Альманах педагога

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Сборник дидактических игр экологического содержания для младших

школьников

предназначен

как

методическое

пособие

для

студентов

отделения

Преподавание

в

начальных

классах

и

Дошкольное

образование, а также для учителей и методистов, работающих в начальных

классах. Взяв в руки этот сборник, вы найдете материал, который можно

использовать

на

урок

окружающего

мира

и

во

внеурочное

время.

Игры

расположены по видам, что поможет читателю найти нужную информацию.

Содержание

Словесные дидактические игры экологического содержания

— Что третье?

— Что это такое? Кто это такое?

— Кто как кричит?

— У кого кто есть?

— Кто где живет?

— У кого что есть?

— Кто как передвигается

— Кто что любит

Настольно-печатные дидактические игры экологического содержания

— Времена года

— Фрукты- овощи

— Деревья, кустарники, травы

— Летает — не летает

— Домашние и дикие животные

— Назови детенышей

— Съедобное и несъедобное

— Четыре картинки

Игры с предметами экологического содержания

Кто чем питается? — Что это такое?

— Что сначала — что потом?

— Детки на ветке

— Найди что покажу

— Когда это бывает?

Предисловие

Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой к себе и около

себя, мир с миром.

Фридрих Фребель

В

современных

условиях

бурного

развития

начальной

школы,

появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается

работать творчески — уроки проводятся разнообразно и увлекательно. Для

формирования положительной мотивации на уроках необходимо учитывать

следующие

положения:

выделение

основных

понятий

и

учебной

задачи

урока; полную умственную нагрузку всех обучающихся класса в течение

урока; разнообразие структуры и методов обучения; использование на уроках

наглядных

пособий;

разнообразие

методов

обучения;

применение

дидактических

игр;

использование

на

уроках

самостоятельной

работы

школьников и многое другое.

В

начальной школе на уроках окружающего мира учащиеся должны усвоить

основы важного пропедевтического предмета, формирующего мировоззрение

и экологическую культуру.

Экологическое

образование

детей является неотъемлемой задачей современного процесса обучения и

воспитания. Основная экологическая идея выражается формулировкой все в

природе взаимосвязано, природа единое целое. Если взрослыми эта идея

обычно

воспринимается

как

аксиома,

то

для

детей

она

должна

быть

наполнена конкретным содержанием и доказана.

Дидактическая

игра-

это

разновидность

игры

с

правилами,

специально

создаваемыми

педагогической

школой

в

целях

обучения

и

воспитания

детей.

Дидактические

игры

направлены

на

решение

конкретных

задач

в

обучении детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и

развивающее влияние игровой деятельности.

Цель

дидактических

игр

облегчить

переход

к

учебным

задачам,

сделать его постепенным.

Функции дидактических игр:

формирование

устойчивого

интереса

к

познанию,

психических

новообразований, собственно познавательной деятельности, умений, навыков

самостоятельной

деятельности,

навыков

самоконтроля

и

самооценки,

адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую

игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие

структурные

составляющие

дидактической

игры:

дидактическая

задача,

правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного

воздействия.

Она

формируется

педагогом

и

отображает

его

обучающую

деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с

программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется

умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая

задача

осуществляется

детьми.

Дидактическая

задача

в

дидактической

игре

реализуется

через

игровую

задачу.

Она

определяет

игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия — основа игры. Чем разнообразней игровые действия,

тем

интересней

для

детей

сама

игра

и

тем

успешней

решаются

познавательные и игровые задачи.

В разных видах игровые действия

различны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это,

например,

ролевые

действия

отгадывание

загадок,

пространственные

преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него.

Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но

включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими

задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием,

игровыми задачами и игровыми действиями.

В

дидактической

игре

правила

являются

заданными.

С

помощью

правил

педагог

управляет

игрой,

процессами

познавательной

деятельности,

поведением

детей.

Правила

влияют

на

решение

дидактической

задачи

незаметно

ограничивают

действия

детей,

направляют

их

внимание

на

выполнение конкретной задачи.

Подведение итогов результат подводится сразу по окончании игры.

Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили

игровое

задание;

определение

команды

победительницы

и

т.д.

при

этом

необходимо

отметить

достижения

каждого

ребенка,

подчеркнуть

успехи

отстающих детей.

Для

организации

проведения

дидактической

игры

необходимы

следующие условия:

1.

Наличие

у

педагога

определенных

знаний

относительно

дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры.

3. Необходимость включения педагога в игру.

4. Оптимальное сочетание занимательности и обучения.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей

к игре.

6. Наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

— игры с предметами (игрушками, природным материалом);

— настольно печатные;

— словесные.

Дидактическую

ценность

для

изучения

природы

на

уроках

окружающего мира имеют лишь те игры, в которых ребенок действительно

сталкивается с теми проблемами, которые имеются в реальных природных

условиях. Именно они позволяют получить личный опыт переживания той

или иной ситуации, поведения в ней и принятия решения.

Словесные дидактические игры экологического содержания

Что третье?

Дидактическая

задача:

умение

детей

строить логическую цепочку.

Игровое действие: взрослый называет два

исходных предмета, ребенок должен подобрать

третий.

Ромашка, колокольчик . (клевер)

Ворона, голубь (воробей)

Береза, осина (сосна)

Солнце, облако (радуга)

Цветок, лист (корень)

Что это такое? Кто это такое?

Дидактическая

задача: совершенствование

умения объединять объекты в одну общую группу.

Игровое

действие:

взрослый

называет

растение или животное, ребенок общую группу, к

которой они относятся.

Воробей птица

Олень зверь

Елка дерево

Яблоко фрукт

Кто как кричит?

Дидактическая

задача: Развитие

логического

мышления

младшего

школьника

Игровое действие: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает

ребенку

поиграть

в

игру

Доскажи

словечко.

Взрослый

читает

строчку

стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит

логически. Ответы детей написаны курсивом.

Лает громко . пес мохнатый,

Во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит,

Корова рыжая мычит,

Прочирикал воробей

Песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот,

А медведь в лесу ревет.

Квакает в пруду лягушка.

На суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья

Собралась ее семья.

Кукарекает петух,

В дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет,

Рыба голос бережет.

У кого кто есть?

Дидактическая задача: знание детенышей домашних и диких животных.

Игровое

действие:

взрослый

читает

стихотворение,

а

затем

предлагает

ребенку

поиграть

в

игру

Доскажи

словечко.

Взрослый

читает

строчку

стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит

логически. Ответы детей написаны курсивом

У верблюда есть горбатый верблюжонок,

У серой мышки маленький мышонок,

У кошки пушистые котята,

У белки рыжие бельчата,

У собаки шаловливые щенята,

У коровы ласковый теленок,

У свиньи зубастый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы смешной козленок,

У овцы кудрявые ягнята,

А у мамы конопатые ребята.

Кто где живет?

Дидактическая

задача:

Развитие

логического

мышления

младшего

школьника.

Игровое действие: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает

ребенку

поиграть

в

игру

Доскажи

словечко.

Взрослый

читает

строчку

стихотворения,

делает

паузу,

а

ребенок

договаривает

слово,

которое

подходит

логически. Ответы детей написаны курсивом

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит,

Лисица рыжая в норе,

А Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчица,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

У кого что есть?

Дидактическая задача: Умение логически выстраиватьпредложения

Игровое действие: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает

ребенку

поиграть

в

игру

Доскажи

словечко.

Взрослый

читает

строчку

стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит

логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Длинный хобот у слона,

Есть иголки у ежа,

Хвост пушистый у лисы,

Жало жжется у осы.

Уши длинные у зайки,

Крылья сильные у чайки,

У верблюда два горба,

Гребешок у петушка,

Пятачок у поросенка,

Ручки-ножки у ребенка.

Кто как передвигается

Дидактическая задача: Умение детей логически строить предложение

Игровое действие: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает

ребенку

поиграть

в

игру

Доскажи

словечко.

Взрослый

читает

строчку

стихотворения, делает паузу, а ребенок договаривает слово, которое подходит

логически. (Ответы детей написаны курсивом)

Птица над рекой летит,

Лошадь, фыркая, бежит,

По тропинке уж ползет,

А карась в реке плывет.

Кошка прыгает с забора,

Скачет серый воробей,

Гусь по лугу ходит гордо,

В магазин идет Андрей.

Наш Андрей умеет плавать,

Ползать, прыгать и летать,

По деревьям ловко лазать,

Бегать, в озере нырять.

Кто что любит

Дидактическая

задача:

Развивать

логическое

мышление

детей

младшего школьника.

Игровое действие: взрослый читает стихотворение, а затем предлагает

ребенку поиграть в игру Доскажи словечко.

В с ы п л е м

з е р е н

петушку,

Бросим косточку Дружку,

Кролику листок капусты,

А корове травки вкусной.

Мышке мы оставим корку,

Пойло вынесем теленку,

Сварим каши всем цыплятам,

Яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню,

Нарвем овцам лебеду,

Молока нальем мы кошке,

Купим шоколад Алешке.

Настольно-печатные дидактические игры экологического содержания

Времена года

Дидактическая

задача:

формирование

представлений о влиянии сезонных изменений в

природе на жизнь человека.

Оборудование:

набор

больших

картинок

с

изображением времен года и 4 набора маленьких

картинок

с

изображением

предметов,

которыми

пользуются люди в то

или иное время года

(одежда, орудие труда, игровой инвентарь).

Игровые

действия:

класс

делится

на

4

команды.

Каждой

команде

даются наборы больших и маленьких картинок. Дети должны разложить

предметные

картинки

на

соответствующие

изображения

времен

года.

Выигрывает команда, которая быстрее и точнее справится с заданием.

Фрукты- овощи

Дидактическая задача: Совершенствование умения

различать овощи и фрукты.

Оборудование: два одинаковых набора карточек (по

20-30 карточек в каждом с изображением овощей и

фруктов).

Игровые действия: дети делятся на 2 равные по

количеству игроков команды. Каждой команде дается набор карточек. Первая

команда должна выбрать те карточки, на которых изображены овощи, вторая —

фрукты. Игра начинается по сигналу учителя. Побеждает та команда, которая

быстрее справится с заданием.

Деревья, кустарники, травы

Дидактическая

задача:

знать

морфологические

признаки

растений,

уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: учитель показывает изображение березы, ели, дуба.

Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень- это кустарники. Учитель

показывает

подорожник,

мать-

и-

мачеху,

ученики

отвечают,

что

это

травы.

После

игры

желательно

провести экскурсию, чтобы дать возможность детям

увидеть те растения, о которых говорилось.

Летает — не летает

Дидактическая

задача:

знать

летающих

и

не

летающих

представителей

животного

мира.

Игровые

действия: Учитель показывает

изображение

птиц,

животных,

а

ученики,

е с л и

л е т а е т ,

понимают руку, а если

нет,

то

руки

складывают

на

колени.

Домашние и дикие

животные

Дидактическая задача: знать признаки деления

животных на домашних и диких, знать отдельных

представителей обеих групп.

Игровые

действия:

учитель

п о ка з ы ва е т

изображение животного, а ученик говорит, к какой

группе оно относится. Для усложнения игры можно

использовать

загадки.

Например:

Посреди

двора

стоит копна, спереди вилы, сзади метла.

Назови детенышей

Дидактическая задача: знать название

детенышей домашних и диких животных.

Игровые

действия:

Учитель

показывает

карточку взрослого животного, а ученик называет

детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза,

барсук,

собака,

бобр,

овца,

лось,

свинья,

заяц,

курица, белка, олень.

Съедобное и несъедобное

Дидактическая задача: учить распознавать по внешним признакам

съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: Учитель показывает

грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет

съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети

не хлопают в ладоши.

Четыре картинки

Дидактическая

з а д ач а:

Закреплять

представления

детей

об

окружающей

п р и р о д е ,

р а з в и в а т ь

в н и м а н и е

и

наблюдательность.

Игровые

действия: Игра состоит из

2 4

к а р т и н о к

с

и з о б р а ж е н и е м

п т и ц ,

бабочек,

ж и в о т н ы х .

У ч и т е л ь

перемешивает карточки и раздает их участникам игры поровну. Каждый

играющий

должен

подобрать

4

одинаковые

по

содержанию

карточки.

Начинающий

игру,

рассмотрев

свои

карточки,

одну

из

них

передает

сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую

ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый

играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные

комплекты

будут

подобраны,

игра

заканчивается.

Участники

игры

переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы

всем

было

видно.

Выиграл

тот,

у

кого

больше

правильно

подобранных

карточек.

Игры с предметами экологического содержания

Кто чем питается?

Дидактическая

задача:

Закреплять

представления детей о пище животных.

Игровые действия: Дети из

мешочка

достают:

морковь,

капусту, малину, шишки, зерно,

овес

и

т.п.

Называют

его

и

определяют какое животное питается этой едой.

Что сначала — что потом?

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о развитии

и росте животных.

Игровые

действия:

Д е т я м

п р е д ъ я в л я ю т с я

предметы:

яйцо,

цыпленок,

макет

курицы; котенок, кошка; щенок, собака.

Детям

необходимо

расположить

эти

предметы в правильном порядке.

Детки на ветке

Дидактическая задача: Закреплять знания детей

о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить

подбирать их по принадлежности к одному растению.

Игровые действия: Дети рассматривают листья

деревьев

и

кустарников,

называют

их.

По

предложению

воспитателя:

Детки,

найдите

свои

ветки

ребята

подбирают

к

каждому

листу

соответствующий плод.

Эту игру можно проводить с засушенными

листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры

могут сами дети.

Найди, что покажу

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование.

На

двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для

учителя) накрыть салфеткой.

Игровые

действия:

У ч и т е л ь

показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой,

и

снова

убирает

его,

затем

предлагает

детям:

Найдите на другом подносе такой же и вспомните,

как

он

называется.

Дети

по

очереди

выполняют

задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под

салфеткой, не будут названы.

Когда это бывает?

Дидактическая задача: Уточнить представления

детей о сезонных явлениях.

Игровые

действия:

Детям

предлагают

листья

разных

растений

с

различной

окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и

т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время

года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Что это такое?

Дидактическая

задача:

уточнить

представления

детей о предметах неживой природы.

Оборудование:

природный

песок, камни, земля, вода, снег.

Игровые

действия:

Д е т я м

предлагаются

картинки

и

в

зависимости

от

того,

что

нарисовано

на

ней

необходимо

разложить

соответственно

природный

материал,

ответить

что

это?

И

какое

это?

(Большое,

тяжелое,

легкое,

маленькое, сухое, влажное, рыхлое.).Что с ним можно делать?

Послесловие

Для младших школьников учение — новое и непривычное дело. Поэтому

при

знакомстве

со

школьной

жизнью

игра

способствует

снятию

барьера

между внешним миром знания и психикой ребенка. Игровое действие

позволяет осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх

неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости, что

мешает свободному освоению знаний. Кроме, того установка на выполнение

учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом

дидактических

игр,

используемых

на

начальных

этапах,

являются

игры,

формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение,

которое

возникает

в

период

адаптации

ребенка

к

школьному

режиму.

Так как ведущий тип деятельности младших школьников — учебная

деятельность,

дидактические

игры

должны

обеспечивать

формирование

навыков учебной работы и формирование собственно учебной деятельности.

В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той

среды,

в

которой

происходит

обучение

ребенка

(роль

учителя,

роль

контролера,

роль

оценщика

результатов

учебной

работы

и

т.д.).

Как правило, игра направлена на решение не одной задачи, а целого

круга задач, причем ведущая функция игры определяется ее дидактическими

целями.

Например,

функция

освоения

социальных

ролей

может

реализовываться в большинстве игр, так как дидактические игры чаще всего

носят коллективный характер и предполагают то, или иное разделение ролей.

При

проведении

игр

следует

отметить:

— ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к

т в о р ч е с к о й

д е я т е л ь н о с т и ;

игра,

ее

форма

должна

быть

доступна

детям

по

содержанию,

с о о т в е т с т в о в а т ь

и х

у р о в н ю

р а з в и т и я ;

— яркая наглядность способствует проведению игры;

игровой

и

занимательный

материал

должен быть разнообразен, иметь

т е с н у ю

с в я з ь

с

и з у ч а е м ы м

м а т е р и а л о м

п о

т е м е .

Понимая,

какие

функции

должна выполнять игра в школьном обучении,

учитель

может

проверить,

удачно

ли

он

использовал

игру

на

уроке в том или

и н о м

к о н к р е т н о м

с л у ч а е .

Источники:

  • https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=29062

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит