Турбулентность и провалы
Тряска раздражает, но при этом почти полностью безопасна, утверждает Патрик Смит, пилот и автор книги Cockpit Confidential. Даже на пике турбулентности самолет проседает от силы на 3-6 метров ничего страшного.
За всю историю от турбулентности разбился один-единственный лайнер самолет British Overseas Airways Corporation, авиакомпании, закрытой в 1974 году. Дело было в 1966-м. Там был пилот, который разбил Boeing 707 с кучей напуганных пассажиров на борту о гору Фудзиямы, рассказывает Рон Нильсен, бывший пилот и автор книги Real Life Fearful Flier Stories. Самолеты, бывало, падали из-за ураганного ветра, однако во всех современных моделях установлен доплеровский измеритель, позволяющий заранее узнавать о катаклизмах и облетать их.
Двигатель заглох
Если двигатель накроется, ничего особо страшного не случится. Самолет в этом смысле напоминает велосипед, утверждает Том Банн, основатель курса Не боюсь летать. Если ты перестанешь крутить педали, он еще какое-то время будет двигаться по инерции. Пилотам хватит времени, чтобы в экстренном режиме посадить машину.
Даже сильная качка отнюдь не повод переживать. По крайней мере, пока она не сопровождается низкочастотным грохотом он будет означать, что самолет идет на минимальной критической скорости и может сорваться вниз. Подобное происходит очень и очень редко: на борту существуют системы предупреждения, которые оповестят о проблеме задолго до приближения к минимальной скорости. Вероятность, что произойдет нечто подобное один к ста миллионам, продолжает успокаивать Банк.
Аэрофобия: что это и как с этим бороться?
Задымление на борту
Почти наверняка это именно тот случай, когда есть дым без огня. Дым присутствует но чего ты хотел, сидя в нескольких метрах от 100 тонн горящего топлива? Вероятнее всего, нарушена герметичность выхлопной системы (которая в нормальном состоянии не дает дыму проникать в систему кондиционирования), либо второй вариант в турбину, охлаждающую воздух, просочилось масло. Ни то, ни другое не является критическим повреждением. Вряд ли это станет твоим любимым запахом, но это действительно не повод напрягаться, успокаивает Нильсен.
Двигатель загорелся
Вероятно, это произошло еще во время зажигания, когда турбина еще не раскочегарилась. Так бывает, ничего страшного. Если ты увидел короткую вспышку во время полета, вероятно, виной тому залетевшая в турбину птица. Ни то, ни другое не опасно. В теории, перемолотая птица может нарушить тягу, но это должна быть очень большая птица размером с дельтаплан, рассказывает Нильсен. Самолеты сбивают птиц каждый день, и ни один из них от этого еще не рухнул.
И потом, для того чтобы вывести самолет из строя, понадобится уничтожить обе турбины (а ведь есть самолеты и с четырьмя), а вероятность наткнуться на журавлиный клин на высоте 10 000 м, мягко говоря, невелика.
Волноваться на высоте 10 км надо не о самолете, а о состоянии сердца и сосудов для них это мощное испытание. Лови 11 способов снизить нагрузку, находясь на борту!
Выпали кислородные маски
Кислородные маски выпадают при разгерметизации салона. Это означает либо отказ системы герметизации, либо прореху в корпусе: разбитый иллюминатор, распахнутую дверь или трещину в фюзеляже. Все пилоты регулярно отрабатывают подобную ситуацию на симуляторе, утверждает Нильсен. Все они могут, в случае чего, быстро снизиться до той высоты, на которой глотание воздуха не будет вызывать обмороков. К крушению борта это также не приведет.
Читай также:
Как выжить в автокатастрофе
Правила комфортного перелета
Место работы
Сразу после окончания училища яначал работать водной изавиакомпаний-лоукостеров сбазовым аэропортом вМоскве. Она совершает как внутренние рейсы поРоссии, так имеждународные.
Собеседование надолжность пилота напоминает экзамен: задают вопросы поаэродинамике, метеорологии, навигации идругим дисциплинам. Также нужно предъявить сертификат ознании авиационного английского языка.
Яполучал свой сертификат вУльяновске, прошел двухмесячный курс обучения. Сейчас уменя четвертый уровень авиационного английского, который нужно подтверждать каждые три года. Без него тебя невозьмет наработу ниодна российская авиакомпания. Осенью планирую сдать экзамен напятый уровень, подтверждать который надо раз вшесть лет. Максимальный уровень вавиационном английском шестой. Это уже носитель языка.
Новый пилот дорого обходится авиакомпании.
Около миллиона рублей перевозчик тратит нато, чтобы научить каждого изнас управлять конкретным типом самолетов это называется переучка. Заэто летчик несколько лет выплачивает компенсацию изкаждой зарплаты.
Переучка проходит под руководством специалистов-инструкторов: тыизучаешь конструкцию своего типа самолетов, его основные характеристики, затем сдаешь экзамен потеории ипереходишь кзанятиям натренажере. Тренажер подвижная кабина, где пилоты-стажеры отрабатывают нестандартные ситуации, которые могут возникнуть вполете. Ондостаточно достоверно показан вфильме Экипаж сДанилой Козловским.
Свои тренажеры есть далеко неувсех перевозчиков, они очень дорогие. Наша арендует его уАэрофлота или вУльяновском авиационном институте. Большая часть того миллиона заобучение уходит как раз нааренду тренажера: нанем каждому стажеру необходимо слетать 1012раз.
Эвакуация самолета наводе отрабатывается вспециальном бассейне: стажеры имитируют действия, которые необходимо выполнить при приводнении. Все эти этапы обязательно нужно пройти, потому что укаждого самолета свои особенности, авслучае аварийной ситуации ориентироваться надо быстро, практически наавтомате.
Переучка заняла два месяца. Затем явыполнил четыре рейса, сидя позади пилотов: вкабине самолета для этого обычно есть одно или два специальных кресла. Вовремя этих полетов япросто наблюдал затем, что делают пилоты, после чего меня закрепили закомандиром-инструктором сним яотлетал 100часов. При этом вкабине присутствовал еще один пилот, который сидел сзади идолжен был помочь мне или командиру, если быянесправился.
Часы налета это условная единица, покоторой определяется уровень квалификации пилота. Например, полет изМосквы вКазань это 1,5часа налета.
После 100часов меня закрепили заобычным командиром, скоторым яотлетал следующие 200. Апотом допустили кполетам совсеми командирами авиакомпании согласно расписанию, тоесть яначал работать наравне состальными вторыми пилотами.
Суть работы
Многие спрашивают: Тылетаешь заграницу или только поРоссии?
Внесезон унашей авиакомпании больше рейсов внутри страны.
Насоветской технике самолетом управляли пять специалистов: командир ивторой пилот вели самолет, штурман прокладывал маршрут, бортинженер следил запоказаниями приборов, радист обеспечивал радиосвязь. Сейчас все эти обязанности накомандире ивтором пилоте.
Управляют самолетом командир ивторой пилот поочереди. Обычно вовремя полета впункт назначения управление самолетом берет насебя командир, авовремя обратного рейса я. Номожет быть инаоборот.
Несмотря наточто некоторые изнаших обязанностей совпадают, субординация всегда сохраняется. Командир главный человек наборту самолета, иосновная часть ответственности лежит нанем.
Пилот может летать по8090часов вмесяц. 80часов это саннорма для всех российских авиалиний. Чтобы летать по90часов, нужно подписать специальное соглашение, это так называемая продленная саннорма.
Яподписал согласие напродленную саннорму, ноэто вовсе незначит, что якаждый месяц летаю по90часов. Все зависит отсезона. Взимние месяцы уменя может выходить по7075часов, потому что авиакомпания сокращает количество рейсов. Зато этим летом явсе время летал помаксимальной норме по8789часов.
Выходные упилота это совершенно абстрактное понятие. Выходной может быть впонедельник или всреду. Или спонедельника посреду. Согласно норме, пилот должен отдыхать 42часа, если онработал две ночи или шесть дней подряд, нотакое напряженное расписание унас бывает редко. Обычно яработаю 12дня подряд, реже 34, апотом отдыхаю.
Уменя пока нет семьи, номногие пилоты успешно совмещают карьеру изаботу облизких. Посути, это обычная работа, только график ненормированный.
Яеще невстречал пилота, которому быненравилась его работа.
Те, кто нелюбят авиацию инехотят этим жить, вэту профессию неприходят здесь небывает случайных людей.
Конечно, как ивлюбой работе, есть непростые моменты. Например, ночные рейсы. Работать ночью приходится часто, идля меня это самое трудное: элементарно хочется спать.
Мне вэтой профессии нравится то, что каждый полет индивидуален. Изменилась погода или садишься нанезнакомый аэродром все время приходится решать новые задачи.
Будни пилота гражданской авиации
Мой рабочий день может начинаться вечером, вобед или ночью. Посмотреть, когда искем ялечу, можно через интернет вспециальной системе, где записан план моих полетов. Накаждом рейсе новый состав экипажа.
Яприезжаю ваэропорт задва часа довылета. Прохожу вкомнату предполетной подготовки, где встречаюсь скомандиром истаршим бортпроводником, атакже получаю документы.
Среди них задание наполет откуда икуда летим, накаком самолете ивкаком составе. Распечатка маршрута вней обозначены все точки, над которыми мыбудем пролетать, ссоответствующими высотами, силой ветра идругими характеристиками. ИНОТАМ документ, вкотором указаны ограничения поаэропортам, временные или постоянные. Например, с8до10утра там ремонтируют взлетно-посадочную полосу.
Унас есть резервные дежурства, дневные иночные: с9:00до21:00или с21:00до9:00тыобязан находиться вгостинице наслучай, если один изпилотов авиакомпании небудет допущен кполету. Неочень приятно, когда тебя вызывают нааэродром посреди ночи, нотыкэтому готов, ведь это твое рабочее время.
Дежурство вгостинице тоже оплачивается.
После медосмотра пилоты идут кметеорологу, который рассказывает опогоде ваэропортах вылета иприбытия. Документ, где указаны метеорологические условия ветер, видимость, температура, солнечность итак далее, пилоты берут ссобой всамолет. Все данные представлены ввиде длинной строки цифр илатинских букв, расшифровку которых пилоты обязаны знать. Посмотреть погоду поаэропорту втом виде, вкаком ееполучают пилоты, может любой желающий, просто набрав впоисковой строке винтернете TAF METAR.
Перед полетом командир осматривает воздушное судно снаружи напредмет наличия дефектов, аяготовлю кабину квылету: включаю приборы, проверяю ихпоказания. Затем ввожу вкомпьютер данные пополету маршрут, температуру, давление, высоты искорости вразличных точках. Атакже контролирую заправку самолета топливом.
Затем мыполучаем доклад оготовности отбортпроводников иначинаем посадку пассажиров ихколичество необходимо сверить подокументам. Если все сходится, томызакрываем двери иначинаем полет.
То, что пассажиров просят отключать мобильную связь вовремя полета, непросто формальность.
Если кто-то этого несделает, самолет, конечно, неупадет, новключенная сеть может повлиять нарадиосвязь или создать помехи электронному инавигационному оборудованию. Ястаким ниразу несталкивался, ноесли это написано вправилах, значит, такое может быть. Полет навысоте 10тысяч метров итак несамый простой процесс. Вряд ликто-нибудь стал быпридумывать лишние правила, чтобы усложнить его еще больше.
Взлет ипосадка всегда выполняются вручную. После набора определенной высоты для Боинга-737 это 400футов можно включить автопилот. Нонеправильно думать, что пилоты просто нажимают кнопку изанимаются своими делами. Мыпостоянно контролируем работу: это все-таки машина, которая может отказать.
Иногда непилотирующий пилот ненадолго берет управление насебя, чтобы упилотирующего была возможность заполнить документы. Увторого пилота бумаг традиционно больше: документы омаршруте, количестве топлива, показаниях высотомеров итак далее. Ноикомандир обязан заполнить некоторые, например паспорт полетной информации ибортжурнал. Документы яуже воспринимаю как неотъемлемую часть полета.
Работать сбумагами приходится доначала рейса, впроцессе ипосле него.
Вотличие отнекоторых других авиакомпаний, внашей вовремя полета пилотов кормят. Намой взгляд, еда хорошая: мясо, рыба, курица иразные гарниры. Меню стандартное, тоже, что иупассажиров. Раз впять дней питание меняется.
После приземления рабочий день пилота незаканчивается. Вбольшинстве случаев мызаправляем топливо, готовим самолет кновому рейсу исразу летим обратно. Если речь идет окомандировке иотправляться обратно ненужно, мыпередаем самолет следующему экипажу или технику, асами едем вгостиницу.
Янемогу сказать, что потерял интерес кновым городам истранам, бывая вних слишком часто. Правда, невсегда есть возможность посмотреть местные достопримечательности.
Если доследующего рейса всего 10часов это минимальное время, которое должно быть предоставлено пилоту для отдыха, тояпросто ем, сплю изанимаюсь спортом. Ноесли вкомандировке есть 12свободных дня, стараюсь съездить куда-нибудь, посмотреть новую страну.
Яуже успел побывать вАрмении, Греции, Индии, Таиланде, Турции, Тунисе иВьетнаме. Всамые длительные командировки летал вАрабские Эмираты. Там уменя получалось по23или даже 4свободных дня, втечение которых ямог ездить наэкскурсии. Особенно запомнилось сафари наджипах попустыне.
Вкаждой стране стараюсь попробовать традиционные блюда. По-моему, это один изсамых приятных ибыстрых способов приобщиться кместной культуре. ВТаиланде обязательно хожу нетолько вресторан инаморе, ноинатайский массаж. Вобщем, для каждой страны свой рецепт отдыха.
Особенно меня поражают мощно-кучевые облака удивительно красивые, ноопасные для самолета. Внутри таких облаков активные осадки, сильные восходящие инисходящие потоки воздуха, азначит, плохая видимость ивысокая турбулентность. Эти облака окрашены налокаторе красным цветом, залетать вних запрещено. Якаждый раз восхищаюсь.
Кто отвечает занедолив топлива всамолет
Есть нештатная ситуация, скоторой пилоты периодически сталкиваются: когда заправщики недолили топливо.
Дело втом, что заправщики ваэропортах измеряют количество топлива влитрах, ая, контролируя заправку самолета, вкилограммах. Для того чтобы перевести килограммы влитры исравнить, сколько залили подокументам, асколько пофакту, яспрашиваю узаправщиков плотность топлива. Здесь некоторые изних мухлюют, сообщая неправильную плотность, чтобы незаливать 100200кг. Конечно, чтобы долететь допункта назначения, топлива усамолета все равно хватит, его обычно заливают сзапасом в3000 кг, номошенничество все жевстречается.
Ноэто все-таки приучает внимательно относиться кпроцессу, тщательно заполнять бумаги, чтобы вслучае выяснения обстоятельств уруководства невозникло комне вопросов.
Сколько зарабатывает пилот икак начисляется зарплата
Моя заработная плата 230350тысяч рублей вмесяц. Зарплата летчика состоит изоклада, налета ипремии.
Оклад сумма, которую гарантированно выплачивают каждый месяц. Его величина зависит отдолжности пилота итипа воздушного судна. Мой оклад сейчас составляет 90000рублей.
Выплату заналет можно вообще неполучить, если летаешь меньше 30часов вмесяц например когда вкомпании кризис. Но, насколько язнаю, уроссийских пилотов сейчас такого небывает, так как обстановка вгражданских авиаперевозках стабильная.
Некоторые пилоты хотят, чтобы имставили врасписание больше часов, аяотношусь кэтому философски. Больше летаешь выше заработная плата, номеньше здоровья.
Меньше летаешь бережешь себя.
Премия это дополнительные 4000050000рублей кзарплате, которые можно потерять занарушения дисциплины или допущенные оплошности. Например, несдал английский или непришел нарейс без уважительной причины.
Начто летчики тратят инетратят зарплату
Сейчас уменя нет семьи, поэтому яживу вгостинице рядом саэропортом, которую предоставляют сотрудникам, инетрачу зарплату нааренду жилья. ВМоскве это неплохая экономия.
Вгостинице пилотов кормят, поэтому напродукты уходит небольше 4тысяч рублей вмесяц. Бензин около 5тысяч рублей, врайоне 6тысяч сходить вкино или вбар сдрузьями. Разовое посещение спортзала при гостинице 250рублей, вмесяц получается около 5тысяч.
Вкаком-то месяце ямогу потратиться наодежду, авследующем вообще ничего непокупать. Забрендовыми вещами негоняюсь, просто беру то, что нравится инужно вданный момент. Нацену тоже смотрю: невижу смысла платить заоблачные деньги, чтобы выглядеть круче или просто потому, что могу себе это позволить. Всреднем вмесяц наодежду трачу около 10тысяч рублей.
Еще около 1015тысяч рублей вмесяц уходит вкомандировках заграницей наэкскурсии, они стоят неменьше 34тысяч каждая.
Япокупаю все, что мне нужно, ностараюсь нетратиться наерунду.
Если вижу бюджетные продукты поакции, укоторых все впорядке сосроком годности, тоберу.
Финансовые цели
Вбудущем планирую инвестировать часть зарплаты ииметь пассивный доход, нопока отнести куда-то свои накопления мне тяжело чисто психологически. Скорее всего потому, что янеочень много знаю оспособах инвестирования. Планирую разобраться.
Ступени вкарьере пилота
То, насколько часто пилот меняет место работы, зависит отего темперамента иличных предпочтений. Где-то больше зарплата, где-то маршруты интереснее или проще график. Янесобираюсь переходить вдругую авиакомпанию, ахотел бырасти втой, где работаю сейчас.
Моя ближайшая цель стать командиром. Для этого нужно иметь налет 1500 часов уменя сейчас 1000, атакже доказать, что тыдостоин повышения. Если хорошо себя зарекомендуешь, авиакомпания может направить обучаться накомандира, когда появится вакансия.
Сейчас яготовлюсь. Книг идокументов, которые положено изучить командиру, очень много иногда кажется, что прочитать ихвсе практически невозможно.
Следующая ступень после должности командира командир-инструктор. Затем идет разветвление: можно пойти вкомандно-летный состав это руководящий персонал авиакомпании, или влетно-методический отдел, который занимается разработкой методических пособий идокументации. Нотак далеко япока незагадываю.
Когда-нибудь ябыхотел получить опыт работы заграницей. Например, воВьетнаме просто потому, что мне нравится Азия.
- https://mhealth.ru/life/knowledge/6-glupyx-prichin-panikovat-na-bortu-samoleta/
- https://journal.tinkoff.ru/pilot/