Игра-разминка ДождьЦель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Время проведения: 5 мин.
Ход упражнения
Участники встают в круг. Инструкция: Ребята, лето, наполненное солнечными днями, пролетело быстро. На его смену пришла осень. Скажите пожалуйста как мы с вами отличаем осень от лета? (называют варианты). Правильно, осенью часто идет дождь, давайте с вами вспомним какой он, осенний дождь. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
- В нашем замечательном городе (подскажите, ребята, название нашего города) поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
- Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
- Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
- Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
- А вот и град настоящая буря. (Топот ногами).
- Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
- Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
- Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
- Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
- Солнце! (Руки вверх).
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять это упражнение?
- Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?
Автобиография (30 минут)
Ребята, подумайте, как с приходом в школу изменилась ваша жизнь, что важного и ценного произошло с вами? Может, кто то из вас переехал недавно в этот город и уже пошел здесь в школу? Можете ли вы изобразить вашу новую жизнь, жизнь первоклассника? Нарисуйте картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для вас важно. Помните, одно важное правило вы можете рисовать так, как вам хочется.
Рефлексия. Предполагает безоценочное обсуждение рисунков, и рефлексию деятельности в целом (что, по мнению ребенка, ему удалось выполнить, какие трудности у него возникли).
Актуальность и практическая значимость проекта.
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Данный проект актуален для МБОУ ПМПЦ ДиК: ежедневно к нам обращается большое количество родителей с детьми, нуждающимися в психологической помощи. Мы нашли такую форму работы, которая позволила объединить в группу детей практически с любой проблематикой. Так появилась студия Цветной мир, в основу которой вошло применение техник арт-терапии.
Практическая значимость. Примененеие арт-методов не имеет возрастных ограничений. Программа Цветной мир рассчитана на младших школьников и подростков. Студия арт-терапии является доступной и эффективной формой групповой работы в условиях образовательного учреждения: она соответствует возрастным особенностям детского и подросткового контингента и не требует значительных материальных затрат. Арт-терапия ресурсна, дает ребенку возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах, помогает подросткам формировать позитивную Я-концепцию.
Спектр показаний для арт-терапевтической работы в системе образования: развитие творческих способностей и креативности, негативная Я-концепция, трудности эмоционального развития, импульсивность, тревожность, страхи, агрессивность, переживания эмоционального отвержения, стрессы, депрессия, неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты, враждебность к окружающим.
Данную программу могут использовать психологи, работающие в школах, учреждениях дополнительного образования, ППМС-центрах.
Цели и задачи.
Цель: гармонизация личности детей и подростков, через раскрытие их творческого потенциала.
Задачи:
- развитие творческого мышления, воображения, креативности;
- создание условий для самопознания и самовыражения;
- развитие позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование чувств и переживаний в процессе творчества;
- развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
- развитие навыков рефлексии.
Основное содержание работы.
Методологической основой программы послужили концепции З.Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, практические наработки и исследования А.И. Копытина, Н.А. Сакович, Л.Д. Лебедевой.
При реализации программы используются техники: изотерапия, сказкотерапия, мандала-терапия, музыкотерапия, куклотерапия, фолк-терапия, драматерапия, лепка, коллаж и пр.
Форма работы групповая. 30 занятий продолжительностью 1,5 часа один раз в неделю. Оптимальное количество участников 68 человек. Группы подбираются по возрасту: 811 лет и 1215 лет.
Специфика проведения: открытая Арт-студия (позволяет подключиться новому участнику к группе с любого занятия, поскольку тема каждой встречи отлична от предыдущих и последующих).
Структура занятий:
- заполнение арт-дневника (тема, настроение на начало занятия),
- ритуал приветствия,
- разминочные упражнения,
- реализация арт-техники и обсуждение продукта,
- заполнение арт-дневника (настроение на конец занятия, впечатления от занятия, личные достижения),
- рефлексия занятия,
- ритуал прощания.
Результаты и выводы.
Показатели креативности (тест П. Торренса Закончи рисунок) в младшей группе увеличились у 94% детей, в старшей у 91% подростков. Увеличились показатели уровня самооценки (шкала самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан): в младшей группе у 78% детей, в группе подростков у 83%. Снизился уровень тревожности у 89% младших школьников и 83% подростков (опросник Детский вариант шкалы явной тревожности CMAS (7-12 лет) А.М. Прихожан). По результатам наблюдения и теста М. Люшера к концу занятий у участников улучшался эмоциональный фон, ребята, имеющие положительное эмоциональное состояние сохраняли его на протяжении всего занятия. У детей и подростков сформировались и совершенствовались навыки рефлексии, улучшились творческие способности, повысилась уверенность в себе. Получены положительное отзывы об Арт-студии от родителей. По результатам анкетирования 72% родителей считали, что их дети испытывали радостное, положительное эмоциональное состояние после занятий, а 28% детей спокойное и ровное эмоциональное состояние. Видимые изменения в поведении детей отметили 43% родителей; незначительные изменения 43%. Значительные изменения в общении детей со взрослыми отметили 43% родителей; незначительные изменения 43%. Значительные изменения в общении детей со сверстниками отметили 57% родителей. 72% родителей считают, что имеются положительные изменения в эмоциональном состоянии детей после посещения Арт-студии. Все родители (100%) видят в занятиях положительный опыт для своих детей. Многие дети, которые постоянно посещали Арт-студию Цветной мир отметили, что в студии они нашли понимание, интересные занятия и новых друзей (анкетирование).
Перечисленные выше результаты свидетельствуют об эффективности проделанной работы.
Анализируя деятельность студии, можно выделить следующие положительные моменты:
- универсальность (возможность работы со многими проблемами);
- положительная результативность по итогам диагностики;
- открытая форма работы;
- разнообразие применяемых техник;
- вариативность (возможность варьировать порядок и количество занятий);
- материально-техническая доступность;
- формирование успешности у детей;
- положительные отзывы детей и родителей о занятиях в студии.
- https://open-lesson.net/1225/
- https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2013/11/11/programma-zanyatiy-po-art-terapii-dlya-uchenikov
- https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/04/04/art-terapevticheskie-tekhniki-v-rabote-s-mladshimi
- https://psy.su/psyche/projects/807/
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/11/20/tsikl-zanyatiy-po-art-terapii