Зачем меняется глагол
При объяснении ребенку материала о вспомогательном глаголе распространенной ошибкой начинающих учителей и репетиторов является умалчивание информации о том, зачем, собственно, этот глагол нужен и чему он помогает. Понимание того, что такое вспомогательный глагол, невозможно без представления об изменении глагола.
Ребенок без особых усилий поймет, что такое изменение глагола, если, как и во многих других случаях, спровоцировать его на наблюдение за родным языком. Перед этим можно поговорить с ребенком о том, что такое глагол. Я обычно не даю объяснений, а просто привожу много примеров в разных формах.
Итак, при объяснении того, что такое изменение глагола, возможен, например, такой диалог:
Давай я тебе сейчас скажу одно слово (один глагол), а ты постараешься понять, про кого я говорю: про тебя или про Кешу (Никиту, Тузика, Мурку).
(Хорошо.)
Прыгает.
Про Кешу.
Правильно. А теперь скажи, про кого я говорю, про одну собаку или про трех собак. Прыгают.
Про трех.
Правильно. А как сказать про одну?
Прыгает.
Правильно. А можно ли сказать Они прыгает?
(Нет, надо Они прыгают).
Правильно. Видишь, каждый раз слово меняется. Когда мы говорим, мы меняем окончание (хвост) слова. Если будет неправильный хвост (окончание), мы будем говорить неправильно и непонятно.
(Да.)
У русских слов очень много хвостов. Я прыгаЮ, ты прыгаЕШЬ, он прыгаЕТ, мы прыгаЕМ, вы прагаЕТЕ, они прыгаЮТ. Очень много хвостов. А в английском все намного проще.
(Как?)
Теперь наша задача объяснить ребенку, что у английского глагола в третьем лице единственного числа появляется окончание -s. Будет лучше, если к этому занятию ребенок уже будет знать один или несколько английских глаголов.
У английских слов (глаголов) всего один хвост, и он появляется только в одном случае когда мы показываем на кого-то одного. И хвост очень короткий s. Вот, например, слово jump. Если ты будешь говорить про себя, у слова не будет хвоста (окончания). Скажи: I
jump.
Правильно. I jump. (I like. I run. I read) И когда ты будешь говорить, например, про нескольких собак, у слова jump тоже не будет хвоста. Скажи: Dogs
jump.
Правильно. Dogs jump А вот когда ты будешь говорить про кого-то одного, не себя и не меня (более ясному определению третьего лица очень хорошо помогает указательный жест: отведите руку в сторону и покажите на воображаемого третьего), например, на одну собаку, у слова jump появляется хвостик -s. Скажи: A dog
jumps.
Правильно. A dog jumps. Вот и все. Этот хвостик появляется, только если мы говорим, что что-то делает кто-то один, на кого мы показываем.
Можно нарисовать палец, наклоненный в сторону, над пальцем написать цифру один и окончание -s.
Сразу же отработать до автоматизма употребление окончания невозможно, так как запас слов пока очень мал. Ошибка будет довольно долго преследовать ребенка, правда, не особо мешая ему. Эта ошибка из разряда ошибок-оговорок. Если ребенок понимает ее суть, то никакого вреда для дальнейшего изучения языка она не принесет. Главное, чтобы малыш четко понимал принцип употребления этого окончания.
Для первичной отработки этого навыка можно поиграть в игру, похожую на игру в съедобное-несъедобное. Вы говорите ребенку существительные и местоимения, а он молчит, когда не требуется окончание s у глагола, и говорит s, когда требуется:
Динозавр.
-s.
Малыши.
Чтобы избежать путаницы с омонимичными окончаниями «-s» у существительного множественного числа и у глагола единственного числа, можно сразу же обратить на эту омонимию внимание ребенка. Я обычно пользуюсь формулой следующим объяснением.
Одно под другим записываются два предложения:
A dog runs.
Dogs run.
Окончание s оказывается сначала перед глаголом, а потом после глагола:
Видишь, если мы показываем на кого-то одного, то мы не можем говорить dogs. У глагола в предложении нет носа -s, но тогда обязательно должен быть хвост. А если мы показываем на многих, то мы должны говорить dogs, у глагола в предложении сразу появляется нос -s, но тогда мы не можем к нему прибавить хвост.
Английский глагол не собачка, у него есть либо нос, либо хвост. Но хвост или нос обязательно есть.
Эта формулировка помогает в дальнейшем обращать внимание на ошибку, если таковая возникает, не исправляя ее. Ребенок сам может анализировать, что в сконструированном им предложении не так.
После этого объяснения можно тоже поиграть: вы можете говорить предложения из подлежащего и сказуемого, а ребенок определять, хвост или нос здесь нужен:
Белка скачет.
Хвост.
Ее детишки пищат.
Нос.
На первый взгляд, это упражнение не очень развивает навыки говорения, однако оно помогает прокачать грамматическую структуру, учит ребенка мыслить теоретически и понимать суть грамматического закона.
Кому помогает вспомогательный глагол
Если ребенок более или менее разобрался с тем, как изменяется английский глагол в настоящем времени и зачем ему (глаголу) это нужно, можно переходить к объяснению того, что такое вспомогательный глагол. Вспомните с ним, как образуется английский общий вопрос и спросите его, как он считает, как нужно переделать в вопрос предложение A dog runs. Если малыш вник в логику английского вопроса на специально посвященных этому занятиях, он попытается поменять местами подлежащее и сказуемое. Это очень хорошо, значит, в вашем объяснении того, что такое вспомогательный глагол, будет больше понятного ребенку. Обязательно похвалите его, скажите, что он все правильно понимает, но в английском языке есть одна небольшая (и очень интересная) хитрость.
Обычно я достаю шахматы и объясняю роль вспомогательного глагола при помощи нескольких фигур. Получается что-то вроде лингвистическо-шахматной сказки, которую я рассказываю, кстати, и взрослым тоже. Возьмите белого короля и белого ферзя и, если ребенок этого не знал, скажите, что это две самые главные фигуры. Произнесите понятное ребенку английское предложение из подлежащего и сказуемого (A dog barks) и попросите его представить, что король это слово dog, а королева — слово bark. Живут они вместе очень даже хорошо, и королева всячески угождает королю: меняется, если надо: bark-barks.
Но вот нужно задавать вопрос. И вроде как, королеве нужно не только меняться, но еще и переходить со своего места в начало предложения (поскользите фигуркой ферзя по доске и покажите, куда бы нужно было попасть глаголу, если бы он сам менялся с существительным местами). Но здесь уж королева сказала:
Нет уж, хватит. Меняться там, менять окончание это еще куда ни шло. А вот переходить с места на место это уж увольте.
А переходить-то с места на место все равно надо. Так уж устроен английский язык. И тогда на помощь белой королеве приходит черная:
Ладно, говорит. Сиди уж, когда надо задать вопрос, без забот и без хлопот и ни о чем не думай. Я сама все сделаю.
А что, говорит белая королева. И окончания никакие не надо менять?
Нет, не надо. Уж если меня для вопроса вызываешь, то я все сама и сделаю.
Ага, говорит белая королева. А я тогда буду преспокойненько сидеть на своем месте. И будет нас в вопросе целых две: сначала черная королева, потом король, а потом я.
Здесь уже можно объяснить, что черная королева это слово do. И так как королева эта обещала не только вставать в начале предложения, но и меняться, значит, это слово тоже меняется, и тоже с помощью хвостика -s: do does.
Прокомментируйте для ребенка изменение одного из предложений с помощью этих образов: записывайте предложения в тетрадку, а во время комментариев показывайте шахматные фигуры и двигайте ими. Покажите, когда белая королева сидит на своем месте и справляется сама, а когда ей на помощь приходит черная королева.
Упражнения
Когда вы будете переходить к упражнениям, не убирайте шахматную доску. Даже взрослым легче осваивать это раздвоение глагола, теребя фигурки и расставляя их по местам.
- Первым упражнением может быть задание на понимание структуры. Говорите ребенку английские предложения, чередуя вопросы и утвердительные предложения, и просите его фигурками показать их структуру. Для достижения прозрачности понимания предложения должны быть только из подлежащего и сказуемого. У ребенка будет только два варианта построения фигур: черный ферзь белый король белый ферзь, когда вы задаете вопрос, и белый король белый ферзь, когда вы говорите утвердительное предложение.
После уяснения структуры предложений можно двигаться в сторону умения выбирать нужный вспомогательный глагол. Уточните для ребенка, что глагол do меняется по таким же правилам, что и все остальные глаголы. Напомните ему, что окончание -s у глагола появляется тогда, когда мы говорим, что что-то делает кто-то один, на кого мы показываем.
- Упражнение заключается в том, что вы задаете вопросы на русском языке, а ребенок переводит первое слово, то есть выбирает между do и does.
Коровы летают?
Do
Мармелад растет на деревьях?
Does
- То же упражнение, но с местоимениями. Ребенок переводит первые два слова.
Мы живем на Земле?
Do we
Он учится в школе?
Does he
- То же упражнение, но вы не произносите местоимений. Задача ребенка подобрать и вспомогательный глагол, и местоимение.
Максим ходит на теннис?
Does he
Новые вершины и горизонты
Теперь, когда ребенок знаком и с глаголом-связкой, и со вспомогательным глаголом (не важно, насколько точно и быстро он умеет выбирать нужную форму того или другого), у вас есть возможность сформировать бесценный навык распознавания предложений, в которых нужен глагол-связка, и в которых он не нужен, так как есть смысловой глагол.
Дело в том, что изучающие английский язык любого возраста часто попадают в одну и ту же ловушку и раз от раза делают ошибки, корень которых в том, что не различаются предложения со смысловым глаголом и с глаголом-связкой: He is walk , Does she a teacher? И тому, кто делает подобные ошибки, обычно бывает очень обидно услышать о том, что он ошибся, ведь он так тщательно выбирал форму глагола: He is; she does! Но в том-то и дело, что сначала нужно выбрать глагол, а уже потом его форму. Ошибка делается на самом первом этапе когда нужно выбирать между формой смыслового глагола и формой глагола-связки. Точнее, этот выбор просто игнорируется. Обучающийся просто не акцентирует внимание на этом выборе и сразу переходит к поиску формы, часто не отдавая себе отчет, что is и does это два разных глагола.
Разумеется, свою долю путаницы вносят формы Continuous, образующиеся с помощью глагола to be, однако, как показывает практика, основная причина в том, что на самых ранних этапах обучения, при знакомстве с формами глагола, навык выбора между двумя конструкциями со смысловым глаголом и с глаголом-связкой просто не формировался. На нем не акцентировали внимания.
Именно этому навыку и пора обучать малыша, как только вы познакомили его с глаголом-связкой и вспомогательным глаголом.
Итак, давайте представим себе, как происходит выбор формы глагола в том случае, разумеется, когда это не делается автоматически.
Например, нам нужно спросить по-английски: Ты любишь кофе? Для этого мы сначала решаем, содержит ли это предложение смысловой глагол, и уже потом, решив это, выбираем форму вспомогательного глагола. Эту процедуру иногда проделывают даже продолжающие изучать английский язык, когда сталкиваются с такими словами, как to be sure, to agree. Многие довольно долго запоминают, что sure нуждается в глаголе-связке, а agree нет. И как бы точно мы ни подбирали форму глагола, если мы не решим вопрос о том, форму какого, собственно, глагола, нужно искать, мы рискуем ошибаться и ошибаться.
Поэтому малыша нужно с самого начала научить делать этот выбор. И сделать это довольно просто, нужна только масса упражнений и ваше внимание к ошибкам ребенка.
Ребенок уже переводил первые слова вопросов: и когда вы изучали глагол-связку, и когда вы изучали вспомогательный глагол. Теперь ему нужно делать то же самое, но не просто подбирать форму глагола, а выбирать сам глагол. Другими словами, ему нужно выбрать сначала группу форм, из которых он будет выбирать, а потом уже выбирать саму форму.
В качестве первого упражнения можно выполнить такое, когда ребенку заведомо не нужно выбирать саму форму слова, но нужно выбрать только группу, например, выбирать только между is и does. Выберите героя для упражнения (маму, собаку, приятеля, игрушку, персонажа мультфильма или компьютерной игры), чтобы речь заведомо шла об одном и том же. Вам нужно задавать про этого персонажа вопросы, а ребенку переводить первое слово. Объясните ребенку его задачу, чтобы он не выполнял упражнения вслепую и не пытался сфокусироваться на выборе формы. Скажите ему, что вы будете или спрашивать, какой он или кто он, и тогда нужен глагол is, или спрашивать, делает ли он что-то, тогда нужен глагол does:
Максим часто кричит?
Does
Максим высокий?
Is
Если ребенок допускает ошибку, обязательно разберитесь, в чем она состоит, объясните ребенку, в чем он неправ. Не спешите получать беспроигрышные ответы, этот навык формируется плавно не только у малышей. Персонажей можно менять, причем менять так, чтобы менялись и глаголы.
Только после того, как вы убедитесь, что ребенок умеет распознавать предложения со смысловым глаголом и без (пусть и делает ошибки), можно переходить к такому упражнению, когда ребенку нужно не только выбрать глагол, но и его форму.
Я обычно рисую два круга, а в них записываю формы глагола. Лучше, если сами круги различаются графически или цветом. Затем я говорю предложения на русском, а ребенок показывает сначала круг, а потом форму. Он должен очень четко запомнить, что сначала выбирается круг, а затем в самом круге можно выбирать одно из слов.
Одно из обязательных для моих учеников упражнений чтение текста и показывание после каждого предложения, в каком круге оно находится. Выбор самой формы намеренно игнорируется, чтобы сформировать понимание того, что это дело второе. Этот текст можно составить самому или специально адаптировать любой уже написанный текст. Текст нужно разбить на простые предложения и убрать или переформулировать предложения типа У него есть, так как на английский язык они переводятся с помощью смыслового глагола.
Помощь в запоминании форм
Это и подобные упражнения на выбор глагола можно чередовать с упражнениями, которые помогут ребенку не только логически, но и автоматически подбирать форму слова.
Объясните ребенку, когда еще, кроме вопроса, появляется вспомогательный глагол, и поиграйте с ним в простейшую игру, когда в его задачи будет входить выбор из ответов Yes, I do! и No, I dont! Смысл этого упражнения будет состоять в том, что ребенок будет привыкать к созвучию I и do, доводя до автоматизма и самоочевидности выбор нужного глагола в других ситуациях и упражнениях.
Основной же принцип цикла упражнений на умение выбирать нужный глагол и его форму должен состоять в том, чтобы чередовать заходы изнутри и снаружи. Снаружи — то есть со стороны целой картины, когда ребенку нужно самому выбрать глагол. Изнутри — значит со стороны группы форм, когда внимание ребенка акцентируется только выборе одной формы из двух или одной формы из трех, или просто на повторении формы, как в случае с упражнением на Yes, I do! и No, I dont! Такое чередование нужно, чтобы и помочь ребенку понимать логику грамматики в целом, и чтобы помочь ему безболезненнее запомнить сами формы глаголов и автоматизировать их выбор на этапе, когда уже выбран глагол.
Учимся говорить по-английски
Что скрывается за понятием презент симпл?
Обозначение привычных действий, которые мы совершаем или наблюдаем изо дня в день. Например, что мы делаем в свой обычный день? Просыпаемся, чистим зубы, одеваемся, идем в школу, учим уроки, смотрим телевизор, играем, ложимся спать. Все эти поступки можно отнести к present simple, ведь они нам привычны и повторяются практически в одно и то же время.
Кстати, это время в английском языке обозначается определенными словами-обстоятельствами. Разучим их небольшой список:
- always всегда;
- often часто;
- every day, week, month каждый день, неделю, месяц;
- usually обычно;
- sometimes иногда;
- rarely редко;
- never никогда.
Эти обстоятельства часто встречаются в предложениях и по ним легко отличить present simple от остальных английских времен.
Для чего нам важно знать, что это точно present simple?
Для того, чтобы правильно рассказать о себе по-английски. Дело в том, что английский глагол обозначает не только действие, но и время. И если мы возьмем неверную форму глагола, наши английские друзья неправильно нас поймут. Например, вместо Он обычно просыпается в 8 часов, получится Он просыпаться 8 часов.
Какие формы у глагола в презент симпл?
Для рассказа о повседневных действиях нам понадобится знать всего две формы.
Если мы высказываемся, используя местоимения I, We, They, You, то нам достаточно просто взять глагол из словаря (отбросив дополнительную частичку to).
I speak Russian. | Я говорю по-русски. |
We get up early. | Мы просыпаемся рано. |
They live in Moscow. | Они живут в Москве. |
You study English. | Ты учишь английский. |
А вот если нам необходимо рассказать о нем (He) или ней (She), а также о неодушевленных предметах (It), то к уже знакомой нам форме глагола обязательно нужно добавить окончание s.
He usually draws cars. | Он обычно рисует машины. |
She goes to school. | Она ходит в школу. |
It looks like an apple. | Это похоже на яблоко. |
Постарайтесь хорошенько запомнить это правило и составить собственные примеры предложений в present simple.
Учимся спрашивать по-английски
Не сомневаемся, что вы легко сочинили свои предложения. А хотите научиться задавать вопросы на английском языке? Нет ничего проще!
Для этого нам надо познакомиться с одним очень важным словом do. Это специальный глагол, который поможет нам составить вопросы к своим или чужим предложениям. У этого волшебного слова также есть 2 формы: do и does. Догадались, с какими местоимениями употребляется do? А does? Верно! Они распределились точно такое же, как и в обычных предложениях.
I, We, They, You | He, She, It |
Do | Does |
Но одного слова для создания вопроса нам не хватит. Нужно также взять и глагол, который уже есть в нашем утвердительном предложении. И тут будьте внимательны: глагол всегда должен быть в простой форме, т.е. без дополнительного окончания s. Почему так? Правильно, потому что это окончание забирает себе глагол-помощник does.
Do you speak Russian? | Ты говоришь по-русски? |
Do you get up early? | Вы встаете рано? |
Do they live in Moscow? | Они живут в Москве? |
Do I study English? | Я учу английский? |
Does he draw cars? | Он рисует машины? |
Does she go to school? | Она ходит в школу? |
Does it look like an apple? | Это похоже на яблоко? |
Справились с новым правилом? Мы и не сомневались. Теперь давайте поговорим о тех действиях, которые мы не делаем.
Учимся отрицать по-английски
На вопрос не всегда можно ответить утвердительно.
Для того, чтобы рассказать о том, что не делается, необходимо добавить к уже знакомому нам волшебному do/does частичку not. И все предложение изменит свой смысл на прямо противоположный.
+ | |
I speak English. | I do not speak English. |
Я говорю по-английски. | Я не говорю по-английски. |
He writes poems. | He does not write poems. |
Он пишет стихи. | Он не пишет стихи. |
Эта частичка может полностью сливаться с глаголом do/does. В результате получаются сочетания dont и doesnt. Рассмотрим еще несколько примеров с отрицаниями.
We dont live in Moscow. | Мы не живем в Москве. |
She doesnt eat bananas. | Она не ест бананы. |
They dont sing this song. | Они не поют эту песню. |
It doesnt look like an apple. | Это не похоже на яблоко. |
You dont play basketball. | Ты не играешь в баскетбол. |
Вот мы и научились использовать презент симпл во всех видах предложений. Это была непростая работа, но нам удалось ее выполнить! А теперь давайте проверим свои умения и порешаем небольшие упражнения. Lets do some present simple exercises for children!
Present simple for kids exercises
Надеемся, что все правильно решили наши проверочные задачи на изученные правила по теме present simple tense for kids. А значит, мы успешно объяснили детям их первый грамматический аспект простое настоящее время.
Однако, даже хорошо воспринятая информация быстро забудется, если ее не использовать. Чаще разыгрывайте с ребенком небольшие сценки и диалоги, с употреблением предложений времени презент симпл, и вскоре ваш малыш заговорит на английском, как на родном.
Успехов в изучении языка и до новых встреч!
Present Simple: правила образования
Образование Present Simple заключается в использовании исключительно смыслового глагола. Никакой вспомогательный глагол в утвердительной форме для этого не нужен. Смысловой глагол практически соответствует своей простой словарной форме. Единственное различие заключается в том, что глагол в инфинитиве при образовании Present Simple теряет частицу to:
Глагол в инфинитиве | Глагол в простом настоящем времени |
to love (любить) | love |
to buy (купить) | buy |
to burn (гореть) | burn |
to pay (платить) | pay |
Получив образованный глагол, тем не менее, не стоит забывать о том, что он может меняться по числам. Так, к глаголам 3-го лица единственного числа присоединяется окончание s (es) . Формула образования с объяснениями:
I / we / you / they |
verb (глагол) |
it / he / she |
verb + s (es) |
Примеры предложений:
I want to buy a car. | Я хочу купить машину. |
You make me laugh. | Ты меня смешишь. |
They play computer games. | Они играют в компьютерные игры. |
She gets up early in the morning. | Она встает рано утром. |
He closes his eyes. | Он закрывает глаза. |
Mike deserves a better life. | Майк заслуживает лучшей жизни. |
We use different materials. | Мы используем разные материалы. |
Во избежание трудностей с присоединением окончания рассмотрим ряд правил:
- Если на конце глаголов стоят ch, tch, s, ss , sh, x, z, к ним присоединяется окончание es:
I touch.
(Я касаюсь.) |
She touches.
(Она касается.) |
I watch.
(Я смотрю.) |
He watches.
(Он смотрит.) |
I witness.
(Я даю показания.) |
She witnesses.
(Она дает показания.) |
I fix.
(Я исправляю.) |
He fixes.
(Он исправляет.) |
- Тоже правило работает и с глаголами, оканчивающимися на o:
I go.
(Я иду.) |
She goes.
(Она идет.) |
I undergo.
(Я переношу.) |
He undergoes.
(Он переносит.) |
I do.
(Я делаю.) |
He does.
(Он делает.) |
- Если глагол оканчивается на y с предшествующей согласной, то y заменяется на i, а к слову добавляется окончание es. В случае, если перед y стоит гласная, это правило не действует.
I spy.
(Я шпионю.) |
She spies.
(Она шпионит.) |
I try.
(Я стараюсь.) |
He tries.
(Он старается.) |
но | |
I stay.
(Я остаюсь.) |
She stays.
(Она остается.) |
I pray. (Я молюсь.) |
He prays.
(Он молится.) |
Особое внимание заслуживает глагол to be, который самостоятельно изменяется по числам и временам:
Pronouns /
Местоимения |
to be в настоящем времени |
I | am |
He
She It |
is |
We
You They |
are |
Примеры предложений:
She is a nice person. | Она хороший человек. |
You are a good liar. | Ты еще тот лжец. |
His idea is brilliant. | Его идея блестящая. |
My brother is a student. | Мой брат студент. |
Попрактикуемся немного:
Present Simple: формы предложения
Разобравшись с правилами образования Present Simple или простого настоящего времени, вы сразу можете переходить к формам для того, чтобы научиться использовать образованные глаголы в предложениях.
Утвердительная форма Present Simple
Утвердительная английская форма строится, сохраняя прямой порядок слов. В таких предложениях после подлежащего идет сказуемое. Обратимся к схеме:
Subject
(Субъект) |
Verb
(Глагол) |
Secondary parts of the sentence (Второстепенные члены предложения) |
Stella
Стелла |
stops
останавливает |
me.
меня. |
He
Он |
is
(досл. является) |
a true gentleman.
истинный джентльмен. |
Для использования страдательного залога в простом неопределенном времени, в котором подлежащее не совершает действие, а подвергается воздействию, используется следующая структура:
S + to be + Participle II |
Participle II это причастие прошедшего времени. С правильными глаголами оно может образоваться путем добавления окончания ed , с неправильными имеет индивидуальную форму, которую нужно выучить.
Letters are delivered every day | Письма доставляются каждый день. |
Cheese is made from milk. | Сыр делается из молока. |
The translations are checked. | Переводы проверяются. |
Отрицательная форма Present Simple
С отрицательной формой все немного иначе. Во-первых, перед смысловым глаголом появляется вспомогательный глагол do (does), который забирает окончание у глаголов в 3 лице. Во-вторых, этот вспомогательный глагол используется в связке с отрицательной частицей not:
Формула Present Simple для отрицания | |
I / we / you / they | do not + verb |
it / he / she | does not + verb |
Если же c настоящим временем используется глагол to be, то к нему просто добавляется отрицательная частица.
Рассмотрим формы отрицательного предложения по схемам:
Схема для всех глаголов в отрицательном предложении | |||
Субъект | Вспомогательный глагол + not | Смысловой глагол | Второстепенные члены предложения |
She
Она |
does not
не |
know
знает |
me.
меня. |
You
Вы |
do not
не |
get
понимаете |
the idea.
идею. |
Схема для глагола to be в отрицательном предложении | |||
Субъект | Смысловой глагол | Отрицательная частица
not |
Второстепенные члены предложения |
He
Он |
is | not
не |
a lawyer.
юрист. |
You
Ты |
are | not
не |
alone.
одинок. |
I
Я |
am | not
не |
a criminal.
преступник. |
В отрицательных предложениях часто используют сокращения:
Полная форма | Сокращенная форма |
We do not play. | We dont play. |
He does not write. | He doesnt write. |
Глагол to be, в свою очередь, может сокращаться и в утверждении, и в отрицании:
Полная форма | Сокращенная форма | |
+
утверждение |
I am from England. You are funny. She is a model. |
Im from England.
Youre funny. Shes a model. |
отрицание |
I am not a pupil.
She is not my lover. They are not in the list. |
Im not a pupil.
She isnt my lover. They arent in the list. |
Am not как amnt, как правило, не сокращается. Такое отрицание может встречаться в Ирландии и Шотландии.
Вопросительная форма Present Simple
В вопросительной форме формулы построения могут отличаться в зависимости от типа вопроса:
- В общем вопросе к смысловому глаголу также добавляется вспомогательный глагол do (does), который ставится перед подлежащим.
Таблицы с примерами:
Общий вопрос | |||
Вспомогательный
глагол |
Субъект | Смысловой глагол | Второстепенные члены предложения ? |
Do | you
Ты |
know
знаешь |
what it is?
что это? |
Does | he
Он |
read
читает |
the news?
новости? |
Для вопроса с английским глаголом to be, этот глагол просто выносится вперед:
Смысловой глагол | Субъект | Второстепенные члены предложения |
Is | it
Это |
true?
правда? |
Are | you
Ты |
crazy?
сумасшедший? |
Am | I
Я |
alive?
жива? |
Отвечают на такие вопросы обычно коротко:
+ | Yes, he does.
Yes, it is. Yes, I am. |
Да. |
No, he doesnt.
No, isnt. No, Im not. |
Нет. |
- В альтернативном вопросе форма общего сохраняется, но в предложении добавляется второе подлежащее / сказуемое / другой член предложения для предоставления альтернативы, который связывается с первым посредством союза or (или):
Альтернативный вопрос
(в данной схеме к сказуемому) |
|||||
Вспомо гательныйглагол |
Субъект | Смысловой глагол 1 | Союз
or |
Смысловой глагол 2 | Второсте пенные члены предлож ения ? |
Do | you
тебе |
like
нравится |
or
или |
dislike
не нравится |
the dress?
это платье? |
Does | she
она |
delete
удаляет |
or
или |
save
сохраняет |
messages?
сообщения? |
Альтернативный вопрос с to be
(в данной схеме к дополнению) |
||||
Смысловой глагол | Субъект | Дополнение 1 | Союз
or |
Дополнение 2 ? |
Is | your mother
твоя мама |
a businesswoman
бизнесвумен |
or
или |
a housewife?
домохозяйка? |
Такие вопросы требуют более полного ответа:
I like the dress.
She saves messages. My mom is a housewife. |
Мне нравится платье.
Она сохраняет сообщения. Моя мама домохозяйка. |
- Специальный вопрос строится по формуле общего вопроса, но перед вспомогательным глаголом добавляется вопросительное слово:
Специальный вопрос | |||
Вопросительное слово | Вспомогательный
глагол |
Субъект | Смысловой глагол ? |
What
Что |
do | you
ты |
mean?
имеешь в виду? |
How
Как |
does | she
она |
sing?
поет? |
Специальный вопрос с to be | ||
Вопросительное слово | Смысловой глагол | Субъект ? |
What
Что |
is | it?
это? |
Who
Кто |
are | you?
ты |
Для такой конструкции тоже нужен полный ответ:
It is a mango.
I am Helen. |
Это манго.
Я Хелен. |
- В разделительном вопросе сохраняется утвердительная или отрицательная форма предложения, после которых идут краткие вопросы:
Субъект | Смысловой глагол | Второстепенные члены предложения, | Краткий вопрос |
She
Она |
loves
любит |
jazz,
джаз, |
doesnt she?
не так ли? |
It
Это |
is | beautiful,
красиво, |
isnt it?
правда? |
Ответы на такой вопрос образуются в краткой форме:
+ | Yes, she does.
Yes, it is. |
Да, она любит.
Да, красиво. |
No, she doesnt.
No, it isnt. |
Нет, не любит.
Нет, некрасиво. |
Еще немного практики, вставьте пропущенные глаголы.
Present Simple: употребление
Изучив образование и структуры, перейдем от теории к практики и подробнее разберем случаи употребления Present Simple в таблицах. Употребляется Present Simple или Indefinite в речи очень часто, порой выполняя такие же функции, что и в русском языке. Но есть в английском и такие случаи употребления простого неопределенного времени, которые в русском языке не применимы. Итак, Present Indefinite Tense употребляется в следующих случаях:
- Когда необходимо выразить привычные, регулярно повторяющиеся действия. Часто в таком случае используются слова-спутники, выраженные наречиями always (всегда), often (часто), usually (обычно), sometimes (иногда), seldom (редко), never (никогда), every day / week / month / year (каждый день /неделю / месяц / год), daily / on a daily basis (ежедневно).Таблица с примерами:
I always wash the dishes. | Я всегда мою посуду. |
She usually does her English homework. | Обычно она делает домашнее задание по английскому языку. |
She sometimes forgets to clean her teeth in the evening. | Она иногда забывает чистить зубы вечером. |
He seldom visits his grandma. | Он редко навещает бабушку. |
Jack never makes fun of me. | Джек никогда не смеется надо мной. |
I learn grammar of Present Simple Tense every week. | Я изучаю грамматику настоящего простого времени каждую неделю. |
- Если вы хотите выразить какое-то действие, придать ему особое значение, можно поставить перед смысловым глаголом do (does) в утвердительном предложении. В таком случае вспомогательный глагол имеет следующий перевод: очень, действительно, в самом деле:
I do want to see him. | Я в самом деле хочу его увидеть. |
She does like the music. | Ей действительно нравится музыка. |
We do love you. | Мы очень любим тебя. |
He does speak English. | Он очень даже хорошо говорит на английском. |
- Present Simple в английском языке также используется, чтобы показать, что действие происходит в настоящем, но необязательно в определенный момент:
My family lives in Chicago. | Моя семья живет в Чикаго. |
He studies at school. | Он учится в школе. |
Mark learns German. | Марк изучает немецкий язык. |
She is English but she loves a Russian guy. | Она англичанка, но она любит русского парня. |
- Если речь идет об общеизвестных фактах, утверждениях, стереотипах, в предложениях также строятся в Present Simple. Ряд примеров:
Water boils at 100 degrees Celsius.
(Вода кипит при температуре 100 градусов по Цельсию.) |
Факт |
English is one of the most popular languages in the World.
(Английский язык является одним из самых популярных языков в мире.) |
Факт |
Darwins Theory states that people evolved from monkeys.
(Теория Дарвина утверждает, что люди произошли от обезьян.) |
Утверждение |
There is no other life in the universe.
(Во Вселенной нет другой жизни.) |
Утверждение |
Dolls are for girls.
(Куклы (предназначены) для девочек.) |
Стереотип |
Literature and biology are simple subjects.
(Литература и биология это простые предметы.) |
Стереотип |
- Простое неопределённое время также используется для перечисления действий:
Interpreters take the text, analyze it, translate it into another language and make a proofread if necessary. | Переводчики берут текст, анализируют его, переводят на другой язык и при необходимости корректируют. |
I wake up at 7 oclock, brush my teeth, put on clothes, have breakfast and go to work. | Я просыпаюсь в 7 часов, чищу зубы, одеваю одежду, завтракаю и иду на работу. |
- Употребление Present Simple в той же функции также возможно в руководствах по эксплуатации, инструкциях, рецептах. Обычно такие предложения заменяют повелительные, для перечисления последовательных действий.
We mix flour with water. Then we leave the dough to rest. | Мы смешиваем муку с водой. Затем мы оставляем тесто отдыхать. |
You go to the settings. Then you choose the preferred language and region. | Вы переходите к настройкам. Затем вы выбираете нужный язык и регион. |
- Последовательность действий, выраженную в Present Simple, еще можно встретить в речи спортивных комментаторов. Рассмотрим на примере:
Ronaldo takes the ball and scores. | Роналдо принимает мяч и забивает. |
- Present Simple или простое настоящее время также используется, когда дело касается расписаний или графика работы поездов, самолетов, (кино)театров, магазинов, занятий.
The airplane lands at 5 a.m. | Самолет приземляется в 5 утра. |
The classes start at 9 oclock. | Занятия начинаются в 9 часов. |
This store closes at 5 p.m. | Этот магазин закрывается в 5 часов вечера. |
Такая конструкция может подразумевать будущее время, хотя даже в переводе на русский будет использоваться настоящее время:
Dont be late! The grammar lesson starts at 10. | Не опаздывайте! Урок грамматики начинается с 10. |
Hurry up! The plane takes off at 8:30. | Поторопись! Самолет взлетает в 8:30. |
- Будущее время Present Simple может выражать и при выражении запланированных действий с глаголами движения, не подчиняясь стандартному правилу образования простого будущего времени. Для того чтобы обозначить, что действие произойдет в будущем, часто используются временные фразы со словом next (в следующий):
She leaves next month. | Она уезжает в следующем месяце. |
I come to you tomorrow. | Я приду к вам завтра. |
- Present Simple может использоваться как прошедшее время в заголовках газетных статей:
Dubais Torch Tower catches fire for second time in two years. | Небоскреб Torch Tower в Дубае загорелся во второй раз за 2 года. |
Putin expels US diplomats. | Путин выгнал американских дипломатов. |
Несмотря на то, что действие, о котором упомянуто, уже сделано, используется настоящее время во избежание слишком длинных названий.
- Использование настоящего простого времени необходимо для замены Present Continuous, если в предложении есть глаголы состояния (state verbs), которые не употребляются в Continuous:
Do you smell it? | Чувствуешь запах? |
I dont understand you, Carl. | Я тебя не понимаю, Карл. |
I know that she hates him. | Я знаю, что она ненавидит его. |
Если глагол не относится к стативным, менять Present Continuous на Present Indefinite нельзя.
- Present Simple используется и в повелительном наклонении:
Put it on the table. | Поставьте это на стол. |
Dont forget to translate the text. | Не забудь перевести предложение. |
Learn the structure first! | Сначала изучи структуру! |
Ask him, and hell make a pizza. | Попроси его, и он сделает пиццу. |
- Present Simple используется при употреблении придаточных предложений времени и условия для будущего времени. Такие предложения используются, чтобы показать, что одно действие случится, после того как случится другое. В таких предложениях часто используются союзы until / till (пока не), as soon as (как только), when (когда), употребляющиеся для ввода придаточного. Переводов на русский может быть несколько, однако часто обе части переводят в будущем времени:
As soon as she comes, I will let you know. | Как только она придет, я дам вам знать. |
You wont be successful until you start working. | Вы не добьетесь успеха, пока не начнете работать. |
Chris will move to Spain when he graduates from the university. | Крис переедет в Испанию, когда закончит университет. |
I wont stop till I get what I want. | Я не остановлюсь, пока не добьюсь своего. |
- The Present Indefinite Tense также можно встретить в двух видах условных предложений:
- Zero Conditional или условные предложения нулевого типа используются для выражения научных фактов, общепринятых утверждений, законов природы. Формула образования:
If + Simple Present, | Simple Present. |
Simple Present | if + Simple Present. |
Как видите, в обеих формулах используется простое настоящее время. Запятая же употребляется, если предложение начинается с if.
If you heat ice,
Если нагреть лед, |
it melts.
он растает. |
You get wet
Ты промокнешь, |
If it rains.
если идет дождь. |
Для перевода на русский может использоваться будущее время.
- First Conditional или условные предложения первого типа используются, чтобы показать, что действие произойдет в будущем при выполнении какого-то условия. Для образования такого типа используют следующую формулу:
If + Simple Present, | Simple Future. |
Simple Future | if + Simple Present. |
If you get 40 marks,
Если вы получите 40 баллов, |
youll pass the exam.
вы сдадите экзамен. |
Shell miss everything
Она пропустит все, |
if she doesnt hurry.
если не поспешит. |
If you come,
Если ты придешь, |
Ill explain you how to do it.
я объясню, как это сделать. |
Эти ситуации неопределенные, так как исход их зависит от выполнения условия.
Заметьте, с переводом на русский язык обе части используются в будущем времени.
Это были все кратко изложенные случаи употребления одного из простых английских времён времени Present Simple. Грамматика этого времени достаточно проста, поэтому, даже если на начальном этапе вам будет трудно освоить это время, в последующем оно не вызовет у вас никаких проблем с языком. Разбирайтесь в правилах, делайте упражнения, читайте объяснение, составляйте свои примеры и общайтесь с носителями, потому что это время на базовом уровне может быть полезным для любого случая.
Еще можете проверить себя и пройти тест на правила Present Simple и Present Continuous!
Запомните:
1.Простое настоящее время используется в случаях, что составляет вашу повседневную жизнь или по-английски это звучит daily life daily routine. 2. Никаких окончаний слов /сущ.прилаг./, как в русском или немецком языке, в английском НЕ существует, только буковка -s- у глагола и всё. Это существенно облегчает процесс изучения английского языка.
Вопросительные предложения в Present Simple
Если используются вопросительные слова, то они ставятся первыми.
Когда употребляется Present Simple
1. Если вам надо сказать о своих привычках, о своей повседневной жизни, обычаях, в целом:
работаете, просыпаетесь утром, завтракаете, чистите зубы, живете, учитесь в школе, учите уроки, посещаете кружки, думаете, смотрите телевизор, посещаете друзей и т.д..
то говорим:
Мы / Вы / Они
Если надо сказать всё тоже самое, но о ком-то/чем-то:
Он/Она живет, работает, смотрит, думает, завтракает. Есть третье лицо It поезд, дом, дерево, собака.
В этих случаях добавляем к глаголу -s- и тогда по-английски скажем так:
2. Если вам надо сказать о фактах:
3. Если вам надо сказать о том, что уже запланировано, происходит по установленному графику:
Итого: если всё вышеперечисленное происходит постоянно, ежедневно, часто, обычно, иногда, редко, говорим в Present Simple.
ВНИМАНИЕ:
Если, все вышеперечисленные действия, факты, события происходят прямо сейчас, в момент разговора, используется Present Continuous о нем в следующем посте.
**В русских учебниках грамматики вы встретите информацию о том, что в Present Simple обычно используются слова индикаторы: usually,seldom, often,every day, always + На самом деле, в жизни, эти маркеры используются редко и ориентироваться на них НЕ стоит.
Ниже я разместила дополнительные примеры на закрепление материала.
Видео от нейтива о простом английском времени
Чем хорошо слушать любой материал от носителей языка, будто то грамматика или топики это развивает важный скилл уметь понимать английскую речь. Все они говорят очень хорошо, с приемлемым словарным запасом, и как правило у них есть английские субтитры. Они не льют воду, как это делают наши преподаватели. Они стараются делать видео максимально информативным, коротким и полезным. Очень советую всем, кто учит английский, смотреть и слушать обучающие видео только от носителей языка.
Предложения в Present Simple
Утвердительные предложения в Present Simple
Повелительные предложения
Упражнения на закрепление
Потренируйте 20 раз вслух /это важно!/ следующие вопросы:
Do I work? Do you work? Does he / she / it work? Do we work? Do they work?
Скажите по-английски вслух:
Я работаю в компании Apple. Я живу в Москве. Моя жена любит мороженое. Мой сын ходит в школу.
Я не курю. Я не пью кофе по утрам. Они не знают это. Мы не ссоримся.
Она живет в Нью-Йорке? Он ездит на БМВ? Вы хотите выучить английский?
Зачем нужна проработка вслух?
Первое, проговаривайте вслух фразы из жизни, а не из учебника. То, что вы используете каждый день: вы едите на машине, вы встаете утром, вы едите на отдых именно фразы из своей повседневной жизни дадут навык в дальнейшем не только говорить на живом английском, а не на книжном, но и понимать носителей языка.
Проговаривание нового материала дает возможность вашему языку и мозгу запомнить то, что вы узнали, и в будущем автоматически выдавать это при необходимости.
Мой личный пример
На данном этапе я читаю смотрю и слушаю разного рода книги и видео. Раньше, я пыталась выписать все незнакомые мне слова и фразы в словарик. В итоге, блокнот увеличивался в размерах, а новые слова так и оставались в пассиве. Казалось бы, я пишу, тем самым тренирую визуальную память, но особых результатов этого навыка для говорения на английском, нет, потому что письмо помогает только для запоминания правильного написания слов и распознавания их в книжках.
Но после того, как я начала читать вслух , повторять за нейтивами новые фразы, НЕ записывая при этом ничего в тетрадь, я заметила, что впоследствии, слова сами как бы вылезают наружу и тебе легко перевести что-то из текста, сразу вспомнить ту или иную идиому и вписать ее в контекст. Т.е. наша память как-то так хитро устроена, она выдает нам при случае всё, что мы проговаривали раньше. Во всяком случае, так есть у меня.
Поэтому, всегда, после получения новых знаний, проговаривайте материал вслух не один и не 10 раз, а от 20 и более раз. Результаты вас удивят.
Present Simple и Present Continuous — Образование
Утверждение
Present Simple Tense (настоящее простое время) образуется в утверждении без вспомогательного глагола. Первое место в предложении занимает подлежащее, второе смысловой глагол. Подлежащим может быть местоимение или существительное. С местоимениями he, she, it и существительными в единственном числе у глагола появляется окончание -s (-es). Во всех остальных случаях глагол не изменяется.
Формула: I/We/You/They + глагол Примеры: I think. Я думаю. We smile. Мы улыбаемся. You know. Ты знаешь /Вы знаете. Boys jump. Мальчики прыгают.
Формула: He/She/It + глагол + -s (-es) Примеры: He goes. Он ходит. She speaks. Она говорит. A boy jumps. Мальчик прыгает.
Окончание -es добавляется к глаголам, которые заканчиваются на -o, -y, -s, -sh, -ch, -tch, -x, z. Это делается для того, чтобы в слове не стояло рядом два труднопроизносимых звука.
Примеры: She does — Она делает. He teaches — Он обучает. She watches — Она смотрит. He mixes — Он смешивает.
Также следует обратить внимание на глаголы, оканчивающиеся на -y. В этом случае используются два вида окончаний:
- Если слово оканчивается на согласную и -у, используется окончание es, а y заменяется на i:
Примеры: I try (я стараюсь). He tries (он старается). They carry (они носят). She carries (она носит). - Если слово оканчивается на гласную и -у, к глаголу присоединяется окончание s, а y остается на своем месте.
Примеры: You buy (ты покупаешь). He buys (он покупает). We play (мы играем). She plays (она играет).
Present Simple и Present Continuous имеют разные грамматические конструкции. Present Continuous Tense (настоящее длительное время) образуется из вспомогательного глагола to be и основного глагола. Глагол to be принимает нужную форму в зависимости от лица подлежащего (am, is, are), а у основного глагола уходит частица to и появляется окончание -ing.
Формула: I am + глагол-ing Пример: I am singing. Я пою.
Формула: He/She/It is + глагол-ing Пример: He is smiling. Он улыбается. She is lying. Она лежит. It is shining. Оно светит.
Формула: We/You/They are + глагол-ing Пример: We are listening. Мы слушаем. You are dancing. Вы танцуете. They are swimming. Они плавают.
По общему правилу к глаголу добавляется окончание -ing. Но в некоторых случаях присоединение окончания -ing влечет за собой трансформацию слова.
Правило: у глаголов, оканчивающихся на -e, уходит конечная гласная. Примеры: come coming (приходить), make making (делать), write writing (писать).
Правило: у глаголов, оканчивающихся на -ie, гласные -ie заменяются на y. Примеры: lie lying (лежать), tie tying (завязывать), die dying (умирать).
Правило: если глагол заканчивается на короткую гласную с согласной, тогда эта согласная удваивается. Примеры: swim swimming (плавать), stop stopping (останавливаться), get getting (получать).
Отрицание
Отрицательные предложения в Present Simple и Present Continuous образуются с помощью вспомогательного глагола и отрицательной частицы not.
Present Simple применяется вспомогательный глагол do или его форма does, если подлежащее выражено местоимениями he, she, it или существительными в единственном числе. Таким образом, окончание s от основного глагола переходит к вспомогательному. Частица not располагается между основным и вспомогательным глаголом.
Формула: I/We/You/They + do not + глагол Примеры: I do not think. Я не думаю. We do not smile. Мы не улыбаемся. You do not know. Ты не знаешь/Вы не знаете. Boys do not jump. Мальчики не прыгают.
Формула: He/She/It + does not + глагол Примеры: He does not go. Он неходит. She does not speak. Она не разговаривает. A boy does not jump. Мальчик не прыгает.
Do not и does not в разговорной речи могу сокращаться до dont и doesnt соответственно.
Пример: We dont smile. A boy doesnt jump.
В отличие от Present Simple, в Present Continuous при формировании утвердительного предложения используется вспомогательный глагол. Поэтому для того, чтобы превратить утверждение в отрицание, достаточно добавить частицу not. Сказуемое выглядит так: глагол to be, после него частица not и затем основной глагол.
Формула: I am not + глагол-ing Пример: I am not singing. Я не пою.
Формула: He/She/It is not + глагол-ing Примеры: He is not smiling. Он не улыбается. She is not lying. Она не лежит. It is not shining. Оно не светит.
Формула: We/You/They are not + глагол-ing Примеры: We are not listening. Мы не слушаем. You are not dancing. Вы не танцуете. They are not swimming. Они не плавают.
Вопрос
Вопрос в Present Simple задается с помощью вспомогательного глагола do (does), который занимает в предложении первое место. Второе место занимает подлежащее, а третье — основной глагол.
Формула: Do + I/we/you/they + глагол Примеры: Do I think? Я думаю? Do we smile? Мы улыбаемся? Do you know? Ты знаешь?/Вы знаете? Do boys jump? Мальчики прыгают?
Формула: Does + he/she/it + глагол Примеры: Does he go? Он ходит? Does she speak? Она разговаривает? Does a boy jump? Мальчик прыгает?
При формировании вопросительного предложения в Present Continuous происходят похожие перестановки: на первое место выносится to be, далее также подлежащее и после него основной глагол.
Формула: Am I + глагол-ing Пример: Am I singing? Я пою?
Формула: Is he/she/it + глагол-ing Примеры: Is he smiling? Он улыбается? Is she lying? Она лежит? Is it shining? Оно светит?
Формула: Are we/you/they + глагол-ing Примеры: Are we going? Мы идем? Are you dancing? Вы танцуете? Are they swimming? Они плавают?
Present Simple и Present Continuous случаи употребления
1. Повседневные действия.
Если речь идет о регулярных действиях или распорядке дня, то используется Present Simple.
Слова-маркеры: always (всегда), usually (обычно), often (часто), sometimes (иногда), occasionally (изредка), seldom (редко), rarely (редко), never (никогда); in the morning/afternoon/evening (утром/днем/вечером); every day/week/month/year (каждый день/неделю/месяц/год).
Примеры: I have breakfast as seven oclock every day. Я завтракаю в семь утра каждый день. He is a reporter. He interviews famous people. Он репортер. Он берет интервью у знаменитых людей (постоянно).
Если действие происходит в момент речи, то применяется Present Continuous.
Слова-маркеры времени: now (сейчас), at the moment (на данный момент), still (до сих пор), а также слова look (смотри), listen (слушай) и т.д., указывающие на то, что действие происходит в момент речи.
Примеры: I cant talk to you. I am having breakfast at the moment. Я не могу разговаривать, я сейчас завтракаю. He is not interviewing now. He is talking to a colleague. Он сейчас не берет интервью. Он разговаривает с коллегой.
Look! She is dancing! Смотри! Она танцует!
Jim is still doing his homework. Джим все еще делает домашнее задание.
2. Постоянные или временные состояния и действия.
Постоянные — Present Simple.
Примеры: I live in a flat. Я живу в квартире (постоянно). He reads science-fiction books. Он читает научно-фантастические книги (вообще). She works as a secretary. Она работает секретарем (это ее профессия).
Временные — Present Continuous. Слова-маркеры : today, this week, these days, tonight, at present.
Примеры: Im living at my friends while my flat is being redecorated. Я живу у друга, пока в моей квартире идет ремонт. He is reading a book by Jules Verne. Он сейчас читает книгу Жюля Верна (не в момент речи, а в данный период времени). She is working as a shop-assistant these days. Сейчас она работает продавцом (это не постоянная работа).
3. Общественные истины, факты и законы природы
В таких случаях применяется Present Simple.
Примеры: It is hot in our country in summer . В нашей стране летом жарко (всегда). The plants grow better in the sun. Растения растут лучше на солнце. It gets dark at sunset. На закате становится темно.
Если это изменяющиеся и прогрессирующие действия — Present Continuous. Часто в таких предложениях используются прилагательные в сравнительной степени.
Примеры: It is becoming hotter and hotter. Становится жарче и жарче. The plants are growing bigger and bigger. Растения становятся все больше и больше. It is getting dark. I will go home. Темнеет. Я пойду домой.
4. События, происходящие по расписанию, программе.
Расписания поездов, самолетов, автобусов; телепрограммы, официальные встречи, конференции и т.п — Present Simple.
Примеры: The train arrives at the station at 6 oclock. Поезд прибывает на станцию в 6 часов. The concert finishes at 8 p.m. Концерт заканчивается в 8 часов. My favourite TV show starts in an hour. Мое любимое шоу начинается через час.
Если это личные планы, договоренности, назначенные на ближайшее будущее, часто с указателями места и времени — Present Continuous.
Примеры: Mr. Smith is arriving at the train station tomorrow at 11.00. Мистер Смит прибывает на вокзал завтра в 11.00. I cant join you. I am taking my exam tomorrow so I am studying tonight. Я не могу к вам присоединиться. Я завтра сдаю экзамен поэтому сегодня вечером я занимаюсь. We are meeting the manager tomorrow at 10 oclock. — Мы встречаемся с менеджером завтра в 10 часов.
5. Комментарии, повествования, разборы
Для описания содержания книги, пьесы, фильма, в спортивных комментариях в прямом эфире используется Present Simple.
Примеры: The Prince kills the dragon and sets the Princess free. Принц убивает дракона и освобождает принцессу. Thomas passes to Mario and Mario scores the goal. Томас делает передачу на Марио, и Марио забивает гол.
В начале рассказа, для создания атмосферы, может применяться конструкция Present Continuous, а для описания основных событий — Present Simple
Примеры: He is walking through a dark forest. It is raining and the wind is blowing. Он идет через темный лес. Идет дождь, и дует ветер. Imagine, you are in a garden. The sun is shining and you hear a bird singing. Представь: ты в саду. Светит солнце, и ты слышишь, как поет птица.
6. Инструкции и руководства
Present Simple часто используется в разговорной речи вместо повелительного наклонения в кулинарных рецептах, объяснениях маршрутов и других инструкциях.
Примеры: First you turn right and then you go down the street. Сначала поворачиваете направо, и идете до конца улицы. You place all of the ingredients into a large mixing bowl. You add boiling water. Кладете все ингредиенты в большую миску. Добавляете кипящую воду.
7. Повторяющиеся действия + негативные эмоции.
Если речь о часто повторяющихся действиях, а само предложение передает раздражение или удивление, то применяется Present Continuous со словами always, constantly, continuously, all the time.
Примеры: My brother is always leaving his dirty mug on my desk. Мой брат постоянно оставляет свою грязную кружку на моем столе. You are constantly interrupting me! Ты все время меня перебиваешь! I am always meeting this guy on the bus. Я постоянно встречаю этого парня в автобусе. He is bugging me all the time. Он все время меня достает.
- https://www.study.ru/article/children/obuchaem-rebenka-angliyskoy-grammatike-vspomogatelnyy-glagol
- https://speakenglishwell.ru/present-simple-for-kids-obyasneniya-uprazhneniya/
- https://speakenglishwell.ru/present-simple-nastoyashhee-prostoe-vremya-v-anglijskom-yazyke/
- http://english2017.ru/about-present-simple-tense-in-brief
- https://puzzle-english.com/directory/presentsimpleandcont