Диагностические методики и результаты

Графический диктант (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер).

Диагностические возможности:

  • выявление уровня сформированности умения действовать по правилу и указанию взрослого;
  • выявление уровня сформированности умения принимать учебную задачу и сохранять учебную задачу (осуществлять конторльно-оценочные действия);
  • выявление уровня сформированности пространственной ориентировки;
  • выявление уровня софрмированности мелкой моторики.

Материал:

  • лист бумаги в клетку, на котором стоят четыре точки (при этом от края левого отреза отступ — 4 клетки, а от края верхнего отреза и между точками 7 клеток).

Этапы проведения исследования.

  1. Мотивационный этап.
  • Вы пришли в школу. В школе вы будете учиться рисовать красивые узоры и писать буквы и цифры. Сейчас мы с вами тоже будем рисовать разные узоры. Для этой работы вам понадобятся карандаш и листок в клеточку, на котором стоят четыре точки.
  1. Ориентировочный этап.

Инструкция:

  • Давайте поучимся рисовать красивые узоры
  • Я буду говорить вам, как проводить линию, а вы рисуйте то, что я диктую.
  • Вы помните, где у вас правая рука. Вытяните ее в сторону. Куда она показывает? (На дверь).
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери.
  • На что показывает левая рука? (На окно).
  • Правильно. Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы проведете ее по направлению к окну.
  • Теперь посмотрите на свой листок. Где верхний край листа? Проведите по нему пальцем
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию вверх, вы будете ее проводить в сторону верхнего края листа.
  • Где нижний край листа? Проведите по нему пальцем
  • Значит, когда я скажу, что надо провести линию вниз, вы будете ее проводить в сторону нижнего края листа.
  • Я буду говорить, не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины в 1 или 2 клеточки. Рисуйте только то, что я скажу. Когда проведете линию, остановитесь и ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где закончили предыдущую

Тренировочный узор.

  • 1 клетка — вверх. 1 клетка — направо. 1клетка вниз. 1 клетка направо. 1 клетка — вверх. 1 клетка — направо. 1клетка вниз. 1 клетка направо. 1 клетка вверх. А теперь сами нарисуйте дальше узор, который у вас получается

Детям необходимо помочь довести узор до конца строчки, главное, чтобы он понял инструкцию. При выполнении следующих узоров не дается никаких дополнительных указаний. Ошибки не исправляются. Когда узор доведен до конца строки, начинают диктовать следующий.

После третьего узора желательно провести физкультминутку.

  1. Контрольный этап (см. приложение).
  2. Оценочный этап.

Диктовочная часть узора и выполненная самостоятельно оцениваются отдельно. Первая оценка указывает на умение ребенка принимать учебную задачу, вторая на умение сохранять учебную задачу.

К концу 7-го года жизни, когда до поступления в школу остается 2-3 месяца. о хорошем уровне ориентации на указание взрослого свидетельствует балл не ниже 7. Если до поступления в школу еще больше полугода, то вполне достаточно и 5 баллов.

Оценка самостоятельного продолжения узоров, как правило, бывает несколько ниже. В качестве оринетировочной нормы можно указать 5 баллов для периода непосредственно предшествующего поступлению в школу, и 4 балла за полгода до поступления в школу.

Если часть узора, выполненная самостоятельно не соответствует тому, что диктовалось, но повторяет узор, выполненныйребенком под диктовку, считается, что узор выполнен без ошибок.

Шкала оценки

0 ошибок 4 балла

1-2 ошибки 3 балла

3-4 ошибки 2 балла

более 5 ошибок 0 баллов

Повторяющиеся ошибки считаются как одна ошибка.

Уровни:

Высокий 10-12 баллов

Средне-высокий 7-9 баллов

Средне-низкий 4-6 баллов

Низкий 0-3 балла

Оценка остальных параметров (пространственной ориентировки и мелкой моторики) осуществляется отдельно.

Методика Беседа о школе (Т.А.Нежнова).

Диагностические возможности:

  • выявление уровня мотивационной готовности к школе, сформированности внутренней позиции школьника.

Материал:

  • стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти пар геометрических фигур (попарноодинаковых)

Процедура проведения.

Инструкция:

  • Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия других стран? (Дети называют страны, а экспериментатор оценивает общую активность детей, особенности привлечения внимания взррослого, выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно, скованно, растерянно).
  • Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут разные дети. Но в одном эти страны похожи друг на друга везде есть школы, в которых учатся дети Вот только школы в этих странах также разные. Так, например, в Англии есть две школы (на доске рисуются или показываются нарисованные два одинаковых круга). В этой школе (показывается один из кругов) дети рисуют только цветными карандашами. А в этой школе (показывается другой круг) дети рисуют карандашами, фломастерами и красками. Как вы думаете, в какой школе учиться лучше?.. (Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в средине крута, обозначающего школу, которая, по его мнению, лучше).
  • В Японии есть две школы (на доске рисуется два эллипса). В этой школе (показывается один из эллипсов) детям на перемене дают лимонад. А в этой школе (показывается другой эллипс) капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете в какой школе лучше?..
  • Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто, что сказал. Давайте сделаем так: положите перед собой листочки так, чтобы квадратики были сверху. (Экспериментатор дает каждому стимульный бланк с фигурами). Возьмите ручки. Я буду рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту школу, которая ему нравится.

А Б

1. Уроки чтения, письма и математики Рисование, физкультура, музыка, труд

— каждый день, а рисование, физкультура, — каждый день, а чтение, письмо,

музыка, труд 1 раз в неделю. математика 1 раз в неделю.

2. Дети должны вести себя по Нет специальных правил поведения,

определенным правилам. каждый поступает, как ему хочется.

3. Дети приходят в школу, К каждому ребенку отдельно

садятся в классы все вместе, учитель ходит домой и учит его

учительница их учит. одного всему, чему положено в школе.

4. Детей учит учительница. Детей учат мамы учеников по-очереди.

5. За хорошую учебу ставят отметки За хорошую учебу дают игрушки,

4 и 5, а за плохую 2. сладости, а за плохую ничего.

В конце работы детей просят подписать свои работы ( тех, кто сможет).

Интерпретация результатов.

Максимальный суммарный балл 5 баллов. Оценивается только левая колонка.

Основные этапы становления внутренней позиции школьника

(по Т.А.Нежновой).

1 этап. Наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентируется лишь на внешню, формальную сторону школьной действительности. Эта позиция — еще дошкольная (ребенок посещает школу, но при этом сохраняет дошкольный образ жизни).

2 этап. Ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяет, в первую очередь, социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

3 этап. Полностью сформирована внутренняя позиция школьника. Она характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным.Выявляет умение внимательно слушать, точно выполнять указания взрослого, ориентироваться на листе бумаги, самостоятельно действовать по заданию взрослого. Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток. ЗаданиеПеред исследованием взрослый объясняет: Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке ( либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать. Первый узор тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам. Во время диктования нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание. Узор не обязательно продолжать на всю ширину страницы.В процессе выполнения можно подбадривать, но никакие дополнительные указания по выполнению узора не даются. Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор.Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки. Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор.Через 2 минуты следующее задание: Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор. Должны получиться следующие узоры:

Оценка результатовТренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор. Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, дрожащая линия, грязь не снижают оценку). Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки средний уровень. Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует. Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов задание выполнено хорошо. Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии низкий уровень выполнения. Подобные диктанты можно превратить в развивающую игру, с их помощью у ребенка развивается мышление, внимание, умение слушать указания, логика.

Источники:

  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/01/14/diagnosticheskie-metodiki-i-rezultaty

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит