Международный день памяти жертв Холокоста

СОДЕРЖАНИЕ

В июле 1944 года советские войска подошли к нацистскому концентрационному лагерю Майданек. Нацисты бежали, бросив постройки и попытавшись избавиться от свидетельств массовой бойни. Тем же летом советские солдаты заняли территории, где находились уже демонтированные Белжец, Собибор и Треблинка. Спустя полгода, 27 января 1945 года, были освобождены оставшиеся узники в самом крупном лагере смерти Освенциме. Хотя на тот момент большинство заключенных оттуда маршем смерти отправили на запад, именно этот день спустя 61 год сделают Днем памяти жертв холокоста. Лента.ру публикует рассказы тех, кто дождался освобождения и нашел в себе силы жить дальше.

Берген-Бельзен был последним и худшим из всех лагерей, в которых я был. Там стояла одна водокачка, но еды не было вообще. Я помню, мы копались вокруг нее в поисках каких-нибудь корней. Люди рядом со мной просто падали замертво от голода. Случаи каннибализма я видел постоянно, но сам бы я этого сделать не смог, рассказывает австрийский еврей Фредди Кноллер.

Он попал в Освенцим в 22 года. Там узник провел больше года, после чего его отправили маршем смерти в Гливице. По мерзлой земле и снегу он прошел более 30 километров. После того как Кноллера освободили в 1945 году, он никому не говорил о том, что происходило за стенами лагерей. Даже после того, как у него появилась семья и дом, его продолжали мучить кошмары: Я просыпался ночью в панике оттого, что мне казалось, что я вернулся обратно в Освенцим. Бывший узник старался не обращать внимания на кошмары до тех пор, пока одной ночью дочери не уговорили его поделиться пережитым.

То, с каким стоицизмом мужчина переносил мучившие его кошмары и как упорно отказывался даже в мыслях возвращаться в концлагерь, не единственный случай. Многие из выживших в холокосте десятилетиями хранили молчание. Некоторые не хотят говорить о случившемся до сих пор спустя более полувека.

Нет, детям я об этом никогда не расскажу, говорит 91-летний бывший узник Освенцима Альберто Исраэль. У него трое детей, все они знают о прошлом отца, но сам он им об этом никогда не рассказывал. Это слишком ужасно, чтобы описывать, говорит он. Нас в Освенцим везли товарным составом, где возят скот обычно. Двери не открывали. Открывали, только чтобы дать воду и забрать трупы. Так вот, когда мы приехали, нас пинками и волоком вытаскивали оттуда с криками: «Давайте, свиньи еврейские!» делится Исраэль. Но когда мы прибыли в Освенцим, мы поняли, что кошмар только начался.

Больниц в Биркенау не было, слабых сразу убивали, а тех, кто мог работать, отправляли трудиться. У молодых женщин забирали детей и отдавали бабушкам, потому что так у них было больше шансов выжить, если бабушек отправляли в газовые камеры, то детей они просто оставляли на земле, а матери должны были идти работать. С полуночи до шести утра проходили казни в газовых камерах, с шести до часу дня были работы, потом 10 минут перерыв и снова работа до 11 вечера, а затем до утра опять проходили казни. После газовых камер трупам выдирали зубы, состригали волосы и отправляли в крематорий.

18 января [1945 года] всех заключенных Освенцима собрали, дали кусок хлеба, и пять километров мы шли маршем смерти при температуре минус 20 градусов. Потом нас поездом отправили в Маутхаузен. В открытом вагоне нельзя было сесть, иначе ты замерз бы насмерть. Все, что мы могли есть или пить, это наша моча. Потом уже нас освободили американцы, вспоминает Исраэль, которому на момент заключения было 17 лет. Тогда ему повезло, ведь, если бы ему было 15, его бы сразу отправили в газовую камеру, так как он не смог бы много работать.

Психологи говорят, что отказ говорить о произошедшем не помогает пережить и забыть ужасы случившегося. После окончания Второй мировой войны жертвам холокоста пришлось возвращаться к нормальной жизни, работе и созданию семей. Однако психотерапия тогда еще не была распространенной практикой, а потому лишь у немногих была возможность проработать травму.

Постравматическое стрессовое расстройство вошло в лексикон медиков лишь в 1980-х годах. Тогда еще общество не было таким открытым, а психотерапия вообще не была распространена, говорит психотерапевт Джейми Хакер Хьюджес. Выживших мучили кошмары, но они не решались об этом говорить, что делало реабилитацию еще более сложным и долгим процессом.

По словам Хьюджеса, если некоторые, как Кноллер или Исраэль, отказываются говорить о своих воспоминаниях, то другие и вовсе ничего не помнят. Он объясняет это тем, что в моменты сильнейшего стресса или ужаса некоторым удается полностью абстрагироваться от происходящего. Они словно создают у себя в голове коробку, в которой прячутся от реальности. Все воспоминания затем хранятся в этой коробке, а так как события прошлых дней не проходили, через отделы мозга, отвечающие за долговременную память, жертвы просто не могут вытащить воспоминания из головы.

Ив Каглер родилась в Германии. В конце 1930-х родители отправили ее в приют во Франции, надеясь, что там дочери не будет грозить опасность. В 1941 году Ив на корабле отправили в США. Однако Каглер ничего не помнит ни о том, как солдаты СС вламывались к ней в дом, ни о том, как она прощалась с родными и как преодолела Атлантику. Все, что я помню, это как меня посадили на корабль и как я приехала в Америку, рассказывает она. Несмотря на то что сознательно женщина ничего не помнит, ее тоже иногда мучают галлюцинации и кошмары.

Чудом родителям Каглер удалось выжить в холокосте и найти дочь. Когда ей было почти 50 лет, она попросила мать рассказать, что произошло с их семьей. Я думала, что это какой-то обман, будто слушала историю чужой жизни, говорит она.

По словам специалистов, те, кто держит пережитое в себе, страдает от событий 70-летней давности куда сильнее тех, кто находит силы поделиться увиденным.

Сьюзан Поллок 89 лет, она живет в Лондоне и уже несколько десятилетий посещает школы, где рассказывает ученикам о холокосте. В мае 1944 года я, моя мама и брат попали в Освенцим. Маму сразу же отправили в газовую камеру. Недавно я узнала, что там был и мой отец. Тогда мы даже близко не понимали, что происходит. Мы жили в маленьком венгерском городе, и информация из внешнего мира до нас почти не доходила, рассказывает она. Власти нам сказали собираться, потому что нас «переселяют», я поэтому даже взяла с собой швейную машинку. Я взяла с собой [в концлагерь] швейную машинку!

Освенцим Поллок помнит урывками: конкретных людей, моменты, запахи. Мы пытались отвлечь себя воспоминаниями о доме. Собирались и спрашивали друг у друга: «Что будешь есть на завтрак?» Я говорила, например, яичницу и хлеб с маслом, говорит выжившая.

Марш смерти в Берген-Бельзен Сьюзан Поллок тоже помнит расплывчато: Я уже такая слабая была тогда. Я помню, как выползала из барака, потому что ходить уже не могла, но лежать там среди трупов было просто невыносимо. Я тогда натолкнулась на свою бывшую соседку. Зато день освобождения она помнит намного лучше. Британцы были спасением, для меня они были настоящими героями. Меня отправили в больницу, но я даже с кровати встать не могла, а всю еду, которую мне приносили, я прятала боялась, что они вернутся и отберут, говорит она.

После освобождения Поллок отправилась в Швецию, а спустя какое-то время она вышла замуж за другого выжившего в холокосте. После того как я потеряла 50 родственников, для меня было очень важно создать свою маленькую семью, делится она. Мы поженились, когда мне было 18, и я очень хотела детей. Но мы с мужем всегда были очень осторожны, чтобы не рассказать им слишком многого и не травмировать их.

То, что произошло, всегда остается со мной, рассказывает Сьюзан Поллок. Мы же были людьми, и они тоже были людьми. Почему же они нас за людей не считали? Я нашла в себе силы сдерживать все эти чувства внутри, но избавиться от них я не могу. Я научилась с этим жить. До сих пор, когда даю волю эмоциям, я плачу без остановки. Даже спустя столько лет.

Лента.ру благодарит Европейский еврейский конгресс и его главу Вячеслава Моше Кантора за помощь в сборе информации для материала.

1. Ури Орлев Беги, мальчик, беги

590.jpg

Давиду было всего восемь лет, когда онпотерял всю семью вВаршавском гетто. Случайно мальчик прибился кшайке такихже сирот ивместе сними решил сбежать наружу. Тогда начались его невероятные приключения: Давид научился жить влесу, встретил десятки друзей иврагов, забыл своё настоящее имя, остался без руки, неодин раз чудом избежал смерти, новитоге выжил несмотря ниначто. Бесконечная находчивость ихитрость постоянно выручают Давида, и, кажется, сам Том Сойер могбы ему позавидовать. Ачитать обэтом интересно даже взрослым. Носамое удивительное книга основана нареальной истории еврея Йорама Фридмана, которую изаписал Ури Орлев.

2. Кристина Хигер, Даниэль Пайснер Втемноте

590.jpg

Семилетняя Кристина Хигер вместе сродителями имладшим братом четырнадцать месяцев прожила под землей вканализации Львова, скрываясь отнацистов. Семье Хигер удалось избежать смерти илагеря благодаря упорству отца Кристины ипомощи нескольких поляков. Леопольд Соха иего друзья всё время, пока Хигеры вместе сдругими евреями прятались под землей, носили имеду ивсё необходимое. Сначала заденьги, апотом бескорыстно. Носудьба Кристины неоказалась легче других. Жить вгетто, апотом прожить больше года всырости итемноте пососедству скрысами, едва переносимое испытание для семилетнего ребёнка.

Свою историю Кристина записала 60 лет спустя, ивэтом ейпомог Даниэль Пайснер. Иногда она путается вовремени инезначительных фактах, что легко простить, учитывая возраст героини вовремя войны ипрошедшие после неё годы.

3. Джек Майер Храброе сердце Ирены Сендлер

590.jpg

Книга Джека Майера нестолько осамом Холокосте, сколько оего осмыслении внаше время. Три канзасские школьницы вконце девяностых готовят проект кшкольному дню истории инаходят коротенькую газетную заметку обИрене Сендлер, спасшей 2500 детей изВаршавского гетто. Девочек цепляет эта история, ипод руководством подбадривающего учителя они начинают искать информацию обИрене. Итогом школьного проекта стал нетолько спектакль осудьбе Сендлер, ноигигантская общественная кампания, которая сделала школьниц знаменитыми, адевяностолетней Ирене Сендлер принесла номинацию наНобелевскую премию мира.

Две изтрёх глав посвящены истории школьного проекта: Лиз, Меган иСабрина почти ничего незнали оХолокосте, нопомере узнавания начинают задаваться вопросами, которые, наверное, задаёт себе каждый: смогбы явыжить?, хватилобы уменя мужества помогать другим?. Третья глава рассказывает историю самой Ирены Сендлер, польского Сопротивления иВаршавы времён оккупации. Сендлер небыла еврейкой, нонемогла оставаться встороне отпроисходящего и, многократно рискуя жизнью, вынесла ивывезла изгетто больше 2500 еврейских детей, апотом отдала навоспитание впольские семьи.

4. Труди Биргер Завтра ненаступит никогда

590.jpg

Труди Биргер жила счастливой жизнью подростка изкультурной иобеспеченной семьи: ходила сняней натанцы икаток, носила красивые платья инивчём ненуждалась. Сприходом квласти нацистов еёжизнь сильно меняется: сначала семья вынуждена переехать вквартиру поменьше, потом заканчивается еда, затем приходится несколько дней прятаться отэсэсовцев вморозильной камере вподвале. Вконце концов Труди сматерью оказываются вконцлагере Штуттгоф. Мать теряет всякую волю кжизни после смерти мужа, иТруди приходится быстро повзрослеть, чтобы спасти себя имать отверной смерти.

Книгу опережитом иочудесах, которые спасли, Труди Биргер написала много лет спустя, ноясно помнит чувства имысли, занимавшие еёвтовремя. Навремя заключения физическое ипсихическое развитие Труди будто остановилось, ипосле освобождения она чувствовала себя тойже нескладной четырнадцатилетней девочкой, хотя была уже вполне взрослой девушкой. Так ивлагере еёжелания оставались порой совсем детскими. Главной мечтой, например, был горячий шоколад. Труди нетолько рассказывает свою историю, ноипытается осмыслить происходящее. Иненаходит оправдания никому.

5. Эли Визель Ночь

590.jpg

Румынский еврей Эли Визель попал вОсвенцим в1944 году. Ему было 14 лет, ивлагере оноказался вместе сродителями исестрой. Сматерью исестрой его разлучили впервыеже минуты влагере, ибольше они никогда невиделись. Эли сотцом старались всё время быть вместе ипродержались восемь месяцев вплоть досмерти старшего Визеля отболезней иистощения. После эвакуации Освенцима Эли попал вБухенвальд. Ему удалось выжить, ивсю свою жизнь онпосвятил сохранению памяти Холокоста. ВНочи Эли Визель подробно иоткровенно описывает жизнь влагере: непостижимую жестокость нацистов, голод, регулярные селекции. Его книга полна боли иедва сдерживаемой ярости: довойны Эли был очень религиозным мальчиком, новлагере отвернулся отбога невсилах смириться сего несправедливостью. Всвоём характере Эли тоже замечает пугающие изменения вплоть дочувства облегчения отсмерти ослабевшего отца.

6. Маша Рольникайте Ядолжна рассказать

590.jpg

Маша Рольникайте была еврейкой ижила ссемьей вВильнюсе. В14 лет Маша оказалась вгетто, где потеряла всех родственников, апотом попала вконцлагерь. Ейудалось обмануть эсэсовцев насчёт своего возраста работать оставляли только подростков старше 18 лет инеотправиться сразу вгазовую камеру. Она начала вести дневник спервого дня войны искрупулёзно описывала происходящие вокруг события. Когда хранить записи стало опасно, изатем влагере, когда обумаге немогло быть иречи, Маша стала заучивать текст наизусть. Выжить она, как ибольшинство других спасшихся, смогла почистой случайности. Вдневнике Маши много бессмысленной жестокости, которую неудаётся постичь даже взрослому, так что подростка прочитанное может шокировать. Сдругой стороны, вшколе обэтом точно нерасскажут.

Международный день памяти жертв Холокоста 27января

Вэтот день мыпредлагаем вам рассказать школьникам обэтом явлении без страшных слов идействительно ужасающих, ноабстрактных историй. День памяти жертв Холокоста должен быть посвящен самим жертвам. Ощущениеже абсолютной обыденности происходящего с1933 года вГермании для еежителей итак является самой ужасной составляющей Холокоста, скоторой стоит начать.

Холокост

ὁύ всесожжение

Наиболее распространенный термин, обозначающий преследование иуничтожение 6000000 евреев нацистами иихпособниками после прихода квласти вГермании Гитлера идоокончания Второй Мировой войны вЕвропе (1933-1945гг.)

Предыстория. Начало преследования евреев

Вконце XIX века всреде пангерманистов (культурное иполитическое движение, воснове которого лежит идея политического единства германской нации наоснове этнической, культурной иязыковой идентичности) появились иполучили развитие идеи расового антисемитизма. Вэтой концепции евреи рассматривались как носители неких ущербных инеотъемлемых сбиологической точки зрения признаков. Любой еврей поэтой причине был назван угрозой для самого существования германской нации. Национал-социалисты Германии воглаве сГитлером сделали антисемитизм одной изоснов своей новой идеологии.

Нацистская расовая политика политика расовой дискриминации иксенофобии внацистской Германии, которая подразумевала необходимость разделять людей напредставителей высшей расы инизших рас инеобходимость соответствующего отбора.

Датой начала массовых преследований можно назвать бойкот еврейских товаров и магазинов 1 апреля 1933 года.

15сентября 1935 года вышли два Нюрнбергских закона Закон огражданине Рейха иЗакон обохране германской крови игерманской чести, согласно которым гражданином Рейха мог быть только обладающий германской или родственной ейкровью исвоим поведением доказывал желание испособность преданно служить германскому народу ирейху человек. Таким образом, фактически лишались гражданства впервую очередь цыгане иевреи.

Ночь с9на 10ноября 1938 года вошла висторию как Хрустальная ночь. Массовая антиеврейская истерия вГермании привела кпогромам, разрушению магазинов ижилищ евреев. Поводом стало убийство советника германского посольства воФранции Эрнста фом Рата вПариже польским евреем Гершелем Гриншпаном, семью которого насильственно депортировали внечеловеческих условиях вПольшу. Это убийство стало лишь предлогом для нацистов, чтобы под якобы справедливым девизом месть заубийство фом Рата начать массовые погромы еврейских общин.

e110492764636047c155c15b8b4ad777.png

Стоит отметить, что ответственность загеноцид евреев лежит нетолько нанацистах. Нацисты стремились выдворить евреев изстраны, нотем просто некуда было ехать мир разделился наместа, где они могли жить иместа, куда въезд имбыл запрещен. Виюле 1938 года Франклин Рузвельт, президент США, созвал Международную конференцию побеженцам, которая закончилась полным провалом: кроме Доминиканской республики ниодна страна непредоставила убежище беженцам. АВеликобритания еще иввела ограничение навъезд вподконтрольную ейПалестину. Всего с1933 по1939 год стерриторий, подвластных нацистскому режиму, уехало 330 тысяч евреев, изних треть всоседние страны, где они подверглись преследованиям уже вовремя Второй мировой войны.

Мое изгнание изстраны никчему неприведет. Вмоей сегодняшней ситуации яникуда немогу вернуться, никакая страна меня невпустит. Иэти два отреза, которые япродал, немогут быть поводом для таких мер. Полиция отобрала мой современный немецкий паспорт, ноневыдала временного заграничного, поэтому яникуда немогу эмигрировать,

воспоминания Лейреза Видавского, чехословацкого еврея. Цит.по: Макарова Е. 3000судеб. Депортация евреев изтерезинского гетто вРигу, 1942 // Рига, Латвия.2004. С. 18

Вначале 1939 года Герман Геринг получил отГитлера приказ реализовать 4-летний план повыселению евреев изГермании. Носначалом военных действий всентябре 1949г. количество евреев натерриториях, подконтрольных Гитлеру, нетолько несократилось, ноиувеличилось. Нацисты захватили Польшу иПрибалтику, Белоруссию иУкраину регионы массового икомпактного проживания евреев.

9b6a18c85ae9bc12e9bade1ce88eaa3a.png

Евреи разгружают вещи поприбытии вТерезинское гетто.

Изоляция евреев

Холокост представляется нам всем как изряда вон выходящее зло, накрывшее Европу. Новажно понять, что это зло небыло нистихийным, нислучайным. Перед судом истории тщательно разработанная машина пообработке человеческого сырья. Понадобились годы работы, поддержка общественности иученых, чтобы машина Холокоста заработала. Для того, чтобы уничтожение евреев было возможным, причем, снаименьшими затратами, необходимо было парализовать целый пласт населения. Лишить его имущества, материальных благ, прав, воли, гражданства.

Люди, вовлеченные вработу этого механизма, также прошли свой долгий путь деформации. Ихненависть клюдям, которых надлежало истребить, взращивалась годами. Современным школьникам важно дать понять, что участвующие вэтой системе невоспринимали евреев как людей, ноисключительно как материал дефективную материю, кровопийц именно так нация изображалась наантисемитских карикатурах. Ктоже пожалеет комара, если государство превратит внего человека?

00db4ec016a40ad6388c426bd78d9c0b.png

Предметы, изъятые нацистами уевреев Риги в1939году.

Помимо законодательно закрепленного статуса неграждан, все евреи подлежали регистрации идолжны были носить насебе латы отличительные знаки ввиде шестиконечной звезды.

Создавались места принудительного содержания евреев гетто, лагеря смерти иконцентрационные лагеря, преследующие цели:

  • Получение властью поддержи остального населения;

  • Предотвращение любого потенциального сопротивления;

  • Облегчение предстоящей ликвидации евреев;

  • Использование бесплатной рабочей силы

Агрегат пообработке человеческого сырья… Волосами можно набить подушки, сзубов снять золотые коронки, перелить вобручальные кольца, изподкожного жира варить мыло. Человек непоступал вобработку голым нанем была одежда иобувь. Снятые ссебя вещи нужно было положить вящики, они предназначались для последующей сортировки…, Цит.по: Макарова Е. 3000судеб. Депортация евреев изтерезинского гетто вРигу, 1942 // Рига, Латвия.2004. С. 11.

Истории жизни. Проектная деятельность кМеждународному дню памяти жертв Холокоста

f099a98e16da945b93748a09e7275057.png

Вгетто улюдей еще были имена, влагерях только номера. Отчеловека оставалось ничтожно мало. Лишенные семьи, лишенные домов идаже права зваться человеком, люди переставали быть иначинали существовать.

Логично предложить ученикам самостоятельно найти всети информацию отех, кто погиб влагерях итех, кто сумел выжить. Пусть эти истории нестанут официальными докладами или набором фактов, тревожащих душу. Пусть школьники рассказывают обэтих евреях как олюдях, живших насоседней улице. Кто-то владел аптекой, кто-то учил детей играть наскрипке, кто-то только начал свою карьеру адвоката. Просто люди. Которые вкакой-то момент перестали ими быть для власти.

Интернет-источники для подготовки куроку памяти жертв Холокоста, которыми выможете воспользоваться

  • http://holocf.ru Научно-просветительный Центр Холокост
  • http://www.rgm.lv/ Музей рижского гетто иХолокоста

  • http://www.gelsenzentrum.de/ Сайт, посвященный деятельности гестапо

  • http://berkovich-zametki.com/2007/Zametki/Nomer14/Rivosh1.htm Ривош Эльмар, Рижское гетто: Личные воспоминания

  • https://www.jewish-museum.ru/ Еврейский музей ицентр толерантности

  • https://www.ushmm.org/ru Музей холокоста вСША. Есть энциклопедия

  • http://jewishmuseum.by/ Музей истории икультуры евреев Беларуси

Воспоминания выживших

Пришло время, когда янепрошел селекцию вКайзервальде, именя отправили визолятор ждать своей участи. Это было вженском лагере. Все там плакали истенали. Это был шок. Поздно вечером яувидел немецкого еврея, который молился всем сердцем, необращая внимания наокружающее. Около него был маленький ребенок. Религиозный еврей сказал: наше дело молиться. Меняже беспокоил ребенок. Рядом сидел другой зэк, имыдорассвета втроем говорили отом, как быть сверой икак быть сребенком. Мыуговорили религиозного еврея пропихнуть ребенка вженское гетто. Имыэто сделали. Потом явились машины, комендант отсчитал 11мужчин, всех остальных наубой. Ябыл одним изодиннадцати, Оскар Бередикт. Забытые транспортиры вЛатвию.

ВШтутгофе была газовая камера, рассказывает Оскар Бенедикт, Мыувидели горы детской иженской обуви. Вэтом лагере япробыл доконца февраля 1945года. Оттуда нас отправили вГерманию. Марш смерти. Русские были рядом. Япотерял сознание. Через два дня япришел всебя иувидел вокно русские танки.

Начальником был немец, рассказывает Ирена Ракова-Попперова, надзирательницами немецкие проститутки, которые были заэто дело посажены. Втри утра они врывались вбараки сплетками ивыгоняли всех нааппель. Там мыстояли додесяти утра. Между нами ходили эсэсовцы иотбирали людей вгазовые камеры.

72d232fed68f428c88365c013735a9dc.jpg

Перед вами письмо Марты Рихтеровой, переправленное изРиги вПротекторат. Письмо было написано начешском языке 16мая 1943года. Навагоноремонтном заводе, куда Марту направили работать, она свела знакомство скурьером, пожилым человеком, который собирался вотпуск вПрагу. Письмо написано мелким ужимистым почерком, некоторые места несмогли расшифровать даже специалисты изЕврейского музея, остались прочерки.

Последнее упоминание оМарте относится к1октября 1944 года вэтот день она прибыла вконцлагерь Штутгоф.

Скачайте несколько страниц изкниги 3000судеб, чтобы прочитать письма Марты. Ксожалению, издание неоцифровано, анатерритории России книги нет впродаже.

Темы для докладов ипроектов коДню памяти жертв Холокоста

  • Положение евреев сприходом квласти нацистов

  • Закон озащите немецкой крови инемецкой чести

  • Окончательное решение еврейского вопроса

  • Узники:

    • Треблинка

    • Освенцим (Аушвиц) http://osvoboditeli.com Центр Холокост реализует проект Освободители Аушвица

    • Биркенау

    • Равенсбрюк

    • Майданек

    • Собибор

  • Преследование людей спсихическими расстройствами иинвалидов

  • Холокост натерритории СССР

  • Освобождение испасение узников концлагерей бойцами Красной армии исоюзниками

  • Истории освобождения узников концлагерей

  • Процессы над военными преступниками

  • Еврейское сопротивление вовремя Холокоста

  • Память ожертвах Катастрофы вкультуре


#ADVERTISING_INSERT#

Источники:

  • https://lenta.ru/articles/2019/01/27/holocaust_survivors/
  • https://mel.fm/chto-pochitat/7018392-about_holocaust
  • https://rosuchebnik.ru/material/mezhdunarodnyy-den-pamyati-zhertv-kholokosta/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит