Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

СОДЕРЖАНИЕ

Определение и разбор слова

Дети это одушевленное существительное среднего рода, которое употребляется в значении мальчики и девочки в раннем возрасте.

Деление слова на слоги и варианты переноса

Разобьём слово де́ти на слоги:

де-ти

Слово состоит из 2-х слогов. Ударение падает на букву е первого слога.

Варианты переноса:

  • дети

Транскрипция слова дети

[дэти]

Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова дети

Теперь охарактеризуем каждый звук:

д [д] согласный, парный звонкий, парный мягкийе [э] гласный, ударныйт [т] согласный, парный глухой, парный мягкийи [и] гласный, безударный

Количество букв и звуков:

  • 4 буквы и 4 звука

Случаи несоответствия звука букве:

  • Буква е обозначает звук [э].

Основные понятия: фонетика, буква, звук

К фонетике относят область науки о языке, занимающейся изучением звуков речи.

Буквы являются их графической интерпретацией. Благодаря этим символам звуковая информация перекладывается на бумагу при письме.

Люди издают около сотни разных звуков, но при общении друг с другом используют только около половины из них. А при письме звуки обозначают всего 33 графическими символами (буквы и знаки), из которых 10 (а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е) гласных и 21 согласная, твёрдый и мягкий знак. Располагаясь в определенной последовательности, они образуют русский алфавит. У каждой буквы есть своё имя.

Не всегда количество написанных графических символов соответствует числу звуков. В ряде слов не все звуки нами произносятся, хотя при написании обозначаются графически. Также звук может звучать по-иному, отличаясь от написанного буквенного символа.

Таким образом, звуки то, что воспринимается ухом и образуется при произношении, а буквенные знаки символы, видимые глазу и отображаемые при создании текстовой информации. Во время чтения книги вслух взор направлен на слова, построенные из букв, а голос создаёт поток звуков.

Звуки также подразделяются на гласные и согласные.

Фонетика гласных

Несмотря на то, что гласных букв десять, звуков же всего шесть: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. При их произношении воздух, который выдыхается, беспрепятственно покидает ротовую полость. Голосовые связки создают вибрацию, воспринимаемую человеческим ухом как голосовой звук. Он обладает певучестью.

Слова состоят из слогов, в каждом из которых присутствует гласная. Число гласных и слогов в слове одинаково.

Совет! Первокласснику легко будет подсчитывать слоги в слове, если во время отчётливого произношения удерживать выпрямленную ладонь под подбородком. Поток гласных заставит подбородок биться о ладонь. Подсчитав удары, можно определить, какое число словарных слогов получилось.

Гласные звуки в русском языке

Фонетика согласных

Воздух, который выдыхается из ротовой полости при проговаривании согласных звуков, встречает на своём пути преграды. Этими барьерами могут быть язык, губы или зубы. Именно они определяют разнообразие звучания.

Согласные звуки подразделяют на твердые и мягкие, звонкие, глухие. Всего их 36.

Выделяют парные согласные по твёрдости и мягкости, например, [п] [п], а также непарные твёрдые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ш], [й], [ч]).

Многие фонетические единицы образуют пары и по звонкости-глухости ([з] [с], [з] [с]). Также есть непарные звонкие (сонорные) звуки, образованные при помощи голоса и шума, например [й] и непарные глухие, например, [ч].

Совет! Приём поможет малышу понять принадлежность звука: ребёнку предлагается закрыть уши ладонями и проговорить непонятный для него звук. Если во время проговаривания ему послышался голос, то звук относится к звонким. Если шум к глухим.

Видео Фонетическая транскрипция

Правила фонетического разбора

Ниже приведены основные правила, которые необходимо запомнить детям:

  • звуки [е], [ё], [ю], [я] как фонетические единицы не образуются;
  • согласный становится твёрдым, когда располагается перед а, о, у, ы, э;
  • согласный становится мягким, если он находится перед я, ё, ю, и, е. Важно! В некоторых иностранных словах согласный, предшествующий е, продолжает быть твёрдым;
  • гласные я, ю, е, ё, стоящие перед согласными звучат так: я [а], ю [у], е [э], ё [о];
  • если гласные я, е, э, о находятся в безударном положении и следуют за согласными, то они имеют следующее звучание: я [э] или [и], е [и], э [э] или [и], о [а];
  • ё, я, ю, е, стоящие за гласными, после ь, ъ, в начале слова дают два звука: я [йа], ю [йу], е [йэ], ё [йо] (ударные) и я [йи], е [йи] (безударные);
  • и, следующая за ь, звучит удвоенно [йи];
  • и, стоящую в слове сразу за ж, ш, ц, произносят как [ы];
  • мягкость согласного обозначают с помощью символа [], например [л];
  • тянущиеся звуки дополняют двоеточием;
  • й, ч, щ всегда мягкие;
  • ж, ц, ш всегда твёрдые;
  • й всегда звучит мягко и звонко;
  • л, м, н, р, й всегда значатся звонкими звуками;
  • х, ц, ч, щ всегда значатся глухими звуками;
  • если парным согласным заканчивается слово, а до него стоит глухая, то транскрипция букв следующая: б [п], д [т], г [к], з [с], в [ф];
  • непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях фонетических единиц не образуют;
  • удвоенные согласные, следующие за гласной под ударением, обозначают тянущимся звуком;
  • удвоенные согласные, стоящие перед гласной под ударением, обозначают одинарный звук;
  • ъ и ь фонетических единиц не образуют;
  • ь, стоящий после согласной, даёт мягкость;
  • ъ, стоящий после согласной, даёт твёрдость.

Звуко-фонетический разбор слова

Ниже приведена схема фонетического разбора слова:

  1. понятие прописывается в тетради;
  2. показывается на какую букву приходится ударение;
  3. обозначается число слогов;
  4. разбираемое понятие прописывается по вертикали;
  5. около всех буквенных знаков прописать в [ ] их звуковую интерпретацию;
  6. всем звуковым обозначениям даётся характеристика:
  7. для гласного (находится в ударном положении или безударном),
  8. для согласного (глухость, звонкость, твёрдость, мягкость, парность);
  9. под чертой обозначается число буквенных и звуковых символов.

Пример фонетического разбора слова

туча слово состоит из двух слогов: ту-ча.

т [т] согл., парн. глухой, парн. твёрд. у [у] гласн., ударн. ч [ч] согл., непарн. глухой, непарн. мягк. а [а] гласн., безударн.

В слове четыре буквы, четыре звука.

Итак, фонетический разбор слова представляет собой анализ слоговой и звуковой структуры слова.

Читайте так же

Гласные звуки в русском языке

Чем отличается звук от буквы

Обоснование темы

После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения из слов, а слова из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

Понятие фонетического разбора

Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела Фонетика.

Теоретические рекомендации

Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак тире, после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

Пример первый

Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва-ло. Транскрибируем: [пакрывала]. Анализируем:

  • п [п] это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
  • о [а] это гласный звук, безударный;
  • к [к] звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
  • р [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
  • ы [ы] это гласный, в данной позиции безударный;
  • в [в] звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
  • а — [а] гласный звук, в ударной позиции;
  • л [л] это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
  • о [а] согласный, безударный.

Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

Пример второй

Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:

  • д [д] согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
  • р [р] согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
  • у [у] гласный, безударный;
  • з [з’] согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
  • ь звука не обозначает;
  • я [й’] полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
  • [а] гласный, ударный.

В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

Пример третий

Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изык]. Разберите фонетически:

  • я [й’] полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
  • [а] этот звук гласный и безударный;
  • з [з] согл., звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
  • ы [ы] гласный, ударный;
  • к [к] согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

Пример четвёртый

Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’элка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

  • б [б’] согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
  • е [э] гласный, ударный;
  • л [л] согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
  • к [к] согл., глух., парный, [г], твёрдый;
  • а [а] гласный, безударный.

В данном слове одинаковое количество букв и звуков по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

Пример пятый

Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэл’]. Теперь произведем анализ:

  • е [й’] полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
  • [э] гласный, ударный;
  • л [л] согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
  • ь звука не обозначает.

Таким образом, в слове ель 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

Делаем выводы

Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : Мы не увидели подругу. В неё и входят все сонорные.

Особые случаи разбора

Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа лошадей будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’эй’], дождь — [дощ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [праз’н’ик]; дрож-жи, [дрожы]. Над ж следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

О роли транскрипции

Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].

К вопросу о слогоделении

Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

Гласные звуки

В алфавите русского языка 10 гласных букв:

А О У Ы Э указывают на твёрдость согласного звука

Я Ё Ю И Еуказывают на мягкость согласного звука

Но гласных звуков только 6:

[а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Звуков [е], [ё], [ю], [я] в русском языке не существует.

Йотированные гласные это гласные, которые дают 2 звука, один из которых Й.

Гласные Е, Ё, Ю, Я в некоторых случаях обозначают два звука: гласный + й. Называются такие звуки йотированными.

Но!

Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука, только если стоят:

  • в начале слова (яма, ёж, юбка, ель)
  • после гласной (новая, знаю)
  • после ь, ъ (вьюга, подъезд)

Также йотированным может быть звук И, если он стоит после Ь (соловьи, ручьи, муравьи).

foneticheskiy-analiz-slova-4.png

Согласные звуки

В русском языке 21 согласная буква. А согласных звуков 36. Как это возможно? Давайте разбираться.

Среди согласных звуков 6 пар по звонкости глухости:

[Б] [В] [Г] [Д][Ж][З] парные звонкие согласные звуки

[П] [Ф] [К] [Т] [Ш][С] парные глухие согласные звуки

Парные звуки обозначаются разными буквами, но читаться как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

Есть в русском языке непарные согласные звуки:

[Л] [М] [Н] [Р][Й]непарные звонкие согласные звуки

[Х] [Ц] [Ч] [Щ]непарные глухие согласные звуки

Также необходимо знать:

[Ж] [Ш] [Ц]всегда твёрдые звуки

[Ч] [Щ] [Й] всегда мягкие звуки

Ъ, Ь звука не дают. Они только указывают на твёрдость(Ъ) или мягкость (Ь) согласного звука, стоящего перед ним.

Памятка фонетического разбора

foneticheskiy-analiz-slova-2-300x238.png

Запомните также следующие правила:

  1. После согласных Ж, Ш, Ц слышим звук [ы]: жираф [жыраф];
  2. Удвоенные согласные звуки обозначаются одним звуком;
  3. Все слова в транскрипции пишутся с маленькой буквы;
  4. Непроизносимая согласная не пишется;
  5. Звонкие парные согласные заменяются своей глухой парой в слабой позиции: подружка [падрушка], сапог [сапок];
  6. Звуки [о], [э] только под ударением.

Что такое транскрипция в русском языке?

Фонетическая транскрипция это графическая запись звучания слова. Это то, что мы записываем в квадратных скобках. Она используется в фонетическом разборе слова. Бывают задания на проведение полного фонетического или звуко-буквенного разбора. А иногда, как более продвинутый вариант, требуется сразу записать транскрипцию слов.

Например:

Примеры звуко-буквенного разбора

Бага́ж [бага́ш] 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

б[б] согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а[а] гласный, безударный;

г[г] согласный, парный, звонкий, твёрдый;

а[а] гласный, ударный;

ж[ш] согласный, парный, глухой, твёрдый.

Рожь [рош] 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

р [р] согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] гласный, ударный;

ж [ш] согласный, парный, глухой, твёрдый;

ь [-]

Я [йа] 1 слог, 1 буква, 2 звука.

я [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[а] гласный, ударный.

Её [йи йо] 2 слога, 2 буквы, 4 звука.

е [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[и] гласный, безударный;

ё [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[о] гласный, ударный.

Ель [йэл] 1 слог, 3 буквы, 3 звука.

е [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[э] гласный, ударный;

л [л] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Ёжик [йо́жык] 1 слог, 4 буквы, 5 звуков.

ё [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[о] гласный, ударный;

ж [ж] согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] гласный, безударный;

к [к] согласный, парный, глухой, твёрдый.

Ночь [ноч] 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

н [н] согласный, непарный, звонкий, твёрдый;

о [о] гласный, ударный;

ч [ч] согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]

Обед [абэт] 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

о [а] гласный, безударный;

б [б] согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [э] гласный, ударный;

д [т] согласный, парный, глухой, твёрдый.

Кольцо [калцо] 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

к [к] согласный, парный, глухой, твёрдый;

о [а] гласный, безударный;

л [л] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

ц [ц] согласный, непарный, глухой, твёрдый;

о [о] гласный, ударный.

Чайка [чайка] 2 слога, 5 букв, 5 звуков.

ч [ч] согласный, непарный, глухой, мягкий;

а [а] гласный, ударный;

й [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

к [к] согласный, парный, глухой, твёрдый;

а [а] гласный, безударный.

Беречь [бирэч] 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

б [б] согласный, парный, звонкий, мягкий;

е [и] гласный, безударный;

р [р] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

е [э] гласный, ударный;

ч [ч] согласный, непарный, глухой, мягкий;

ь [-]

Июнь [ийун] 2 слога, 4 буквы, 4 звука.

и [и] гласный, безударный;

ю [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[у] гласный, ударный;

н [н] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Маяк [майак] 2 слога, 4 буквы, 5 звуков.

м [м] согласный, непарный, звонкий, твердый;

а [а] гласный, безударный;

я [й] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

[а] гласный, ударный;

к [к] согласный, парный, глухой, твёрдый.

Осень [осин] 2 слога, 5 букв, 4 звука.

о [о] гласный, ударный;

с [с] согласный, парный, глухой, мягкий;

е [и] гласный, безударный;

н [н] согласный, непарный, звонкий, мягкий;

ь [-]

Жить [жыт] 1 слог, 4 буквы, 3 звука.

ж [ж] согласный,парный, звонкий, твёрдый;

и [ы] гласный, ударный;

т [т] согласный, парный, глухой, мягкий;

ь [-]

Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово. Для этого нужно много знать, понимать и помнить. Надеюсь, что статья помогла разобраться в том, как делать фонетический анализ слов.

Вам могут пригодиться карточки по русскому языку в каждую из которых включено задание на звуко-буквенный разбор слова.

Карточки по русскому языку

В качестве игрового материала предлагаю скачать игру, способствующую автоматизации навыков чтения и письма, развивающая звукопроизношение и звуковосприятие. Также игра способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, памяти и внимания.Игра будет интересна и полезна и дошкольникам, и младшим школьникам.

foneticheskiy-analiz-slova-1.jpg

Скачать игру

Смотрите также: Разбор слова по составу

С уважением, Ольга Наумова

Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!

httpnaymenok.rutovar.png

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Звуковой анализ слова давайте разберемся

Наша речь делится на устную и письменную. Учеными установлено, что устная речь появилась раньше письменной. Люди общались с помощью звуков. Однако пришло осознание ведения письменного выражения информации. Так появилась письменная речь.

Однако мы уделим внимание в этой статье именно устной передаче информации. Изучением данного раздела занимается непростая наука фонетика. Она занимается изучением звуков речи, их образованием, характеристиками. Также эта наука изучает ударение в слове, деление слов на фонетические слоги.

Для начала выясним, что такое звуковой анализ слова. Звуковой анализ слова это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий твердый, звонкий глухой, гласный согласный).

slovo.jpg

Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

Более подробно особенности звукового анализа рассматривает пособие для педагогов и родителей Учим звуки. Звуковой анализ слов. Рабочая тетрадь для детей 56 лет. УМК Обучение чтению дошкольников. ФГОС ДО.

А также обратите внимание на очень хорошие современные пособия:

  • Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет).
  • Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв.

Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

pomidor.jpg

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;
  • выявление наличия в слове конкретного звука;
  • определение места звука в слове;
  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);
  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;
  • синий цвет используется для твердых согласных;
  • зеленый цвет для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Чтобы занятия проходили более интересно, вы можете использовать рабочую тетрадь Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников, а также внимательно изучить пособие Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи.

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.

bukvy.jpg

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].Гласных букв десять: а у о и э ы я ю е ё.Шесть гласных букв о и а у э ы соответствуют звукам.Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы я ю е ё йотированные, то есть обозначают два звука: (я [йа], ю [йу], е [йэ], ё [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после ъ и ь уже звучат как два звука.

Согласные звуки характеристика

Согласные звуки фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы а у о э ы) и мягкими (если после них стоят гласные буквы и е ё ю я).

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

Начало обучения грамоте и знакомству малыша с особенностями звукового произношения в русском языке очень важный момент. Поэтому необходимо всегда начинать этот процесс обдуманно, акцентируя внимание на подготовленность ребенка, как психологическую, так и возрастную. Пусть этот непростой путь обучения малышей грамоте принесет детям позитивный настрой, чтобы в 1 класс они пошли с радостным ожиданием познания нового. Родителям и педагогам между тем порекомендовала бы книгу Gakken. 4+ Дополнительные занятия, которые способствуют всестороннему развитию ребенка.

Надеюсь, что материал бы вам полезен. Не забудьте поставить класс и поделиться с друзьями!

Screenshot_9.png

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Источники:

  • https://russkiypro.ru/foneticheskiy-razbor-deti/
  • http://razvitiedetei.info/razvitie-shkolnika/foneticheskij-razbor-slova.html
  • https://FB.ru/article/141406/razbor-slova-po-zvukam-shemyi-i-primeryi
  • http://naymenok.ru/foneticheskiy-analiz-slova/
  • https://metodbv.ru/zvukovoj-analiz-slova-vazhnyj-moment-pri-obuchenii-chteniyu/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит