Одними из первых познаний человека о природе является знакомство с растительным и животным миром. Малыш запоминает, как говорят животные, где живут, чем питаются.
Как только ребёнок начинает произносить первые слова, родители учат его: Это кошка, она говорит мяу, а это му корова. Постепенно кругозор ребёнка расширяется, его начинают волновать более сложные вопросы о животных.
Задача родителей своевременно предоставлять информацию малышу в соответствии с его возрастом.
Для самых маленьких можно подобрать короткие яркие мультфильмы о том, как говорят животные, найти картинки. Детям постарше уже можно предложить интересные игры. Например, изображать и отгадывать разных зверей. Школьникам будут интересны увлекательные викторины.
Викторина Домашние и дикие животные. Для детей 6-9 лет
- Этот зверь очень большой, примерно 2 м высотой и весом 350 кг. Уши и хвост его небольшие. Всю зиму спит в своей берлоге, просыпаясь лишь весной. (Медведь)
- Может ли пингвин летать? (Нет)
- Зубы у этого домашнего животного растут на протяжении всей жизни. (Кролик)
- Детёныш какого животного при родах может упасть с высоты 2-3 метра и при этом не пострадать? (Жираф)
- Как иначе называется большая панда? (Бамбуковый медведь)
- Для чего у крота ладошки вывернуты наружу? (Чтобы рыть землю)
- Назови детёныша барана и овцы. (Ягнёнок)
- С этим лесным зверьком в одной норе может ужиться лиса. (Барсук)
Животные для детей должны быть доступны не только в теории, но и на практике. Представьте малышу возможность лицезреть их в настоящем виде, а не на картинке. Посетите зоопарк или ферму.
Совет: Если изобразить лай собаки или мурлыканье кошки довольно легко, то вопрос о том, как говорят животные леса или, например, саванны, может поставить вас в тупик.
Даже если вы знаете как трубит слон, вряд ли вы сможете изобразить этот звук. Тогда на помощь могут прийти различные аудиозаписи, подберите как можно больше и разнообразнее.
А ещё детям, наверняка, будет интересно узнать, как говорят животные на других языках мира. Да-да, даже эти звуки жители каждой страны воспроизводят по-разному (хоть и слышат одно и то же). Например, в Англии свинья не хрюкает, а произносит оинк, турецкая собака говорит хов-хов, а итальянский петух чикчиричи.
О домашних любимцах
Если для большинства взрослых кошка или собака это просто домашние питомцы, то для детей животные являются товарищами, фраза братья наши меньшие звучит для них в буквальном смысле. В общении с животными ребёнок учится доброте, ответственности, заботе, отзывчивости, становится более раскрепощённым.
Какие домашние животные для детей подходят, а какие нет? На этот вопрос нет однозначного ответа, он требует индивидуального подхода. Понятно, что вы не приведёте в дом корову или лисицу. Но если у ребёнка аллергия, то и самая безобидная кошечка будет весьма опасна. Это первое, на что любой родитель должен обратить внимание.
Кроме того, выбирая питомца, учитывайте темперамент и характер ребёнка.
Для легковозбудимых и эмоциональных малышей лучше всего подойдут рыбки в аквариуме. Наблюдая за ними, малыш не только успокоится, но и укрепит зрение. Замкнутым и малообщительным детям раскрепоститься помогут собаки. Только стоит повнимательнее подойти к выбору породы: бойцовские агрессивные животные не подойдут для семей, где есть ребёнок. Не стоит выбирать мопсов и пуделей, хоть они и безобидны, но зато очень ревнивые.
Также подумайте, прежде чем завести малышу хомячка или морскую свинку. У этих милых созданий довольно короткий срок жизни. Привязавшись к питомцу, ребёнок испытает стресс из-за его смерти.
Полезный совет для родителей, у чьих детей наблюдаются проблемы с речью: заведите малышу говорящего попугая.
Попытки научить птицу разговаривать благотворно скажутся на его собственной дикции. Да и вообще, специалисты считают, что любая птица способна укрепить нервную систему, улучшить настроение, а милое щебетание способно даже избавить человека от многих болезней.
Совет для родителей ребёнка с ДЦП (или заболеваниями опорно-двигательного аппарата): хотя бы 2-3 раза в месяц водите своё чадо в школу верховой езды. Иппотерапия достаточно эффективна.
Экологическое развитие и воспитание детей не менее важно, чем любое другое. Его зачатки закладываются с ранних лет, когда ребёнок только учится разговаривать.
Среда обитания животных
Дикие животные обитают в условиях естественной среды и заботятся о себе сами. Они сами обустраивают себе жилища, сами добывают пищу и спасаются от врагов. Со времени появления на Земле животные видоизменялись и приспосабливались к тем условиям, где они жили. Они заселили все уголки планеты. Среди них есть и рогатые и крылатые, яркой окраски и незаметные. Они по-разному питаются и по-разному двигаются. Дикие животные обитают в лесах, на лугах, полях, болотах, а также в океанах, пустынях, горах. Они живут в разных климатических условиях: там, где очень жарко, и там, где холодно, но всех их объединяет то, что они питаются другими живыми организмами. Пищей для белки (рис. 1) служат орехи, грибы, ягоды.
Рис. 1. Белка (Источник)
Слоны (рис. 2) съедают за день до 150 кг зеленых растений.
Рис. 2. Слон (Источник)
Бурый медведь (рис. 3) лакомится и рыбой, и ягодами.
Рис. 3. Бурый медведь
Хищники и способы их питания
Добывать пищу животным помогают зубы. Самыми удачливыми животными являются хищники. У них очень сильные челюсти и большие клыки (рис. 4, 5).
У хищных птиц загнутые клюв и когти (рис. 6).
Рис. 6. Ястреб (Источник)
Некоторые животные, такие как гадюки, имеют большие ядовитые зубы (рис. 7). Когда змея спокойна, зубы складываются у нее на нёбе, а когда она нападает, они распрямляются и впиваются в тело жертвы. Отправляясь на прогулку в лес, нужно помнить о мерах предосторожности, надевать всегда высокую закрытую обувь.
Рис. 7. Зубы гремучей змеи (Источник)
Самые страшные зубы имеет акула (рис. 8). Зубы у нее располагаются в несколько рядов и их могут быть сотни. Растут зубы у акул всю жизнь, и, если хищница теряет их, на их месте отрастают новые. Зубы у акул часто бывают треугольной формы. В жарких странах нужно всегда быть осторожными, так как иногда мелкие акулы могут заплывать на мелководье и быть очень опасными для купающихся.
Рис. 8. Акула (Источник)
Чтобы поймать себе обед, хищники должны быть сильными и проворными. Например, хамелеон ловит насекомых своим длинным клейким языком, львица за счет быстроты и неожиданности (рис. 9, 10).
Полоски тигру нужны не для красоты, а чтобы хорошо маскироваться среди листвы, а белого медведя тяжело заметить на льду. У рыси и совы в темноте расширяются зрачки, кроме того, у них хороший слух, и это позволяет им хорошо охотиться ночью (рис. 11).
Рис. 11. Рысь ночной хищник (Источник)
Лисица и волк находят своих жертв по запаху. Морские звезды тоже хищники. Питаются они моллюсками. Рот у них находится посредине брюшка. Звезда обхватывает моллюска своими лучами, присасывается к раковине и раздвигает створки. Даже человеку приходится прилагать усилия, чтобы с помощью ножа открыть раковину, а морские звезды открывают их легко (рис. 12).
Рис. 12. Морская звезда (Источник)
Хищники встречаются среди зверей, птиц, морских обитателей.
Способы защиты от хищников у животных
Природа хорошо позаботилась и о тех, кто прячется от хищников. Некоторых она наградила прекрасным оружием: кто-то умеет маскироваться, кто-то убегает или зарывается в песок. Все животные обладают инстинктом самосохранения и чувствуют приближающуюся опасность.
Панцирь помогает укрыться от опасности черепахам и броненосцам (рис. 13, 14).
Иглы помогают морским ежам уберечься от опасности, в то же время отдыхающим нужно внимательно следить за тем, чтобы не наступить на такое животное. Яд в иглах или щупальцах некоторых таких ежей, например у токсопнеустеса, является смертельно опасным. Иглами защищается и дикобраз. При нападении врага он сначала предупреждающе топает лапами, стучит иглами и только потом набрасывается на нападающего (рис. 15, 16).
Ядовитые вещества способны при попадании в организм вызывать нарушение его работы или смерть. Ядовитым называют организм, который вырабатывает или накапливает такие вещества. Ядовитость очень распространена в природе. Встречаются ядовитые змеи, медузы, лягушки и насекомые. Даже укусы пчелы или осы могут принести человеку массу неприятностей.
Некоторые животные защищаются от хищников рогами. Это, например, буйволы (рис. 17), антилопы или олени. Носорог защищается своим рогом. Рога у животных служат не только для самозащиты, но и для проверки силы самцов в борьбе за самку. Некоторые из животных сезонно сбрасывают свои рога, а потом у них отрастают новые, как у вилорога или оленей.
Рис. 17. Буйвол (Источник)
Обмануть врагов помогает раскраска или форма тела (рис. 18), заяц убегает, ящерица оставляет хвост, а белка прячется в дупло.
Рис. 18. Бражник мертвая голова (Источник)
Истребление человеком животных
Многих животных человек истреблял на протяжении истории и делает это до сих пор. Еще древние люди охотились на слонов из-за их бивней, носорогов истребляли ради их рогов, а моржей из-за клыков. Некоторые виды животных, взятых под охрану, разводят в заказниках и заповедниках, чтобы сохранить на Земле как вид.
Как живут животные?
В мире животных существуют свои границы. Тот, кто живет в лесу, не может обитать в пустыне. Леопарды, например, живут одиночками (рис. 19), а волки стаями (рис. 20), львы прайдами (группами с одним самцом и несколькими самками (рис. 21)), зебры стадами (рис. 22).
Рис. 19. Леопард-одиночка (Источник)
Рис. 20. Стая волков (Источник)
Рис. 21. Прайд львов (Источник)
Рис. 22. Стадо зебр (Источник)
Существуют определенные зоны, в которых животные сосуществуют вместе, например саванны в Африке. Там проживают и жирафы, и тигры, и гиены и бегемоты, и зебры. Главным их врагом остается человек-охотник.
Питание животных
Поиск пищи одна из главных забот диких животных, потому в природе сложились специфические цепи питания. Некоторые животные делают запасы, которые помогают им пережить суровые времена. Леопард затаскивает свою добычу высоко на дерево, лиса прячет в земле, крот делает кладовые в своих лабиринтах, у верблюдов запасы всегда в горбах. В природе существует равновесие. Нельзя истреблять хищников, чтобы спасти жизнь тем, на кого они охотятся. Как правило, погибают слабые и больные, а сильные и здоровые выживают.
Приспособленность животных к различным природным условиям
Животные, обитающие в более холодных условиях, приспособились по-своему: барсуки и медведи залегают в спячку (рис. 23).
Рис. 23. Барсук в норе (Источник)
Еж тоже засыпает в норе на зиму, летучие мыши в пещерах заворачиваются в свои крылья (рис. 24).
Рис. 24. Летучие мыши (Источник)
Бурые медведи по-настоящему не спят, и, если наступает оттепель, такие медведи-шатуны вылезают из берлоги. В морозы медведица рожает медвежат и кормит их молоком. Кроме них только птица клёст не боится выводить птенцов в морозы среди густых ветвей елей (рис. 25).
Рис. 25. Клёст (Источник)
Существуют и рыбы, которые мечут икру в морозные месяцы. Например, рыба налим (рис. 26).
Рис. 26. Рыба налим (Источник)
Результаты воздействия человека на природу
Почему популяция некоторых животных постепенно уменьшается? Виной всему человек и его деятельность. Он даже создал Красную книгу, в которую заносятся исчезающие виды животных и растений. Туда же внесены и животные, полностью истребленные человеком: дронт (рис. 27), морская корова.
Рис. 27. Дронт птица истребленная человеком (Источник)
Все меньше становится амурских тигров и белых медведей, потому что человек на них охотится. Там, где человек построил города, провел железные дороги, когда-то были луга и леса и обитали дикие животные, которым пришлось уйти. Диких животных нельзя забирать на воспитание домой, потому что им нельзя будет создать такие же условия, как в дикой природе, животные будут болеть и даже могут погибнуть. Прирученных человеком животных нельзя выпускать в дикую природу, потому что они не будут знать, кто является их врагами, не смогут построить себе жилище и не смогут отыскать себе пищу. Дикие животные нуждаются в защите человека, как и домашние. Нужно помнить, что в природе нет лишних и ненужных животных. Даже такие вредные для человека насекомые, как комары, нужны тем, кто ими питается. Мыши пища для лисиц и сов. Каждый должен помнить, что нельзя разорять жилища диких животных, нельзя разводить в лесу костры, и именно от человека зависит то, какие соседи будут жить рядом с ним в дикой природе.
Список литературы
- Плешаков А.А., Окружающий мир. Учеб. и раб. тетр. для 1 кл. нач. шк., часть 2. Просвещение, 2011.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1 кл. нач. шк. Баласс.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. ВЕНТАНА-ГРАФ.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Zoologia.poznajvse.com (Источник).
- Bird.geoman.ru (Источник).
- Zoopicture.ru (Источник).
Домашнее задание
- Какие виды вымерших животных вы знаете? Поищите их в сети Интернет, запишите.
- Придумайте несколько загадок о животных или птицах.
- Какие вы знаете способы выживания, которые используют дикие животные? Как внешний облик животного помогает ему скрываться или охотиться?
- *Используя материалы сети Интернет, попробуйте провести классификацию таких видов как лиса, тигр, морская звезда, голубь, указав вид, отряд, семейство, класс, к которым принадлежат эти животные.
- https://detki.guru/razvitie-rebenka/dikie-i-domashnie-zhivotnye-ih-znachenie-v-razvitii-rebyonka.html
- https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/dikie-zhivotnye-bezopasnoe-povedenie-s-zhivotnymi