Педагогика изучает различные аспекты воспитания детей, разбирает факторы, которые влияют на становление их личности. Неоспоримо наиболее важным из них является семья. Ее невозможно заменить, атмосфера и отношения в ней оставляют отпечаток на всю человеческую жизнь. В чем же суть этого явления?
Что такое семья?
Чтобы разобраться, что означает слово семья, нужно посмотреть на это понятие с трех ракурсов:
- Социальный аспект подразумевает семью, как малую единицу, ячейку общества. У нее есть несколько задач продолжение рода, обеспечение самих себя и своего быта, развитие общества. Это взгляд снаружи, так на семью смотрят чиновники, пишутся социальные программы помощи, поддержки и так далее.
- Семья как один из аспектов самореализации. С психологической точки зрения каждому взрослому человеку нужна пара. Находя ее, он получает не только юридически обозначенный союз, но и надежного жизненного партнера, свою опору и психологический комфорт. Семья помогает выжить, дает цели и мотивирует на достижения и развитие. Это взгляд изнутри, то, что видит каждый член семьи.
- Продолжение рода и педагогика. Содержание этого аспекта подразумевает, что семья нужна для создания и воспитания будущих поколений. Именно она является лучшим вариантом для полноценного и эффективного развития новой личности.
В этой статье будет обсуждаться именно третий аспект, то есть, семейное воспитание ребенка, однако стоит отметить, что без гармоничного осознания первых двух частей определения результат может быть неудачным. Например, в странах третьего мира государство недостаточно правильно относится к оказанию помощи и поддержке семьи, как ячейки общества. Это приводит к тому, что многие живут в нищете, дети не получают образования, а иногда и достаточно еды. Результатом становиться высокий уровень детской преступности и смертности, распространение проституции и наркомании.
При этом, даже если в семье достаточно денег, и они имею права и возможности на нормальную жизнь, однако в ней нездоровая атмосфера, родители постоянно ругаются и обижают друг друга, ребенок вероятнее всего вырастет с внушительным списком комплексов и страхов.
Что значит семейное воспитание?
Каждый член любого семейства это отдельная личность со своим характером и правилами жизни.
Семейное воспитание подразумевает неповторимое сочетание разных людей, которые стремятся создать систему правил и условий (читай: социальных и психологических рамок), навыков которые должен перенять и усвоить ребенок.
Плюсы полноценного семейного воспитания:
- Ребенок, выросший в семье, имеет примеры различных социальных ролей, например, что такое быть матерью или отцом, начальником или подчиненным и так далее. Дети активно учатся на примерах, поэтому, наличие положительных образцов позволяет расширять кругозор, совершенствовать личность.
- Экономическая обеспеченность ребенка. Взрослые стремятся обеспечить потомство всем необходимым для полноценного роста и развития.
- Психологическая поддержка и помощь от близких людей становится опорой в становлении ребенка от самых маленьких лет и до совершеннолетия. Влияние семейного коллектива формирует уверенность вне дома.
- Ребенок, воспитанный в семье имеет свои корни, место в мире. Он знаком со своей культурой, традицией своего народа или более узкой общины, обладает специфическими бытовыми навыками и привычками, знает свое место в социуме.
- Ребенок в семье получает моральные установки, образование, навыки для жизни, учиться ценить и понимать себя и свое Я.
Сложности воспитания и проблемы, с которыми сталкивается семейная педагогика, которые присутствуют в семьях:
- Сколько людей столько и мнений. Разные родственники могут учить противоположным вещам и порождать логичный диссонанс.
- Семья может иметь чрезмерное давление на личность ребенка, подавлять его и его жизненные интересы.
- Проблемы между взрослыми часто дурно сказываются на воспитании детей.
Каждая семья это частный случай, поэтому точной и исчерпывающей общей характеристики семейному воспитанию дать нельзя.
Совет: Общаясь с ребенком с самых малых лет нужно чаще спрашивать, что он думает об окружающих его людях.
Например, если ребенок описывает своего отца как человека, который курит сигареты и пускает из них забавные кольца, можно ожидать что ребенок воспринимает эту дурную привычку веселой и в будущем попытается курить сам. Если нет возможности или желании бросить сигареты нужно хотя бы не делать этого при ребенке.
Дело в том, что детские образы очень сильные. Даже через много лет уже взрослый человек может и понимать, что это вредно, плохо, глупо, однако засевший в подсознании детский образ будет постоянно твердить одно курить забавно и весело, папе нравилось, значит и мне нравится.
С самого маленького возраста можно выяснять подобную информацию из рисунков. Если на каждой картинку малыша папа с сигаретой это плохой знак.
Главный принцип семейного воспитания
Педагогика в семье в первую очередь основывается на добром и спокойном отношении к ребенку. Родители должны быть милосердны и благожелательны в любой ситуации. В младенчестве дети здорово порт родителям нервы постоянным плачем, однако резкое и негативное отношение сильно влияет на их психику. Очень важно, чтобы мама и папа с первых дней жизни при ребенке всегда были в хорошем и спокойном настроении.
Далее задача ребенка познать мир и сделать максимальное количество ошибок на доступной площади. Малыш не пытается навредить или взбесить родителей. Ему просто все интересно и задача окружающих нежно и мягко поправлять его, не кричать и не наказывать за незначительные проступки.
Жажда немедленного воспитания должна выражаться не в агрессии, а в ласке и понимании.
Чем взрослее будет ребенок, тем ему будет нужнее одобрение и поддержка родителей. Если он будет понимать, что семь всегда простит, поддержит и подскажет, он вырастет уверенной в себе и полноценной личностью, легко сможет в будущем бороться с возникающими проблемами, доверять и общаться с людьми.
Важный вывод: главное содержание семейного воспитания сила любви родителей. Они должны прощать и поддерживать ребенка в любой ситуации, быть лояльными к его ошибкам и неудачам.
Другие принципы семейного воспитания
К принципам воспитания в семье относится:
- Отведение ребенку отдельной роли в семье. Он должен чувствовать себя ее полноценным участником. Например, берите его на заседания семейного совета.
- Максимум доверия. Родители должны выстраивать максимально доверительные отношения, в которых ребенок может с легкостью поделится любой проблемой и не ждать осуждения.
- Взрослые должны настраивать ребенка на оптимизм в жизни, выражать мысли, которые внушат ему, что жить в целом хорошо и приятно. Дети восприимчивы и любой негатив может здорово подорвать их психику.
- Родители обязательно должны выстраивать свои требования последовательно. Нельзя давать ребенку задачи, которые невозможно выполнить, взрослые должны неспешно, но уверенно развить умение или мысль от а до я не перескакивая и не путаясь в собственных суждениях.
- Важно создать такую атмосферу для воспитания в семье, в которой ребенок всегда может задать вопрос и получить на него ответ, рассчитывать на посильную помощь и поддержку. При этом важно, чтобы родители не делали за ребенка ту работу, которую он уже может выполнить сам (даже если он еще делает это плохо).
- Нужно категорически исключить физическое вмешательство и тем более насилие в воспитании ребенка.
- Каждый член семьи, даже самые маленькие имеют право на свое личное пространство. Для воспитания полноценной личности нужно дать ребенку возможность формировать собственный мир, не вмешиваясь в него.
Такие принципы можно перечислять довольно долго. Главное содержание их первично любить ребенка, а после воспитывать, а не наоборот.
Что может принести гармоничное семейное воспитание
Если родители приложат достаточно усилий к тому, чтобы сформировать разумную и эффективную систему семейного воспитания, они могут получить отличный результат. Здесь, конечно, не существует гарантий, так как на ребенка имеет влияние еще и время, в котором он живет, окружение, социальные условия и так далее.
Соблюдая перечисленные принципы, родители, формируют здоровую личность, не обремененную комплексами. Дело в том, что страхи, особенно если их много, делают человека замкнутым, часто социально неадаптированным. Вырастая, такой человек становится безынициативным, часто не может решать даже свои проблемы, ему сложно создать свою семью.
Здоровая атмосфера при общении с взрослыми это уверенная и сильная личность ребенка в будущем.
Также правильное отношение к принципам семейного воспитания позволяет ребенку сформировать:
- Жизнеспособную эмоциональную культуру;
- Положительные моральные принципы;
- Развить творческую часть личности;
- Найти в себе ресурсы для обучения и реализации в жизни;
- Сюда относится и желание завести собственную семью и детей.
Педагогика сложна наука в теории, при этом на практике главное любить ребенка и ответственно относится к его воспитанию и своей роли в нем.
Совет: Важное правило семейного влияния родители должны стремиться не только следить за ребенком и воспитывать его, но и контролировать свое поведение.
Если есть желание выпить лишнюю рюмку отвезите детей к бабушке или уложите спать. Если смотрите неприятный или даже глупый фильм займите ребенка чем-нибудь толковым и интересным, с развивающим аспектом.
Суть семейного воспитания, его педагогика в том, что любая ошибка или слабость может сказаться на характере ребенка.
Цели и задачи семейного воспитания
Задачами семейного воспитания являются:
- создание условий, необходимых для полноценного роста и развития ребенка;
- психологическая защита ребенку в процессе его становления и развития;
- передача семейного опыта (создание и сохранение собственной семьи, воспитание в ней своих детей, отношение к старшим и т.д.);
- обучение детей необходимым навыками и умениям, направленным на самообслуживание, помощь близким, выполнению работы на благо семьи и т.п.;
- воспитание в ребенке чувства собственного достоинства, понимания своего Я и его места в обществе;
- осознание значение семьи в жизни каждого человека.
Таким образом, семейное воспитание имеет ряд специфических особенностей, которые обусловлены индивидуальностью жизненного уклада каждой семьи. Семейное воспитание имеет большое значение в становлении и развитии каждого ребенка, так как именно в семе формируются его первичные задатки, знакомство с окружающим миром и людьми.
Основные принципы семейного воспитания
Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.
Основные принципы семейного воспитания:
- Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
- Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
- Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
- Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
- Принцип планомерности, последовательности, непрерывности развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
- Принцип комплексности и систематичности многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
- Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.
Задачи семейного воспитания
- Создаются максимально приемлемые условия для развития малыша. От родителей требуется обеспечить не только благополучие в материальном плане, но и обратить внимание на микроклимат дома. Грош цена высокому достатку, если родители учат детей переступать через моральные ценности общества. Яркий пример семьи некоторых новых русских в 90-х годах прошлого века. Их дети воспитаны в атмосфере вседозволенности и уверенности, что все можно купить за деньги.
- Социальная и психологическая защита. Здесь работает принцип один за всех и все за одного. Родители должны не столько вступаться за свое чадо при любом нужном и ненужном случае, сколько обеспечить уверенность, что такая защита обязательно будет при необходимости. Это окрыляет и придает особую уверенность, она чувствуется в каждом слове, шаге и действии.
- Передача опыта создания и сохранения семьи. Родители огромное внимание уделяют образованию ребенка, учат его найти свое место в жизни и получить престижную работу с высоким окладом. Но в процессе такой погони за материальным благополучием нередко забывают о необходимости научить взаимоотношениям с противоположным полом. Дети часто не знают, как правильно построить семью, а ведь семья ставится наравне с работой, если даже не выше нее.
- Обучение полезным навыкам, направленным на помощь близким и самообслуживание. Девочки учатся от мамы и бабушки вкусно готовить, мальчики постигают от отца умение работать с инструментом, выполнять мелкий ремонт по дому. Этому редко учат на школьных уроках, друзья и знакомые также практически бесполезны. Иногда детей обучают семейному ремеслу, чтобы обеспечить на всю жизнь стабильным заработком.
- Воспитание чувства достоинства и собственного Я. Чадо учат базовым моральным принципам, принятым в обществе. Малыш учится воспринимать общество и себя внутри этого общества. Малышу нужно с малых лет рассказывать, как вести себя с обидчиками, защищать свою честь и честь своей семьи.
Одной из главных задач семейного воспитания является формирование качеств личности, которые позволят с достоинством преодолевать встречающиеся на жизненном пути преграды. Именно родители являются первыми воспитателями, от них во многом зависит становление его как личности. Если вспомнить высказывание Жан-Жака Руссо, что каждый последующий преподаватель оказывает на малыша меньшее влияние, чем предыдущий, то родительское воспитание является основополагающим.
Принципы семейного воспитания
У семейного воспитания есть не только цели, но и принципы. Их важнейшей задачей является воспитание из школьников и дошкольников ответственных граждан своей страны, а также опоры для родителей в старости. Эти принципы проявляются не при громких речах и нравоучениях, а на уровне гуманности и милосердии к подрастающему человеку.
Также важны следующие принципы:
- Участие детей в процессе жизнедеятельности семьи на равных. Ребенок должен с детства понимать, что надо что-то вкладывать в семейный уют и благополучие. Если труд чада приносит вклад в общее благосостояние семьи, то он чувствует себя значимым. В будущем такие дети будут стараться работать на благо своей семьи и фирмы.
- Открытость и доверительность в отношениях между поколениями. Ребенок не должен таиться от семьи, для него его близкие просто обязаны стать тихой гаванью, в которой можно найти защиту от иногда несправедливого окружающего мира. Это лучше, чем замыкаться или искать совета у случайных людей.
- Оптимистичность взаимоотношений в семье для ребенка важно, что папа любит маму, никто никого не обижает, царит доверительная атмосфера любви.
- Последовательность в требованиях не нужно ставить завышенные планки к своим детям. Ошибка некоторых родителей требовать практически невозможного в плане учебы, карьеры, личной жизни. Мальчику пророчат стать депутатом, девочке выйти замуж за депутата, поступить нужно обязательно в престижное учебное заведение, а работать в успешной фирме с хорошим окладом. Все это очень хорошо, но только сложно реализуемо на практике. Поэтому появляются комплексы неполноценности. Нужно ставить перед детьми простую, но требующую больших усилий задачу быть хорошим человеком.
- Оказывать посильную помощь ребенку, общаться с ним и участвовать в его воспитании. Сначала это ремонт поломавшейся машинки, потом запись в спортивную секцию, далее помощь при выборе учебного заведения. Не нужно отлынивать от воспитания чада, оправдываясь тем, что ваши родители делали для вас мало. Будьте лучше своих родителей, показав это на примере.
Воспитание детей с ограниченными возможностями
Семьи, где есть дети-инвалиды, считаются особенными. Воспитание подрастающего поколения в них требует особого внимания, оно радикально отличается от подхода к воспитательному процессу, применимому к здоровым детям.
Современное общество совершенно не подготовлено к нормальному взаимодействию с детьми, у которых имеются проблемы в развитии. Таких детей считают неполноценными, их социальные проблемы не решаются. Их умышленно или косвенно изолируют от общества. Обособление становится причиной осознания своей неполноценности, это приводит к проблемам в психоэмоциональном состоянии.
Для воспитания детей с ограниченными возможностями потребуется следующее:
- Создать атмосферу спокойствия, взаимопомощи и взаимопонимания.
- Содействовать в развитии, а не ограничивать.
- Воспринимать ребенка таким, какой он есть, завышенные требования к нему предъявлять нельзя. Но родители должны проявлять настойчивость при воспитательном процессе, тщательно соблюдать регулярность занятий, обязательно привлекать специалистов к образовательному процессу.
Воспитание детей с речевыми нарушениями должно проходить при особом режиме, для которого характерно благоприятное отношение, нормальное окружение, психотерапию и логопедические занятия. Огромное значение имеет правильная речь людей, которые его окружают. Важно, чтобы тон был спокойным, не стоит торопить малыша с ответом. Очень сложно закрепить полученные результаты формирования навыков правильной речи, поэтому лучше обратиться за помощью к специалистам.
Воспитание детей с нарушениями слуха должно строиться на правильной методике обучения. Родителям, столкнувшимся с такой бедой, нужно для начала ответить на следующие вопросы:
- Как общаться с ребенком?
- Каким вы видите свое чадо в будущем?
- В какой школе планируется обучение малыша?
- Какую занятость вы видите для своего ребенка во взрослой жизни?
- Каких друзей вы планируете видеть рядом со своим чадом?
- Самый главный вопрос: сколько материальных, моральных, физических и душевных сил вы способны потратить на обучение своего ребенка с отклонениями в слухе?
Результат грамотного семейного воспитания
Если родители постараются и приложат максимум усилий для формирования эффективной системы воспитания, то они с высокой вероятностью получат отменный результат. Гарантий здесь нет, так как на воспитание личности кроме семьи еще влияет окружение, школа, друзья, социальные условия.
Если соблюдать указанные выше принципы, то родители имеют высокую вероятность воспитать здоровую личность, которая не обременена комплексами. Не нужно воспитывать ребенка в страхах, если их много, то есть высокая вероятность, что маленький человек вырастет замкнутым и социально неадаптированным. Такой человек становится безынициативным, ему сложно решить свои проблемы, построить отношения с противоположным полом, создать свою семью.
Принципы, задачи семейного воспитания
Воспитание в семье является сложной системой принципов и методик. Здесь проявляется влияние наследственности, природного здоровья ребенка и родителей, материального положения, жизненного уклада, количества детей, места жительства, отношения к малышу. Все эти факторы, переплетаясь, создают уникальную для конкретной семьи атмосферу, климат общения.
Основными функциями семьи являются:
- создание оптимальных или лучших условий для развития малыша;
- предоставление ему социально-экономической, психологической защиты;
- передача опыта, как создать, сохранить семью, как воспитывать детей и относиться к старшим, сверстникам, младшим;
- обучение детей полезным прикладным навыкам, умению обслужить себя, помочь близким людям;
- воспитание чувства достоинства.
Что относится к важнейшим принципам семейного воспитания? Перечислим основные:
- принцип открытости и доверия детям;
- вовлечения их в жизнедеятельность семьи;
- гуманности, милосердия;
- последовательности требований к детям (не требовать невозможного или противоположного);
- оптимизма в семейных отношениях;
- взаимопомощи, заботы;
- готовности отвечать на его вопросы.
Помимо общих принципов существуют и частные, на которых основывается развитие в семье. Это может быть запрет физического наказания, запрет на чтение чужих писем, дневников, отказ от потакания или, напротив, требования мгновенно повиноваться и многое другое.
Вся семейная философия должна сводиться к одной идее: не малышу в семье рады потому, что он послушный и не доставляет проблем, а малыш хороший и с ним легко, поскольку ему рады.
Цель семейного воспитания сформировать у детей качества, которые далее будут помогать им достойно преодолевать трудности. Формирование нравственности, интеллекта, эмоционального уровня, творческих способностей, первичный опыт труда, физическое здоровье малыша, его благополучие на все это влияет семья, и все это относится к функциям семейного воспитания. Первейшими воспитателями малыша, имеющими на него самое сильное действие, выступают его родители. Еще французским философом Жан-Жаком Руссо был сделан вывод, что влияние каждого последующего воспитателя меньше влияния предшествующего.
Стили семейных отношений
Приоритетные методы семейного воспитания личный пример, обсуждение, сопереживание, контроль, поручение, доверие, любовь, традиции, обычаи, похвала и т.д. В разных ситуациях используются индивидуальные модели.
Главный метод влияния родителей на детей это собственный пример. Маленькими детьми родители всегда воспринимаются как эталон, они подражают их действиям, соглашаются с их мнением, безоговорочно доверяя им. В современных условиях огромное значение в становлении личности малыша выполняет отношение к нему родителей.
Современные педагоги, проводя исследования об особенностях семейных отношений, разработали два типа классификаций. Первая из них по дистанционному признаку.
Оптимальная дистанция
Этот стиль общения основывается на уважении родителями детей. Как результат, ребенок также уважительно относится к взрослым. Малыш принимается родителями как личность, взрослые считаются с его точкой зрения, стремятся выработать у него собственное мнение. Когда речь заходит о выборе видов деятельности дошкольником, основными считают его интересы.
Свои просьбы взрослые выражают не в грубой приказной форме, а исходя из понимания детьми нужности их выполнения. Главными в отношениях являются сотрудничество и взаимопонимание. Взрослые заинтересованы, активно участвуют во всех сферах жизни малыша. При этом они не навязывают ему свое мнение, а предлагают помощь.
Минимальная дистанция
Такой тип общения характеризуют чрезмерная опека, абсолютный контроль, ограничение свободы малыша. Родители принимают все решения за ребенка, считая, что он слишком маленький, глупый неопытный и т. д. Несмотря на возраст малыша, они навязывают ему свою точку зрения, делают за него выбор круга его общения, направления занятий. В такой семье вырастет инфантильный, безынициативный, бесхарактерный ребенок, неспособный действовать самостоятельно. Становясь взрослыми, они желают видеть в супруге подобие своих родителей, способного окружить его заботой и опекой.
Увеличенная дистанция
Эта разновидность общения выражается отчуждением взрослых от детей, намеренным или вынужденным. Родители немного времени отводят взаимодействию с ребенком. Минимум общения вызывает у малыша потерю жизненного интереса, к его мнению не прислушиваются, его желания, склонности не принимают во внимание. Таким образом, вырабатывается черствость, грубость, равнодушие.
Другая типология определяет характер взаимодействия родителей и детей.
Авторитарный
Такой стиль общения основывается на абсолютном подчинении ребенка родителям. Его характеристика включает обращение к малышу в приказном тоне, непринятие его интересов и индивидуальных особенностей, подавление инициативы. Взрослые не объясняют свои требования, а малыш зачастую не осознает цели своих действий, но вынужден повиноваться. Ребятишки становятся замкнутыми, утрачивают жизненный интерес, не имеют способности к размышлениям и творчеству, решению проблем в современном обществе.
Демократический
Эта форма общения признается самой оптимальной. Ее отличает стремление к взаимной любви, уважению, душевному комфорту для любого члена семьи. Родители общаются с ребенком, как с ровней, принимают его за полноправного члена семьи, обращаются к нему за советами. Ребенок охотно проявляет инициативу, излагает свое суждение, считает родителей лучшими друзьями, пользующимися доверием и уважением.
При демократическом образе общения происходит всестороннее развитие, поддерживаются наклонности, интересы малыша. Таким детишкам свойственна общительность, способность легче найти свое место в мире. За наказание в такой семье принимается огорчение взрослых, осуждение поступка. У детей адекватная реакция на мнение взрослых об их поведении и понимание оценки своего поступка. Это способствует появлению внутреннего стимула к дисциплине.
СоветДемократичность и отношение на равных не подразумевает отношение к ребенку как ко взрослому, полностью сознательному, или капризное, инфантильное поведение родителей, их уподобление детям. Не менее, чем в понимании, дети нуждаются в защите, упорядоченности и постоянстве поэтому взрослые должны быть большими, а дети маленькими при сохранении любви и дружбы в семейных отношениях.
Либеральный
Здесь речь идет о вседозволенности, всепрощении. Взрослые опасаются не угодить малышу, удовлетворяют все его желания, стараясь тем самым завоевать его любовь. Избыток родительской любви непременно приведет к распущенности и эгоизму. Из таких детей вырастают лицемерные, расчетливые люди, неспособные к самодисциплине, самовоспитанию.
Как отношения между родителями сказываются на воспитании детей
Огромная роль в развитии малыша отводится и отношениям родителей друг к другу. В наблюдении за взрослыми у ребенка неосознанно формируется программа собственных будущих семейных отношений. То, как общаются мать и отец, как они относятся друг к другу, как отстаивают свои права, мнения, каковы самые важные свойства характера, с точки зрения матери и отца, все это становится нормой для малыша. Такие установки формируются с рождения в течение нескольких лет, прочно закрепляются в сознании ребенка и влияют на его дальнейшую жизнь. Выработать в человеке другое понимание семейных взаимоотношений практически невозможно.
В семье со стабильными отношениями, атмосферой доброжелательности и понимания естественным образом формируется правильное мировоззрение детей, положительные личные качества, способности к самореализации.
Ребенок и семья являются зеркальным отражением друг друга. Родители это первая общественная среда малыша. Их личностям отводится существенная роль в жизни любого человека. Закономерно, что именно к родителям, а особенно к маме, мы обращаемся в тяжелые моменты нашей жизни. Кроме того, чувства, которые испытывают родители и ребенок друг к другу, особенные, отличающиеся от других.
Современная педагогика утверждает, что универсальным требованием к воспитанию малыша в семье, которое рекомендовано всем родителям это полный непрерывный психологический контакт с ним. Ребенок, ощущающий, переживающий контакт с родителями, чувствует и осознает родительскую заботу, привязанность, любовь. Чтобы обеспечить контакт, нужно быть искренне заинтересованными во всем, что окружает малыша, вникать в его детские проблемы, стремиться понять, наблюдать за изменениями, происходящими в его характере и чувствах. Активной заботой и чувством безопасности взрослые способны развить у ребенка доверие к миру и активность в его освоении.
- https://detki.guru/vospitanie/printsipy/soderzhanie-i-printsipy-semejnogo-vospitaniya.html
- https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_semeynogo_vospitaniya/
- https://vospitanie.guru/semejnoe/zadachi-2
- https://www.intuit.ru/studies/courses/3465/707/lecture/16772
- https://Razvivashka.online/vospitanie/semeynoe-vospitanie