15 сайтов и игр, которые научат детей программированию

СОДЕРЖАНИЕ

На Западе дети с младших классов посещают интерактивные занятия, на которых знакомятся с визуальным программированием. Пока у нас не принято включать основы разработки в школьный курс, родители задаются вопросом, как обучить ребёнка программированию.

С чего начать?

Как и во взрослом мире, у детей всё начинается с интереса. Поэтому задача номер один увлечь ребёнка и стимулировать его к познанию IT-сферы.

Айтишникам тут проще, чем людям, далёким от мира информационных технологий. Когда родитель называет программистом Антона за установленную Windows и Виталю за переобжатый кабель, то первый пункт учебного плана выяснить, кто такие айтишники и в чём заключается процесс разработки в реальности. Не бойтесь, вам не придётся садиться за учебники. Найдите IT-специалиста, способного объяснить вещи простыми словами. Вернёмся к профессионалам. Теперь у вас дополнительный козырь в кармане: вы своим примером будете вдохновлять ребёнка двигаться вперёд.

Как вызвать интерес к изучению программирования? Покажите результаты работы айтишников: впечатляющие картинки и анимации, фрагменты из видеоигр, симпатичные сайты, программы с графическим интерфейсом.

Искра зажглась а дальше? Узнайте, что ребёнку понравилось больше всего, какая идея вдохновила. Помните, что он личность с правом на индивидуальные предпочтения. Ни в коем случае не навязывайте свои желания и не заставляйте что-либо делать. Вполне нормально, если он начнёт с графики. Это не означает, что выбор сделан на всю жизнь. Более того, дети сложнее фокусируют внимание на чём-то одном. Если ребёнок будет прыгать от веб-разработки к геймдеву, нет причин для переживаний. Для эффективности обучения важно получать удовольствие.

Практика прежде всего

Направление выбрали, а значит время предпринимать первые шаги. Чтобы интерес не угас, не нагружайте ребёнка теорией. Помимо того, что это нагоняет скуку даже на взрослого, программирование навык практический. Читая книги и не садясь за компьютер, кодить не научишься. Дайте ребёнку практику, которая приносит реальные результаты. Плоды его занятий должны быть яркими и запоминающимися, а пути к достижению каждой цели не слишком длинными.

С какого возраста начинать заниматься с ребёнком программированием? Возможно, вы слышали мнение: не раньше 10 лет. На самом деле, приобщать к миру IT можно и с 35 лет. Удивлены? Естественно, он не сядет за ноутбук и не напишет программу. На этом этапе помогут пазлы, головоломки и конструкторы. Сначала пробуйте лёгкие, вроде Lego Duplo, а затем переходите на программируемые: Lego Boost или Lego Mindstorms. Кому не захочется создать собственного робота?

Когда ребёнок пойдёт в школу (в 6-7 лет), запишите его в кружок робототехники или любой IT-направленный. Там дети получают больше знаний о сфере, а также соперничают друг с другом, получая дополнительный стимул.

Инструменты

До начала программирования важно сформировать у ребёнка правильный тип мышления, научить алгоритмическому подходу. С 1014 лет в этом помогут специальные инструменты:

  1. Scratch бесплатный продукт медиалаборатории Массачусетского технологического института, рассчитанный на возраст 816 лет. С помощью него дети без погружения в синтаксис языка создают игры, анимации, мультфильмы и сразу видят результаты своего труда, делятся ими с друзьями и онлайн-сообществом.
  2. Code.org также бесплатный ресурс, цель которого сделать компьютерные науки доступными по всему миру, независимо от пола или расовой принадлежности. Предлагает сотни учебных планов, включая курсы для детей начальной школы.
  3. Tynker международная площадка, где занимаются 60 миллионов детей. Они написали 14 миллионов приложений и 4 миллиарда строк кода. В рамках бесплатного аккаунта предоставляется 20 кодинг-игр, все моды, скины и приватный сервер Minecraft.
  4. CodeCombat платформа для обучения программированию в игровой форме. Включает 11 курсов, один из которых бесплатный для всех студентов и учителей.
  5. CodaKid онлайн-кодинг для детей. Академия насчитывает 40 компьютерных курсов, 180 IT-квестов и 550 кодинг-челленджей. На выбор подходящих занятий даётся 2 недели бесплатного пробного периода.

Детям также нравятся красочные IT-журналы и книги. Это не должна быть сплошная теория, здесь важен развлекательный подход. Так, полюбить айти помогают компьютерные игры. Но помните о возможных побочных эффектах: в отдельных случаях ребёнок приобретает зависимость. С другой стороны, строгое ограничение подростков может сыграть злую шутку, а наигравшись, они тянутся к разработке охотнее.

В 1317 лет дети становятся амбициознее, поэтому программирование для Arduino и Raspberry PI приобретает особую актуальность. Если вашего ребёнка привлекает разработка игр, то попробуйте Unity среду создания 3D-содержимого, которая поддерживает более 25 платформ.

Актуальные языки для детей

  1. Logo учебный язык для самых маленьких, который использует черепашью графику. С ним дошкольники и ученики младших классов усвоят принципы программирования и начнут развивать алгоритмическое мышление и логику.
  2. Scratch продолжение воплощения концепций языка Logo. Визуализация, а также ориентированность на детей и подростков, делает разработку интереснее и проще. А ещё его портировали для Arduino.
  3. Python язык программирования высокого уровня, который возглавляет топ для изучения детьми благодаря своей интерпретируемости, простоте синтаксиса и широте применения.
  4. Java востребованный во всём мире язык, с помощью которого создаётся масса разнообразных приложений. Разумно изучать то, что пользуется спросом и открывает новые горизонты. Детям он также под силу.
  5. C++ пригодится подросткам, которым интересно программировать для Arduino. Дайте ребёнку только начать, и умный дом замаячит на горизонте.
  6. С# более новый язык программирования, который использует платформа создания компьютерных игр Unity. Будет интересно тем, кто горит желанием программировать игры.

Выводы

291ddf01d40a368b81ebcb181a610fcb.jpg

Не беспокойтесь о выборе языка для изучения. Самое важное заинтересовать ребёнка, показать позитивные стороны программирования и вдохновить плодами работы айтишников.

Уважайте предпочтения ребёнка и позвольте ему начать с моделирования или графики, если он так захочет. Позаботьтесь о поддержании интереса и внимания. Подберите способ изучения, приносящий удовольствие.

Ребёнку важно видеть результаты своих занятий. В этом помогут специальные платформы визуальной разработки: Scratch, Tynker, CodeCombat, CodaKid. Пробуйте игры (например, Minecraft) и конструкторы с опцией программирования: Lego Boost, Lego Mindstorms.

Детям постарше нравится создавать программы для Raspberry PI и Arduino или погружаться в реальные языки: Python, Java, C++, С#. Воплотить мечту создавать игры в жизнь подросток может с платформой Unity.

Будет интерес появится и желание разбираться с программированием основательно и серьёзно.

Kodable

Как думаете, с какого возраста нужно начинать обучение программированию? Создатели Kodable утверждают, что их игра доступна двухлетним детям. Учиться коду можно раньше, чем учить буквы. Гонять по лабиринтам весёлые рожицы действительно могут даже малыши, а заодно осваивать составление программ, указывая последовательность действий. Подсказки и рекомендации выполнены при помощи графики, так что читать ребёнку ничего не придётся.

Kodable рекомендуют для изучения информатики в начальной школе: учителя и родители могут контролировать процесс обучения, устанавливать уровни сложности и следить за успехами. Отличное начало для самых маленьких.

Kod1-630x339.png

Kodable

Code.org

На сайте Code.org, созданном некоммерческой организацией, международным движением Час программирования, собрано несколько образовательных курсов для детей и взрослых. Возраст, с которого можно начинать, четыре года. Одной игры, которая научит всему и сразу, там нет, зато есть пошаговое игровое обучение с персонажами различных мультфильмов. Переходя от уровня к уровню, можно учиться и создавать свои короткие программы.

Code--630x348.png

Сode.org

Lightbot

В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача, которая при этом будет стоять перед ребёнком, спроектировать путь игрушки при помощи простых команд. Задача родителя объяснить малышам, что означают картинки.

Не факт, что ребёнок, играющий в Lightbot, вырастет гениальным разработчиком, но зато точно научится планировать действия и составлять простейшие алгоритмы. Это приложение тоже можно рекомендовать как одно из стартовых даже для дошкольников 46лет. Разработчики предлагают и более сложную версию, которая подойдёт для детей старше девяти лет.

Родители, кстати, тоже с удовольствием могут потратить время на составление маршрутов. Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и достаточно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым.

Code-3-630x369.png

Lightbot

ПиктоМир

ПиктоМир, разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, наш ответ зарубежным аналогам. В НИИСИ РАН уже разработали систему КуМир, в которой с программированием знакомятся старшие школьники, но игрового элемента в ней нет. ПиктоМир, рассчитанный на дошкольников, получился увлекательным и очень доступным.

Робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому ПиктоМир можно спокойно давать детям, не умеющим читать, начиная с пяти лет: заметно, что учёные постарались сделать действия понятными даже для малышей. Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у детей, ПиктоМир будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS, Android и Windows Phone, но скачивать последние две придётся с сайта разработчика.

Code-4-630x350.png

ПиктоМир

Robozzle

Выполнить задания и составить алгоритм движения стрелки по пазлу такой смысл у игры, в которую могут сыграть уже младшие школьники. Правда, обыкновенная стрелка вряд ли увлечёт семилеток надолго, тем более если это будет первая из подобных игр. Зато может всерьёз заинтересовать школьников с десяти лет, уже знакомых с алгоритмизацией, потому что самые интересные головоломки, конечно, встречаются на более сложных уровнях. Robozzle предоставляет почти неограниченные возможности по созданию и поиску новых заданий, поэтому больше всего подходит не для изучения азов, а для постоянного повторения и практики.

Code-5-630x350.png

Robozzle

Cargo-Bot

Ещё одна простая для освоения игра, на начальных уровнях которой комфортно будут себя чувствовать дошкольники. Поскольку текста в ней мало, детям достаточно различать отдельные буквы, чтобы выполнить первые задания и переложить ящики за меньшее число ходов с места на место. Над сложными комбинациями даже взрослые смогут задуматься надолго. Среди других обучающих и развлекательных приложений Cargo-Bot выделяется очень приятной картинкой. Кстати, Cargo-Bot был полностью спрограммирован на iPad.

CodeMonkey

Лайфхакер уже подробно писал про игруCodeMonkey, которая просто обязана занять достойное место в списке игровых обучалок для детей.

Онлайн-игра, в которой шаг за шагом дети учатся управлять забавной обезьянкой, построена очень просто и наглядно. Каждый новый уровень рассказывает о возможностях программирования, а чтобы выполнить следующее задание, придётся применить знания из предыдущего урока. Чтобы дойти до банана, нужно несколько минут, поэтому занятия удобно планировать так, чтобы ребёнок оставался увлечён и не успевал устать.

Большой плюс CodeMonkey в том, что эта игра даёт представление о синтаксисе как таковом, потому что команды нужно выбирать при помощи пиктограмм, а последовательность действий записывается строчками почти настоящего кода.

Code-6-630x348.png

CodeMonkey

Scratch

Включать Scratch в этот список не совсем честно, потому что это не игра, а специально разработанная среда для обучения детей программированию, а не включать нельзя, потому что это отличный образовательный инструмент. Авторство Scratch принадлежит Массачусетскому технологическому университету, а в сообществе большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.

Возможности у Scratch действительно впечатляющие, хотя в нём нет заданий и уровней, зато есть море фантазии и средств для её применения. Поскольку цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, то и универсальных решений нет, зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для детей от восьми лет, которым уже надоело гонять роботов и обезьянок по привычным маршрутам.

Code-7-630x347.png

Scratch

СeeBot

Нельзя забывать про классику, даже изрядно запылившуюся. Обучающие игры CeeBot появились в 2003году как специальная разработка для образовательных учреждений. Изначально разработчики создали Colobot игру о колонизации новой планеты, главная фишка которой была в том, что для управления персонажами нужно было писать свои программы.

CeeBot игровой обучающий курс из нескольких заданий с подробными инструкциями. История про программируемых роботов на новой планете, уничтожающих местную фауну, конечно, для малышей не подойдёт, но для подростков, которые уже успели увлечься информатикой и представляют себе, что такое алгоритм, станет неплохим пособием. Выглядит CeeBot на фоне современных игр бледновато, но где ещё ребёнок будет управлять персонажами, создавая собственные программы, максимально приближённые к синтаксису С++?

Code-8-630x488.png

Сeebot

CodeCombat

CodeCombat это уже серьёзно, потому что в этой игре учат настоящий код и из победителя получится готовый программист. Вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа (игра предлагает Python, JavaScript, Lua или несколько экспериментальных вроде CoffeScript), и отправляетесь в путешествие за кристаллами.

Сажать за игру можно мальчишек и девчонок от восьми лет. Обучение и подсказки на русском языке, за $9,99 можно каждый месяц получать новые уровни для прохождения (первые 70бесплатны). Игра может использоваться в школах, есть отдельные бонусы для учителей.

В игре перед стартом каждого уровня ребёнок будет читать забавные и мотивирующие цитаты о программировании, напоминающие, что этот код сам себя не выучит. CodeCombat захватывает сильнее, чем обычные бродилки и стрелялки, одна из лучших комбинаций отдыха и обучения.

Code-9-630x347.png

Сodecombat

Python Challenge

Все уровни проходятся с помощью простых и очень коротких скриптов. Большинство задач можно решить на любом языке программирования, но для некоторых из нихвсё-такитребуется знание Python.Получить необходимые азы можно на наших бесплатных курсах по питону.

JSdares

Экспериментальная образовательная среда программирования, где можно создавать собственные игры на JavaScript. Долгосрочная цель проекта — расширить возможности человечества, серьезно усовершенствовав программирование. Краткосрочная — сделать процесс реализации и тестирования новых идей простым и удобным.

Kogics

Девиз проекта — Play Hard. Learn Well. Это образовательная игровая среда, где можно обучаться программированию, математике, электронике, робототехнике и пр. С помощью ресурса также можно развить аналитическое мышление и научиться решать стратегические задачи.

Robozzle

Игра поможет развить стратегическое мышление и прокачает умение искать наиболее эффективный способ решения задачи. Правила просты: в каждом уровне нужно запрограммировать робота, чтобы собрать звезды, используя такие команды, как «двигаться вперед», «повернуть направо», и «повторить». С каждым уровнем задачи становятся всё сложнее.

RubyMonk

Обучение Ruby в интерактивной форме. В Ruby, как и в реальной жизни, наш мир наполнен объектами. Все является объектом — целые числа, символы, текст, массивы — все. — с такого напутствия начинается путь Ruby-самурая в этом оригинальном туториале.

Ruby-Warrior

Изучение Ruby в стиле 8-битной игры.

CodeCombat

Эта браузерная RPG игра поможет в изучении JavaScript. Она состоит из блоков, которые, в свою очередь, разбиты на уровни. Результатом прохождения 37ми уровней первого блока будет знакомство с синтаксисом, методами и прочими базовыми понятиями. С каждым уровнем сложность и время прохождения плавно возрастают. Целью разработчиков было сделать игровой процесс настолько захватывающим, чтобы невозможно было оторваться.

Scratch

Игра разработана в MIT. Для начала понимания алгоритмов и быстрого получения результатов в виде мультиков и анимаций подойдет. Иногда используется в компьютерном центре для детей.

Kodu

Kodu — это новый язык визуального программирования. С помощью данной игры можно мышкой запрограммировать 3D игру. Игра больше предназначена для школьников младших и средних классов, но может быть интересна и новичкам в программировании.

Code Kingdoms

Игра Code Kingdoms создана, чтобы вдохновлять детей изучать программирование. С ее помощью можно в увлекательной и понятной форме кодить на JavaScript.

  • Разумеется, игры — это небольшое дополнение для фана при изучении программирования. Игры — неплохой способ познакомиться с синтаксисом нового языка. Во многих из них сразу говорится сделать то-то и то-то — ты прикидываешь в голове, как можно это сделать на известном тебе языке, и пытаешься реализовать тоже самое на новом по туториалу. Хотя такие вещи лучше сразу пытаться делать на проектах. — считает Рудольф, разработчик из IBM.
  • Я обучался на живых примерах применения технологий при решении конкретных задачах на практике. Много изучал книг, статей и прочего. Что касается игр, вами перечисленных, я знаком только с двумя — Pytho Challenge и JSdares. Понравилось, как в них преподносят обучение языкам начинающим программистам, но, на самом деле, там охватывают общие аспекты, чаще всего очевидные на практике. Поэтому обучение с помощью игр, естественно, полезно для начинающих. Но если продолжать серьезно заниматься программированием, то нужно добавлять более узкие задачи, тогда прогресс будет ещё больше. — говорит Павел, разработчик в Google Россия.

Хотите освоить веб-разработку? Добро пожаловать на профессиюВеб-разработчик.

Источники:

  • https://proglib.io/p/programmirovanie-dlya-detey-kakie-yazyki-samye-aktualnye-2019-09-30
  • https://Lifehacker.ru/10-igr-nauchat-programmirovat/
  • https://geekbrains.ru/posts/10_games
  • https://proglib.io/p/games-for-kids/
  • https://mel.fm/poleznyye_ssylki/5297184-computer_science

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит