«Мама, что такое ветер? Папа, почему дует ветер?» – отвечаем малышу

СОДЕРЖАНИЕ

Сначала нужно уяснить для себя, что же такое ветер. Научное определение довольно пространно, в минимизированном виде звучит приблизительно так: Движение воздушных масс между зонами разного давления. Но ребенку такая формулировка мало о чем скажет. Наглядность наиболее эффективный способ объяснения чего-либо. Итак, рассмотрим несколько способов наглядного объяснения природы ветра.

Способ №1: Холодная погода и свеча

Главное условие заключается в холодной погоде за окном. Летом или весной придется воспользоваться другими методами. Если чадо вдруг спросило Мааам, а почему дует ветер?, то мы не теряемся, а берем свечу и идем к двери. Зажигаем огонек и подносим его к верхней щели приоткрытого проема. Видим, что пламя стремится наружу, увлекаемое потоком теплого воздуха. Это ветер, который получился из нагретого в доме воздуха. Из этого следует факт первый: нагретый воздух подымается вверх.

Затем опускаем свечу к нижней щели и видим, что пламя поменяло наклон и теперь направлено внутрь. Это происходит, потому что холодный воздух стремится занять место нагретого. Следовательно, факт второй: холодный воздух стремится занять место теплого. На этом с практическую часть можно завершить. И перейти к теоритическому объяснению о том, что на земном шаре есть теплые места (как в доме) и холодные (как на улице). Движение воздуха между ними и приводит к появлению ветра.

Способ №2: Воздушный шар, фен и холодильник

Для следующего способа наглядного объяснения природы ветра понадобится подготовить воздушный шарик. Надуваем его не полностью. Берем фен и хорошенько обдуваем. Шарик увеличивается в объеме и начинает парить. На этом примере объясняем ребенку, что нагретый воздух стремится подняться как можно выше.

Затем помещаем шарик в холодильник. Пока он там остывает, рассказываем о том, что земной шар такой большой, что когда в одном месте тепло, то в другом холодно. Затем открываем холодильник и смотрим, что холодный шарик съежился и быстро падает вниз.

После практической части приступаем к объяснениям того, что холодный воздух стремится занять место теплого, поэтому и получается ветер. То есть, ветер не более чем движение воздуха между холодными и теплыми местами.

Способ №3: Метафорический

Вместо наглядности можно использовать метафоры из окружения. Представим, что папа, который занял компьютер по работе и не дает смотреть мультики одна масса воздуха. А ребенок, который нетерпеливо елозит в ожидании очередной серии другая.

Вот масса-папа сидит, работает и потихоньку нагревается. А когда совсем нагреется, то подымается со стула и идет, скажем, на кухню. Теперь он теплый воздух, который поднялся высоко и улетел. Малыш в таком случае воздух холодный, который мигом устремился на стул перед монитором. Вот это его движение и есть ветер.

Способ №4: Физиологический

Еще один вариант разъяснений основан на работе легких. Когда чадо интересуется природой ветра, просим его набрать побольше воздуха и потом его медленно выдуть. Вот это будет ветер. Воздух в сжимающихся легких подвергается давлению и выходит наружу. Так и с ветром.

Небольшое теоритическое отступление о том, что теплый воздух легче холодного упростит пояснение. Тяжелый холодный воздух создает такое же давление, как и стенки легких. От этого холодный воздух движется туда, где был теплый. Вот и получается ветер.

Внезапности и неожиданности

В сознание растущего ребенка такой урок родит еще миллион вопросов: А какой бывает ветер?, А зачем он нужен?, А если он будет сильный-сильный?. На самом деле, чтобы ответить на эти вопросы понадобится перелопатить тома метеорологических справочников и получить пяток-другой высших образований. Но ребенку можно объяснить все в двух словах.

Зачем нужен ветер? Чтобы было прохладно и чтобы сдувать одуванчики. Какой бывает ветер? Сильный, слабый, дующий в разных направлениях, а высоко над землей текут целые воздушные реки. И в таком духе. Не нужно распространятся, достаточно не оставлять в сознании малыша пробелы, которые впоследствии могут заполниться не тем, чем надо.

Читаем также:

Вот что пишут на форумах:

Trackstone:На нашей планете есть места где теплее, а есть где холоднее. Солнце нагрело пустыню, вместе с ней нагрелся и воздух. При нагревании предметы расширяются, воздух не исключение. Воздух нагрелся и расширился. И вот над пустыней вспух горб нагретого воздуха (давление увеличилось) облака с середины такого горба стекают к краям, и в центре него всегда ясно, такие горбы (области высокого давления) называют антициклонами.А в другом месте тучи закрыли Солнце, стало холоднее, воздух сжался. И от этого образовалась яма (область низкого давления). В это место стекают тучи, там обычно идут дожди. Область низкого давления называется циклоном.А что будет если встретятся циклон и антициклон? Пустыня рядом с морем, например?Если они встречаются воздух с горба начинает стекать во впадину, дует сильный ветер. Это место встречи называется атмосферным фронтом.Но ветер дует и внутри горбов и впадин. Помните как закручивается вода в ванне, когда стекает в дырку? Правильно, она закручивается в воронку. Точно так же и воздух стекая с горба закручивается, а стекая в центр ямы тоже, только в другую сторону. Это закручивание тоже вызывает ветер внутри циклона и антициклона.Про бризы сами расскажете. Утром нагревается земля днем ветер дует с моря. Вечером море отдает накопленное тепло, а земля остывает ветер дует с берега.

DmHaritonov:С одного бока солнышко Землю сильнее греет, там воздух расширяется, и лезет оттуда в другие края. Вот и ветер.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/704094-otchego-duet-veter-kak-objasnit-rebenku-dostupno.html

rating.pngРекомендуем книгу:Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет (Авторы: Василий Ромодин, Марина Ромодина)

Откройте эту книгу, и вы поймете, откуда берутся облака и почему в небе светит радуга, отчего желтеют листья и зачем осенью птицы улетают на юг. Вы научитесь различать деревья по листьям и узнаете, как пьют растения. Эта книга даст ответы на десятки почему и поможет связать воедино разные природные явления. Занимательные эксперименты и опыты помогут увидеть звук, сделать облако в банке, вырастить кристаллы из соли и тюльпан к 8 Марта, узнать, сколько воды получится из стакана снега и как дождевой червяк перемешивает почву.

Как объяснить ребенку, почему дует ветер?

Итак, давление земной атмосферы неоднородно, где-то больше, а в других местах меньше. Так вот, ветер являет собой передвижения воздушных масс из области высокого давления в область низкого, так и само давление становится более одинаковым. Соответственно, сила ветра зависит от разницы давления. Если на определенном, довольно объемном участке территории давление одинаковое, погода стоит безветренная.

Если рассматривать ветер более глобально, то над сушей воздух прогревается намного сильнее, чем над морем. Таким образом, он поднимается вверх, в то время, как более прохладный над поверхностью моря воздух передвигается и занимает его место. В такой способ происходит остывание земли за ночь. Это происходит в масштабах региона, континента и земли в целом.

Самым теплым местом нашей планеты является экватор. Соответственно, воздух в данном районе более прогретый. К тому же, при вращении земли воздушные массы перемещаются вместе с источниками тепла и холода.

Wind.jpg

Если бы земля не вращалась, то Северные ветра и Южные ветра существовали бы не зависимо друг от друга. Иными словами, не пересекались бы. Но так все Северные ветра сдвигаются вправо, а Южные, соответственно, влево, они частично смешиваются. Если можно так выразиться, то ветры никуда не деваются и ниоткуда не берутся они есть всегда, в качестве регулятора температуры и атмосферного давления.

Объясняя подобное ребенку, можно предложить пример на его дыхании. Так, когда мы вдыхаем, внутри легких создается высокое давление, они раздуваются от воздуха, плюс он нагревается от тепла нашего тела. Затем выдыхаем, создавая тот же ветер маленькое движение маленького объема воздуха. Когда зимой мы выдыхаем переработанный воздух, он в виде пара поднимается вверх, ведь он теплый. Это легко увидеть.

Также сила ветра зависит от рельефа местности. Все замечали, что в полях на открытом пространстве, ветер быстрее. Ему ничто не мешает и ничего не задерживает. В городе, где масса высотных зданий, либо в лесах, где деревья, воздушные массы двигаются медленнее, по пути подстраиваясь под температуру окружающей среды.

Почему дует ветер?

Обратите внимание, что если открыть окно в теплой комнате, то воздух из улицы попадет прямиком в комнату. А все потому, что движение воздуха образуется тогда, когда температура в помещениях отличается. Холодный воздух стремится перекрыть теплый, и наоборот. Отсюда и возникает понятие ветер. Наше Солнце нагревает воздушную оболочку Земли, из которых часть солнечных лучей попадает на поверхность. Таким образом нагревается все земное пространство почва, моря и океаны, горы и скалы. Суша нагревается очень быстро, в то время как водная поверхность Земли остается еще холодной. Таким образом, теплый воздух с суши поднимается вверх, а холодный воздух с морей и океанов занимает его место.

Отчего зависит сила ветра?

Сила ветра напрямую зависит от температуры. Чем больше разница температуры, тем выше скорость воздуха, а тем самым и сила ветра. Сила ветра определяется его скоростью. Но также на силу ветра влияет ряд факторов:

  • Резкие изменения температуры воздуха в виде циклонов или антициклонов;
  • Грозы;
  • Местность (чем рельефней местность, тем быстрее скорость ветра);
  • Наличие морей или океанов, которые прогреваются значительно медленней, вызывая перепады температур.

Какие виды ветров бывают?

Как мы уже выяснили, ветер может дуть с разной силой. Для каждого вида ветра существует своё название. Рассмотрим основные:

  • Буря один из самых сильных видов ветра. Часто сопровождается переносом песка, пыли или снега. Способен наносить ущерб, сбивая деревья, щиты и светофоры;
  • Ураган разновидность бури, обладающей самой большой скоростью;
  • Тайфун самый разрушительный ураган, который может проявляться на Дальнем Востоке;
  • Бриз ветер с моря, дующий на побережье;

uragan-bliizko-544x361.jpg

Один из самых быстрых природных явлений торнадо.

Как мы уже выяснили, ветры ниоткуда не берутся, причина их появления в различной степени нагревания поверхности Земли в разных ее регионах.

Почему дует ветер познавательное видео

Откуда появляется ветер?

Чтобы объяснить что-то кому-то другому следует самому разобраться в вопросе. Хотя бы в упрощенном варианте:

  • Воздух на нашей планете прогревается не равномерно.
  • Разная температура может быть вызвана особенностями рельефа и изменчивой погодой.
  • С курса физики можно вспомнить, что более легкий нагретый воздух устремляется вверх.
  • Природа пустоты не потерпит, она нуждается в срочном замещении.
  • На место ушедшего вверх теплого воздуха приходят холодные массы из менее прогретого региона.
  • Холодный воздух движется горизонтально, вдоль земли.

Конечно же, все немого сложнее, свою роль играют зону повышенного и пониженного давления, на формирование ветра и воздушных масс влияет даже солнечный ветер. Но если вдаваться в такие подробности, самостоятельно ничего понять не получится. А ведь еще кому-то простым языком это объяснить надо.

1459030615_otkuda-beretsya-veter-6.jpg

Что ответить ребенку на вопрос о ветре?

Конечно же, можно пойти по простому пути и использовать какую-то замену реальному описанию:

  • Так дышит земля и море, им ведь тоже надо дышать.
  • Ветер от того появляется, что Бог начинает сердито дышать.
  • Это так деревья листьями шелестят и воздух гоняют, чтобы общаться.

Но все это даже близко не отображает реальное положение дел, а местами даже подменяет причину и следствие.

Наверное, самое оптимальное объяснение: Холодный воздух приходит в гости к теплому воздуху, оттого и дует.

Можно показать на элементарном примере открыть дверь в подъезд и показать, что оттуда тянет холодный воздух. После объяснить, что в квартире тепло, а на лестничной площадке холодно. Оттого и образуется ветер и сквозняк, что холодный воздух идет туда, где теплее.

Любознательный малыш может поинтересоваться, куда же девается теплый воздух? Здесь уже или будьте честными до конца и пытайтесь объяснить, что он поднимается выше, или придумайте какую-то убедительную отговорку. Мол, остается там же, но замерзает из-за такого соседа.

1459030650_otkuda-beretsya-veter-1.jpg

Ветер друг и враг человечества

На жизнь человека ветер влияет самым разным способом:

Положительное влияние

Негативное воздействие

Технология ветряных мельниц на протяжении столетий обеспечивала производство муки.

Ураганы на протяжении тысячелетий забрал множество жизней, люди гибнут от стихии даже в наше время.

Современные ветряки дают достаточно электроэнергии.

Сильный ветер может выдувать землю, снижая ее плодородность.

В жаркую погоду прохладный ветерок спасает от перегрева.

Сквозняк и плохая погода одна из самых распространенных причин простуды.

Влияет на перемещение туч и выпадение осадков.

На море ветер может вызвать волнения целых пластов воды.

Осталось только понять, в чем будет смысл таких сооружений. Можно привести в качестве аргумента защиту от ураганов, но такой вариант грубого воздействия на атмосферу может привести к еще более плачевным последствиям.

1459030580_otkuda-beretsya-veter-4.jpg

Как объяснить ребенку, что такое ветер?

Кстати, малышу даже сложно объяснить, что такое ветер и откуда он берется. Лучше двигаться поэтапно, начиная с наиболее простого:

  1. Ветер движущийся воздух.
  2. Воздух движется, потому что он по-разному нагрет и всегда стремится туда, где теплее.
  3. Он может шелестеть листьями и даже гнуть деревья, потому что у него есть вес.
  4. Если кто-то идет и у него есть вес, во время движения он будет перемещать все, на что наталкивается.
  5. У воздуха слишком маленький вес, но его очень много и передвигается он сразу в большом количестве.
  6. Мы просто не видим этого, поэтому сложно поверить, что все дело в массе.

Из-за надуманных объяснений у детей может сформироваться представление, что ветер это какое-то одушевленное существо, жестокое или справедливое, наделенное своей волей.

Все это может пугать ребенка или закладывать шаткий фундамент для получения новых знаний в дальнейшем. Именно поэтому лучше научить малыша читать лет в 5-6 и купить ему пару энциклопедий, которые будут способны дать ответ на большую часть вопросов. Но это еще не гарантирует родителям хоть минуту покоя.

1459030584_otkuda-beretsya-veter-3.jpg

Как образовывается ветер?

  1. Формирование ветра происходит за счет движения огромных воздушных масс.
  2. Перемещение пластов воздуха объясняется разным уровнем прогрева атмосферы, перемещением по градиенту давления и влиянием солнечного ветра.
  3. Холодный, ощущаемый нами воздух в виде ветра всегда перемещается как можно ближе к земле.
  4. Чаще всего сильный ветер возле водоема, потому что над водой воздух всегда холоднее.
  5. Грунт и даже асфальт нагреваются быстрее, чем вода. Это связано с химическими и физическими особенностями. Поэтому с моря и речки постоянно веет прохладой.

Те, кто живут недалеко от моря, знают, что такое штормовое предупреждение и прекрасно понимают, что в такую погоду на улице лучше не показываться.

1459030604_otkuda-beretsya-veter-2.jpg

Постарайтесь не запутаться в попытке объяснить ребенку, откуда берется ветер. Ведь доверие детей очень легко потерять, малыш может разубедиться во всесильности своих родителей.

Видео об источнике ветров

Далее в этом видео Антон Фельдман расскажет, почему дует ветер и откуда он берется. Как природа управляет воздушными массами:

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

opy-t-s-korablikami_1.jpg

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер мягкий и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Veter-po-moryu-gulyaet_1.jpg

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее гармошкой. Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится Дует ветер я не дую (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

veer_1.jpg

Морской бой (для детей 4-5 лет)

Игра-опыт предложена О.В. Дыбиной автором программы Ребенок в мире поиска, доктором педагогических наук.

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или с помощью пластиковой массы Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях? (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

polati_1.jpg

Откуда берется ветер опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается ветер в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос Почему бывает ветер. А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите в видеоролике. http://youtu.be/YtnQqLNh1D0

А это схема изготовления вертушки.

vertushki-dlya-igry-s-vetrom_11.jpg

igraem-s-vetrom_1.jpg

Опыт Ветер в пустыне

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На поверхности его песчаной пустыни начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть ребенок попробует сделать барханы песчаные холмы. Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

veter-v-pusty-ne-obrazuet-barhany-_1.jpg

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию.В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю наглядный результат речи. Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: он ветер делает, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

vozdushny-j-zmej_1.jpg

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

vetryanaya-mel-nitsa_1.jpg

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

veter-naduvaet-parus_1.jpg

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

zachem-nuzhen-veter_1.jpg

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

veter-i-rasteniya_1.jpg

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя. Над землей поднимается пар только там, где есть вода, над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

veter-i-dozhd-_1.jpg

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?. О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми Вы можете прочитать в рубрике Мир вокруг нас:

1)Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

2) Задачи на логику для детей по теме Ветер развитие мышления, речи, внимания малышей

3) Подвижные развивающие игры по теме Ветер учимся, играя!Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.

4) Добрые сказки. Пять сказок о ветре и мультфильм для детей.

5) Стихи о ветре. Учимся, играя! стихи, загадки, развивающие задания в картинках, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для малышей.

Источники:

  • https://razvitie-krohi.ru/otchego-i-pochemu/pochemu-duet-veter.html
  • http://pochemu-tak.com/pochemu-duet-veter/
  • https://ECOportal.info/pochemu-duet-veter/
  • https://1-kak.ru/103-otkuda-beretsya-veter.html
  • http://rodnaya-tropinka.ru/otkuda-beretsya-veter/

Комментировать
Это интересно
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит