следует сказать, что учеба не должна начинаться непосредственно перед школой, когда дети собираются в 1-й класс.

Детей можно начинать учить и в возрасте 3 лет, если сам ребенок изъявляет к этому желание. Но насильно усаживать их за книги не стоит это может отбить желание к последующему обучению.

Самый оптимальный восприимчивый возраст, когда следует подготавливать в 1-й класс, 5 лет. И параллельно с чтением следует учить детей писанию (пока только печатными буквами), что поможет им закрепить навыки чтения.

Как понять, что ребенок готов?

Чтобы понять, как учить ребенка чтению, следует первоначально определиться, готов ли малыш к такому обучению. Для этого первоначально протестируйте степень развития ребенка.

mama-uchit-chitat.jpg
Надо убедиться, что малыш готов к обучению
  • Если дети уже разговаривают предложениями, они готовы к процессу обучения.
  • Развитие фонетического слуха немаловажный фактор. Правильное восприятие звуков, их различие и умение ими оперировать поможет легко и быстро обучить малыша.
  • Неправильно говорящий ребенок не способен быстро обучиться чтению, т.к. плохо воспринимает те фонетические звуки, которые сам же и произносит.
  • Если у детей не развито образное мышление, их сложно будет научить быстрому чтению процесс получится чисто механическим. И в дальнейшем сама процедура будет слишком утомительной и не интересной для малыша.
  • У ребенка должны быть основы логического умозаключения, позволяющего сопоставлять факты в процессе обучения.

    igra-kartinki-slova.jpg
    Обучение чтению методом сопоставления картинок и слов

Обучение по методу Никитиных

Классики отечественного воспитания супруги Никитины полностью отошли от традиционных принципов обучения, взамен выдвинув свои. Они считают, что на занятиях детям следует предоставить полную свободу творчества. Только тогда у них появится интерес к обучению.

Не стоит ограничивать самостоятельность детей всю работу они должны выполнять сами. Третье правило сочетание умственных занятий с физическими упражнениями (т.е. обучение в игровой форме).

Вовлекайте ребенка в совместную деятельность например, можно подготовить вместе пособия для занятий. И тогда малыш легче и быстрее будет воспринимать материал. Но главный стимул для успешного обучения похвала даже за самую незначительную победу. И никогда нельзя акцентировать внимание на промахах.

razvivajushhie-igry-nikitina.jpg
Обучающие игрушки Никитиных

Вот основные принципы, по которым Никитины обучали своих детей (и применить их можно как на детях 3-х лет, так и 5, и 7):

  • Нельзя навязывать ребенку определенную программу обучения он сам выбирает, в форме какой игры ему интереснее изучать буквы.
  • Не стоит объяснять малышу ход игры. Облеките учебу в сказку, где каждому участнику отведены свои роли.
  • На первых этапах игры-учебы взрослые активные участники. В дальнейшем, когда ребенок освоится, продолжать занятия он уже сможет самостоятельно.
  • Перед обучающимся малышом всегда нужно ненавязчиво ставить задачи, которые на каждом новом этапе будут усложняться.
  • Не смейте подсказывать ребенку учите его думать самостоятельно.
  • Если ребенку сложно справиться с новым заданием, не заставляйте его отступите на шаг назад и повторите пройденное.
  • Если вы заметили, что ребенок потерял интерес к игре, или наступил предел его возможностей (временный), прекратите на время обучение. Вернетесь к учебе, когда малыш попросит. А он это сделает обязательно, т.к. все дети любят играть.

Николай Зайцев новатор обучения

Традиционное обучение по принципу фонемно-вербальному закрепощает свободу речи обучаемого ребенка и формирует у него комплексы, затормаживая развитие так считает педагог Николай Зайцев.

Он разработал свою уникальную методику, больше похожую на игру, чем на урок. Дети свободно перемещаются по классу (комнате). При этом они могут прыгать, бегать и т.п. Осваивать учебный материал можно в любом положении в движении или сидя, лежа. И начинать это следует раньше примерно лет с 3-х.

kubiki-zajceva.png
Кубики Зайцева

Все пособия размещены на стенах, досках, шкафах, столах. Обычно это набор кубиков из картона. Они разных размеров и различной окраски. На одних гранях изображены одиночные буквы, на других слоги (как простые, так и сложные), на третьих согласные с мягким или твердым знаком.

Предварительно кубики могут быть в форме заготовок, которые учитель склеивает вместе с детьми. При этом внутрь следует положить специальные наполнители:

  • в кубики с глухими звуками лучше заложить палочки (деревянные и пластмассовые);
  • для звонких звуков подойдут бутылочные крышечки из металла;
  • внутри кубиков с гласными звуками спрячутся колокольчики.
obuchenie-chteniju-po-metodike-zajceva.jpg
Обучение по методу Зайцева

Кубики должны отличаться по размерам (как одинарные, так и двойные). Для мягких складов маленькие, для твердых большие. Определенную роль играют здесь и цветовые решения каждому складу соответствует свой оттенок.

Помимо кубиков в качестве пособий применяют и таблицы, где собраны все известные склады. Это позволяет ребенку видеть весь объем, который предстоит изучить. И это намного облегчает работу педагога.

Запоминание букв по ассоциации

Еще один момент, который позволяет достаточно легко освоить чтение это письмо. Оно должно идти параллельно. Прежде чем озвучить изучаемые звуки (не буквы), ребенок сам должен научиться их переводить в знаки. Делать это можно различными способами: водить по листу бумаги карандашом, по таблице указкой либо выкладывая кубики.

Различные методики обучения

В среде педагогов постоянно идут споры о том, как правильно научить ребенка читать, какую при этом использовать методику. А их существует достаточно много, и у каждой есть как свои поклонники, так и противники.

oblozhka-knigi-masaru-ibuki.jpg
Обложка книги Масару Ибуки

Например, девизом Масару Ибуки в воспитании является известная большинству фраза После 3-х лет уже поздно. Японский педагог основывает свою методику на убеждении, что самые восприимчивые к обучению дети в возрасте до 3-х лет, на периоде формирования клеток мозга.

Сродни и методика Павла Тюленева, который создал свою систему Мир. Основная ее идея успеть раскрыть потенциал ребенка. Педагог считает, что начинать следует с первых минут рождения. По его мнению, дети могут научиться читать и писать раньше, чем начнут ходить.

obuchenie-chteniju-metodika-pavla-tjuleneva-721x1024.jpg
Метод Павла Тюленева

Но какие бы ни были разработаны методики обучения ребенка (по Монтессори, Фребелю, Лупан и т.п.), все педагоги сходятся в одном обучение должно принимать форму игры и основываться на любви к детям. Зная, как научить ребёнка быстро читать, у вас всё получится.

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готовпостигать азы науки чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширнымсловарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствиедефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотримсамые распространенные и популярные.

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

1b05f656f634e211f14c24bba7b968a8.jpg

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто проглатывают окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как БЭ, ГЭ и так далее. Ребенок привыкает к таким сочетаниям букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание ФЕ в словах кофе, кафе, то произносим: КАФЭ, и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков, но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Слоговое чтение методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточкиможно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения малышу просто будет неинтересно заниматься.

Несколько советов родителям по методике слогового чтения

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква М запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово мама. Малыш начинает читать как раз эти слоги ма-ма, а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

unnamed.png

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс развитие мелкой моторики), и вот вторая и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв Буквоград. Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с посещения Буквы А.

Можно играть в поиски букв-потеряшек, которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква А будет прочитана и пойдет домой, и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее Вариантов очень много.

Можно сделать дома Буквенный лабиринт. Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто игры несложные, а умения, получаемые с их помощью очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

doman_500x147.jpg

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и изучать окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга…

Еще про чтение смотрите и читайте:

Игры в обучении чтению. Как научить ребенка читать

Игры развивающие память и навыки чтения

Скорочтение зачем и как?

Игры на развитие внимания у ребенка

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Людмила Поцепун.

Методика Николая Зайцева

Смысл этой системы обучения чтению, применяющейся уже свыше 20 лет, состоит в изучении детьми не букв и звуков, а складов. Инструментарий включает себя статичные кубики, способствующие освоению ребенком фонетического состава языка. Кроме того, дидактический материал представлен 12 группами. Есть золотые, железные и деревянные кубики с разнообразными наполнителями. Играя с ними, малыш осваивает различия между гласными, согласными, глухими, мягкими и твердыми звуками. Помимо кубиков, в набор входят особые таблицы, размещающиеся на стене немного выше роста малыша, и аудиозаписи.

Обучая ребенка читать, родители пропевают, а не проговаривают склады букв. Такой прием называют попевками. А таблицы применяются для более качественного усвоения материала. Результатом же регулярных занятий по методике Зайцева является то, что ребенок свободно запоминает более 240 складов русского языка.

Важно сказать, что кубики Зайцева успешно себя показали при работе с левшами и детьми с психоэмоциональными нарушениями. Скорость же обучения всегда зависит от возраста маленьких учеников. Например, если ребенку более 3 лет, научится читать он уже через полгода при занятиях минимум 2 раза в неделю по 15-30 минут.

Педагоги выделяют у методики Зайцева как положительные, так и отрицательные стороны (далее мы так же будем приводить информацию, основанную на мнениях педагогов).

Преимущества методики:

  • Дети запоминают буквенные сочетания в игровой форме, и им не нужно думать, как читается тот или иной склад
  • Изображенные на кубиках сочетания букв упрощают процесс освоения детьми письма в будущем
  • Методика не имеет возрастных ограничений
  • Играть с кубиками ребенок может самостоятельно
  • Кубики развивают мелкую моторику и органы чувств

Недостатки методики:

  • Дети, научившиеся читать по методике Зайцева, часть проглатывают окончания
  • Изучая склады, дети испытывают затруднения с пониманием состава слова
  • Из-за цветового оформления кубиков, в первом классе дети испытывают трудности с фонетическим разборов слов
  • Метод непоследователен
  • Для начала занятий необходима соответствующая подготовка
  • Обучающие пособия отличаются высокой ценой

Методика Глена Домана

Методика Глена Домана основывается на автоматическом освоении ребенком целых слов, что достигается посредством применения специальных карточек со словами и предложениями. Занимаясь с детьми, родители в течение 15 секунд показывают им конкретные карточки и громко называют их значения.

Занятия проводятся ежедневно по 5-10 минут, в результате чего ребенок не просто быстро осваивает чтение, но у него также развиваются интеллектуальные способности, внимание и концентрация, фотографическая память.

Преимущества методики:

  • Методика может применяться с самого раннего возраста
  • Занятия могут быть организованы самостоятельно
  • Дидактический материал может быть изготовлен самостоятельно
  • Разностороннее развитие ребенка (карточки могут быть посвящены самым разным темам)

Недостатки методики:

  • В процессе занятий ребенок занимает пассивную позицию
  • Ребенок не осваивает навыки самостоятельного чтения (процесс обучения ограничивается восприятием и анализом информации)
  • Невозможность проявления в процессе обучения креативности
  • Однотипность процесса обучения
  • Необходимость в ежедневном изменении предоставляемого материала
  • Детьми старше трех лет методика воспринимается неохотно

Методика Павла Тюленева

Данная методика известна под названием МИР. Автор подробно описывает ее в своей книге Читать раньше, чем ходить. Автор указывает на то, что дети без проблем могут составлять из букв слова уже к году, а бегло читать к двум годам.

Чтобы достичь такого результата предлагается заниматься с малышом с первых месяцев рождения, демонстрируя ему карточки с буквами и громко их озвучивая. Особое внимание следует уделять первым четырем месяцам жизни ребенка именно в этот период его мозг наиболее восприимчив к графическим изображениям.

Кроме того, очень важно, чтобы в процессе занятий ребенка не отвлекали посторонние предметы, например, игрушки. Благодаря этому можно создать развивающую среду, содействующую активному обучению в перспективе.

Преимущества методики:

  • Простота применения и отсутствие требований к специальным заданиям, упражнениям и тестам
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Занятия можно организовать самостоятельно
  • Подходит всем детям и не требует много времени

Недостатки методики:

  • Недостаточно материала, чтобы говорить об эффективности или неэффективности метода
  • Труднодоступность дидактического материала (по словам автора, все материалы содержат в себе некий секрет)
  • Возможность заказа дидактического материала только на сайте автора
  • В процессе обучения пропускаются образная и сенсорно-моторная стадии развития малыша

Методика Елены Бахтиной

Во главе методики Елены Бахтиной стоит ассоциативное мышление, а сама методика нередко называется живой азбукой. Автор утверждает, что начинать обучение следует с букв, а продолжать изучением слогов. Но особенность системы состоит в том, что все буквам соответствуют свои неповторимые образы, по причине чего дети с большим удовольствием изучают составленный Бахтиной букварь и впоследствии совсем не путают буквы.

Результат гарантируется уже после недели занятий, а навык чтения, по словам автора, осваивается детьми возрастом 2 года всего за 4 месяца. Также Елена Бахтина считает, что чтение с раннего возраста дарит детям возможность черпать из книг тот же объем знаний, что и из телевизора.

Преимущества методики:

  • Простота применения
  • Возможность применения креативных подходов
  • Взаимодействие ребенка с разными объектами (фотографии, рисунки)
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Возможность заниматься не только дома, но и на улице
  • Множество положительных отзывов родителей

Недостатки методики:

  • Необходимость постоянного повторения изучаемого материала
  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно

Методика Евгения Чаплыгина

Автор этой методики разработал кубики Читаю легко. Аналогично кубикам Зайцева, они помогают детям учиться читать по слогам. Рассчитаны они на детей от 3 лет, но и детям помладше их тоже можно использовать, если они могут говорить и связывать произносимое с написанным.

Отличие же от методики Зайцева в том, что акцент ставится на игровую составляющую занятий. Результат гарантируется автором уже после первого занятия, а уже через несколько дней ребенок начнет читать самостоятельно.

Дидактический материал состоит из 10 деревянных кубиков, 10 двойных кубиков и книжки-шпаргалки для мам и пап, где приводится описание занятий. Кстати, кубики Чаплыгина уже нашли широкое применение в детских дошкольных центрах.

При помощи букв, размещенных на гранях кубиков, составляются десятки и сотни слов. Кроме того, есть возможность составлять предложения и даже сказки. О том, как это делается, написано в книжке-шпаргалке.

Преимущества методики:

  • Отсутствие отвлекающих элементов наподобие картинок
  • Простота применения
  • Возможность применения с самого раннего возраста
  • Высокая эффективность и широта применения
  • Наличие вспомогательных материалов в наборе

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя составить самостоятельно
  • Отсутствие на кубиках контекстной информации

Методика Вячеслава Воскобовича

Представленная методика, получившая название Складушки, представляет собой игру, рассчитанную на работу с детьми 3-4 лет по знакомой нам уже системе складов. Пособие состоит из 21 карточки со складами в виде вертикальных столбиков, находящихся на обеих сторонах карточек. Из двух столбиков получаются домики, а образы этих домиков создаются рисунками, иллюстрирующими всю систему обучения.

Например, в городе Складинске есть 20 домиков, жителями которых являются песенки о разных персонажах. Пропевая такие песенки, родители изначально показывают ребенку склады, а потом указывают на них пальцем. В процессе занятий необходимо добиться хорошего знания малышом складовых песенок, т.к. это особый инструмент для овладения ребенком навыком чтения. Можно приучить малыша к конкретному расположению складов, и тогда он научится сам находить нужные элементы.

Автор уверяет, что трехлетние ребятишки научаются читать за полгода, шестилетние за месяц и даже быстрее, и это при том, что заниматься нужно всего дважды в неделю по полчаса.

Преимущества методики:

  • Многофункциональность игр
  • Игры не надоедают детям очень долго
  • Пособия могут быть нескольких уровней сложности
  • Возможность применения к детям разных возрастов
  • Простота применения

Недостатки методики:

  • Дидактический материал нельзя сделать самостоятельно
  • Необходимость в изучении системы работы и примеров методических сказок

Методика Марии Монтессори

Базовый принцип методики Монтессори обучение детей самостоятельному изучению окружающей среды, обеспечение свободы и естественности в развитии. Исходя из идей автора, детская личность всегда стремится познавать, а ребенок сам в состоянии определять, что ему нужно для обучения.

Основной идеей системы является непосредственный контакт малыша со всевозможными материалами. В ходе занятий родитель занимает позицию наблюдателя. Главная его задача состоит в том, чтобы направлять действия ребенка, и когда он выберет интересное ему занятие или предмет, родителю нужно просто смотреть, что делает его чадо.

В традиционной форме методика Монессори рассчитана на детей старше 3 лет, однако в несколько измененном виде она применима и к детям младшего возраста. Что касается занятий, то они проходят непрерывно до 3 часов. В процессе ребенок абсолютно не привязан к месту, предметам и действиям.

Преимущества методики:

  • Ребенок может обучаться без вмешательства родителей и в том темпе, который ему удобен
  • Главным способом обучения является познание посредством открытия
  • Методика предоставляет малышу свободу
  • Интеллектуальные способности ребенка развиваются через сенсорное восприятие
  • Прекрасно тренируется мелкая моторика
  • Методика формирует у детей навык самостоятельного принятия решений

Недостатки методики:

  • Необходимость подробно изучить систему работы при помощи специализированных материалов
  • Недостаточное развитие у детей креативности и фантазии
  • Отсутствие для ребенка информационной базы, заложенной в сказках, картинках и т.п.
  • Отсутствие для ребенка необходимости в приложении усилий для занятий, что может отрицательно сказаться в перспективе на характере и способностях
  • В некоторых случаях необходимость обращаться к специалистам по методике Монтессори

Букварь

Рассматривая букварь в качестве методики обучения детей чтению, можно сказать лишь, что этот способ является классическим. Представленный тип пособия интересен тем, что включает в себя множество картинок и изображений. А принцип, на котором построен букварь, таков: ребенок в процессе изучения пособия осваивает навык соединения слогов в отдельные слова.

Одновременно с этим, у малыша есть возможность изучать особые предложения, где присутствуют всевозможные сочетания гласных и согласных звуков. Крайне важно, чтобы в букваре имелась информация обо всех буквах и их соединениях. Только многократно складывая слоги, ребенок учится правильно читать и осознавать принципы чтения.

Преимущества методики:

  • Доступность
  • Большое разнообразие пособий
  • Простота применения
  • Возможность для малыша работать самостоятельно

Недостатки методики:

  • Монотонность процесса изучения
  • Невозможность применить креативность и творческий подход

Таким образом, мы с вами рассмотрели самые популярные методики обучения детей чтению. При желании, конечно, можно найти еще несколько их разновидностей, но мы решили, что указанных вполне хватит.

Вы вправе использовать в работе со своим ребенком любую понравившуюся вам методику, а бескрайние просторы интернета и масса литературы на данную тему помогут вам разобраться более подробно и получить ответы на все возникшие вопросы.

Однако мы хотим сказать вам о том, что вполне достойную альтернативу вышеназванным методикам составляет и разработанный нами курс по обучению детей чтению.

Разработка 4Braın

В подготовленном нами курсе мы собрали самую эффективную на наш взгляд информацию из большинства имеющихся методов, немного переработали и адаптировали ее для лучшего восприятия и, конечно же, систематизировали.

Кроме того, многие советы, упражнения, способы и рекомендации опробованы членами команды 4Brain на личном опыте. Поэтому если у вас есть желание познакомиться с полноценным инструментом, который помог бы вам научить свое дитя читать, а также, если вы не хотите тратить бесценные часы на поиски дополнительной информации и скрупулезное изучение каких бы то ни было методик, данный курс именно для вас.

Продолжайте знакомство с нашим курсом в третьем уроке мы более подробно побеседуем о том, на что следует обращать внимание, обучая детей чтению, и перейдем непосредственно к практике познакомим вас с одним из легких способов научить ребенка читать. А уроки с четвертого по десятый будут носить исключительно практический характер.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • + Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • — Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких мягкие.

  • + Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • — У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети проглатывают окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • + Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • — Побочный эффект методики Глена Домана проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • + Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • — Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти свой. Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

Живые буквы

Видеть и читать буквы интересно, брать буквы в руки еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как Зверобуквы и Читай-хватай.

Тайные письма

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву В как [вэ], а букву М как [эм] или [мэ]? Но когда вместо метро, ребенок скажет мэетэрэо, ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: В [в], М [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут? Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

1. Изучение букв.

Если ребенок плохо запоминает буквы, лучший способ их выучить это оживить их, создать яркую ассоциацию с каждой буквой. Вы можете сами с ребенком придумать, на что похожа та или иная буква, или воспользоваться разнообразными материалами из Интернета и современных азбук.

Например, яркие, запоминающиеся для детей образы букв можно найти в букваре Елены Бахтиной (в этой книге есть не только красочные картинки и рекомендации, как рассказать о каждой букве ребёнку, но и цветные шаблоны буквы из этого букваря можно вырезать и играть в них).

bukvare-eleny-bahtinoj.jpg

В Интернете для детей можно найти массу раскрасок с буквами, похожими на тот или иной предмет.

raskraski-s-bukvami.jpg

Также полезно в процессе изучения букв повторять короткие стихи, помогающие запомнить каждую букву:

Видишь хвостик на конце,Значит это буква Ц.

Буква Б как бегемот У нее большой живот!

Г похожа на гуся Изогнулась буква вся.

Д высокий с крышей дом! В этом доме мы живем.

А бедняжка буква Ы Ходит с палочкой, увы!

В своей работе я пользуюсь различными напоминалочками, котырые ассоциируются у детей с той или иной буквой. Вы можете активно использовать их в домашних уроках или придумать свои.

5-14-e1462010617132.jpg

Очень полезно завести специальную тетрадку или альбом, в котором на каждом развороте будет жить выученная буква. В этом альбоме можно также учить ребенка писать, наклеивать с ним картинки со словами на нужную букву, вкладывать стихи и раскраски, создавая подборку материалов для каждой буквы. Детей очень увлекает процесс совместного творчества, поэтому активнее привлекайте их к созданию подобного альбома.

6-11-e1462010792740.jpg

7-11-e1462012941335.jpgДругой вариант смастерить дом для букв. Размер выбирайте любой: он может быть совсем небольшим, сделанным из пары картонных листов, или огромным, высотой с ребенка. Главное в нем специальные окошечки-кармашки для букв. В каждой квартире букводома поселите с ребенком букву. Для этого вам понадобятся картонные буквы, размером чуть меньше каждого окошка. Отмечайте любым способом, в каких квартирах уже есть жители, а какие пока пустуют.

Прикрепить уже изученные буквы снаружи на окошках (с помощью скрепок) и предложите ребенку разложить по окошечкам картинки со словами на изученные буквы. Например, угостите буквы: дайте ребенку изображения продуктов, которые он должен разнести по нужным квартирам: положить арбузабрикос в окошечко с буквой А, батон, баклажан в окошко с буквой Б, вафливиноград с буквой В и т.д.

Аналогично можно ходить в гости к буквам со сказочными персонажами (Буратино к букве Б, Дюймовочка к буква Д, Маугли к букве М и т.д.), одевать буквы (футболку отнести букве Ф, джинсы букве Д, штаны букве Ш и т.д.).

Главная цель в этой игре научить ребенка определять первую букву в слове и легко узнавать уже пройденные буквы.

Также отлично для изучения букв подходят различные лото и домино. Лото лучше использовать без картинок-подсказок, так обучение будет намного эффективнее. Такое лото легко можно сделать самим. Для этого подготовьте листы с 6-8 картинками на каждом и картонные карточки с нужными буквами. Пусть ребёнок тянет карточки, читает буквы и показывает у кого из игроков есть картинка на выпавшую букву.

8-8-e1462011144230.jpg

2. Складываем слоги.

Обучение ребенка складывать слоги может занять чуть больше времени, чем изучение букв. Ребенку придется много-много раз повторять различные слоги, прежде чем он освоит этот навык. Чтобы обучение было ему не в тягость, а в радость продолжаем с ним играть. Только сейчас играем в игры со слогами. Главная задача этого этапа научить ребёнка произносить две буквы слитно.

Помимо слоговых лото, которые можно сделать по тому же принципу, что и лото с буквами, вы можете использовать и другие самодельные игры для детей, чтобы научить их складывать слоги.

Игры-бродилки (дорожки).

Бродилки были и остаются одними из самых увлекательных игр для детей. Чтобы смастерить такую игру со слогами, возьмите игровое поле от любой настольной игры. Впишите в пустые клеточки/кружочки различные слоги (вписывайте больше тех, которые ребёнку даются с трудом). Затем играйте по обычным правилам: кидайте кубик и идите по клеточкам, читая, что на них написано. Так ребёнок сможет читать достаточно длинные дорожки со слогами, которые он одолел бы в обычном букваре с большим трудом.

igra.jpg

По аналогии с играми-бродилками можно изготовить различные трассы со слогами, на которых будут соревноваться различные транспортные средства: кто без ошибок и как можно скорее проедет дорожку. Для этого вам понадобится картон / ватман, на котором будет нарисована трасса со слогами, и игрушечные машинки / грузовики /поезда / самолетики. Помните, что детей очень легко увлечь, добавив на занятиях соревновательный момент.

Игры Магазин и Почта.

Подготовьте монеты кружочки с написанными слогами, а также товары картинки с продуктами / вещами, которые начинаются на эти слоги. Вы играете сначала за продавца: предлагайте ребенку что-нибудь у вас купить с условием, что он предложит правильную монету за выбранный товар (например, капусту он сможет приобрести за монету со слогом КА, киви за монету со слогом КИ, кукурузу за монету со слогом КУ и т.д.).

11-8-e1462011458593.jpg

Потом можете поменяться ролями: вы покупатель, ребенок продавец. Он должен внимательно следить, правильно ли вы даете монеты за выбранный товар. Иногда ошибайтесь, пусть ребенок вас поправляет. Покупателем также может быть любая игрушка, предложите ребенку научить ее правильно называть монетки со слогами.

Очень похожая игра Почта, только вместо монет вы готовите конверты со слогами, а вместо товаров картинки с животными или сказочными персонажами. Ребенок будет почтальоном, он должен по первому слогу, написанному на конверте, догадаться кому нужно доставить письмо. В этой игре лучше всего читать слоги, начинающиеся на одну и ту же согласную, чтобы ребенок не угадывал адресата по первой букве.

12-5-e1462011522130.jpg

Домики со слогами.

Нарисуйте несколько домиков, на каждом напишите один слог. Разложите домики перед ребенком. После чего возьмите несколько фигурок человечков и, называя имя каждого из них, предложите ребёнку угадать кто в каком доме живет (Васю нужно поселить в домике со слогом ВА, Наташу со слогом НА, Лизу со слогом ЛИ и т.д.).

13-5-e1462012794705.jpg

Другой вариант этого задания: пусть ребенок сам придумает имена человечкам, расселит их по домикам и на каждом из них напишет первый слог имени.

Игра Составь слог из половинок.

Подготовьте картонные карточки со слогами, разрежьте их на две равные половинки по горизонтали. Эти пазлы ребёнок должен сложить и назвать получившиеся слоги.

14.png

Игра Закончи слово.

Возьмите несколько карточек со словами из двух слогов (например, ПЕРО, ВАЗА, ЧАСЫ, РЫБА). Слева от картинки положите первый слог слова. Вам нужно четко прочитать его, а ребенок должен выбрать правильно последний слог. Перед ребенком раскладывается 3-4 варианта возможных окончаний.

15.png

Больше игр для обучения чтению по слогам в статье по ссылке.

3. Читаем слова и предложения.

Обучение чтению слов (и затем предложений) предполагает уже активную работу дошкольников с книгами, но это не значит, что мы перестаем играть на занятиях. Напротив, разбавляйте обучение играми как можно чаще, переключайтесь с одного вида деятельности на другой, чтобы ребенок меньше уставал и обучение шло эффективнее. Помните: мало научить ребенка читать, важно привить ему любовь к чтению. Какие же игры можно предложить родителям дошкольников на этом этапе обучения чтению.

Поиск загаданных слов.

Выложите перед ребенком дорожку из слов. Предложите ему выбрать только съедобные слова (или то, что бывает зеленого цвета / то, что имеет круглую форму / только живые слова и т.д). Если дорожка длинная, можете читать слова по очереди с ребенком.

16-3-e1462012011652.jpg

Следы со словами.

Разложите по комнате вырезанные следы со словами (можно обычные листы). Предложите ребенку пройти из одного конца комнаты в другой по этим следам: передвигаться дальше можно, только прочитав слово, на котором стоишь. Ребёнок ходит по ним сам или своей любимой игрушкой.

17-3.jpg

Игра Аэропорт или Парковка.

В этой игре тренируем внимательность дошкольников. Подготовьте несколько карточек с очень похожими словами, чтобы ребенок не угадывал слова, а внимательно читал их до конца (например РОТ, РОГ, РОСТ, РОГА, РОЗА, РОТА, РОСА). Разложите карточки по комнате. Это будут разные аэропорты / парковочные места. Ребенок берет в руки самолетик (если вы играете в аэропорты) или машину (если у вас парковка), после чего вы громко и четко называете куда именно ему нужно приземлиться / припарковаться.

Цепочки слов, у которых меняется только одна буква.

Подготовьте листы бумаги или мольберт. Начинайте писать цепочку слов по одному у каждого последующего слова меняйте только одну букву, это будет тренировать у ребенка внимательное, цепкое чтение.

Примеры таких цепочек:

  • КИТ КОТ РОТ РОС НОС НЁС ПЁС.
  • ДОСКА ДОЧКА НОЧКА ПОЧКА ПОЧКИ БОЧКИ БОЧКА КОЧКА.

Игры с мячом, с любимыми игрушками, в школу, больницу или в детский сад все это включайте в процесс обучения чтению. Придумывайте активно игры сами. Учитывайте то, чем интересуется ребенок, и используйте это, когда садитесь с ребенком читать. Дочка любит принцесс? Катайтесь на карете по дорожкам с буквами / слогами / словами. Сын обожает супер-героев? Сделайте учебную трассу для его любимого персонажа. Предложите ребёнку поиграть в школу и научить его плюшевого мишку скаладывать две буквы в слог.

Меняйте игры, внимательно следите что нравится ребёнку, а от чего он быстро устает, и тогда обучение будет в радость вам и ему!Помните, что заинтересовать дошкольников совсем нетрудно, они обожают играть и сами с удовольствием помогут вам придумывать новые игры в процессе обучения.

Филолог, учитель русского языка и литературы,педагог дошкольного образования Светлана Зырянова

Источники:

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-bystro-i-pravilno-nauchit-chteniyu-rebenka.html
  • https://tsvetyzhizni.ru/detki/effektivnye-i-prostye-metodiki-obucheniya-chteniyu.html
  • https://4brain.ru/kidread/metod.php
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • http://MaryPop.ru/doshkolnik/obuchenie-gramote/obuchenie-chteniyu-doshkolnikov-v-igrovoj-forme.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит