Арт-терапевтические занятия для младших школьников «Разноцветный мир»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Школа одна из первых открывает перед ребёнком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьёй берёт на себя одну из главных ролей в воспитании ребёнка. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребёнка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит всё его последующее развитие.

В процессе жизни у ребёнка меняются взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Хотелось бы отметить, что специальная проведённая работа в ОУ показала, что дети очень редко задумываются над тем, что для них является главной целью в жизни и что необходимо сделать для того, чтобы данная цель, если она есть — реализовалась. Будет ли человек счастлив, если все его жизненные цели реализуются? Что такое счастье? Из каких компонентов состоит детское и взрослое счастье? Современные родители практически не говорят детям о своих чувствах, ещё реже размышляют вместе с детьми на тему счастья. Поэтому, появилась необходимость создавать ситуации для размышления по поводу счастья, которые в свою очередь помогут детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Занимаясь исследованием человека и жизни, Рон Хаббард пришёл к определённому выводу по этому поводу:

Счастье это преодоление доступных распознанию препятствий на пути к известной цели.

Разработанные тренинги для учащихся каждой возрастной категории отмечены положительной оценкой как детьми и родителями, так и педагогами. Для среднего и старшего школьного возраста тренинги построены по типу Семейных гостиных, для младшего школьного возраста по типу классного часа или психологического занятия с элементами тренинга.

Вашему вниманию предлагается конспект психологического занятия- тренинга для младшего школьного возраста. Тема занятия позволяет педагогу вариативно применять предлагаемую цель и задачи, в зависимости от ситуации. Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет детям настроиться на успех; повышения самооценки уч-ся, а так же оно может быть включено в цикл занятий, направленных на снижение уровня тревожности у уч-ся младших классов).

Конспект психологического
занятия для уч-ся 2 класса

Тема: Давайте подумаемо счастье?

Цель: создание для ребёнка возможностей расширить представления о ситуации, которая поможет детям настроиться на успех и определить этапы для достижения успеха.

Задачи:

  1. Создать ситуацию для размышления по поводу
    счастья.
  2. Формирование у детей чувства единения,
    сплочения с группой.
  3. Повышение самооценки учащихся.

Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, ручки по количеству детей, цветы для оформления волшебной поляны, 2 ватмана, цветные карандаши, либо фломастеры, ромашки-визитки, по количеству участников группы, лепестки из цветной бумаги по 3 шт. на каждого, колокольчик, свеча, ширма.

Упражнение №1

Цель: приветствие, включение в работу, создание положительного, эмоционального фона.

Ведущий:

— Мне очень приятно Вас поприветствовать! Добрый день!

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие, в одну волшебную, сказочную страну Зазеркалье.

Для того чтобы оказаться в этой стране, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.

Упражнение № 2

Цель: упражнение даёт возможность расслабиться, снять мышечное и эмоциональное напряжение, развить воображение.

Ведущий:

И так реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы в волшебную страну с вами отправляемся(звучит спокойная музыка, в центре кабинета на полу раскладываются большие Волшебные цветы).

Вот и лёгкий ветерок Наших щёк касается, Солнышко лучистое всем нам улыбается. Здесь нам дышится легко, Ровно, ровно, глубоко. Вот поляна перед нами С необычными цветами Здесь и бабочки кружатся, На цветы они садятся . Вот и ветер, наш дружок Всем принёс он холодок. Колокольчик он задел, Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)

— Ребята, вот мы с вами и оказались в стране Зазеркалье на волшебной цветочной поляне. Здесь цветы умеют разговаривать между собой. А вы хотели бы, услышать, о чём разговаривают цветы, как живётся им на этой поляне?

Для того чтобы немного побеседовать с ними нужно представить себя такими же красивыми цветами.

Упражнение № 3

Цель: повышение уверенности в себе, снятие мышечного напряжения.

Ведущий:

Давайте ребята, все выйдем из-за парт и зайдём на волшебную поляну. Сейчас нам нужно будет присесть и представить что

Мы маленькие семечки, семена волшебных цветов. Тёплый луч солнца упал на землю, на эту полянку. Он обогрел каждое семечко, а из семечек проклюнулись росточки, они росли, росли (дети медленно встают) и выросли, и стали прекрасными белыми ромашками. А сейчас ромашки, давайте познакомимся.

(Дети прикрепляют ромашки со своими именами у себя на груди).

Какие чудесные ромашки! Присаживайтесь ромашки.

Упражнение №4

Цель: создать условия для размышления что такое счастье?

Ведущий:

Теперь, когда мы все превратились в цветы, можно услышать разговор волшебных цветов. А давайте попробуем спросить у них что-нибудь?

Например: не скучно ли им, не грустно ли вот так всё время расти на полянке? Давайте ребята, все вместе спросим — не скучно ли вам, не грустно ли вот так всё время расти на полянке?

(Ответ цветов: аудиозапись)

— О нет, дорогие ромашки. Нам никогда не бывает скучно. Мы умеем разговаривать и поэтому, часто рассказываем друг другу, лесные новости, обожаем играть в мячик капельками росы, вместе радуемся солнышку и тёплому дождику. А если вдруг кому-то из цветочков становится грустно, это у нас бывает очень, очень редко, мы все вместе утешаем и успокаиваем цветочек, окружаем его своей заботой, любовью, нежностью, лаской и у цветочка сразу становится замечательное настроение, он становится рад от того, что его любят. Мы очень дружны между собой, и очень любим дарить радость всем, кто оказывается рядом с нами удачи вам, будьте счастливы!

Ведущий:

— Спасибо цветочки за ваш рассказ.

Ребята, а как вы думаете, счастливы ли цветы на этой полянке?

Давайте с вами попробуем разобраться, что же такое счастье?

(Ведущий зачитывает отрывок стихотворения Что такое счастье?)

Что такое счастье? Где его искать? Может, оно спряталось Под мою кровать?

Там я вижу мячики, Танк и пистолет. Только счастья, кажется, Под кроватью нет.

Я хожу по комнате, Я кричу: Ау! Может, счастье спряталось В мамином шкафу?

Там висят на вешалках Брюки и жилет, Платья, юбки, кофточки… А вот счастья нет!

Нет за телевизором, В папином столе, Нет его за шторами, В кухне на плите.

Где же счастье спряталось? Почему молчит? Если не найду его, Буду так сердит!

Так что же такое счастье, кто, что думает ребята по этому поводу?

(Заслушиваются высказывания детей).

А сейчас на лепестках, которые у вас лежат на столе, запишите те моменты, когда вы, бываете, счастливы (дети выполняют задание по типу Закончи предложение).

Я счастлив (а) когда

На доску вывешивается ватман.

Ведущий:

Ребята, цветочкам интересно узнать, когда же вы бываете счастливы? Кто хочет зачитать то, что он записал на лепестке? Хорошо, молодцы!

Ребята, фея мне по секрету сказала, что каждый, кто попадёт на волшебную поляну, может построить дом, Дом счастья? А давайте и мы с вами, попробуем это сделать?

Упражнение №5

Цель: продолжать создавать условия для размышления по теме счастья.

Сейчас, я вас попрошу на розовых лепестках записать те моменты, когда каждый из вас будет счастлив, например: я, был бы счастлив, если бы, когда был здоров. Продолжите предложения (пока дети пишут, наклеиваются на ватман лепестки, в виде цветка).

(Дети, по желанию, зачитывают написанные фразы).

Ведущий:

А вот скажите, пожалуйста, можем ли мы быть счастливы в одиночку?

Запишите на лепестках, с кем бы вы были особенно счастливы?

Метод незаконченных предложений Я особенно счастлив, когда рядом со мной

Перечислите тех, без кого вы не можете быть совершенно счастливыми.

Упражнение № 6

Цель: Формировать у учащихся умение понимать дуг друга, дать каждому ребёнку возможность почувствовать себя в центре внимания, тем самым, тем самым повысить свою самооценку, почувствовать себя уверенно.

А сейчас ребята, хотелось бы обратить ваше внимание на ватман.

Давайте представим себе, что мы можем построить Дом счастья. Как он может выглядеть?

(Дети по очереди выходят и рисуют контур дома, цвета для рисования выбирают сами.)

Упражнение №7

Цель: формировать чувство единения с группой, способствовать сплочению группы.

Ведущий:

— Ребята, давайте на мордашках, которые лежат на партах, нарисуем свой автопортрет и обязательно отразим в нём своё настроение.

(На готовых шаблонах мордашках дети рисуют глаза, нос, губы (улыбку)).

— А сейчас, пришло время заселиться в наш Дом счастья(дети по очереди наклеивают мордашки на Дом счастья).

— Посмотрите ребята, какой замечательный у нас получился дом Дом нашего счастья.

Ещё на этой волшебной полянке, мы с вами можем загадать только одно желание, такое, которое окажется важным и нужным для каждого из нас. Давайте посоветуемся.

(Дети высказывают свои предположения по поводу желания).

Ведущий:

Ребята, а кто из вас хочет быть по-настоящему, счастливым человеком? (Все дети поднимают руки).

— Давайте все вместе дружно пожелаем:

— Мы хотим быть счастливы!

(Звучит голос цветов аудиозапись).

— Вы обязательно будете счастливы! Ваше желание обязательно сбудется!

Упражнение №8

Цель: способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия.

Ведущий:

А сейчас, давайте все встанем в круг, и как только образуется круг, путешествие наше закончится. Сейчас, мы будем передавать вот эту свечу по кругу, пока она не вернётся снова ко мне. Передавая свечу, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья.

Ребята, вот этот дом счастья, остаётся с вами, и в память о нашем путешествии на волшебную цветочную поляну, сейчас каждый из вас, выходя из класса, посадит свою ромашку на клумбу перед домом.

II. План развивающих занятий

Занятие 1. Давайте познакомимся

Цель занятия:создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми.Вступление. Научитьритуалу приветствияв группе дети стоят в кругу. Начиная с ведущего, передают по кругу рукопожатие (слева направо). Узнают имена членов группы.

Игра Дракон, кусающий свой хвост

Цель- снятие напряжения, скованности.

Дети встают в цепочку. Держат друг друга за пояс. Ведущий показывает, кто голова, а кто хвост. Задача хвоста убежать от головы и не порвать цепочку. Игра проходит под музыку. Через 2 мин. голова и хвост меняются ролями.

Игра Марш в угол!

Цель — познакомить членов группы друг с другом.Стимульный материал для игры:Кто родился в Петербурге, а кто в другом городе?У кого есть родные братья и сестры, а у кого нет?Кто любит ходить в школу, а кто нет?У кого дома есть питомец, а кого нет?Кто ходит в кружок, а кто нет?

Объяснить детям, что группа сейчас все время будет делиться на две части по разным признакам. Задается вопрос Кто родился в Петербурге марш в правый угол, кто родился в другом городе марш в левый угол и. т.д.После каждого деления просим детей замечать, кто с ними в группе. Можно предложить детям самим задать вопрос группе.По окончании в кругу вспоминаем, кто, где родился, у кого есть собака и пр.

Выход из занятия.Спросить у детей, что им больше всего понравилось. Научитьритуалу прощаниягруппы все встают в круг, берутся за руки и хором говорят до свидания!.

Занятие 2. Мы все замечаем!

Цель занятия:увеличение объема внимания, развитие концентрации внимания.

Ритуал приветствия.

Упражнение Чего не хватает?

Цель усиление концентрации внимания.Стимульный материал для упражнения: 2 набора найди отличия.Дети делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 рисунка и задание: найти в них отличия. Время выполнения 3 мин.

Игра Акустики

Цель развитие способности концентрировать внимание на одном виде деятельности.Дети садятся в круг. Ведущий дает задание: Закройте глаза и внимательно слушайте, что происходит в коридоре. Через минуту происходит опрос. Затем слушаем, что происходит в кабинете. Затем, что происходит за окном.

Игра Зоопарк

Цель увеличение объема зрительного внимания.Стимульный материал для игры: поле из 12 клеток (лист А4) и набор карточек с животными (12 шт.)Задача детей запоминать, в какой клетке живет, какое животное. Предъявляется поле с 4 животными (на 30 сек). С каждым показом число животных увеличивается.Ритуал прощания.

Занятие 3. Фигаро здесь, Фигаро там.

Цель занятия:тренировка переключения и распределения внимания.Ритуал приветствия.

Упражнение Квадрат

Цель тренировка распределения зрительного внимания.Стимульный материал для упражнения: поле из 12 клеток (лист А4), бумага, пишущие принадлежности.Детям предъявляется поле, на котором в случайном порядке расставлены числа от 1 до 16. Задача детей как можно быстрее расставить числа в возрастающем порядке. Задание выполняется индивидуально на своем листе. Тот, кто закончил, показывает ведущему. После первых трех правильных ответов игра останавливается.

Игра Пишущая машинка

Цель тренировка активного внимания.Каждому ребенку присваивается одна буква. Ведущий называет слово. Если в этом слове есть буква, которая ему присвоена, ребенок должен выйти к доске.Слова для игры: еж, дом, папа, цирк, каша, рама, рука, вода, бык, герб, заря, сон.Буквы: е, ж, д, о, м, п, а, ц, и, р, к, ш, у, в, б, ы, г, з, я, с, н.

Упражнение Четыре стихии

Цель развитие слухового внимания, связанного с двигательной координацией.Дети слушают ведущего, а затем повторяют вместе с ним, какие движения соответствуют каким командам.Далее дети начинают бегать по кругу, но как только звучит команда, застывают в определенной позе. Невнимательные выбывают.

команда

Движение руками

Земля

Опускаем руки вниз

Вода

Вытягиваем руки вперед

Воздух

Поднимаем вверх

огонь

Прижимаем к груди

Ритуал прощания.

Занятие 4. Стойкий оловянный солдатик

Цель занятия:развитие объема, концентрации и устойчивости зрительного и слухового внимания.Ритуал приветствия.

Упражнение Будь внимателен!

Цель развитие устойчивости слухового внимания.Дети под музыку маршируют, как только музыка останавливается, дети должны остановится. Невнимательные выбывают из игры.

Игра Зеркало

Цель развитие способности концентрировать внимание.Дети разбиваются на пары. Один ребенок показывает простые движения руками, туловищем, второй ребенок повторяет. Через 2 мин. дети меняются ролями.Обсуждение, кто был лучшим зеркалом.

Упражнение Три изменения

Цель увеличение объема зрительного внимания.Дети стоят в ряд. Один ребенок ведущий. Задача ведущего внимательно посмотреть на ряд детей, отвернуться, потом назвать какие изменения произошли.Можно помочь ребенку. Кто поменялся местами? Что изменилось в одежде, прическах? Какие новые предметы?Ритуал прощания.

Занятие 5. Смотри- не смотри

Цель занятия:тренировка переключения, распределения и избирательности внимания.Ритуал приветствия.

Упражнение Математик

Цель развитие способности распределять зрительное внимание.Стимульный материал для упражнения: Таблица с определенным количеством разных предметов. Дети рассчитываются на 14. Каждому ребенку в соответствии с его числом надо сосчитать количество определенного предмета в таблице.

Упражнение Найди слово

Цель тренировка избирательности внимания.Стимульный материал для игры: таблица с набором букв для каждого ребенка, лист со словами мяч, слон, облако, дом, карандаш.Детям предлагается найти в таблице слова и закрасить их.

Игра День ночь

Цель развитие способности переключения зрительного и слухового внимания.Дети в кругу. Объяснение правил. Когда играет музыка день, когда ее нет ночь. Днем каждый игрок должен активно передвигаться, разговаривать и наблюдать за другими. Ночью все должны молчать, не ходить и закрыть глаза уснуть. Ночью нужно внимательно слушать, что происходит вокруг.Через 4 мин. (по две минуты на каждое время суток), ведущий собирает детей в круг и спрашивает: кто что видел и слышал.Ритуал прощания.

Занятие 6. Подведем итоги

Цель занятия:рефлексия членов группы, повторение и закрепление материала.Ритуал приветствия.Схема этого занятия зависит от детей. В кругу мы обсуждаем, чему научились, что нам понравилось, а что не очень. Играем в те игры, что понравились больше всего.Основная направленность этого занятия оставить у детей благоприятные воспоминания об их успехах и тем самым закрепить наработано

.

Цель: Создание педагогических и социально- психологических условий в образовательном пространстве, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.

Задачи программы:

  1. Формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде;
  2. Формирование положительной Я концепции;
  3. Формирование коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать;
  4. Развитие волевой регуляции поведения и деятельности;
  5. Воспитание духовнонравственных качеств личности;
  6. Развитие навыков рефлексивных действий.

Учебно-тематический план программы:

1 модульСтановление социальной позиции ребёнка 7-9 лет.

Задачи данного комплекса:

  • Диагностика сформированности социальнопсихологической готовности с целью организации работы по успешной адаптации ребёнка к школе.
  • Формирование умения ориентироваться в новой социальной среде, освоение новой социальной роли.
  • Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

Занятия в группах проводятся в форме тренингов и игровых упражнений. Учащимся представляется возможность вступить во взаимодействие со сверстниками, прожить ситуации сотрудничества, взаимоподдержки, создать модели эффективного общения. Игровое действие развивает способность к самоконтролю, критичность к себе и другим, способность анализировать эти действия. Занятия проводятся с чередованием, 1 раз в неделю и составляют

пп

Цель психологических занятий

Количество часов

Формы и виды работы

1.

Введение в проблему социализации современного ученика и потребность развития в обществе Зачем нужна семья, школа, и др

Формирование позитивной Я-концепции обучающегося

1 час

Давайте познакомимся, вводное занятие по освоению знаний о школе Как вести себя в школе, игра Собери портфель; собрание Права и обязанности школьника.

2.

Стимулирование внутригруппового общения.

2 часа

Тренинг общения Я и Мы, пальчиковый игротренинг Лесенка, социоигры Разведчики, Найди пару; игра От улыбки солнечной одной.

3.

Развитие межличностного общения в группе.

2 часа

Игры: Конспиратор, Закончи предложение, пальчиковый игротренинг Ут-речко, час общения Добрые слова о моей игрушке, групповое пение: Улыбка, Дружба.

4.

Развитие коммуникативных способностей.

6 часов

Ролевая игра:

  • Знакомство,
  • Приветствие,
  • Разговор по телефону;

речевая игра:

  • Учимся благодарить,
  • Поздравление; упражнения: Мостик дружбы, Подари камешек;

сказкатерапия:

  • Петушок и бобовоё зёрнышко,
  • Винни- Пух и все-все-всеА. Милн;
  • игра В одной связке.

5.

Учить детей решать возникающие проблемы мирным способом.

2 часа

Классный час Мы дружные ребята, инсценировка

Друзья, коллективный просмотр мультфильмов:

Приключения кота Леопольда, Зима в Простоквашино, игра Маски.

6.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

4часа

Упражнения:

  • Рисуем картинки в уме,
  • Догадайся о выборе;
  • разбор жизненных ситуаций Я на улице,
  • Общественный транспорт; этюд
  • Встреча с другом; сказкатерапия
  • Сова и Орёл; прослушивание пьесы П. И. Чайковского Мама; групповое чтение
  • Злая мать и добрая тётяВ. Осеева; просмотр видеофильма Внимание, черепаха.

7.

Снятие страха, агрессии, напряжения.

2 часа

Арт терапия: лепка Пластилиновая живопись, рисование; игры: Шалтай-болтай, Клякса, групповая игра Смотри на руки, Театр вещей.

8.

Развитие положительной самооценки, самоорганизации.

2 часа

Диагностика самооценки 10 моих Яи Самореклама; подвижная игра Тропинка, игра Самый-самый, Это Я(составление автопортрета), этюд Три характера.

9.

Развитие воли и терпения в выполнении дела от начала до конца.

2 часа

Игровая деятельность: Черепаха, Да и нет — не говори; пальчиковые игры; классный час Мои хочуи мои надо, рисование, групповое чтение К. Ушинский Кончил дело гуляй смело.

10.

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.

Ориентировочная минимальная диагностика.

2 часа

Социометрия

Состав экипажа, Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице.

2 модульВолевая регуляция поведения и деятельности.

Цель: Формирование и развитие волевых качеств как социально значимых свойств личности.

№ пп

Содержание

Формы и виды работ

1

Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности.

Умение организовывать свою работу на уроке.

  • беседа Смелость это,
  • игра Не подведи свой ряд,
  • коллективное чтение: М. Зощенко
  • Соседка по парте.

2

Развитие волевых качеств в процессе совместной деятельности ребёнка с родителями.

  • групповое чтение: В. Осеева Берёза, Е. Шварц Сказка о потерянном времени, И. Дик Железная воля, И. Тургенев Капля жизни, М. Зощенко Глупая история, Е. Пермяков Надёжный товарищ;

3

Активизация любознательности и инициативности детей

  • социоигра Умеешь сам, научи другого;
  • Книга рекордов нашего класса

4

Формирование волевой сферы ребёнка, коррекция личностных нарушений

(психологопедагогическое сопровождение учащихся)

Игровые тренинги Тёмные мысли чистые мысли, психотехнические упражнения: Королевство, Яма, Час откровения; игра Волшебный стул; драматизация Три медведя(умение отстаивать свою точку зрения), Садко, Стрекоза и Муравей (умение говорить нет).

5

Развитие самоуправления в рамках школьной программы

Содружество.

  • Организация самоуправления в классе;
  • классное собрание Традиции нашего класса;
  • классный час Как мы выполняем свои поручения;
  • участие в акциях Твори добро, Книжкина больница; Чистая планета, Бюро добрых услуг.

6

Ориентировочная диагностика уровня воспитанности.

Наблюдение, с последующей фиксацией данных о результативности воспитанности черт характера в сводной таблице.

Формирование позитивно-высокогостатуса ученика начальной школы.

Задачи модуля:

Выявить психологические особенности младших школьников в рамках социальной активности.

Определить комплекс продуктивных приёмов психолого-педагогического сопровождения выпускника начальной школы с целью успешной адаптации в среднем звене.

19 20-ь занятий.

1 группа Развитие когнитивно поведенческого компонента.

Когнитивно-поведенческий компонент

Кол-во

часов

Формы и виды

работ

1.

Эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

5 часов

Классный час с приглашением родителей Мы тоже были школьниками, родительский лекторий Роль семьи в развитии эмоционально-положительного отношения к школе, методика Лесная школа.

2.

Взаимодействие со сверстниками.

5 часов

Классные часы, коллективные творческие дела, инсценировки, спортивные праздники, эстафеты.

3.

Навыки самоконтроля.

5 часов

Игры Запретный номер, Слушай команду, Делай как я.

4.

Навыки поведения в трудных ситуациях.

4 часа

Тренинг поведенческих навыков.

2 группа Развитие мотивационно личностного компонента.

№ пп

Мотивационно-личностный компонент

Кол во

часов

Формы и виды работы.

1.

Высокая самооценка, удовлетворённость собой.

Критичное отношение к себе.

3 часа

3 часа

Психотехника Я люблю себя за, упражнение Ладошка, Я никогда не, групповая дискуссия Факты о нас, Алмазы бриллианты, сочинение Какой я.

2.

Учебная мотивация.

5 часов

Конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, смотры, слёт отличников, конференции.

3.

Саморегуляция.

3 часа

Игры: Запретный номер, Запрещённое движение, Замри, Волшебное слово

4.

Соблюдение социальных норм и правил.

2 часа

Изучение декларации прав ребёнка, просмотр киножурнала Ералаш.

5.

Ценностное отношение к другой личности.

3 часа

Упражнение Ты мне нравишься, потому что, анализ художественных произведений Сказка о Жабе и РозеГ. Х. Андерсен, Стрекоза и муравейИ. А. Крылов, Лягушка путешественницаВ. Гаршин.

Реализация этой программы позволит младшим школьникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе первой ступени и вхождение на вторую ступень успешно функционировать в иной системе школьных отношений.

При этом речь идёт не только о предпосылках успешной адаптации в начальной школе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребёнка в процессе всего дальнейшего обучения.

Ход упражнения

Участники встают в круг. Инструкция: Ребята, лето, наполненное солнечными днями, пролетело быстро. На его смену пришла осень. Скажите пожалуйста как мы с вами отличаем осень от лета? (называют варианты). Правильно, осенью часто идет дождь, давайте с вами вспомним какой он, осенний дождь. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

  • В нашем замечательном городе (подскажите, ребята, название нашего города) поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
  • Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
  • А вот и град настоящая буря. (Топот ногами).
  • Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
  • Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
  • Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
  • Солнце! (Руки вверх).

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять это упражнение?
  2. Не запутывались ли вы в ходе выполнения заданий?

Автобиография (30 минут)

Ребята, подумайте, как с приходом в школу изменилась ваша жизнь, что важного и ценного произошло с вами? Может, кто то из вас переехал недавно в этот город и уже пошел здесь в школу? Можете ли вы изобразить вашу новую жизнь, жизнь первоклассника? Нарисуйте картину своей жизни, изобразив важные события, большие изменения и то, что для вас важно. Помните, одно важное правило вы можете рисовать так, как вам хочется.

Рефлексия. Предполагает безоценочное обсуждение рисунков, и рефлексию деятельности в целом (что, по мнению ребенка, ему удалось выполнить, какие трудности у него возникли).

ЗАНЯТИЕ № 1Диагностическое

Материалы:бланки методики Карта чувств (см. приложение 1), восемь цветных карандашей по количеству участников, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты 1,52 см, магнитофон, запись подвижной музыки.

Задачи:принятие правил и норм работы группы; исследование психоэмоционального состояния; сплочение группы; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности.

Каждое занятие начинается и заканчивается выполнениемритуала входа в сказку.(На этапе выхода повторяется ритуал входа в обратном направлении.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра Волшебный круг

Игра на групповое взаимодействие. Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты. Детям необходимо пройти через него, не разнимая рук. Если кто-то разнимет руки, ему будет задана сказочная задача.

Примеры сказочных задач

1.В одной сказочной стране естьрека. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?

2. Один раз задумался Иван Царевич: правду ли говорят, что Баба-яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-яга иногда бывает злой и коварной?

Затем задание усложняется: лента сворачивается вдвое, таким образом сузив проход круга.

Правила и нормы Сказочной страны

Ведущий знакомит детей с правилами и нормами Сказочной страны: быть искренними и открытыми, активными. Если правила нарушаются, детям предлагается решить сказочные задачи с целью закрепления данного правила в группе.

После принятия правил детьми ведущий раскладывает по восемь карандашей, бланки методики (см. приложение 2) и рассказывает детям сказку.

Сказка

Далеко-далеко, а может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом… Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами.

Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.

И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда всю краску унес ветер.

У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики.

(Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 1, где изображены домики.)

Игра Раскрась домик

Ведущий.Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика.

(Дети выполняют задание.)

Спасибо! Вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите вот карта страны чувств(ведущий показывает силуэт человека).Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена.

Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут и раскрасить карту.

Если, рассматривая карту страны, ребенок скажет, что это человек, можно объяснить ему, что на карте очертание разных стран может быть похоже на что угодно. Например, очертание Италии похоже на сапог (при этом хорошо иметь под рукой атлас и подкрепить свои слова рассматриванием карт).

Перерыв.На каждом занятии необходимо делать небольшой перерыв (10 минут), чтобы дети могли отдохнуть, сходить в туалет, попить.

Игра Змейка

Дети становятся друг за другом, держась за руки. Под веселую музыку они бегут зигзагом.

Психодинамическая медитация Сказочный лес

Ведущий.В лесу живет много животных. Изобразите зайца, волка, лису, медведя, змею, собаку, кошку, лягушку, жирафа. А теперь мы перевоплощаемся в сказочных птиц и летим, свободно машем крыльями. У нас сильные и крепкие крылья. Птицы летят свободно и легко.(Время перевоплощения 56 минут).

Обсуждение занятия

На данном этапе ведущий подводит итоги и проводит обсуждение занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта (каждый ребенок может объяснить, что было важного сегодня лично для него), рассказывает о конкретных ситуациях в жизни, когда дети смогут воспользоваться новым опытом.

ЗАНЯТИЕ № 2Путешествие в страну Чувств

Материалы:корона, фигурки Королевы, Меры, Радости, цветные карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги, карточки с именами героев различных сказок, круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты 1,52 см.

Задачи:мотивация на принятие другого; интеграция персоны и тени, то есть соотнесение положительного и отрицательного в человеке (персонаже); развитие способности слушать другого; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра Герои сказок

По предъявлении карточек с нарисованными героями (написанными именами героев) разных сказок ребята рассказывают о себе от имени героя. Карточки подбираются с учетом особенностей, личностных качеств участника, ассоциируемых с характером сказочного персонажа.

Игра Королева и ее придворные

Ведущий.В некотором королевстве живет Королева(демонстрация фигурки Королевы).Она добрая, мудрая, справедливая. Королева правит своим большим Королевством, где живет много придворных и слуг. Давайте поиграем в Королеву и ее придворных.

Один из детей (он может быть выбран ведущим, по желанию группы или самого ребенка) надевает корону и идет величественно, как Королева (Король). Остальные дети придворные. Они становятся в две шеренги, образуя символический королевский путь, и с поклонами отдают Королеве (Королю) почести. (Желательно, чтобы каждый участник побывал в роли Королевы / Короля.)

Знакомство со слугой Радостью

Ведущий.У королевы много придворных: Радость, Удовольствие, Злость, Грусть, Страх, Обида, Вина и Интерес. Сегодня в гости к Королеве пришел слуга Радость(демонстрируется фигурка).Как вы думаете, что любит есть Радость, в какие игры играть, какую музыку слушать, какие танцы исполнять, какие песни петь? Как она прикасается к человеку, каким голосом говорит, какие запахи ей нравятся?

Рисование

Дети рисуют на тему Радость в сопровождении веселой музыки. Обсуждение рисунков.

Перерыв(10 минут).

Рассказывание детьми коротких историй

Дети рассказывают истории из своей жизни, которые доставили им радость.

Введение понятия Меры

Ведущий задает вопросы:

Как вы думаете, что происходит с Королевой, когда к ней приходит слуга по имени Радость?

А что будет с Королевой, если этот слуга слишком долго задержится у нее в гостях?(Устанет, дела в Королевстве разладятся, если она будет только петь, смеяться, веселиться.)

Но как же узнать слуге Радости, когда пора идти домой?

Ведущий.Секрет королевских слуг в том, что они обладают очень важным качеством мерой. Они во всем знают меру. Поэтому слуга по имени Радость знает, когда пора уходить.(Демонстрируется фигурка Меры. В дальнейшем фигурка может быть использована для восстановления дисциплины в группе.)

Представьте, что у каждого из нас в душе есть Королевство, а мы являемся их Королевами (Королями).Как вы думаете, ребята, знание меры пригодится нам в жизни? А в каких случаях? Бывало ли с вами такое, что вы забывали меру?

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Понаблюдать, как радуются мама, папа; развеселить маму, папу.

ЗАНЯТИЕ № 3Знакомство со слугой по имени Грусть

Материалы:круг из корсажной ленты диаметром 1,5 м, ширина ленты 1,52 см, аудиозапись различной музыки; ножницы, журналы, лист ватмана.

Задачи:сплочение группы; мотивация на принятие и поддержку другого; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение

На этапе повторения ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз в Сказке; чему научились; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз; а также анализ домашнего задания.

Знакомство со слугой Грустью

Знакомство с чувством по имени Грусть с опорой на все модальности (см. приложение 3).

Рисование

Дети рисуют на тему Блюда Грусти в сопровождении музыки. Осуждение рисунков:

Что же это за блюда? Какие они на вкус? Горькие? Сладкие? Кислые? Соленые?

Как вы думаете, понравится ли Королеве такое угощение? Попросит ли она добавки?

Ребята, что было общего в ваших рассказах, а чем они отличались друг от друга? Как вы думаете почему?(Ведущий помогает обобщить рассказы детей.)

Перерыв(10 минут).

Выставка Грустный вернисаж

Вырезать картинки, на которых изображены грустные люди, грустные животные, грустные пейзажи, приклеить их на большой лист ватмана. Дать им грустные названия и провести экскурсию по вернисажу. Дети объясняют, почему они выбрали именно эти картинки.

Игра Оркестр

Один из детей дирижер, остальные музыканты. Каждый ребенок выбирает себе музыкальный инструмент, который необходимо изобразить с помощью голоса, мимики, жестов. Дети рассказывают о своем инструменте. Главное правило игры когда дирижер дает знак, тогда можно играть. Ребята договариваются, что они будут изображать (грустную или веселую песню, свое состояние или др.). Дети репетируют, после чего исполняют выбранную мелодию.

Приход Меры

На этом этапе ведущий демонстрирует фигурку Меры и проводит обсуждение. (Аналогичным образом происходит на следующих занятиях.)

Варианты вопросов для обсуждения:

Чем Грусть (Страх, Удовольствие, Вина, Обида и др.) бывает полезна?

Какой она может нанести вред?

А к вам часто приходит чувство Грусти (Страха, Злости и др.)?

Что вы чувствуете в это время?

Вы замечаете, когда ваших близких людей посещает Грусть (Злость, Страх и др.)?

Что произойдет с человеком, если он будет долго грустить (обижаться, злиться…)?

Для чего слугам-чувствам необходима Мера?

Куда и когда исчезают эти слуги?

А что можно сделать, если слуга-чувство Грусть (Радость и др.) забыла о мере?

Обсуждение занятия.

ЗАНЯТИЕ № 4Знакомство со слугой по имени Интерес

Материалы:круг из корсажной ленты, песочница, перышки, пластмассовые баночки (500 мл) по количеству участников, мука, соль, масло подсолнечное, клей ПВА, гуашь, картон, газеты, шары, магнитофон, аудиозаписи, коврики, детская энциклопедия.

Задачи:сплочение группы, снятие агрессии, развитие эмоциональной адекватности, снятие эмоционального напряжения, развитие творческих способностей, развитие познавательного интереса.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Игра Движение в кругу с шарами

Ведущий раздает детям шары. Дети становятся в круг друг за другом. Шар располагается между грудью одного ребенка и спиной следующего. Расположив шары таким образом, дети двигаются по кругу под музыку. По команде задание меняется: шары располагаются между лбом предыдущего участника и затылком последующего. По очередной команде дети поворачиваются в круг лицом и располагают шары между предплечьями друг друга.

Игра Что спрятано в песке?

Ведущий предлагает детям поискать нечто, что спрятано в песке. Но при этом нельзя касаться песка руками (можно использовать перышки, дуть и т.п.) Дети достают из песочницы фигурку слуги-чувства Интерес.

Знакомство со слугой Интересом

Знакомство со слугой по имени Интерес с опорой на все модальности (см. приложение 3).

Ведущий.Ребята, Интерес бывает везде. Мы много знаем, запоминаем и обо всем этом можем ярко, красочно и увлекательно рассказать! Интересу все это удается, потому что он владеет одним секретом. И я вам его раскрою. Прежде всего нужно научиться с интересом относиться к самому себе, научиться слушать себя. Конечно, сразу все не получится, но для начала постарайтесь с большим интересом слушать себя.

Давайте поиграем в эту увлекательную игру начнем слушать себя.

Игра Послушай себя(релаксация)

Ведущий.Ложитесь на коврики поудобнее, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Прислушайтесь к себе. Слушайте биение своего сердца. Теперь послушайте, как движется ваша грудь при дыхании. А что происходит в животе? Послушайте ноги. Сначала левую, затем правую(коленку, пальцы, пятку).Не расстраивайтесь, если не получится услышать сразу. Постарайтесь снова начать слушать себя. У вас все получится!(Длительность релаксации 34 минуты).

Обсуждение

Что вы услышали?

Что почувствовали?

Почему сердце стучит? Зачем оно вообще?

Почему движется грудь при дыхании и что будет, если это движение прекратится?

Где можно найти ответы на вопросы о своем организме?

Перерыв(10 минут).

Игра Слушай другого

Дети разбиваются на пары. Один из партнеров с помощью контакта кистей рук показывает нежность, силу, любовь, злость. Другой участник закрывает глаза, прислушивается и отгадывает, какое чувство хотел передать ему товарищ.

Обсуждение

Что было легче: передавать чувства или отгадывать их?

Какое чувство было легче передавать, а какое труднее?

Что вы чувствовали, когда передавали злость, а когда любовь? И т.д.

Упражнение Сказочный мир

Рисование волшебными красками. Волшебная краска изготавливается самими детьми.

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА. Воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись испачкаться.

Первый этап: ребята насыпают необходимое количество муки в стаканчики, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками. При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства.

Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон, то гуаши добавляется много, если бледный немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет одинаковый, но разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.

Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается рисовать на тему Сказочный мир. Ведущий в это время отслеживает способы взаимодействия детей, их состояние и поведенческие реакции при изготовлении краски и рисовании.

Когда работы будут готовы, следует сделать выставку с последующими комментариями.

Приход Меры.

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Постараться прислушаться к себе и рассказать о своих ощущениях и чувствах в следующий раз.

ЗАНЯТИЕ № 5Знакомство со слугой по имени Злость

Материалы:круг из корсажной ленты; цветные карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги, мука, соль; магнитофон, аудиозапись ритмичной музыки.

Задачи:обучение позитивным способам выхода гнева; стабилизация нервных процессов; развитие саморегуляции; расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения различать эмоциональные ощущения и связанные с ним физические состояния.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Рисование на тему Злость

Дети рисуют, затем обсуждают.

Знакомство со слугой-чувством Злостью

(См. приложение 3.)

Дети знакомятся с различными способами совладания с гневом:

Танец Тумбу-Юмбу.Под ритмичную музыку дети топают ногами, грозят кулаками, говорят на выдохе ух-ух, подпрыгивают.

Лепка.Вылепить из теста злую рожу и дать по ней. Тесто может быть заготовлено до занятия, а можно предложить детям приготовить его на занятии.

Рецепт соленого теста: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку подсолнечного масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевую или порошкообразную краску.

Приход Меры.

Перерыв(10 минут).

Игра Закончи сказку

Дети делятся на две подгруппы. Ведущий рассказывает начало сказки, а каждая подгруппа должна придумать продолжение и разыграть свой вариант перед остальными. Время на подготовку 3 минуты. По завершении выступлений обсуждается содержание сказок и сопоставляются найденные участниками решения проблемы.

Пример.Сказка И. Вачкова Канцелярская кнопка.Жила-была Канцелярская Кнопка. Она попала в руки злобному мальчику, который использовал ее для своих шуточек: подкладывал товарищам на стулья и, когда они, присев, вскакивали как ужаленные, мерзко хохотал. Кнопке ее роль очень не нравилась. И вот

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Когда вы почувствуете, что злитесь, вспомните, как мы справлялись с этим чувством на занятии.

Ведущий.А сейчас пришло время вспомнить о других слугах Королевы. Слуга-чувство Радость поможет нам подарить друг другу улыбки. Вот так! А теперь пора возвращаться. (Как обычно, ритуал выхода из сказки.)

ЗАНЯТИЕ № 6Знакомство со слугой по имени Страх

Материалы:шары, бумажные листочки, ручки, музыкальная аудиозапись, корона, фломастеры, карандаши, краски, круг из корсажной ленты.

Задачи:показать возможность управлять страхом; сплочение группы; формирование умения слушать друг друга; снятие эмоционального напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Знакомство со слугой-чувством Страхом

(См. приложение 3.)

Рассказы детей о своих страхах.

Игра с шарами

Предложить детям нарисовать на небольшом листе бумаги то, что у них вызывает страх. Сложить рисунок, вложить его в шарик, шар надуть, а потом сделать так, чтобы он лопнул (Страх лопнул, его больше нет!).

Чтение сказки Про Чебурашку и ее анализ

Анализируется страх темноты.

Перерыв(10 минут).

Игра Догонялки

С помощью волшебной палочки выбираются Королева (ребенку надевается корона) и Страх (ребенку дается фигурка Страха). Остальные дети являются придворными Королевы.

Правила игры: Страх догоняет Королеву и загоняет ее в темницу (место, очерченное заранее). Слуги защищают Королеву и не дают Страху загнать ее в темницу. Слуга-чувство Страх может запятнать кого-нибудь из слуг Королевы, тогда слуга замирает на месте и разводит в стороны руки со словами: Чай-чай, выручай! Королева может выручить своего слугу, если прикоснется к нему. Игра закончена, когда Королева оказывается в темнице. При выборе новой Королевы игра возобновляется.

Обсуждение игры

Что чувствовала Королева, когда выручала своих слуг, когда слуги защищали ее от Страха, когда попала в темницу?

Что чувствовал Страх, когда ему не удавалось догнать Королеву, какие чувства испытывал, когда засадил Королеву в темницу? И т.д.

Приход Меры.

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Детям предлагается отметить и запомнить те ситуации, когда им было страшно.

ЗАНЯТИЕ № 7Знакомство со слугами-чувствами Обидой и Виной

Материалы:круг из корсажной ленты, цветные карандаши, фломастеры, краски, листы бумаги, аудиозаписи.

Задачи:дифференциация эмоций; развитие творческих способностей; снятие психоэмоционального напряжения; использование различных средств выразительности для демонстрации чувств.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Игра Угадай чувство

Дети по очереди с помощью мимики и жестов представляют одного из слуг-чувств. Остальные участники игры угадывают изображаемое чувство.

По завершении игры можно спросит у ребят, что было для них легче: представлять слугу-чувство или отгадывать?

Рисование волшебными красками на тему Вина и Обида

Рецепт краски и процесс работы описаны в занятии 4.

Когда краска готова, начинается работа над созданием образов Вины и Обиды под специально подобранную музыку. Упор делается на творческое самовыражение, открытие ресурса и гармонизацию эмоционального состояния.

Готовые работы раскладываются на свободном месте, организуется выставка. В течение 35 минут выставка работает. В это время продолжает играть музыка. Каждый может посетить выставку и рассмотреть работы.

Далее проводится обсуждение рисунков.

Перерыв(10 минут).

Знакомство со слугами-чувствами Виной и Обидой

(См. приложение 3.)

Делается акцент на различиях и сходстве эмоционального реагирования.

Приход Меры.

Игра Оркестр

(Описание игры см. занятие 3.) Дети исполняют выбранную мелодию любимой песни или озвучивают радость, страх, злость, вину, обиду.

Психодинамическая медитация Сказочный лес

(См. занятие 1.)

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Отследить, что чаще всего вызывает чувство вины; на что дети больше обижаются.

ЗАНЯТИЕ № 8Знакомство со слугой-чувством по имени Удовольствие

Материалы:круг из корсажной ленты, грецкие орехи по количеству детей.

Задачи:расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях; развитие саморегуляции; снятие психоэмоционального напряжения; формирование умения слушать друг друга; развитие воображения; накопление положительного эмоционального опыта.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Знакомство со слугой-чувством Удовольствием

(см. приложение 3.)

Упражнение Покажи Удовольствие

Дети изображают Удовольствие мимикой, телодвижениями. Они могут двигаться, лежать на ковриках, наблюдать себя в зеркале.

Приход Меры.

Чтение сказки Царевна-лягушка

(Сказка из книги:Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. Адаптирована для восприятия особых детей.)

Затем проводится анализ сказки.

Перерыв(10 минут).

Упражнение Орешки

Ведущий дает каждому ребенку по одному грецкому ореху и говорит, что орехи прислала белочка.

Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой рукой.

Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.

Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.

Покажите, как эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а теперь покажите, как доброе, спокойное состояние рождает расслабленность.

Обсуждение занятия.

ЗАНЯТИЕ № 9История Королевы

Материалы:песочница, вода, набор игрушек, символов, образов, камень (желательно шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь), круг из корсажной ленты.

Задачи:дифференциация собственных ощущений; вербализация ощущений; обучение основам самоанализа; развитие умения слушать и понимать друг друга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Игра Обыкновенное чудо

Дети сидят на ковре по кругу. Ведущий начинает игру.

Ведущий.У меня в руке камень. Он тяжелый, холодный, неприятный на ощупь, шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе(называет имя рядом сидящего ребенка).

Ведущий сжимает камень в ладонях и произносит:

Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу.

С этими словами ведущий передает камень ребенку, сидящему слева от него.

Дети по очереди описывают свои ощущения камня, согревают его в ладонях и передают следующему участнику, произносят при этом слова-заклинания (ведущий может проговаривать слова вместе с детьми). Самое главное помочь ребенку приобрести опыт сотворения чуда. Когда камень возвращается к ведущему, он повторяет описание камня и добавляет:

Но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук и сердец! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!

По завершении игры можно побеседовать с ребятами, задавая вопросы: понравилась ли тебе игра? Что ты чувствовал, когда держал камень?

Перерыв(10 минут).

Построение Сказочной страны в песочнице

Возможные вопросы для уточнения:

Какие чудесные дворцы вы построили, они такие разные! Как вы думаете, почему?

Куда вы поселите Королеву? Почему? И т.д.

Игра в песочнице История КоролевыДети разыгрывают в песочнице сказку о том, как Королева была похищена слугами по имени Злость, Страх, Вина, Обида и они стали править страной. О том, как слуги Радость, Удовольствие, Интерес спасли Королеву и она опять стала править Сказочной страной, в которой воцарились мир, любовь и мудрость. (В процессе игры ведущий использует уточняющие вопросы.)

Обсуждение занятия.

ЗАНЯТИЕ № 10Танец масок

Материалы:театральный грим, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, бумага, шары, объемные краски, зеркала, ножницы, магнитофон и аудиозапись спокойной легкой музыки, круг из корсажной ленты.

Задачи:интеграция персоны и тени; снятие лицевых мышечных зажимов; изменение ригидных, деконструктивных моделей самовыражения; развитие творческих способностей; снятие психоэмоционального напряжения, тревожности; развитие способности выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение. Танец масок

Повторить с детьми материал об эмоциях. Проговорить, какими экспрессивными способами можно передать то или иное эмоциональное состояние. После этого детям предлагается выбрать материал и сделать маску.

Возможные варианты:

раскрашивание лица, рук;

рисование маски на листе бумаги (рисуется овал по размеру лица ребенка, определяется место для глаз и рта);

рисование маски на воздушном шаре.

В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Ребенок сам придумывает маску и воплощает ее (для детей, имеющих более глубокие нарушения, необходима помощь психолога). Процесс работы сопровождается специально подобранной музыкой.

Когда маски наполнены содержанием, можно приступить к следующему этапу работы: каждому ребенку предлагается оживить свою маску (протанцевать, подвигаться) под музыку или без музыкального сопровождения (по желанию ребенка). Далее проводится обсуждение каждого образа.

Перерыв(10 минут).

Обсуждение занятия.

Домашнее задание

Подобрать картинки, изображающие различные чувства, и дать им название.

ЗАНЯТИЕ № 11Диагностическое

Материалы:цветные карандаши, фломастеры, бланки методики Карта чувств, круг из корсажной ленты.

Задачи:исследование психоэмоционального состояния; накопление положительного эмоционального опыта; снятие психоэмоционального напряжения и тревожности; развитие внимания.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Повторение.

Сказка Волшебная страна чувств

Методика, названная нами Волшебная страна чувств, проводится на первом и последнем занятиях. Она направлена на исследование психоэмоционального состояния детей. Сравнивая результаты, мы сможем определить эффективность нашей работы. (См. занятие 1.)

Рисование Карты страны чувств

(См. приложение 1.)

Перерыв(10 минут).

Игровое упражнение Выпекание пряничной куколки

Выбирают водящего и укладывают его на ковер в центре круга. Затем ведущий и остальные дети приступают к выпеканию (предварительно договорившись быть очень осторожными, чтобы не сделать водящему больно). Сначала замешивают тесто ласково массируют ребенка, проговаривая вслух, что закладывается в тесто: мука, соль, сахар и др. Затем приступают к лепке куколки нежными, осторожными, поглаживающими движениями начиная с головы. Водящий постоянно вслух проговаривает, какие красивые глазки, ушки, носик получаются, приглашает всех детей полюбоваться. Затем так же лепятся шея, руки, тело, ноги. Когда куколка будет вылеплена, дети трижды вдувают в нее жизнь. Куколка оживает.

Упражнение можно повторять на последующих занятиях, пока все дети не побудут куколкой.

Психодинамическая медитация Волшебный цветок

Дети сидят на корточках.

Ведущий.В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, добрая волшебница посадила волшебные цветы.

Шло время, и появились небольшие бутоны(дети складывают руки над головой, изображая бутоны).Их согревало солнышко, а добрая волшебница поливала цветы живой водой. И в один прекрасный день волшебные цветы распустились. Их красота была удивительной(дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад).Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на волшебные цветы, ведь добрая волшебница наделила их удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них.

Шло время. Цветы становились все краше, и сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные волшебные цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог найти это заповедное место.

Обсуждение занятия.

Источники:

  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/311668/
  • https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2020/01/12/psihologicheskiy-klub-dlya-mladshih-shkolnikov
  • https://open-lesson.net/1225/
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/12/11/volshebnaya-strana
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/11/22/konspekt-zanyatiya-s-mladshimi-shkolnikami-po

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит