Буллинг слово понятное. Это когда учитель просто издевается на виду у всех над одним из своих подопечных.Как с этим бороться, что делать с этим?
После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
Как определить, что ваш ребенок стал жертвой учительского буллинга?
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга заниженная самооценка у ребенка. Учитель всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 710 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях учитель ученик
Каковы последствия буллинга в отношениях учитель ученик? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, нелюбимчик педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Что делать?
Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?
Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.
В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель испортит жизнь вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.
Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами,поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.
В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.
Школьный буллинг проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.
Екатерина Сафонова
ya-roditel.ru
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга заниженная самооценка у ребенка. Учитель всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 710 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях учитель ученик
Каковы последствия буллинга в отношениях учитель ученик? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, нелюбимчик педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Что делать?
Что делать, если родители выяснили, что его ребенок подвергается психологическому и моральному давлению со стороны педагога?
Единого алгоритма урегулирования школьных конфликтов нет в этом случае многое решает человеческий фактор. Но все же есть некоторые рекомендации по выходу из такой ситуации.
В первую очередь, оценив ситуацию спокойно и объективно, поговорите с учителем и выясните причину конфликта. Следите, чтобы разговор строился на конкретных фактах, а не на личных впечатлениях учителя. Не бойтесь того, что учитель испортит жизнь вашему сыну или дочери, ведь если педагог злоупотребляет властью, на него всегда можно воздействовать через директора или представителей департамента образования.
Если у учителя есть определенные претензии к вашему ребенку, внимательно выслушайте их и, если они объективны, поговорите с ребенком. При этом не выражайте агрессии в адрес учителя, а убеждайте ребенка в том, что учитель не хотел его обидеть. Выработайте совместно с ребенком план выхода из создавшейся ситуации, покажите ему, что вы на его стороне, и что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку.
К сожалению, не всегда возможно урегулировать конфликт внутренними силами,поэтому для его решения необходимо подключать психологов и администрацию школы. Если же ситуация зашла слишком далеко, то наилучшим выходом из нее будет перевод ребенка в другую школу.
В этом случае необходимо поспособствовать посещению школьником психолога, для того чтобы проработать психологическую травму, снизить негативные последствия и актуализировать мотивацию к обучению. Родители же со своей стороны могут помочь ребенку справиться с тяжелыми переживаниями и адаптироваться к новой школе.
Школьный буллинг проблема сложная, комплексная и во многом социальная. Для того чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам обычно такое отношение чувствуется сразу. Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.
Екатерина Сафонова
Что такое буллинг
Буллинг(от английского bullying запугивание, издевательство, травля) это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил и жертва показывает, как сильно её это задевает.
Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:
- словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
- распространении слухов и сплетен;
- бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).
Кто участвует в буллинге
Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 1011 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.
Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.
Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.
К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка это не касается, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.
В психологии даже есть термин травма наблюдателя. Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.
Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.
Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга
Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Что делать с буллингом в школе?
Поэтому важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия (пока) не направлена на их детей.
Как распознать буллинг и чем он опасен
Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам.
- Беспричинные боли в животе и груди
- Нежелание идти в школу и плохая успеваемость
- Нервный тик, энурез
- Печальный вид, беспокойство, тревожность
- Нарушенный сон, кошмары
- Длительное подавленное состояние
- Участившиеся простуды и другие заболевания
- Склонность к уединению, нежелание общаться
- Проблемы с аппетитом
- Излишняя уступчивость и осторожность.
<>
Школьный буллинг — что делать родителям
Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: Что же ты не дал сдачи?!, Не будь тряпкой!, Сам виноват и так далее.
Важно понять, что это может случится с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.
Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.
После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.
- Я тебе верю. Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
- Мне жаль, что с тобой это случилось. Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
- Это не твоя вина. Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
- Хорошо, что ты мне об этом сказал. Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
- Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность. Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.
Что делать учителю
Проблема буллинга в школе и в классе отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.
Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в проект. Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.
Однако, к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная опция уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.
Что делать ребёнку
Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде.
- Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, правильно, это не стукачество.
- Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
- Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии юмор.
- Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.
- Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.
Что делать, если твой ребёнок буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.
Что же делать учителю?
- Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
- Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
- Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке, Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс, Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать и т.п.
- Проводите игры на сплочение в классе.
- Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
- Самый лучший способ профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Не знаете какие? Приходите на вебинар Конфликты в классе.
- Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма Чучело 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.
Тема обсуждения Справедливость или жестокость по фильму Чучело
- Почему дети так жестоко наказывали Лену? Почему мстили?
- Почему Васильева решила заступиться за нее?
- Чем отличается Васильева от других детей?
- Дети жестоки на протяжении всего фильма, в чем проявляется их жестокость?
- Заслуживает ли Лена такого отношения?
- В конце фильма Марина сказала фразу Детки в клетке. Прокомментируйте ее.
- Что такое справедливость? Были ли герои справедливы?
- Как вы вели бы себя на месте главных героев?
- Кто несет ответственность за последствия своих поступков и как?
- Как, по мнению Кнопки, следует защищать справедливость?
- Что бы вы посоветовали Лене?
- Какие могли быть другие варианты развития событий?
- Чему учит фильм?
Хотите узнать подробнее о том, как предотвратить конфликты в классе? Приходите на бесплатный вебинар 12 ноября 2018 г.
Химик, выпей яду: как мы уничтожили карьеру учителя
Бывает ли коллектив безжалостней, чем ученики? Школа агрессивная среда. Люди, учебные предметы ничего из этого ты не выбирал. Особенно учителей. В 9-м классе к нам пришел только что окончивший ВУЗ химик мальчик, к которому коллеги придирались за отсутствие галстука: они путали учителя с учениками. Картавость, шепелявость, заикание все это было не лучшими качествами и так неуверенного в себе молодого специалиста.
Попытки взять нас авторитетом, шутки про то, что мы никто в его науке, дали обратный эффект
Каверзные вопросы вроде А вы умеете варить [Роскомнадзор]? были не самым страшным. Мы устраивали шоу сотни фотографий учителя с разных ракурсов попадали после каждого урока в интернет, начинался негласный конкурс на лучший мем. Признаюсь, я и сама участвовала в этом спектакле.
Естественно, 25 учеников были сильнее одного, хоть и взрослого, учителя. Невероятнее всего, что все это происходило не по сговору: просто класс вдруг стал единым организмом, чувствующим лишь одну цель затравить того, кто не способен затравить нас.
После года работы химик не прошел аттестацию. Его уволили, больше о нем никто не слышал. Однако до сих пор каждый из нас признает одно: это было не со зла. Все происходило лишь потому, что могло происходить, препятствий не было. Возможно,
Нас не заботили его чувства, мы думали только о том, что смешнее то, как он заикается, или то, как начинает орать, когда весь класс разговаривает в полный голос.
Даша,17 лет
- https://azbyka.ru/deti/bulling-so-storony-uchitelya
- https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/bulling-so-storony-uchitelya/
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling
- https://pedsovet.su/psycho/6931_bulling_v_klasse
- https://novayagazeta.ru/articles/2018/11/27/78752-uchitel-eto-mishen