Неумение сосредоточиться, недостаток концентрации, плохая память основная причина низкой успеваемости школьников в младших классах. Учащимся с неразвитым вниманием сложно сконцентрироваться на обучении, они плохо запоминают новую информацию. Как развить внимание и память у младших школьников для этогоесть эффективные приемы и рекомендации. Какие игры и задания станут хорошей тренировкой для учащихся с недостаточно развитым вниманием?
Внимание и внимательность
Внимание человеческое качество, позволяет отбирать нужную информацию, отбрасывая ненужную. Это фильтр, который защищает мозг от информационной перегрузки.
Свойства внимания:
- объем снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;
- избирательность школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;
- устойчивость и концентрация при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;
- умение переключаться позволяет ребенку чередовать виды деятельности;
- распределение позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.
Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными, но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.
Внимательность личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.
Особенности развития внимания в младшем школьном возрасте
Гиперактивность и повышенная рассеянность такую характеристику дают психологи многим современным школьникам начальных классов. Учащийся не может заставить себя сосредоточиться, упускает много базового материала, отстает в учебе. Педагог в начальных классах при помощи специальных приемов помогает адаптироваться ребенку в школе.
Специальные игры, упражнения, задания и приемы развивают внимательность и память у школьника, поддерживая интерес к учебе.
Виды внимания:
- непроизвольное безвольное внимание, которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;
- произвольное осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;
- послепроизвольное повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.
Преобладающее внимание у младших школьников непроизвольное, основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием.
Педагогу и родителям ученика младшей школы не следует делать упор в упражнениях и играх на развитие только волевого внимания это сильная эмоциональная нагрузка для ребенка и взрослого. В заданиях нужно использовать приемы на развитие послепроизвольного внимания это поможет сформировать способность сосредотачиваться усилием воли.
Объем внимания младшего школьника 25 единиц (может одновременно сосредоточиться минимум на двух предметах), распределение внимание слабое. У учащихся младших классов внимание неустойчивое в силу возрастной особенности процессов торможения.
Развивать увлеченность у младших школьников нужно ежедневно, используя различные приемы. На начальном этапе продолжительность занятий 1520 минут. Для детей с неустойчивым вниманием и плохой концентрацией продолжительность занятий 510 минут.
Занятия лучше строить в соревновательной форме для поддержания и развития лидерских качеств задание нужно выполнить правильно и быстро. Многие дети проговаривают свои действия вслух это помогает удерживать им в памяти инструкцию по выполнению задания.
Упражнения и задания для развития внимательности
Упражнения для развития памяти и внимания у младших школьников строят по принципу от простого к сложному.
- Развивает произвольное внимание и мелкую моторику выкладывание узоров из мелких предметов счетных палочек или спичек. Педагог кладет перед ребенком рисунок с простым узором. Задача ребенка выложить картинку по образцу.
По мере развития внимания картины усложняются. Вместо палочек, можно использовать мозаику выкладывание узора развивает концентрацию и объем внимания.
- Упражнение синий, зеленый развивают произвольное внимание и учащихся, учат ребенка переключаться. Перед школьником положить лист с напечатанными в произвольном порядке буквами, дают синий и зеленый карандаш. По команде зеленый ребенок одну букву подчеркивает, следующую зачеркивает. Через минуту звучит команда синий. Задача ребенка положить зеленый карандаш и взять синий. И делать наоборот первую букву зачеркивать, следующую подчеркивать.
Рекомендация для родителей. Дома можно делать это упражнение в простой форме. Положить перед собой и ребенком печатный текст с крупным шрифтом. По команде начать вычеркивать букву Е или А. Или же Е подчеркивать, А обводить в кружок.
Такие приемы делают ребенка внимательным, собранным, улучшают концентрацию и память.
Игры на внимание
Игры для развития внимание эффективные приемы, чтобы повысить и развить способность у учащихся младших классов. Игры позволяют улучшить все основные свойства и виды внимания, память, учат работать в команде.
- Зеркальный магазин игра развивает память, вырабатывает чувство уверенности, учит подчиняться требованиям другого человека. Участники по очереди показывают движения. Задача остальных игроков точно их повторить.Прекращать игру нужно на пике интереса школьников, в противном случае занятие перерастет в баловство.
- Развивают переключение и распределение внимания рисунки по пронумерованным точкам. Ребенку интересно узнать, что получится в конце он сосредоточено соединяет точки по порядку. Игры с картинками найди отличие, что общего, чем отличаются развивают внимание и логику. Ребенок должен показать разные или одинаковые предметы, обосновать свой выбор.
- Игра Не пропусти позволяет развить внимательность. Выбирается тема растения, профессии или птицы. Педагог произносит слова в произвольном порядке. Задача школьника встать и сесть, когда услышит слово из заданной темы. Кто ошибся выходит из игры. Продолжительность упражнения 2 минуты. Можно менять движения подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши.
- Игра Любимый фрукт развивает память и способность концентрироваться, учит работать в команде. Каждый из участников игры по очереди встает, называет имя и свой любимый фрукт. Следующий ребенок повторяет имя и любимый фрукт предыдущего, называет свое имя и фрукт и так до конца всех участников. Сложнее всего будет последнему назвать все имена и любимые фрукты предыдущих участников. Каждый по очереди должен побыть первым и последним.
- Для развития внимательности нужно после прогулки попросить ребенка описать двор, что видели на улице, какой дорогой шли. На следующий день спросить, что было сегодня нового на улице, что изменилось.
Задания для развития слухового внимания
Игры для развития слухового внимания позволяют учащимся легче усваивать новый материал на уроке, фиксировать основные моменты в рассказе учителя.
- Игра Слушай команду развивает произвольное и слуховое внимание. Дети двигаются по кругу под звуки бравого марша. Когда музыка останавливается, педагог шепотом произносит команду. Задача учащихся выполнить команду. Команды предполагают выполнение простых и спокойных движений поднять руки, присесть, согнуть левую ногу.
- Упражнение Телефон развивает слуховую память и концентрацию. Небольшое словесное сообщение отрывок из сказки, рассказа педагог шепотом рассказывает первому участнику. Задача школьника предать шепотом услышанное. Остальные участники закрывают уши.
- Игра Угадай звук. Педагог скрывается за ширмой с предметами, которые издают знакомые детям звуки. Задача учащихся определить и рассказать, что он услышал.
- Дома вместе с ребенком можно играть в игру Слушай хлопки. Перед началом упражнения определить движения на 1, 2, 3 хлопка. Начать танцевать с ребенком, но как только он услышит хлопки он должен принять позу в соответствии с количеством хлопков. В следующий раз хлопает ребенок, контролирует правильность выполнения упражнения взрослым.
Развитие умения концентрироваться у детей младшего школьного возраста одна из основных задач педагога начальной школы. Хорошо развитое внимание поможет учащимся легче освоить учебную программу в средних и старших классах. Простые приемы, упражнения и игры помогут развить у школьника все виды и формы способности. А родителям нужно проводить занятия дома, для поддержания и закрепления школьных результатов.
Объем, устойчивость, концентрация и другие свойства внимания, которые нужно развивать
Всего есть шесть свойств внимания. Нарушение каждого из них по-своему отражается на деятельности ребёнка.
1) Объем внимания. При маленьком объеме внимания ребёнок не умеет концентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
2) Устойчивость и 3) концентрация внимания. Работайте в этом направлении, если ребёнок быстро отвлекается на посторонние дела, не может долго сосредотачивать внимание.
4) Избирательность внимания. Это свойство крайне важно, чтобы уметь сосредоточить внимание на значимом процессе. И при этом не обращать внимания на второстепенные, отвлекающие стимулы. Проблемы с избирательностью внимания мешают доводить начатое до конца.
5) Распределение внимания. Ребёнку сложно выполнять две задачи одновременно.
6) Переключаемость внимания. Способность быстро и легко переместить внимание с одного действия на другое. Ребёнок с трудом переносит внимание с одного объекта на другой, переключается слишком медленно? Развивайте гибкость внимания.
Понаблюдайте, что дается ребёнку сложнее: воспринимать информацию визуально или на слух? Учитывая это, вы сможете более грамотно подобрать игры и упражнения на внимание.
Выбирайте игры и задания по возрасту
детям 4-5 лет | 6-8 лет | 9-10 лет
Игры и упражнения на внимание для детей 4-5 лет
Дошкольникам сложнее всего усидеть на месте, поэтому игровая форма занятий подходит им больше всего.
Игра Запрещенный цвет на концентрацию и распределение внимания
Перед началом игры установите правила: — нельзя называть запрещенные цвета, например, зелёный и красный; — нельзя один и тот же цвет называть дважды.
А теперь задавайте вопросы: Какого цвета небо? Какого цвета трава? Какого цвета солнце? Какого цвета клубника? Возможные варианты ответов: Голубого; как газон; желтого; как сердце.
Игра Придумай автомобиль Развиваем избирательность внимания
Предложите ребёнку представить проезжающий мимо автомобиль, который каждый раз возвращается. Как он выглядит? Какие звуки издает? Постепенно картинка должна становиться все более живой и насыщенной.
Делайте ребёнку подсказки, но не комментируйте каждое его действие. Так он может отвлечься от игры и потерять интерес к ней.
Игра Найди лишнее на концентрацию и распределение внимания
Прочитайте ребёнку стихотворение и попросите хлопать в ладоши, если он слышит лишние слова.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, лебеди, куницы, Галки и стрижи, Чайки и моржи.
Игра LOGIC Шульте развивает концентрацию и устойчивость внимания
II. Доскажите словечко.
1.Вставьте подходящее по смыслу слово.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой ( не разольешь ).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили (ноги).
У маленького Паши
Ботинки просят (каши).
Митя был молодцом,
Не ударил в грязь (лицом).
2.Найдите слово в слове.
Теленок, челка, зубр, зоопарк, гроза, кобра, краска. Скот, корм, кочки, кустарник. Китель, кисель, кров, крапива, краны, крот.
Ответы: лен, елка, зуб, парк, поза, коза, роза, пар, роза, кора, каска. Кот, сок, ком, очки, куст, тир, наст. Кит, ель, ель, сел, ров, вор, ива, рак, вар, раны, рак, кот, рот, ток.
3.Подберите необходимые по смыслу слова.
Медведь лес, верблюд — (пустыня).
Человек одежда, конфета — (фантик).
Лес дерево, степь — (трава).
Самолет ангар,машина — (гараж).
Школа (детство), институт юность.
Глаз слепой, нога — (хромой).
(Зима) — снег, лето дождь.
Взрослый терапевт, (детский) педиатр.
Стоматолог зубы, (окулист) глаза.
Температура градусник, (вес) весы.
Зима лед, (весна) вода.
Глаза два, нос — (один).
Лапы животное, руки — (человек).
Телевизор смотреть, радио — (слушать).
Огурец зеленый, помидор — (красный).
Сосна хвоя, осина — (лист).
Корова молоко, пчела — (мед).
Лыжи снег, коньки — (коньки).
Светофор три, радуга — (семь).
Суша вода, небо — (земля).
Медведь берлога, аист — (гнездо).
Стрелка часы, колесо — (машина).
Коза капуста, белка — (орехи, грибы).
Кофта шерсть , шуба — (мех).
Ваза стекло, кастрюля — (металл).
Чай печенье, суп — (хлеб).
День обед, вечер — (ужин).
Магазин продавец, больница — (врач).
Рыба река, птица — (небо).
Инструмент работа, кукла — (игра).
Молоко масло, мясо — (фарш).
Машина руль, корабль — (штурвал).
Самолет аэропорт, корабль — (порт).
4.Подберите слова по определениям.
Глубокое, соленое, черное (море).
Голубые, карие, грустные (глаза).
Молочные, больные, коренные — (зубы).
Десертная, чайная, столовая (ложка).
Заварной, фарфоровый, электрический (чайник).
Шахматная, снежная, английская (королева).
Кучевое, белое, кудрявое (облако).
Бурый, белый, косолапый (медведь).
Заглавная, прописная, печатная (буква).
Седые, русые, редкие (волосы).
Злая, сторожевая, дворовая (собака).
Стеклянная, трехлитровая, консервная (банка)
Обеденный, письменный, кухонный (стол).
Белое, парное, коровье (молоко).
Липовый, пчелиный, душистый (мед).
Белоствольная, раскидистая, зеленая (береза).
Острый, болгарский, черный (перец).
Рабочий, праздничный, выходной ( день).
Детский, зимний, вишневый (сад).
Отчий, многоэтажный, детский (дом).
Зеленая, газонная, сорная (трава).
Подсолнечное, оливковое, соевое (масло).
5.Подберите обобщающие понятия.
Кисель, кефир, сок, чай (напитки).
Серьги, браслет, цепочка, кулон —
Муравейник, нора, логово, берлога —
Двойка, тройка, пятерка, единица —
Топор, лопата, пила, отвертка —
Глина, шерсть, дерево, пластмасса —
Самолет, корабль, лодка, мотоцикл —
Дирижер, шофер, воспитатель, портной —
Утюг, холодильник, пылесос, кофеварка —
Волейбол, баскетбол, футбол, водное поло —
Храбрость, доброта, трудолюбие, честность —
6.Продолжите ряд слов, относящихся к одному обобщению.
Стол, стул, диван,
Сосна, береза, липа,
Жасмин, шиповник, сирень,
Земляника, клюква, малина,
Сыроежка, лисичка, подберезовик,
Сок, кефир, компот,
Творог, сыр, масло,
Сосиски, колбаса, котлета,
Врач, повар, летчик,
Автобус, электричка, трамвай,
Телевизор, утюг, настольная лампа,
Учебник, карандаш, тетрадь,
Шишка, орех, желудь,
Корабль, катер, яхта,
Дождь, ветер, иней,
III. Ваше умозаключение.
1.Расскажите, во что превратятся следующие предметы.
Стул без спинки (Табурет.)
Чашка без ручки (Стакан.)
Кепка без козырька (Шапка.)
Кофта без рукавов (Жилет.)
Снеговик без холода (Вода.)
Мороженое без холодильника (Молоко.)
Дерево без веток (Бревно.)
Спички без серы (Палочки.)
Диван без спинки (Кровать.)
Портфель без ручки (Папка.)
Подушка без перьев (Наволочка.)
Всадник без лошади (Пешеход.)
2.Объясните ошибку в предложенном сравнении.
Вата легкая, а гиря черная. (Тяжелая.)
Зебра полосатая, а леопард злой. (Пятнистый.)
Холодильник белый, а ковер мягкий. (Цветной.)
Ваза хрустальная, а стаканчик легкий. (Стеклянный.)
У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. (Короткая.)
У зайца длинные уши, а медведь коричневый. (Короткие.)
Морковь оранжевая, а огурец растет на земле. (Зеленый.)
3.Распределите слова по логическому принципу.
Май, март, апрель.
Ночь, утро, вечер, день.
Каша, мир, палец. (Например, в порядке увеличения количества букв.)
Старик, мальчик, мужчина.
Десять, два, пять, семь.
Бабушка, дочь, мама.
Среда, пятница, вторник.
4.Найдите логическую связь между тремя предметами. Докажите, что один предмет отличается по каким-либо признакам.
Корова, лошадь, лев.
Петух, гусь, воробей.
Елка, береза, сосна.
Море, река, озеро.
Коза, свинья, корова.
Брюки, шорты, юбка.
Свекла, морковь, огурец.
Слива, яблоко, персик.
Стол, полка, стул.
Трамвай, электричка, троллейбус.
Сковорода, чашка, кастрюля.
Глаза, нос, брови.
Ночник, торшер, свеча.
Простыня, пододеяльник, наволочка.
5.Найдите и подробно опишите различные черты двух сходных предметов (объектов).
Самолет и птица. Кастрюля и сковородка.
Кукла и девочка. Шкаф и тумбочка.
Ваза и банка. Наволочка и пододеяльник.
Коляска и санки. Зонт и крыша.
Велосипед и автобус. Солнце и луна.
Книга и альбом. Трамвай и метро.
Столб и дерево. Река и озеро.
Нож и ножницы. Платье и сарафан.
6.На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.
Все дети растут . Катя пока маленькая. Значит (она вырастет, вырастет и т.п.).
Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит
Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку. Значит
Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен анальгин. Значит
Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит
Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит
Всем растениям требуется вода. Лето было засушливое. Значит
Все дети любят рисовать. У Коли затупились карандаши. Значит
Воду нужно экономить. В ванной течет кран. Значит
На дороге большое движение. Горит красный свет. Значит
7.В чем ошибочность предложенного высказывания.
Ручеек шире реки. (Река шире ручейка.) И так далее.
Муравейник выше дома.
Тигр слабее кошки.
Черепаха ползет быстрее змеи.
Самолет движется медленнее машины.
Луна ярче солнца.
Туча ниже деревьев.
Стол квадратнее окна.
Стул деревяннее тумбочки.
У Кати кукол больше, чем игрушек.
Петя собрал поганок больше, чем грибов.
В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира.
Папа моложе сына, но старше дедушка.
IV. Фразеологизмы.
1.Пользуясь ключом к шифру, зашифруйте пословицы в виде двухзначных чисел.
0 один отрежь 5 цыплят по осени
1 что посеешь 6 пока горячо
2 считают 7 то и пожнешь
3 не все золото 8 что блестит
4 куй железо 9 семь раз отмерь
О т в е т ы: 90, 17, 52, 38, 46.
2.Прочитайте ряд пословиц и фразеологических оборотов и выделите из них те, в которых идет речь о качествах человеческой души.
За топором не ходят с топором.
Хоть топор вешай.
Дал топор, дай и топорище.
Сказал, как топором отрезал.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Как тонет топор сулит, вытащишь и топорища жаль.
Топор острее, так и дело спорее.
Топор одевает, топор обувает.
Не топор тешет, а плотник.
3.Подберите подходящие по смыслу фразеологические обороты.
У людей разное отношение к труду. У одних все валится из рук. Про таких говорят:
Вторые предпочитают сидеть сложа руки, но при возможности готовы все
Третьи просто
Однако мир держится на людях, про которых говорят:
О т в е т ы: как без рук, прибрать к рукам, умывают руки, мастер на все руки, золотые руки.
4.К каждому фразеологическому обороту в левой колонке найдите фразеологизм-антоним в правой колонке.
Лясы точить. Не покладая рук.
Держать ухо востро. Держать язык за зубами.
Сидеть, сложа руки. Воды в рот набрать.
От рук отбиться. Ворон считать.
Своим горбом зарабаты- Держать в ежовых рукавицах.
вать. На чужой шее сидеть.
5.Определите, можно ли данные пословицы объединить в одну группу и по какому признаку.
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
С одной ягоды сыт не будешь.
Ягоду не видел сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.
Шарады
1.Мой первый слог в грязи валяется,
Второй так нужен футболистам.
А я ведь всякое случается
Всегда в кармане у туриста.
2.Корова вам подскажет первый слог,
Смеясь, легко отыщите другой.
Ответ садится нагло на пирог
Иль чешет крылья заднею ногой.
3.Мой первый слог в игре награда,
Второй же пятится назад,
А сам я в закоулках сада
Пугать вас темной ночью рад.
4.Потянешь первый слог за хвост,
А в двух других забудешь все на свете,
И сложным не покажется вопрос:
Какое блюдо получается в ответе?
5.Три буквы облаками реют,
Две видишь на лице мужском.
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
6.Бывает много странного на свете:
Вот вам предлог, союз и вновь предлог,
А целое в лесу я как-то встретил
Со страху еле ноги уволок.
7.Овца проблеет
Вот вам первый слог,
В ответе кратком
Слог второй найдете,
А сумма нежелательный итог:
Несчастье дома или на работе.
8.Воронье слово + антоним слова верх.
9.Древнерусское название лба + промежуток времени в сто лет.
10.Группа певцов + крупное кровососущее насекомое.
О т в е т ы: 1. Компас. 2. Муха. 3. Призрак. 4. Котлета. 5. Парус. 6. Удав. 7. Беда. 8. Карниз. 9. Человек. 10. Хоровод.
Л о г о г р и ф ы
1.Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Если л в средину вставим
И в начале с убавим,
Надо мною, над тобою
Пролетят мешки с водою.
2.Не то чтоб видом страшен и сердит,
Однако сплош и рядом он зудит.
А если внутрь добавить букву ш,
То станет жизнь совсем не хороша.
3.Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь
Во многих строчках,
Лишь о ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.
4.Я нелюбимая отметка в дневнике,
Из-за меня у школьника мрачнеет вся природа.
Но если внутрь меня поставить е,
То среди женского я рода.
5.Число я меньше десяти, тебе легко меня найти.
Но если букве я прикажешь рядом встать,
Я все отец, и ты, и дедушка, и мать.
6.Чтоб поддерживать скворечню иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.
7.Сперва назови ты за городом дом,
В котором лишь летом семьею живем.
Две буквы к названью прибавь заодно,
Получится то, что решать суждено.
8.Меня под рельсы и под гусеницы клали,
Когда фашистские и поезда, и танки подрывали.
Две буквы лишь в меня поставит ученик любого класса,
И мерой времени я стану долей часа.
О т в е т ы: 1. Собака облака; 2. комар кошмар; 3. плюс полюс;
- два дева; 5. семь семья; 6. шест шесть; 7. дача задача; 8.
мина минута.
Работа с предложением.
1.Скажите грамотно (исключите повторение мысли).
Мама посолила суп солью.
В деревне жили старые старики.
На детской площадке гуляет много маленьких малышей.
К весне зелень зазеленела.
У Юры жил молодой котенок.
Девочка стала надевать одежду на куклу.
Липа пахнет запахом меда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
Антон попробовал на язык кислую лимонную кислоту.
У Миши в июле месяце день рождения.
На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.
Я видел эту картину своими глазами.
Валера рассказал друзьям интересный рассказ.
Наступила холодная стужа.
В лесу пели пернатые птицы.
На заколке у Кати было много висячих висюлек.
Ворона клюнула клювом наглого кота.
По комнате покатился круглый шар.
На своем рисунке Оля нарисовала осенний лес.
В низине была всегда мокрая сырость.
Вчера мы купили много покупок.
В марте месяце у нас будут каникулы.
Это был огромный великан.
В магазине вы можете купить памятные сувениры.
В дороге Гринева застал снежный буран.
Вдали появились ледяные айсберги.
На Камчатке много горячих гейзеров.
Караван двигался по песчаным барханам.
Однажды раз мы заблудились в лесу.
Мы вновь возобновили переписку.
Через месяц спустя геологи уехали.
Мальчик заболел тяжелой болезнью.
Дима подружился в классе с друзьями.
2.Как сказать короче?
Это был такой день, который нельзя забыть.
Работа выполнена с большим количеством грамматических ошибок.
Он любит свою Родину.
Я очень скучал, потому что никого не было, и я был один.
Человек, управляющий оркестром, вошел в зал.
Человек, который продает товары в магазине, дал мне мороженое.
Писатель, создающий произведения для театра, был награжден грамотой.
Мне встретился человек, который ехал верхом.
У туристов была остановка в пути для отдыха.
3. Закончите предложение.
Мама улыбнулась, потому что
Дети прибежали домой,
Собака грозно зарычала,
Мама открыла окно,
Петя громко вскрикнул,
Учительница весело рассмеялась,
Бабушка выключила телевизор,
У Саши заболело горло,
Мальчик решил переодеться,
Собака весело завиляла хвостом,
Кот выгнул спину и зашипел,
Машины резко затормозили,
Милиционер громко засвистел,
Мальчик быстро бежал к школе,
Стая ворон поднялась над полем,
Папа купил цветы, чтобы
Марина открыла окно,
Дети сели в лодку,
Лена налила в миску суп,
Мама подошла к телефону,
Рабочие привезли кирпич,
Петя закрыл лицо руками,
Вова взял собаку за поводок,
Мама надела нарядное платье,
Катя подняла с земли птенчика,
Дедушка поставил в огороде пугало,
Водитель открыл багажник автомобиля,
Мальчик взял велосипед,
Мышка роет норку,
4.Как сказать правильно?
Одень пальто, на улице холодно.
Порежьте, пожалуйста, сыр.
Мама сварила рыбий суп.
Собака была ничейная.
Искусственный мастер соткал ковер.
Душный запах цветов разносился по комнате.
По асфальту после дождя ползли дождливые черви.
Между учителем и учеником состоялся доверчивый разговор.
Рано утром прокричал горловой петух.
В нашем дворе растет высотный клен.
Водитель попросил заплатить за проезд.
Я хочу рассказать за новую книгу.
В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
Коля не пришел в школу благодаря болезни.
О т в е т ы: надень, нарежьте, рыбный, ничья, искусный, душистый, дождевые, доверительный, горластый, высокий, оплатить проезд, про новую книгу, потерпел поражение, из-за болезни.
5.Найдите логические ошибки в предложениях. Как их можно исправить?
Сегодня обратно идет дождь.
Большая половина задания уже выполнена.
Греки своими острыми носами пробивали корабли персов.
Над большим деревом была глубокая яма.
Солнце освещается землей.
Его отец умер, когда ему было 9лет.
Сестра вынула из папки бумагу и передала ее мне.
Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился и приказал снять с него шкуру.
Вратарь отбивает мяч кулаком, который падает недалеко от ворот.
Я и мой приятель Сережа приехали в колхоз, который окончил седьмой класс.
6.Определите количество предложений в тексте.
По реке плывет плот. И лодка.
Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы.
Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.
Макар подошел к отцу. И спросил разрешения погулять.
Полкан сидел около конуры. На привязи.
Тоненькой кисточкой Петя нарисовал семечки. И подсолнухи.
Я иду по тропе снежный ком упал с дерева.
Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень он барабанил по стеклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал.
По А. Толстому.
Вот и зиме пришел конец как-то сразу все изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они все небо вдруг на землю полился первый дождь потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю.
По Г. Скребицкому.
-
Работа с текстом
1.Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.
СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом.
Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки.
На полу лежал пушистый снег.
МАМА И ДОЧКА.
Заболела мама у Оли. Мама посмотрела на дочку и улыбнулась. Давай, мама, я эту горечь выпью. Оля решила пожалеть маму. Утром был врач. Он положил на стол горькое лекарство.
***
Там жила злая змея. По дороге он встретил лису. Лиса была сердита и голодна. У кролика дрогнуло сердце. Он бросился к пещере. Маленький кролик бежал домой.
БАРС.
Зверь часами поджидает добычу. Барс живет высоко в горах. Козлы, бараны, мыши все идет в ход. Молоко у барсов жирное. Людей он не трогает. Сосут его котята и не замерзают. Оно в пять раз жирнее молока коровы. Шерсть она вырывает у себя на животе. Утепляет логово шерстью самки.
2.Расположите части рассказа последовательно.
РУЧЕЕК.
Бегут его струйки по песку, по камешкам, по цветам и по мхам.
Прозрачный серебристый ручеек выбежал из-под серого камня.
В них, как в зеркало, ласково глядятся и солнышко, и голубое небо, и облака.
ПТИЦА НА ВОЛЕ.
Сережа громко закричал. Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот здорово помял его.
Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил ее на волю.
Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у нее был скворец.
ЛАСКА.
Она неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверек. У нее узкое, длинное тело.
Раннее зимнее утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу видны ровные следы. Их оставила ласка.
Ласка в любую мышиную норку залезет. В борьбе с мышами ласка наш первый помощник.
СНАЙПЕРЫ.
Вот бешеный огурец. Его плод маленький огурчик. Созревает такой огурчик. Ничего про него не подумаешь. Но стоит его задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые и клейкие. В кого попадет, тот и унесет их с собой. Потом семена подсыхают и отваливаются.
Есть у нас удивительные растения. Они стреляют своими семенами.
Стреляющих растений у нас много. Это и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
Повествовательный текст отвечает на такие вопросы: Кто? Что делал? Где? Когда? Как?
Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как: сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, еще, уже и другие.
Главная особенность повествования сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.
Схема построения повествовательного текста.
1.Начало действия.
а) Место.
б) Время.
2.Развитие действия.
а) Сообщение о действующем лице.
б) Особенности порядок действий.
3.Кульминация.
4. Вывод.
Описание это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи).
Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на вопрос какой? Каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова как будто, как, словно, похож на
В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны.
Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представил его.
Характер описания взволнованный. Изображение красочное.
Описание это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).
В описании должны быть представлены основные для данного случая признаки.
Схема построения описания.
1.Представление объекта речи.
2.Наиболее характерные признаки объекта речи.
3.Оценка объекта речи.
4.Заключение и вывод.
В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию и т.д. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, то есть вывод в результате приведенных доказательств.
Утверждения, под которыми нет какой-либо логической опоры, доказательствами не являются.
Схема построения текста-рассуждения.
1.Вступление.
2.Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).
3.Аргументы (доказательства):
а) доводы;
б) примеры, случаи, факты цифры;
в) мнение авторитетных людей, цитаты.
4.Вывод.
Тема и основная мысль текста.
О чем говорится в рассказе? Отвечая на этот вопрос, мы определяем тему рассказа.
Как вы думаете, почему автор рассказал нам об этом? Что главное он хотел сказать читателям? Отвечая на этот вопрос, мы определяем основную мысль текста.
Заголовок отражает главное в тексте, то есть основную мысль.
1.Исправьте деформированный рассказ Ю. Дмитриева Вот чудеса-то!. Определите вид текста, его тему и основную мысль.
ВОТ ЧУДЕСА — ТО!
Клесты выводят своих птенцов зимой. На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики. Но почему же так? Ведь малышей надо хорошо кормить. А пища клестов еловые шишки. Они созревают на елках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся осенью и зимой.
Весной и летом у всех птиц много забот. И только клесты спокойно перелетают с ели на ель.
Подберите к каждой басне подходящие по смыслу пословицы. (О чем эта басня? Каждую пословицу следует обсуждать в отдельности, а не просто называя подходящую по смыслу к той или иной басне.)
- Несла Жучка кость через мост. Глядь, а в воде ее тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.
Л.Н. Толстой
***
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.
Л.Н. Толстой
***
Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина: обезьяна хотела поднять и просыпала двадцать горошинок, она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разметала весь горох и убежала.
Л.Н. Толстой
***
Лев нашел спящего зайца и уже хотел его сожрать, как вдруг завидел, что бежит мимо олень. Лев бросил зайца и погнался за оленем, а заяц от шума проснулся и убежал. Долго гнался лев за оленем, но поймать его не смог и вернулся к зайцу, а, увидев, что и того нет, сказал: Поделом мне: добычу, что была уже в руках, я выпустил, а за пустою надеждою погнался.
Эзоп
П О С Л О В И Ц Ы:
За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь.
Собака помнит, кто ее кормит.
За краюшкой погонишься каравай потеряешь.
Заяц самого себя боится.
За большим погонишься малого не увидишь.
Курица кудахчет на одном месте, а яйца кладет в другом.
Лев страшно, обезьяна смешно.
2.Мужику с возом надо было ехать через реку. Через реку ходил паром. Мужик отпряг лошадь и свез телегу на паром, — но лошадь была упряма и не хотела идти на паром. Мужик тащил ее из всех сил за повод и не мог ввести на паром, — потом он стал толкать ее сзади, но не мог ее ссунуть с берега. Тогда он вздумал тащить ее за хвост прочь от воды. Лошадь была упряма и пошла не туда, куда ее тащили , а пошла на паром.
Л.Н. Толстой
П О С Л О В И Ц Ы:
Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает.
Лошадь на четырех ногах, да и то спотыкается.
Бери в работе умом, а не горбом.
.
Упражнение 1. Сапёры
Про корректурные пробы когда-нибудь слышали? Я о них узнала на собрании в школе. Это упражнение порекомендовала делать с детьми учительница начальных классов. Сказала, что это, пожалуй, самый мощный инструмент для развития внимательности у детишек.
В чем суть? Нужно произвести определенные действия (вычеркнуть, подчеркнуть, обвести и т.п.) с символами, которые ты видишь перед собой. Но сначала эти символы нужно отыскать. Сложно объяснить это словами. Проще один раз увидеть и все станет понятно. Так что внимательно посмотрите на картинку.
Здесь стояла задача, найти и подчеркнуть в тексте букву е, и зачеркнуть букву а. Мы с детьми называем это упражнение Сапёры. Искомые буквы это как будто мины, которые нужно обезвредить определенным способом.
Для проведения корректурных проб можно использовать старые книги или журналы и искать буквы прямо в тексте.
Если ребенок еще дошкольник и не знает букв, то можно использовать пробы с различными символами: картинками, стрелками, смайлами и т.п.
Начинать лучше с чего-нибудь попроще. Например, попросить зачеркнуть все звездочки.
А потом задания можно усложнять. На картинке ниже дан образец и задание. В каждый ромб нужно поставить точку, в кружочках поставить минус, в квадратах галочку, а в треугольниках плюс.
Самым отважным и отчаянным юным сапёрам можно предложить выполнять эти упражнения на время.
Упражнение 2. Дети-шпионы
Попробуйте прочитать, что написано на картинке.
Не можете? А дети шпионы могут! А почему? А потому, что у них есть ключ, к разгадыванию этой шифровки. Вот он!
Теперь и вы сможете узнать, что написано на верхней картинке. Варианты ответов оставляйте в комментариях. Для того, чтобы составить письмо-шифровку или наоборот расшифровать его, нужно быть очень внимательным иначе получится полная ерунда.
Если хотите абсолютной секретности, придумайте свой шифр и никому его не показывайте. Тогда никто и никогда не узнает, что написано в вашем тайном послании. Ну а для тренировки можно поискать шифр в интернете. Мне очень понравился вот такой.
Это не письмо получается, а дискотека!
Упражнение 3. Спасательная операция
Это простое упражнение на поиск слов слов, цифр, или каких-нибудь символов. Но если включить воображение, то получится самая настоящая поисковая спасательная операция, и без внимательности здесь не обойтись.
Вариант первый.Нужно найти и спасти (подчеркнуть) домашних животных, которые по невнимательности заблудились в буквенном лесу.
ОРВАГЛНФЕПФНУАИГКОТОЫВАМЛОТВ
ЛМКОЗАОЛЫИАОСОБАКАОЛАЛФОЛЫО
ФРЛОШАДЬЫИАБРФЛИАЛОФИКОРОВА
РВИЛФИЛФИХОМЯКОКППОЛАОДФЖА
Вариант второй.Ищем число 2016 среди цифр.
47638947201648758900008743720169458
50320169596677663620164584987384783
35142632822016906858683764578593578
78589220164395476782016433487743833
Вариант третий. Подойдет он не только для младших школьников, но и для дошколят, которые ни букв, ни цифр пока не знают. Нужно найти и обвестина картинках выделенные фрагменты.
Упражнение 4. Кто здесь учитель?
Наверно каждый ребенок хоть раз хотел оказаться на месте учителя или мамы с папой. Чтобы не его проверяли, а он проверял. И, указывая на ошибки, говорил: Ай-яй-яй, как не стыдно Давайте дадим ему такую возможность!
Мамы с папами решают примеры. Только не какие-нибудь логарифмические уравнения, а нормальные примеры, с которыми ребенок уже знаком. И специально допускают несколько ошибок. А потом сдают работу на проверку. Ну и волнуются, конечно. А ребенок проверяет. Внимательно проверяет, ведь он же теперь учитель.
Это упражнение, не только внимание развивает, онодает родителям возможность на своем примере показать, как нужно реагировать на критику или замечания. Так что, дорогие родители, если вдруг получите двойку, держите себя в руках. Будьте мужественными и пообещайте исправиться.
Можно не только примеры решать, а и диктанты писать или сочинения. Главное не забыть допустить ошибки, букву не дописать, точку не поставить и т.п.
Дошкольники, которые еще не знакомы с буквами и цифрами, могут проверять работу художников. Нарисуйте для ребенка картинку. Например, пейзаж. Изобразите треугольное солнышко, морковку, которая выросла под елкой, черепаху, парящую в облаках. В общем, какую-нибудь нелепицу. И пусть малыш ищет ваши ошибки.
Ну а если рисовать вы не умеете, то вам в помощь развивающие журналы для детей. Практически в каждом найдете картинку подобную этой.
И еще несколько слов о детских журналах. Это же просто кладезь разных интересныхупражнений и заданий на развитие внимательности у детей! Например, задания, где нужно найти отличия.
Или различные лабиринты.
Журналы чаще всего красивые, яркие и детям нравится по ним заниматься. Мои киндеры с нетерпением каждый месяц ждут выхода Внеклассного журнала. Это наш любимый! Новое издание, в мае только 6 выпуск.
Упражнение 6. Театральное чтение
А теперь поиграем в актеров. Будем читать. Но не просто читать, а читать внимательно и немного странно. Обратите внимание на картинку ниже и прочитайте вслух стихотворение Нины Тарасовой С точки зрения кота.
Прочитали? Молодцы! А теперь прочитайте снова, только когда в тексте встретится слово кот или кота, котов, коту его нужно выкрикнуть.
Справились? Прекрасно! А теперь добавляем еще пару условий. В конце каждого предложения будем вставать, а в середине предложений, там где встречается любой знак препинания, будем топать ногой.
Так читать намного интереснее. Не правда ли? Иногда мы совмещаем это упражнение с заучиванием стихов наизусть.
А если ребенок читать самостоятельно пока не умеет? То почитайте ему вы, а он пусть внимательно слушает.
Когда услышит слово кот, пускай крикнет ура!. Когда услышит название предмета мебели хлопнет в ладоши. А когда услышит слово хвост топнет ногой.
Такое театральное чтение применимо к любым текстам.
Это были наши любимые внимание-развивательные упражнения. Попробуйте и вы! Вам понравится! Только не превращайте занятия с детьми в нудные уроки. Лучше включите воображение и превратите их в игру. Толку будет больше. И веселья тоже!
И еще один сюрприз! Очень полезное видео специально для вас!
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, поделитесь ею в социальных сетях. Ну и как всегда жду ваших комментариев!
Заходите в гости снова!
Здесь вам всегда рады!
Евгения Климкович.
- https://yourspeech.ru/training/attention/razvitie-vnimaniya-u-mladshih-shkolnikov.html
- https://logiclike.com/razvitie-rebenka/vnimanie
- https://matugin-eidos.com/vnimanie/
- https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2016/09/03/uprazhneniya-dlya-razvitiya-slovesno
- https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-vnimaniya/