Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

hello_html_6180f244.png

hello_html_5dca0cc8.jpg

hello_html_m1884e321.jpghello_html_69e642d.jpghello_html_10c70a6f.jpghello_html_m52bf61bf.jpg

hello_html_m1884e321.jpg

hello_html_69e642d.jpg

hello_html_10c70a6f.jpg

hello_html_m52bf61bf.jpg

hello_html_m5573afe6.jpg

hello_html_314494e2.jpg

если за 1 минуту ребенок так и не смогничего придумать.

если в рассказе используется 2-3 персонажа;

— если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками;

баллами если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

очень высокий;

    1. балл очень низкий.

http://nash-klass64.ucoz.ru)

hello_html_6180f244.png

hello_html_6180f244.png

hello_html_6be6a6de.jpg

hello_html_6180f244.png

hello_html_348ff2.jpg

hello_html_m50eb2789.jpg

Слова:

баллами если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

0-2 балл очень низкий.

hello_html_5dca0cc8.jpg

hello_html_m1884e321.jpghello_html_69e642d.jpghello_html_10c70a6f.jpghello_html_m52bf61bf.jpg

hello_html_m5573afe6.jpg

hello_html_314494e2.jpg

hello_html_6be6a6de.jpg

hello_html_348ff2.jpg

hello_html_m50eb2789.jpg

Проведение диагностики мышления дошкольников и младших школьников

Изображения такого типа предлагаются ребёнку для поиска нелепиц

Обследовать по методике Нелепицы можно детей с четырёх лет. Тестирование проводится индивидуально, порядок его организацииследующий:

  1. Ребёнку предлагаетсярассмотреть картинку с нелепыми предметами и явлениями, изображёнными на ней (например, кошка, свившая гнездо на дереве; гусь, привязанный цепью к собачьей будке, и так далее).
  2. При рассматривании картинок дошкольник (или младший школьник) получает такую инструкцию:Внимательно изучи изображённоена рисунке и определи, всё ли правильно здесь нарисовано. Если, по твоему мнению, что-то неправильно, то расскажи, что неверно на картинке,и объясни, почему ты так считаешь. Потом опиши, какдолжно быть на самом деле.

Последовательность выполнения теста ребёнком должна точно соответствовать рекомендациям: сначала найти то, что представлено неправильно, а потом рассказать, какоеизображение было бы верным.

Ребёнку отводится всего три минуты на поискнеточностей на картинке,их объяснениеи исправление.Чем больше тестируемый найдёт нелепостей, тем лучше. Для получения наивысших баллов за выполнение задания испытуемому нужно найти семьошибок в изображении.

Если становится заметным то, что ребёнку тяжело справиться с заданием, то можно подтолкнуть его к верному решению с помощью побуждающих вопросов (Как ты думаешь, такое могло бы случиться на самом деле?, Может быть, что-тотебя рассмешило на картинке? и так далее).

Файл: Стимульный материал для проведения теста

Картинки для тестирования Нелепицы

Обработка и интерпретациярезультатов

Важно не только оценить правильность выводов ребёнка, но и обратить внимание на его манеру объяснять

Начиная анализировать результаты выполнения теста ребёнком, необходимо принять во внимание такие критерии:

  • правильность нахождения нелепых предметов и явлений;
  • степень понимания нелогичности того, что нарисовано;
  • стратегия анализирования картинки;
  • присутствие юмора в процессе работы с изображением.

Результаты деятельности тестируемого оцениваются по десятибалльной шкале, причём выше четырёх баллов и сама четвёрка ставится лишь в том случае, когда ребёнок за отведённые три минуты полностью выполнил первую часть инструкции. Это значит, что испытуемый определил все семь нелепиц, но не успел назвать илипредложитьправильные варианты того, как должно быть.

Баллы выставляются следующим образом:

  • 10 в отведённый временной период (180 секунд) ребёнок не только успевает заметить все семь нелепостей, но и даёт толковое объяснение этим моментам и рассказывает, какой правильный вариант должен быть изображён на картинке;
  • 89 количество замеченных несуразностей также максимальное, но тестируемый не может объяснить характеродного, двух или трёх неправильных предметов или явленийили описать, как должно быть приверном раскладе;
  • 67 схема оцениванияаналогична описанной в предыдущем пункте, но в этом случае отсутствуют объяснения и описания уже трёх или четырёхнелепиц;
  • 45 все несуразности найдены, но ребёнок не может аргументировать своё мнение и описать, какой вариант был бы верен;
  • 23 испытуемомуоказалось не по силамнайтибольше четырёх или пятинелогичных моментов, за отведённое время он не успевает назвать всё, до объяснений дело не доходит вообще;
  • 01 за контрольные три минуты испытуемый смог увидеть меньше четырёх нелепиц.

По итогамвыставления баллов определяется и уровень развития. Очень высокому соответствуют 10 пунктов, высокий характеризуется89 баллами, о среднем уровне можно говорить, если показателив пределах 47 пунктов, 23 балла низкий уровень, 01 очень низкий.

В дальнейшем упражнения с использованием картинок для методикимогут использоваться в качестве коррекционногоинструмента в работе с детьми, у которых будут диагностированы проблемы в развитии мышления.

Используя методику Нелепицы, можнодать оценку образно-логического мышления испытуемого. Этот тест позволяетопределить готовность малыша к школе, а также скорректировать работу с уже обучающимся ребёнком, если во время диагностики он показал не самый лучший результат.

Дети с УО не понимают смысл задания, хаотично перекладывают части картинки. К 5 6 годам эти дети способны собрать картинку, разрезанную на 2 4 части, но для этого им необходимо показать уже сложенное изображение. Если части лежат в перевёрнутом виде, то складывание вызывает большие трудности. Только после показа и совместного со взрослым выполнения они начинают собирать картинку самостоятельно. Однако для некоторых из них составление картинок из четырёх частей остаётся в этом возрасте недоступным.

1 балл не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения.

2 балла принимает задание, но условия задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения.

3 балла принимает и понимает цель задания, выполняет методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб.

4 балла принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

Методика Разборка и складывание пирамидки

Автор: С.Д. Забрамная

Апробация:

Цель: задание направлено на умение ребёнка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величинудетей с 3 лет.

Стимульный материал: пирамидка из 6 колец для детей с 4 лет (для детей 3 лет 4 кольцовая), кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку разобрать пирамидку. Если ребёнок не действует, взрослый начинает разбирать её сам и привлекает ребёнка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребёнку, как надо подбирать колечки по размеру: Надо брать каждый раз большое колечко. Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребёнку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

1 балл не понимает цель, действует неадекватно.

2 балла понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.

3 балла понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания.

4 балла понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.

Методика Достань ключик

Автор: Е.А. Стребелева

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление уровня развития наглядно действенного мышления детей 5 6 лет.

Стимульный материал: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку, затем говорит: Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи, как надо достать ключик.

Инструкция обработки: принятие и понимание заданного решения задачи в наглядно действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

1 балл не принимает задание.

2 балла принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения (Не знаю).

3 балла принимает задание, пытается решить задачу в наглядно образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображённые на картинке.

4 балла принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображённую на картинке, воспринимает её как целостную, понимает взаимосвязь всех изображённых предметов и решает задачу в наглядно образном плане.

Методика Счёт

Автор: С. Забрамная

Апробация:

Цель: задание направлено на выявление у ребёнка количественных представлений, умение ребёнка выполнять счётные операции в умственном плане, т. е. уровень развития наглядно образного и элементов логического мышления детей 5 лет.

Стимульный материал: 15 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: первый вариант: перед ребёнком кладут 15счётных палочек и просят его взять пять палочек. Далее ребёнку предлагают запомнить, сколько у него палочек, и закрыть их экраном. За экраном взрослый отнимает три палочки, показывает ребёнку это количество и спрашивает: Сколько там осталось палочек?. После ответа ребёнка взрослый показывает две палочки, кладёт их за экран к предыдущим двум палочкам. Не отрывая экрана, спрашивает у ребёнка: Сколько там палочек?;

Второй вариант: если ребёнок отвечает правильно, ему предлагают устную задачу: В коробке лежало четыре карандаша, два из них красные, остальные синие. Сколько там было синих карандашей?. При затруднении проводится обучение.

Обучение: первый вариант: взрослый уменьшает количество палочек сначала в пределах четырёх, а если ребёнок затрудняется, то и до трёх. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается);

Второй вариант: ребёнку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу. Взрослый повторяет условие задачи о карандашах и предлагает ребёнку решить задачу, используя палочки. Если ребёнок задачу решил, можно предложить аналогичную задачу: У девочки было четыре воздушных шарика, осталось два. Сколько лопнуло шариков?

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трёх по слову, по подражанию, умение выполнять счётные операции по представлению.

1 балл действует с палочками, не ориентируясь на задание.

2 баллазадание принимает, но количественные представления сформированы на самом элементарном уровне может выделить только в пределах трёх из множества, счётные операции по представлению не выполняет.

3 балла задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти действенным путём (дотрагивается пальцем до каждой палочки), выполняет счётные операции по представлению в пределах трёх, задачу решить не может.

4 балла задание принимает и понимает цель, пересчитывает палочки в пределах пяти зрительным путём, выполняет счётные операции в пределах пяти, решает предложенные задачи.

Методика Конструирование

Автор: С. Забрамная

Апробация:

Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу, обучаемость детей с 4 лет.

Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

1 балл не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую либо постройку, но данный образец не строит.

3 баллапринимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи.

4 балла принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

Методика Рисование (дом, дерево, человек)

Автор:

Апробация:

Цель: принятие задания, интерес к рисованию, анализ рисунков основные части в изображении предметов, использование цвета в рисунках.

Стимульный материал: цветные фломастеры, карандаши, бумага.

Проведение обследования: ребёнку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет дом. После этого просят нарисовать человека, а затем дерево. Обучение не проводится.

Инструкция обработки: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

1 балл не принимает задание, карандаш или фломастер и не использует по назначению.

2 балла принимает задание, рисует только элементы этих предметов, рисует одним карандашом все предметы.

3 балла принимает задание, рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи).

4 балла принимает задание, с интересом его выполняет, задаёт вопросы, рассказывает, что будет рисовать или что рисует, в рисунках отмечаются основные части и детали, использует различные цвета, у человека выражено представлен пол.

Методика Цветные кубики

Автор: Е. А. Стребелева

Апробация:

Цель: выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

Стимульный материал: цветные кубики семи цветов: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных, 2 синих, 2 белых, 2 голубых, 2 розовых.

Проведение обследования: перед ребёнком ставят цветные кубики и просят показать кубик определённого цвета: Покажи, где красный, синий, зелёный. Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребёнок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребёнка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т. е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом названием, повторив при этом цвет два три раза: Покажи, где жёлтый, вот жёлтый. Найди, где жёлтый.

Инструкция обработки: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

1 балл задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла принимает задание, сличает два три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову названию.

3 балла принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два три цвета, но не называет.

4 балла принимает задание, выделяет цвет по слову названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

Результаты психолого-педагогического обследования

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Первую группу (10 12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать неадекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Во вторую группу (13 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт с взрослыми, действуют без учёта свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определённого искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем отказ от выполнения заданий. В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности. Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.).

Третью группу (24 33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают с взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно, во многих случаях, они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвёртую группу (34 40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практической ориентировки, а в некоторых случаях и на уровне зрительной ориентировки. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Источники:

  • https://infourok.ru/diagnostika-i-korrekciya-poznavatelnih-processov-mladshih-shkolnikov-846097.html
  • https://paidagogos.com/metodika-nelepitsyi-pomoshh-v-issledovanii-myishleniya-detey.html
  • http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/metodika-nelepicy/
  • https://infourok.ru/diagnostiki-dlya-izucheniya-poznavatelnih-processov-u-mladshih-shkolnikov-2548450.html
  • http://www.psmetodiki.ru/index.php/mladshie-shkolniki/poznavatelnoe-razvitie/128-diagnostika-urovnya-logicheskogo-myshleniya-nelepitsy-r-s-nemov

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит