Звонкие и глухие согласные звуки

СОДЕРЖАНИЕ

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешаетзнать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

uchim-bukvy.jpgshkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звукимы слышим и говорим,буквы видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимыезвуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь:можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на поющие звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух цепляется за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите пропеть согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по домикам.
  • * Игра Внимательные ушки. Инструкция простая: Если слово начинается на гласный хлопни, на согласный топни.
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

uchim-bukvy-2-1024x622.jpg

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в черный список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за пленным стоит Е, Ё, Я, Ю или И он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па пя, са ся, пу пю, су сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: угол уголь, рад ряд, лук люк и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове конфета после н стоит ф. Можно уверенно утверждать, что в данном случае н твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук a, а, вот в словах няня или тетя, согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы я и е, дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово карандаш. После н стоит д и ребенок понимает, что согласный н обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове парча буква ч по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф `. Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.lmssWN12P6U-1.jpg

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран[б][б`]белье
ворс[в][в`]вяз
горб[г][г`]гиря
дом[д][д`]дядя
золото[з][з`]земля
кот[к][к`]кит
лыжи[л][л`]лимон
мусор[м][м`]мяч
нора[н][н`]Нюра
полы[п][п`]пение
робот[р][р`]река
солнце[с][с`]семя
тон[т][т`]темя
фурор[ф][ф`]финал
хомяк[х][х`]хижина

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] [в`]; [к] [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак ь всегда делает согласный мягким, а знак ъ всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Какие звуки всегда твердые, а какие мягкие

Важно обратить внимание, что буквы ж; ш; ц бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а й; ч; щ мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж ш ц ч щ й

Обязательно заострить внимание, что ч; щ; й сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.rebenok-ne-hochet-uchitsya-1.jpg Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы ч; щ; й, и вырезать из плотного картона таблички с буквами ж; ш; ц. Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.Otvetyi-na-samyie-kaverznyie-detskie-voprosyi-1.jpg

Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звукиГлухие звуки
[б][ж][к][х]
[в][з][п][ц]
[г][л][с][ч]
[д][м][т][ш]
[й][н][ф][щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: Степка хочешь щец? Фи!. Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например голубка. На письме используем звонкую согласную, а говорим голупка.original-1.jpg

Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
ж, ц, ш.
Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

  1. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

  1. Выбирай твердые! Игра по аналогии со съедобное не съедобное. Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый ребенок ловит мяч, а если мягкий нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.

Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

  1. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.

Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

  1. Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.

Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

  1. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия В лесу родилась елочка). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па

Дети: Пи-пи-пи

У: Хо-хо-хо

Д: Хи-хи-хи и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.Tabl-1-1.jpg

Вместо заключения

Первый класс это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором звонкие. Жители первого домика:

[б][д][з][г][в][ж]
[п][т][с][к][ф][ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости глухости.

103693f0_71b5_0132_7cc4_12313c0dade2.jpg

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Они очень похожи друг на друга настоящие двойняшки, их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости твёрдости. Добавим их в домик.

[б][б][д][д][з][з][г][г][в][в][ж]
[п][п][т][т][с][с][к][к][ф][ф][ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б][б]

Б

(бэ)

[п][п]

П

(пэ)

[д][д]

Д

(дэ)

[т][т]

Т

(тэ)

[з][з]

З

(зэ)

[с][с]

С

(эс)

[г][г]

Г

(гэ)

[к][к]

К

(ка)

[в][в]

В

(вэ)

[ф][ф]

Ф

(эф)

[ж]

Ж

(жэ)

[ш]

Ш

(ша)

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик непарныезвонкие согласные звуки:

[л][л][м][м][н][н][р][р][й]

Напомним, что звук [й] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л][л]

Л

(эль)

[м][м]

М

(эм)

[н][н]

Н

(эн)

[р][р]

Р

(эр)

[й]

Й

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово сонорный в переводе с латинского сонорус означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х][х][ц][ч][щ]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч] и [щ] всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х][х]

Х

(ха)

[ц]

Ц

(цэ)

[ч]

Ч

(че)

[щ]

Щ

(ща)

Звуки [ч], [щ] шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв 21, а звуков 36.

c212d68a9efde3a6273de5f0e38d7ae5.jpg

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

дочка точка

бочка почка

шар жар

удочка уточка

12dd4190_71b5_0132_7cc6_12313c0dade2.jpg

141b9d40_71b5_0132_7cc7_12313c0dade2.jpg

Рис. 3. Удочка(Источник)

Рис. 4. Уточка(Источник)

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким сам звеню я на раздолье. (Колос голос)

2) С глухим траву она срезает, Со звонким листья объедает. (Коса коза)

3) С эм приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой эль зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

154da570_71b5_0132_7cc8_12313c0dade2.jpg

16b57530_71b5_0132_7cc9_12313c0dade2.jpg

Рис. 5. Мёд(Источник)

Рис. 6. Лёд(Источник)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа ежата, у ужа ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Fictionbook.ru (Источник).
  2. Deafnet.ru (Источник).
  3. Samouchka.com.ua (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный? (Звонких согласных 9 Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных 2 Т, Т, различных 1.).
  3. Прочитайте пословицу: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему В городе согласных звуков.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

84232090_ae11_0132_3702_12313c0dade2.jpg

Рис. 1. Схема

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены окошки?

Повё. везут, увезли

Ду. дубок, дубрава

Кни.ка книжечка, книжный

Запи.ка писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены окошки.

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

85a26c20_ae11_0132_3703_12313c0dade2.jpg

Рис. 2. Образец

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы су_

Львы ле_

Шарфы шар_

Труды тру_

Лбы ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы суп, львы лев, шарфы шарф, труды труд, лбы лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

86ec0890_ae11_0132_3704_12313c0dade2.jpg

Рис. 3. Образец

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед (много) чего? обедов

Свет (много) чего? света

Кошки (много) кого? кошек

Ложки (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з)

у о (с, з)

в буке (т, д)

на го(т, д)

От слё (с, з) что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

883391e0_ae11_0132_3705_12313c0dade2.jpg

Рис. 4. Образец

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

ло (д, т) ка

ули (д, т) ка

ша (б, п) ка

оши (б, п) ка

… ча (ж, ш) ка

кру (ж, ш) ка

лодочка лодка

улиточка улитка

шапочка шапка

ошибочка ошибка

чашечка чашка

кружечка кружка

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

шутка шутят (буква т в корне шут-)

просьба просят (буква с в корне прось-)

погрузка грузят (буква з в корне груз-)

ходьба ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз морозный, (буква з в корне мороз-)

снег снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) нет чего? вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

. приля(к,г)

. промо(к,г)

. выте(к,г)

вле(с,з)

. внё(с,з)

. упол(с,з)

приляг прилягу (буква г в корне ляг-)

промок промокну (буква к в корне мок-)

вытек вытеку (буква к в корне тек-)

влез влезу (буква з в корне лез-)

внёс внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая

Лё_кий

Кре_кая

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая узенький

Лёгкий лёгонький

Крепкая крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь гибенький так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок гибкий

Цепок цепкий

Робок робкий

Хрупок хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 34 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

    Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

    Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

    Дорога ло_ка к обеду.

    Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

    Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

  1. Прочитай.

    Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: В сарае много коз. А он написал: В сарае много кос!

    Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

  1. Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котик в огород

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й с буквой парного согласного на конце, во 2-й в середине. Рядом пиши проверочное слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).

Звуки и буквы

В русском языке, как и в любом другом, есть буквы и звуки. Буквы это особые знаки, которые используют в языке для передачи звуков. Звуки образуются в слова. Буквы пишем и видим, а звуки слышим и произносим. В дальнейшем, чтобы различать буквы и звуки, последние (при графическом изображении) будем заключать в квадратные скобки.

Звуки и их особенности

Теперь поговорим о звуках. В русском языке есть согласные и гласные. Первые из них противоположны вторым. При одновременном сочетании согласных и гласных звуков образуются слова. Первые делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Есть такие согласные, у которых есть пара, а есть и такие, у которых пары нет. Далее будут показаны различные примеры слов, в которых можно встретить парные согласные.

Демонстрация этих примеров будет сведена к пониманию того, что при их написании и произношении есть различие в восприятии звуков. Итак, чтобы это было наглядно и интересно, вспомним последовательность букв в русском алфавите, расположим первые шесть согласных букв алфавита не по порядку в столбик.

  • Б [Б] [П];
  • Г [Г] [К];
  • В [В] [Ф];
  • Ж [Ж] [Ш];
  • З [З] [С];
  • Д [Д] [Т].

Напротив каждой буквы в квадратных скобках изображен звук буквы. Все эти согласные звуки звонкие, и у каждого из них есть пара. Второй столбик в данном примере — это парные глухие согласные. Основная проблема в данном случае определение того, какую букву необходимо писать в слове. А вот образовавшаяся пара букв это и есть парные согласные звуки. Именно данной тематике, как было отмечено ранее, и будет посвящен данный материал.

Примеры

Приведем примеры слов с парными согласными. Чтобы было интересней, отгадайте загадки, обратите внимание на слова-отгадки, итак:

  1. Сидит девица в темнице, а ее длинная зеленая коса — на улице (ответ морковь).
  2. Шел долговяз, в землю увяз (ответ дождь).
  3. В лесу я родилась, а на воде — живу (ответ лодка).

Итак, получаем такие слова: морковь, лодка, дождь. Общее между ними то, что при произношении данных слов мы слышим один звук, а пишем совсем другую букву. Подобные слова с парными согласными достаточно часто встречаются как в нашей речи, так и при написании текстов. Сейчас мы сможем пронаблюдать оглушение парных согласных как в конце, так и в середине слова.

Правило

В первом случае рассмотрим некоторые слова в конце с парными согласными. Например, произнесем слово дуб, мы слышим в конце слова звук [п]. Для того, чтобы не совершить ошибку при написании слова, необходимо произнести проверочное слово, для этого нужно после согласной поставить гласную (также можно в некоторых случаях и согласную) или поставить слово во множественное число: дубы. Теперь отчетливо слышим звук [Б]. Или же подобрать однокоренное слово в уменьшительно-ласкательной форме.

Существует еще один способ проверки правописания в этом случае: подставьте мысленно слово нет. И вот, получаем проверочные слова: флаг нет флага, клюв нет клюва, мороз — нет мороза. Иногда приведенные ранее примеры называют парно согласные слова.

Еще примеры

Приведём еще примеры слов. Произнесем слово зуб, в конце слова слышим звук [п]. Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос зубы, теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: зубок, поставим согласную зубной. И, наконец, мысленно вставим слово нет — нет зуба.

Еще примеры.

Голос — голосок, голоса, голосистый. Слышим З пишем С.

Поезд — поезда. Слышим Т пишем Д.

Таз — тазы, тазик. Слышим С пишем З.

Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:

Глазки — глаза, глазок, глазной.

Тропка — тропа, тропинка, тропиночка.

Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.

  1. Мама купила мне красную юбку (проверочное слово юбочка).
  2. Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово холодок).
  3. Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово снежок).
  4. Кружка молока стояла на столе (проверочное слово кружечка).
  5. Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово выставить).
  6. В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово гвозди).
  7. Сад цветет весной (проверочное слово сады).
  8. После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово синяки).
  9. В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово салаты).
  10. Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово голуби).

Сказка напоследок — для закрепления материала

Чтобы закрепить ранее изложенный материал, послушаем сказку О парных согласных. Жили-были парные согласные в Букваре у одного школьника: б п, г к, в ф, ж ш, д т, з с. Жили хорошо, дружно, но вот характер у каждого звука был совершенно разный: звонкие согласные были голосистыми да веселыми, а глухие согласные были, наоборот, ворчливые да сердитые.

Звонкие согласные и глухие согласные любили спорить между собой: кто же из них стоит в данном слове. Б и П спорили, кто же из них должен стоять в конце слова стол(б) (п). В свою очередь, В и Ф тоже спорили кто будет в слове тра(в) (ф) кА.

Шел мимо Малыш Крепыш, услышал спор и решил помирить буквы между собой. И сказал он: В этих словах нужно в конце поставить гласную, или после согласного звука поставьте гласный в середине слова, гласная буква вам подскажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Помирились парные согласные, поблагодарили Малыша да спросили о том, как зовут его. А зовут меня Малыш Крепыш! — ответил он. Ж и Ш заволновались, кто из них будет стоять в конце имени малыша. А малыш и говорит: Есть еще два способа узнать, какая буква будет стоять: добавь мысленно слово нет — и ты получишь ответ. Назови ласково меня — не ошибешься никогда!.

Источники:

  • http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
  • https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/zvonkie-i-gluhie-soglasnye-zvuki
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnyh-v-korne-sposoby-proverki-slov-s-parnymi-soglasnymi-v-korne
  • https://www.syl.ru/article/319834/parnyie-soglasnyie-v-russkom-yazyike-dlya-shkolnikov-i-malyishey

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит