Урок по русскому языку в 3 классе по теме «Падеж имен существительных»

СОДЕРЖАНИЕ

Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.

Казалось бы такие простые понятия и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: Мама ест каша или Папа читает газета. Ребенок уточнит почему маму ест каша? Или почему газета читает папу? Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно какое окончание у слова.

kak-obyasnit-padezhi.png

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос кто? или что?. Обычно к этому слову есть действие. Например, Мама ест. Мама это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный родил, родитель. И вопрос можно поставить такой нет кого? чего? Сейчас пока нет но родим, и будет. Родительный падеж.

Например, Сегодня у нас будет репетиция оркестра. Слово оркестр здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова Репетиция мы можем задать к этому слову вопрос чего?

Следующий падеж Дательный. От слова Давать. От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос дать кому? дать чему? (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: Ребенку надо объяснить падежи. Здесь слово ребенку находится в дательном падеже кому?. Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении Туман.

Падеж Винительный самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос кого? или что?. Однако есть важная деталь окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

Курица снесла яйцо яйцо не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос что? Значит, слово яйцо стоит в винительном падеже.

Мама ест кашу что? кашу винительный падеж. Это слово имеет окончание у, отличное от окончания этого слова в именительном падеже а.

Мама положила ложку каши а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос чего. Ложку чего? каши.

Мама увидела девочку слово девочка стоит в винительном падеже. Винить кого? девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос нет кого? характерный для родительного падежа, то и окончание слова девочка поменялось бы на девочки.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа винить. Поэтому вспомогательный вопрос винить кого? винить что?. В родительном падеже вспомогательный вопрос Нет кого? нет чего?.

Соответственно, вот слово мышь в винительном и в родительном падежах:

мыши родительный падеж (нет кого? мыши)

мышь винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово яблоко в винительном и в родительном падежах:

яблока родительный падеж (нет чего? яблока)

яблоко винительный падеж (винить что? яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий сделано кем? сделано чем?. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа сотворено кем? сотворено чем?

Примеры:

Слово мама в творительном падеже мамой. Отвечает на вопрос сделано кем? мамой.

Слово собака в творительном падеже собакой. Можно задать вопрос сделано кем? собакой.

Слово груша в творительном падеже грушей. Можно задать вопрос сделано чем? грушей.

И самый последний падеж Предложный. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения предложения станет понятным. То есть предложный предлагать и договариваться о ком? о чем?

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах (договариваться о чем? о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. слово папе в предложном падеже: о ком? о папе.

padezhi.png

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название предложный Например, если мы скажем Маша рассказала сказку папе то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем Маша рассказала сказку о папе то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? мышь именительный падеж

кого? мыши родительный падеж

кому? мыши дательный падеж

кого? мышь винительный падеж

кем? мышью творительный падеж

о ком? о мыши предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В Винили

Т Творили

П Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный кто? что?

Родительный нет кого? нет чего?

Дательный дать кому? дать чему?

Винительный винить кого? винить что?

Творительный сделано кем? сделано чем?

Предложный о ком? о чем? перед существительным есть предлог.

Падежи

Т. Рик

Именительный падеж Я Именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы КТО? и ЧТО? Ни с кем не спутает никто.

pageji.jpg

Порядок падежей. На каждую начальную букву начинается свой падеж. И — именительный; ; Р — родительный;Д — дательный;В — винительный; Т — творительный; П — предложный.

  • Иван родил девчонку велел тащить пеленку.
  • Иван родил девчонку Верочку — толстенькую, пузатую.
  • И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого.
  • Иван Родионович, дайте вашу трубку покурить.
  • Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
  • Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
  • Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
  • Имя родители дали: Винни топтыжку прозвали.
  • Имя Родители Дали Винительным Творцом Предложили.
  • Иван, Родной, Дай Водицы Тетя Просит.
  • Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать.
  • Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

Именительный

Поворот судьбы такой изумительный: Изучаем мы падеж именительный. На суку висит (что?) ватрушка! На заборе спит (кто?) старушка! С неба к нам летит (что?) игрушка! Соловьем свистит (кто?) подружка! На сосне сопит (кто?) хрюшка! Рассказала все (кто?) врушка! Сочинила мир такой изумительный! Что ж, запомним мы падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ!

Родительный падеж

Я из дома убежал, Я до вечера гулял, С дерева в сугроб нырял, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать? Я на это наплевал! Вот стою я у доски И вздыхаю от тоски. Но родительный падеж Не забуду, хоть зарежь.

Дательный падеж

Если б я названия Падежам давал, Я б тогда дарительным ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!

А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу.

А еще КОМУ? ЧЕМУ? Птенчику, коню, сому, Кошке, зайцу, бегемоту, Крокодилу и слону!

К паровозу тороплюсь, По земле лечу, несусь! Всем подарки развезу я И тогда домой вернусь!

Винительный падеж

«Если хочешь много знать, Поскорей учись читать!» Чтоб ВИНИТЕЛЬНЫЙ запомнить, Научилась я… летать!

Как взлечу под потолок Да махну через порог, Вылетаю за окошко, Курс держу я на лужок.

Ненавижу обвинять, Буду все перечислять. ЧТО увижу и КОГО Назову до одного!

Вижу реку, вижу сад Называю все подряд! Вижу вишню, вижу сливу. До чего вокруг красиво!

Строят клуб невдалеке, Красят лодку на песке… Хватит, в школу возвращаюсь, В класс влетаю налегке.

Творительный падеж

Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже ТВОРИТЕЛЬНОМ.

Что там долго говорить. Вот решился я… творить! Карандаш, бумагу взял И пейзаж нарисовал.

Я художник, я творец! Ух, какой я молодец!

Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

Я творю карандашом На листе своем большом. Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну.

Мой герой идет войной, Хочет править он страной, Поразить врагов стрелой, С башни их полить смолой.

Стоп! Подумай головой, Для чего идти войной! Лучше миром кончить дело! Я альбом закрою свой.

Предложный падеж

На уроке я скучаю. Что ж, я лучше помечтаю. Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о короне: Буду в ней сидеть на троне. Я мечтаю о слоне, Чтоб кататься при луне.

Я мечтаю о сережках, Я мечтаю о сапожках. Вечерами в полумгле Я мечтаю об орле:

Буду с ним летать на воле. Буду я учиться в школе… Ой, мечтаю я уже … О ПРЕДЛОЖНОМ падеже!

Винительный падеж

Я Винительный падеж, Обвиняю всюду всех. Нету никаких надежд, Что не допущу огрех. Слово вижу подставляй И меня определяй.

Именительный

Кто? Что?

Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:

Это кто? Вася.

Это что? Стол.

Родительный

Кого? Чего?

Прицепимся к названию падежа и спросим так:

Вы родители кого? Лены.

Вы родители чего? Балкона.

Еще одно вспомогательное слово нет.

Нет кого? Рабочего.

Нет чего? Топора.

Дательный

Кому? Чему?

Опять же цепляем название.

Дать кому? Кошке.

Дать чему? Маслу.

Винительный

Кого? Что?

Обвиняю кого? Учителя.

Обвиняю что? Дом.

Или со словечком вижу.

Вижу кого? Синицу.

Вижу что? Березу.

Творительный

Кем? Чем?

Сотворён кем? Человеком.

Сотворен чем? Рукой.

Еще одно вспомогательное словечко доволен.

Доволен Кем? Сыном.

Доволен Чем? Оценкой.

Предложный

О ком? О чем?

В данном случае подсказка скрыта в названии падежа. В вопросе должен присутствоватьпредлог. И это предлог о. Можно добавить слово говорить. Попробуем:

Говорить о ком? О носороге.

Говорить о чем? О работе.

Используя полученные знания, Давайте попробуем проскланять какое-нибудь слово. Пусть это будет слово школа.

kola_751x338.jpg

А теперь займемся»пением».

penie_751x338.jpg

Ну и напоследок, поработаем с бурундуком.

burunduk_751x338.jpg

Вот и вся запоминалка! Надеюсь она поможет вам справиться с маленькой частью великого и могучего.

Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.

А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)

Советую вам посетить еще и вот эту статью. Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?

Еще один хороший совет подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новых запоминалок.

Ваша, ШколаЛа!

popishis-min.jpg

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 50, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 74, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 175, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 44, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 63, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 80, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 11, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 165, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 167, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 173, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 213, Полякова, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 206, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 138, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 153, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 158, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 19, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 174, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 2, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 5, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

5 класс

Упражнение 95, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 100, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 101, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 105, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 110, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 121, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 180, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 305, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 148, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

6 класс

Упражнение 247, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 266, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 267, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 619, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 130, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 331, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 342, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 348, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 127, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 444, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 445, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Источники:

  • https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/
  • https://materinstvo.ru/art/20769
  • https://shkolala.ru/uchat-v-shkole/russkiy-yazyik/kak-zapomnit-padezhi/
  • https://budu5.com/manual/chapter/8
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/04/10/urok-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse-po-teme-padezh-imen

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит