Наверное, многим знаком фильм Усатый нянь 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 34 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 2025 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.
Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.
После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком. Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение. Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.
Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:
Недостаток опыта работы у молодого специалиста
Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими щупальцами стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.
Недостаток внимания со стороны воспитателя
Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.
Неумение организовать досуг
В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.
Неправильное распределение эмоциональной нагрузки
Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.
Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония
Каковы пути решения этой проблемы: Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.
Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.
Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!
Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения
Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.
Возрастные кризисы:
Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.
В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. Я сам и Сделай с точностью да, наоборот вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор, после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!
В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.
Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.
Недомогание организма, дискомфорт:
Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.
Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.
Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.
Фазы луны:
Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 12 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.
Стрессовые ситуации:
Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна. К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного. Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.
С целью привлечения внимания:
Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.
Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.
В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.
Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.
Если дети очень маленькие, и говорить с ними на эту тему сложно, придется действовать методом проб и ошибок, предлагая им на выбор все, на что способна Ваша фантазия, и глядя на из реакцию.
- Вы просто спешите. Как было с Вашей новой группой? Неужто сразу все стали Вас слушать? Маловероятно.
Для установления контакта обычно нужно время. В идеале контакт устанавливается мгновенно, как любовь с первого взгляда, но такое случается далеко не всегда и крайне редко со всей группой сразу. Возможно, если воспитатель харизматичен, обаятелен, добр и открыт, принимает себя и других людей, он может установить отношения взаимного интереса и понимания с большей частью группы практически с первых часов. Но харизмой обладают не все, да это и необязательно для хорошего воспитателя.
- Чем отличается эта группа от тех, в которых Вы успешно работали? Кто в ней лидер(ы)? Какие они?
Почему дети идут именно за ними, что детям в них нравится?
- Возможно, детям с Вами просто не интересно. Не хватает эмоций, динамики, и дети моментально пробуют разные способы, чтобы исправить ситуацию.
Ребенок очень динамичен. Он учится, познает, пробует, исследует все подряд, ему все интересно, ему просто необходимо все время узнавать новое. Новые ситуации, новые отношения, новые способы поведения, новые действия и новая реакция окружающих вот что нужно ребенку в силу его природы и для того, чтобы стать полноценным взрослым.
Поэтому дети включают непослушного и получают удовольствие от этой роли, с интересом наблюдают Вашу реакцию, прощупывают Ваши личные границы что с Вами можно, а что нельзя и пробуют разные способы поведения, как будто примеряют разные одежды в магазине и смотрятся в зеркало: а как мне в этом?
Знаете, когда на уроке в школе стоит абсолютная тишина, так что муха, кажется, жужжит, как реактивный самолет? Нет, не после криков учительницы. Нет, не в присутствии ооочень важной комиссии. И не после двух уроков физры, когда все дети устали и засыпают под монотонный голос учителя.
Идеальная тишина бывает, когда они, затаив дыхание, слушают, что говорит учитель, когда им безумно интересно, когда они захвачены происходящим.
Но ведь тишина не самоцель, правда? Нужно, чтобы дети были в струе того, что Вы им предлагаете и чего от них ждете: кушать так кушать, гулять так гулять, рисовать так рисовать. Вот и ищите, что им интересно, на ходу, экспромтом, быстро, креативно, постоянно. Для начала можно придумать занятие, которого у них никогда еще не было, что-то новое, необычное. Рассказывайте им то, на что обычно взрослые просто не обращают внимания в разговоре с малышами.
- Чрезмерные запреты и слишком частые одергивания действуют парадоксально и дают обратный эффект.
Не запрещайте детям того, что никому не принесет вреда, в частности, позволяйте им выяснять отношения, конечно, без травм и драк. У вас в группе есть запретная полка/шкаф с игрушками, которые нельзя трогать? Дайте детям поиграть с этими запретными плодами, под контролем, но не слишком жестким. Они же на них смотрят каждый день и страдают. А наиграются и будет им спокойнее. Запретный плод совсем не такой фантастический, каким казался, когда до него нельзя было дотянуться.
- Я лично никогда не буду слушать человека, который проявляет ко мне неуважение, считает меня недостаточно развитой или умной, или еще какой-то не такой, общается со мной снисходительно.
Да я скорей буду его игнорировать, или даже стану делать назло, если сильно пристанет со своими указаниями А Вы? К каким людям Вы прислушиваетесь? Чье мнение для Вас важно? Чьи советы и пожелания Вы исполняете не из страха, а по доброй воле и с удовольствием?
- Уважайте детей. Они это остро чувствуют. Если получится любите, если нет, не заставляйте себя, все равно не выйдет.
Будьте собой, не пытайтесь надеть маску, обмануть не удастся, дети чуют ложь за километр, а Вы будете выглядеть смешно. Вы и дети равны. Мы все люди, большие, маленькие, старые, взрослые, мы одинаково люди. В каждом из нас есть что-то от ребенка, что-то от взрослого. Дети очень мудры и могут многому научить взрослого человека. Они как неисчерпаемый источник, который нужно ценить и бережно им пользоваться, постоянно. Вы учитесь у детей? Чему?
Нет ужаснее картины, чем самоуверенный взрослый, произносящий нечто вроде: мал ты меня учить, или вырастешь- узнаешь, или всегда слушайся старших. Этот человек закостенел и не может учиться новым знаниям, осмысленно получать и полноценно переживать новый опыт. Печальная картина. Но все можно исправить, если пересмотреть некоторые свои убеждения, а от кое-каких принципов и установок и вовсе избавиться. Все в Ваших руках.
Самая выгодная (и единственная естественная) позиция взрослого по отношению к ребенку это друг.
Не надзиратель, не погонщик, не охранник, а друг, с которым интересно, с которым можно общаться на равных, которого не нужно бояться, которому верят, которого любят и ждут.
Что делать, если маленький ребенок не слушается
Малыши неодинаковы с рождения: один сорванец другой послушный мамин сынок, один молчаливо насупит бровки и будет упрямиться другой выдаст истерику и фонтан эмоций, если ему что-то не по душе.
Каждому природа дает свои особенности, свойства психики. Они определяют то, как малыш воспринимает мир. Проблемы с послушанием также возникают и проявляются по-разному.
Детская агрессия и упрямство
Он стискивает зубы и упрямо стоит на своем. Надавишь на упрямца спровоцируешь вспышку агрессии. Что делать, если ребенок не хочет слушаться?
Упрямство и агрессия возникает только у тех ребят, которые от природы обстоятельные и неспешные. Делают все не на скорость, а на качество.
Проблемы могут возникать, когда природные свойства малыша не совпадают с мамиными: ее скорость реакций намного выше. Мама, желая лучшего, торопит и подгоняет своего нерасторопного медвежонка. Разве можно по часу сидеть за столом и устраивать целый ритуал на горшке?
Но природные свойства психики невозможно изменить воспитанием. При постоянных одергиваниях возникают проблемы: на попытки торопить и подгонять его малыш реагирует упрямством.
Поначалу просто супит бровки и дует губы. Потом делает все наперекор, назло. По любому поводу спорит и противоречит, ломает игрушки, может ударить. Особо тревожный симптом если он разводит пищевую и туалетную грязь, в речи постоянно проскакивает туалетная тема.
Что делать: для начала просто дайте малышу больше времени на любое дело. Ему очень важно получать заслуженную похвалу от мамы не скупитесь на добрые слова. Он будет слушать вас внимательнее, если говорить с ним неторопливо, обстоятельно, все подробно объяснять.
Требовательный че-купила
Малыш проворный, подвижный, шустрый. У него с рождения хаптильные ручки: все надо достать, вытащить, потрогать. Около года, с началом ходьбы, маме становится непросто. Со всех полок и шкафов вещи выворачиваются наружу. Трудно оставаться спокойной, особенно если ты приверженец чистоты и порядка.
Слово дай будто раньше него родилось. По магазинам вместе ходить невозможно: начинается вымогательство на каждом шагу. Чего не дай ему все мало. Как реагировать в ситуации, когда непослушный малыш не желает вести себя должным образом в людных местах и дома?
Такие ребятишки не случайно хватают все в руки. У них высокая тактильная чувствительность от природы, именно через прикосновения они изучают мир. Кроме того, им задано рациональное мышление, ориентированное на получение пользы и выгоды. Это будущие добытчики.
Что делать, если ребенок совсем не слушается: пока он еще мал, ему стоит создать такие условия:
наполнить нижние полки шкафов неопасными предметами и набраться терпения, зная, что ребенок будет периодически их вытаскивать и изучать;
опасные предметы убрать как можно выше;
до 2-3 лет хаптильного шустрика лучше вовсе не брать в большие магазины, где полно соблазнов;
такой малыш должен иметь максимум возможностей для подвижных игр дома и на улице, а также игр на тактильную чувствительность (песок, пластилин).
После 3 лет:
лучше заранее составлять с ним вместе список покупок и намечать, что он получит от предстоящего похода в магазин;
ввести четкий режим дня, единую систему запретов и ограничений, правил, чтобы малыш рос организованным и дисциплинированным.
Важно: избегайте говорить нет и нельзя на каждом шагу, иначе родительские запреты обесцениваются и их никто не слышит. Лучше заменить эти слова на синонимы и обязательно предлагать ребенку альтернативу что можно взамен. А еще говорите кратко: слушать часовой монолог шустрик просто не сможет.
Провокативное поведение
Провокативное поведение тоже характерно для хаптильных шустриков. Но в этом случае малыш уже как специально стремится сделать то, что нельзя, и спровоцировать взрослого на окрики или ремень. Причем, получив наказание, малыш словно успокаивается, приходит в себя и снова становится адекватным. Это тревожный симптом.
Провокативное поведение возникает в результате того, что к малышу с высокой чувствительностью кожи применяют физические наказания (даже просто шлепают по рукам или попе).
Для чувствительной кожи это сверхстресс, на который организм реагирует выработкой опиатов, погашающих боль. Когда ситуация повторяется, малыш уже бессознательно ждет своего наслаждения от дозы опиатов. И сам не ведая почему, начинает вести себя провокативно. Его мозг на биохимическом уровне закрепил реакцию: необходимо сначала напороться на боль, чтобы потом получить наслаждение.
В будущем это приводит к формированию устойчивых мазохистических тенденций. Для мальчиков это чревато жизненным сценарием на неудачу в любых делах. У девочки сценарий на неудачу складывается в парных отношениях.
Что делать: исключить физические наказания. Ввести правила дисциплины и режим. То, что малышу трогать запрещается, просто убрать подальше. Постепенно, при отсутствии физических наказаний и правильном давлении на свойства, поведение ребенка изменится к лучшему.
Детские истерики
Истерики проявляются только у тех ребят, которым природа дала высокую эмоциональность, чувственность. В детстве они могут испытывать самые разные страхи: темноты, чудищ и т. д. В проблемных ситуациях такой малыш может заливаться слезами, устраивать истерики.
Часто родители спрашивают: если ребенок не слушается что надо делать, пресекать истерику или нет? Наказывать за нее?
Чего делать не надо: нельзя ограничивать природную чувственность малыша. Он сможет только подавить свои эмоции, но испытывать их не перестанет. А в дальнейшем ложный навык зажимать эмоции серьезно повредит в целом его судьбе.
Что делать: нужно развивать чувственность малыша, формируя способность к сопереживанию и состраданию другим людям. Это достигается через чтение классической литературы на сопереживание. Когда весь диапазон эмоций конвертируется в сопереживание и любовь к людям страхи и истерики уходят. Полезно знать, что у вас растет будущий гуманист, возможно, врач или деятель культуры.
Игнорирование родителей
Есть малыши, которые рождаются абсолютными интровертами. Они настолько погружены в себя, что на просьбу могут реагировать с отсрочкой не сразу выныривают наружу из своих мыслей.
Категорически нельзя: кричать на таких детей. У них особо чувствительный слух, а крик сверхстресс, который загоняет в себя еще глубже. Вплоть до развития психических расстройств (аутизм, шизофрения).
Что делать: говорить тихо, слегка понижая тон, чтобы малыш вслушивался. Убрать сильные шумовые раздражители в доме. Полезна классическая музыка негромким фоном.
Что нужно делать, если ребенок не слушается в школьном возрасте
Современные дети обладают сложной психикой, в которой могут одновременно присутствовать совершенно разные, противоречивые свойства. Например, малыш может одновременно проявлять и агрессию, и провокативное поведение, и выдавать истерики.
К школьному возрасту проблемы в поведении успевают закрепиться. Социализация в коллективе неизбежно делает их более заметными. И мамы обращаются к психологу за советом уже с комплексной проблемой.
Сыну 8 лет, второй класс. На него постоянно жалуются и школьные учителя, и тренер по спорту. Дерется, ругается нецензурно, вину свою никогда не признает. На уроках вертится, болтает. Учиться не хочет, читаем из-под палки. По учебе скатился совсем. Психолог с ним делал какое-то дерево Я, конвертик любви, но ничего не работает.
Очевидно, что такой подход и не поможет. Можно утопить свое чадо в любви, но если оно не получает для своего развития необходимых условий поведение не изменится.
Что делать: отчаиваться рано, до пубертата все можно исправить. Нужно четко определить полный врожденный набор свойств сына или дочки и в соответствии с этим действовать. Важно, чтобы вы понимали, как должно развиваться его психическое, данное от природы, и что необходимо сделать, чтобы развитие и поведение выровнялось до нормы.
Что делать, если дети не слушаются родителей в подростковом возрасте
У подростков ситуация усложняется тем, что в этот период возникает неизбежный отрыв от семьи. Формирование психики завершается, и начинаются попытки реализовать себя в социальной форме жизни. Подробнее о подростковом непослушании в этом видео:
Что делать, если ребенок вообще не слушается: белый шум родительских наказов
Есть общие для всех ребят причины, почему они могут не слушать родителей. Родительское слово обесценивается, когда взрослые:
Применяют крик, оскорбления, физические наказания. Это вызывает у любого ребенка мгновенную утрату чувства защищенности и безопасности. Воспринимать тех взрослых, которые становятся источником сверхстресса, он будет с трудом.
Постоянно торпедируют запретами нет и нельзя. Эти слова лучше заменить на другие, а при отказе давать сыну или дочке альтернативу (объяснить, что тогда можно). Иначе запреты обесцениваются.
Взрослые находятся сами в тяжелом психологическом состоянии (депрессии, страхи, обиды, раздражительность и т. д.). У любого из нас не вызывает ни доверия, ни авторитета человек в таком состоянии. К тому же дети рядом с такими родителями утрачивают чувство защищенности и безопасности, что является причиной многих проблем.
Не работают увещевания, не подкрепленные собственным примером. Например, мы внушаем, как важно учиться, чтобы состояться во взрослой жизни. При этом дети массово видят, как взрослые ходят на ненавистную работу, не испытывая никакой радости. Такая жизнь никого не прельщает: ни учиться, ни работать так же не хочется.
Мы, родители, хотим самого лучшего для своих детей. Иногда наша жизнь трудна, и невольно это сказывается на ребенке, как бы мы ни хотели его оградить. Ребенок так связан с мамой, что способен получить травму даже от ее плохого состояния. Как уберечь малыша и вырастить его счастливым? В современном мире просто необходимо понимать психику свою и окружающих. Чтобы быть счастливым самому и помочь стать счастливыми нашим детям.
Улучшить собственные состояния и получить абсолютную компетенцию в вопросах воспитания можно на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
На тренинге найдут ответ на свои вопросы и любые специалисты, работающие с детьми. Например, на вопрос, что делать воспитателю если дети не слушаются? Для ответа нужно знать психологию группы, ведь детский коллектив формируется по определенным законам.
Причины, почему ребенок не слушается родителей или воспитателя
Прежде всего, разберитесь откуда ноги растут. Без причины ничего не случается, а значит, ищите корень зла.
В данном случае причины могут быть следующими:
- Вы слишком много разрешаете, и малыш растет практически в бэби-ленде, где допустимо все, и запреты отсутствуют, как таковые. Вседозволенность, как известно, порождает безнаказанность и, как следствие, серьезные проблемы для обеих сторон.
- Вчера (в 1,5-2 года) вы все позволяли, а сегодня (в 3-5 лет) резко перестали. Потому что решили, что период непослушания, как нормы прошел, и пора вводить новые правила игры. Но ребенок-то уже привык к старым правилам. И если вчера папа хохотал, когда кроха кидался в гостей поп-корном, то почему вдруг сегодня это плохо и некультурно? Дисциплина это величина постоянная. Она начинается с пеленок и продолжается бессменно, только тогда проблемы с непослушанием у родителей отсутствуют.
- Ребенок плохо себя чувствует. Речь не о временном краткосрочном недомогании, а о некой проблеме постоянного характера. Если все другие причины отпадают, отвезите малыша на обследование возможно, его что-то беспокоит (зубки, почки, животик, боль в суставах и пр.).
- Несовпадение правил вне и внутри семьи. Такие противоречия всегда ставят малыша в тупик. Он просто не понимает, почему дома можно, а в садике нет (или наоборот). Конечно, дезориентация на пользу не пойдет. Приглядитесь к сверстникам ребенка возможно, причина в них. И поговорите с воспитателем.
- Ребенок расширяет свой кругозор, свои навыки, знания и таланты. Он просто хочет все попробовать. И бунт вполне нормальная реакция на запрет. Не пытайтесь быть злым полицейским учитывайте индивидуальность малыша. Насильно склонить к той модели поведения, которая вам кажется правильной, все равно не получится. Направляйте детскую энергию в нужное русло так будет легче обуздать чадо.
- Вы слишком давите своим авторитетом. Дайте ребенку воздуха он же хочет быть самостоятельным! Все равно придется учиться решать свои проблемы самому пусть начинает сейчас, если хочет.
- Вас ревнуют. Возможно, у вашего малыша появилась сестричка (братик), и ему просто не хватает вашей ласки и заботы.
- Ребенок не понимает, чего вы от него хотите. Самая популярная причина. Чтобы ребенок вас услышал и понял, он должен осознать зачем он должен делать то, что его просит мама. Мотивируйте свои просьбы!
- Вы слишком мало времени проводите с ребенком. Работа, магазины, дела, а дома хочется отдыха, уютной комедии и кофе с книжкой. Но ребенок этого не понимает. И не хочет ждать, пока вы отдохнете, поработаете, дочитаете книгу. Вы ему нужны постоянно. Старайтесь выкраивать время для малыша даже в моменты полной занятости. Мы все становимся гораздо спокойнее и счастливее, когда чувствуем, что нас любят.
Как вести себя родителям или воспитателю с непослушным ребенком учимся правильному диалогу
Если вы чувствуете, что руки уже опускаются, с языка вот-вот слетит какая-нибудь ерунда, а ладонь чешется от желания дать тапком по мягкому местувыдохните, успокойтесь и запоминайте:
- Всегда объясняйте почему нельзя и почему надо. Ребенок должен понимать устанавливаемые вами правила поведения.
- Никогда не меняйте эти правила. Если нельзя сегодня и здесь, то нельзя завтра, через год, здесь, там, у бабушки и пр. Контроль над выполнением правил лежит на всех взрослых членах семьи это обязательно условие. Если вы запретили сладенькое до обеда, то бабушка также должна это правило соблюдать и не кормить внука пирожочками до супа.
- Отучайтесь сюсюкать сразу. Это до года можно умиляться его шалостям, сюсюкать и улыбаться капризам. После года берите дело в свои руки, одетые, в свою очередь, в ежовые рукавицы. Да, будут обиды поначалу. Это нормально. Зато через 2-3 года вы не будете плакать подружке в трубку я больше не могу, он меня не слушается!. Обижается? Не жалеем! Слова Нет и Надо железные. Не вздумайте улыбнуться, а то будет как в анекдоте эй, ребята, да она же шутит!.
- Ребенок не желает играть по вашим правилам? Будьте мудрее. Отказался собирать разбросанные кубики предложите игру на скорость. Кто быстрее соберет тому молоко с печеньем (естественно, не торопитесь). Не хочет ложиться спать? Заведите привычку каждый вечер купать его в ароматной водичке с высокой пеной и игрушками. А после интересную сказку на ночь. И проблема будет решена.
- Хвалите чадо за послушание, помощь и выполнение ваших просьб. Чем чаще вы будете его хвалить, тем сильнее он будет стараться вас порадовать. Для детей очень важно, когда родители ими гордятся и радуются их успехам. От этого у детей вырастают крылья.
- Строгий и четкий режим дня. Обязательно! Без режима сна/питания вы никогда ничего не добьетесь.
- Прежде чем сказать нельзя, хорошо подумайте: а, может быть, все-таки можно? Ребенок хочет попрыгать по лужам: почему нельзя, если он в сапожках? Ведь это весело! Вспомните себя ребенком. Или малыш хочет поваляться в сугробе и сделать ангела. Опять же, почему нет? Одевайте малыша по погоде с учетом его желаний, и тогда вместо вашего нельзя и криков ребенка, будет радостный смех и бесконечная благодарность. Хочет кидаться камушками? Выставьте в безопасном месте (свободном от прохожих) кегли или банки пусть кидает и учится меткости.Что можно и что нельзя запрещать ребенку важные правиладля родителей.
- Направляйте активность чада. Ищите способы, через которые он сможет выплескивать энергию. Не запрещайте ему рисовать на обоях, отдайте ему целую стену под раскраски или наклейте 2-3 белых ватмана пусть творит. Может, это будущий Дали. Лезет в ваши кастрюльки, мешает готовить? Посадите его за стол, замешайте ему стакан муки с водой пусть лепит пельмени.
И, конечно, будьте внимательны к своему карапузу.
Помните, что внимания и понимания хочется в любом возрасте, а в детском кратно больше.
Основные ошибки родителей в воспитании непослушных детей начните воспитание с себя!
- Ну, тогда я тебя не люблю. Категорическая и грубая ошибка, которую допускать нельзя ни при каких условиях. Игнорируйте его плохие поступки, но не его самого. Не любите его капризы, но не его самого. Малыш должен твердо знать, что мама будет любить его всегда и любым, что она никогда его не разлюбит, никогда не бросит, не предаст и не обманет. Запугиваниями вы поселяете в ребенке страх, что его бросят или разлюбят. Возможно, он будет сидеть совсем глубоко внутри, но однозначно будет влиять на характер, развитие и личность малыша.
- Не допускайте молчания. Хуже нет для малыша, чем мама, которая его не замечает. Даже, если это за дело. Отругайте, накажите, лишите сладкого (и пр.), но не лишайте чадо своего внимания и ласки.
- Сам поймет, сам научится. Безусловно малыш должен стать самостоятельным, и ему нужна определенная свобода. Но не перегибайте палку! Предоставленная свобода не должна стать безразличием.
- Никогда не используйте физическое наказание. Во-первых, вы лишь загоните ребенка в ту ракушку, из которой он просто не захочет потом вылезать. Во-вторых, он запомнит это на всю жизнь. В-третьих, вы ничего этим не добьетесь. Ну и в-четвертых, к такому виду наказания прибегают только слабые люди, неспособные наладить нормальный контакт с ребенком.
- Не балуйте чадо. Да, хочется все самое лучшее для него, и хочется все-все разрешать, и пяточки перед сном целовать, и убирать за ним игрушки, и пр. И пусть он кушает, когда захочет, спит с родителями хоть до женитьбы, красит кошек и засыпает рыбок мукой лишь бы дитю было хорошо. Да? Такой подход неправильный изначально. Вседозволенность приведет к тому, что ребенок просто не будет готов к жизни в социуме. И если вы не жалеете себя (а вам, ох, как достанется в этом случае, и довольно скоро), то пожалейте детей, с которыми вашему ребенку придется учиться. И самого ребенка, которому будет крайне трудно общаться с ребятами, воспитанными кардинально по-другому.
- Не запихивайте малыша в секции и кружки, к которым у него не лежит душа. Если вы мечтали, чтобы он играл на флейте, это не значит, что он тоже мечтает о флейте. Скорее всего, он хочет играть в футбол, конструировать, рисовать и пр. Руководствуйтесь желаниями ребенка, а не своими мечтами. Например, узнайте,как выбрать спорт для ребенка по его характеру и темпераменту.
- А как же быть с поцелуями? Если ребенок нуждается в ваших объятьях и поцелуях, то не отказывайте ему в них. Часто бывает, что ребенок сам льнет, обнимает, просится на руки и в открытую просит обнимашек. Это значит, вашему чаду не хватает ласки. Но если дитя против, то навязывать свою любовь не следует.
- Не вымещайте свою злость на малыше. Ваши проблемы не должны касаться ребенка. А ваше можно не должно зависеть от вашего плохого настроения.
- Мне некогда. Даже, если ваш день плотно расписан по минутам, это не повод, чтобы ребенок искал окошко в вашем расписании и записывался на прием. Ищите время для своего малыша! Полчаса, 20 минут, но посвященных только ему любимому, родному человечку, которому вас очень не хватает.
- Не используйте подкуп, пытаясь заставить ребенка что-то сделать. Учитесь договариваться без взяток. Иначе потом без них ребенок вообще ничего не будет делать. Взяткой может быть только ваша сказка на ночь, игра с папой и пр.
- Не пугайте чадо барабашками, полицией, дядей Васей-алкашом из соседней квартиры. Страх не инструмент для воспитания.
- Не наказывайте ребенка и не читайте ему нравоучений, если малыш кушает, болеет, только проснулся или хочет спать, во время игры, а также когда он хотел вам помочь, и при посторонних людях.
И, конечно, не забывайте, что детский капризный и вредный возраст пролетает очень быстро. Дисциплина должна быть, но без любви и заботы все ваши правила бесполезны.
Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!
Малыши в этом возрасте очень любознательные, им буквально нужно все пощупать, включая других людей и отношения с ними.
Отнеситесь к возникающим трудностям, как к возможности чему-то научиться. Дети сами подскажут, что Вам можно изменить в поведении или в отношении к происходящему, чтобы быстрее установить контакт. Они ваши союзники.
Подумайте, в какие моменты дети не слушаются воспитателя, вас чаще всего? Или так: когда вы хотите, чтобы они делали то-то, дети чаще всего делают Что вы при этом чувствуете? Почему возникают такие чувства? Что бы хотели чувствовать в такой ситуации и как для этого можно ситуацию изменить? Вам должно быть хорошо в ситуации внутреннего психологического комфорта, вы все вопросы решаете оптимально.
Малыши прекрасно улавливают, когда взрослый перегибает палку и придает слишком большую важность чему бы то ни было. Это может быть все, что угодно, в том числе авторитет воспитателя, способность легко руководить детским коллективом и т.п. Светлые головки, ясные глаза и простые искренние слова расставят все Ваши приоритеты по местам вот у кого учиться нам, взрослым!
И еще: я вас очень прошу, не копируйте один к одному старшую воспитательницу, которую дети понимают с полуслова.
Конечно, очень хорошо, что рядом есть человек, у которого всегда можно спросить совета. Но если пошли работать с детками, то, предполагаю, их любите а это самое главное и, значит, все получится, если будете внимательно прислушиваться и к своим чувствам, и к детям. Так найдете свой путь, ведь вы неповторимы! Доверяйте себе.
Малыши не ждут от вас совершенства. А чего они ждут? По-моему, любви, поддержки, руководства и радостного участия в их жизни. А вы как думаете?
- https://detki.guru/vospitanie/deti-ne-hotyat-slushatsya.html
- https://deti-club.ru/deti-ne-slushayutsya-vospitatelya-chto-delat
- https://www.YBurlan.ru/biblioteka/t1-chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya
- https://www.colady.ru/neposlushnyj-rebenok-gde-oshibka-roditelej-i-chto-delat-esli-deti-ne-slushayutsya.html
- https://deti-club.ru/deti-ne-sluwautsia-vospitatelia