Как выучить буквы и алфавит с ребенком 3-6 лет

СОДЕРЖАНИЕ

Хотите узнать о самом эффективном способенаучить ребенка буквам и выучить алфавит вкратчайший срок? С нашими рекомендациями вам не составит труда научить ребенка алфавиту в3-6 лет. Всего замесяц коротких занятий вы сможете выучить с ребенком гласные и согласные звуки и начать читать.

ucim-alfavit.jpgwww.fullhdoboi.ru

Зачем учить ребенкаалфавиту

Прежде чем познакомить ребенка с буквами русского алфавита, ответьте себе на вопрос, ЗАЧЕМ вы хотите это сделать именно сейчас. Вашему малышу 5 или 6 лет и вы хотите подготовить его к школе?Ему2года и вы хотите похвастаться успехами маленького гения перед знакомыми и родственниками? Малышу 3 года и вы хотите всеми доступными вам способами вложить в него максимум, чтобы не упустить оптимальный момент для всестороннего развития? Что?

Безусловно, можно научить ребенка алфавиту в любом возрасте. Вы можете показывать карточки с буквами уже с пеленок, но Давайте отбросим в сторону родительские амбиции и сфокусируемся на объекте ребенке. Для чего ему знать буквы? Правильно, чтобы читать! А вы уверены, что прямо сейчас он ГОТОВ постигать азы чтения? Почитайте, какие условия необходимы для того, чтобы научить ребенка читать в наших статьях и только после этого примите правильное решение:

  • Как научить ребенка читать в 3 года: плюсы и минусы
  • Как научить детей 4 лет читать
  • Как научить ребенка читать по слогам
  • Как научить ребенка хорошо читать: методы обучения чтению

Любые знания должнынаходить применение на практике. Вы должны четко понимать, что за изучением букв и алфавита идет обучение ребенка чтению. Иначе нет смысла, есть куча других эффективных способов развить память, мышление, речь. Не обязательно для этого учить буквы с полуторагодовалым малюпасом, который еще не в состоянии их правильно произнести. Если вы слишком рано начнете знакомство с алфавитом, высока вероятность, что ребенок просто забудет буквы к тому моменту, когда будет готов осваивать чтение. Или второй, более страшный момент. Выучив бэ, вэ, дэ, ребенок не сможет читать, ведь при чтении работают другие правила. Чтобы сливать слоги и превращать их в слова, нужно произносить звуки совсем не так. Переучивать всегда сложнее. Будьте аккуратны с выбором говорящих игрушек и книг: там не всегда правильно произносят буквы!

ucim-alfavit-2.jpghappymama.ru

Само по себе знание алфавита ничего не дастмалышу. Он просто зазубрит его как песенку или стишок, но это не научит его читать. Поэтому оставьте изучение алфавита для детей 5-6 лет, которым он понадобится в школе, а с малышами просто учите буквы, не придерживаясь алфавитной последовательности.

  • Алфавит это не просто все буквы, это буквы в ОПРЕДЕЛЕННОЙ последовательности.
  • Алфавит это база любого языка.
  • Алфавит это ключ ко всем словарям, справочникам, энциклопедиям и пр. документам, где важен порядок и систематизация.
  • Знание алфавита экономит время.

Учим буквы: с чего начинать

Вкакой последовательности учить буквы? Нужно ли учить алфавит? Начинать с гласных или согласных?

Давайте четко, итак:

1. Не нужно учить буквы в алфавитном порядке.

2. Не учите буквы вперемешку: то гласные, то согласные.

3. Первыми выучите с ребенком 10 букв, обозначающих гласные звуки.

О том, как выучить 10 гласных за 5 занятий мы подробно писали. Методика действительно очень эффективная и простая. Справится любая мама.

4. Согласные лучше учить после гласных.

5. Называйте звуки, а не то, как буква произносится в алфавите.

Почему важно хорошо выучить 10 гласных?

Как показывает практика, плохо читающие дети запинаются, потому, что забывают, как читаются гласные. Чтобы ребенок не спотыкался во время чтения, не торопитесь, изучая буквы. Уделите внимание на начальном этапе именно гласным: как произносятся, как выглядят на письме. Итолько после этого переходите к согласным.

Как научить ребенка алфавиту в 3-4 года

Если вы решили учить ребенка буквам в 3 года, помните, что ничего нельзя делать через силу, только игры, только занимательные упражнения и НИКАКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Эти рекомендации актуальны для любого возраста, ведь вы не хотите выработать нежелание учиться и ходить в школу в дальнейшем.

  • Не ждите, что ребенок сразу запомнит много букв. Не преследуйте цель выучить весь алфавит, на это потребуется время.
  • Два раза внеделю давайте ребенку новый материал, авостальные дни повторяйте и закрепляйте пройденное.
  • С ребенком 3-4 лет достаточно заниматься2-7 минут вдень.
  • Учите гласные парами, так ребенку будет легче запомнить:А Я, О Ё, У- Ю, Ы И, Э Е.
  • Прежде, чем знакомить ребенка с согласными и приступать кобучению чтению, убедитесь, что знание всех гласных доведено доавтоматизма.

Как выучить согласные: игровая методика

Согласных гораздо больше, чем гласных. На их изучение потребуется больше терпения, сил и времени. Но все получится, если четко следовать рекомендациям и не торопиться.

Приготовьте таблица.Каждая таблица состоит изшести строк. Вверхней строкенапишите или напечатайтесиним цветом твердыесогласные,зеленым мягкие. В остальных строчках напишите короткие открытые слоги.

ББЬ
БАБЯ
БОБЁ
БУБЮ
БЫБИ
БЭБЕ
ВВЬ
ВАВЯ
ВОВЁ
ВУВЮ
ВЫВИ
ВЭВЕ
ГГЬ
ГАГЯ
ГОГЁ
ГУГЮ
ГЫГИ
ГЭГЕ
ДДЬ
ДАДЯ
ДОДЁ
ДУДЮ
ДЫДИ
ДЭДЕ
ЗЗЬ
ЗАЗЯ
ЗОЗЁ
ЗУЗЮ
ЗЫЗИ
ЗЭЗЕ
ЛЛЬ
ЛАЛЯ
ЛОЛЁ
ЛУЛЮ
ЛЫЛИ
ЛЭЛЕ
  • Вместе сребенком пропойте песенки гласных звуков: грубым низким голосомА, О, У, Ы, Э и высоким тонким голосочкомЯ, Ё, Ю, И, Е.
  • Четко произнесите согласные в верхней строке таблицы. На каждом занятии работайте с 6 таблицами.

ВАЖНО! Следите, чтобы ребенок и вы сами произносили согласные чисто, чтобы послених неслышались посторонние гласныеЫилиИ.Если ребенок привыкнет говоритьДы,Сывместо чистых звуковД,С, тоичитать онбудет неправильно. Сложней всего произносить чистые звукиБ, В, Г, Д; БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ. Остальные легче, особенно глухие. Научить ребенка правильно произноситьЗиЗЬ, например,очень просто. Спросите ребенка: Как большой комар гудит?З-З-З.Нет, неЗы, аЗ-З-З!Комар неумеет говоритьЗы, онделаетЗ-З-З.Акак маленький комарик гудит?ЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.Комарик неумеет говоритьЗи, онделаетЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.Вот так мыиназываем эти буковки:З-З-ЗиЗЬ-ЗЬ-ЗЬ.

  • Точно так же пропойте слоги, как вы делали это с гласными.
  • Покажите ребенку втаблицах буквуЬискажите, что она называется мягкий знак. Время отвремени напоминайте емуее название.

Буква Ь не обозначает звука, алишь УКАЗЫВАЕТ на мягкость согласного.

  • На отдельной карточке напишитеЙ. Назовите, как этот звук звучит. Приведите примеры слов, которые начинаются на этот звук:йод, йогурт, йог.

Само название буквы Икраткое ребенок узнает позже, когда будет учить алфавит.Время отвремени напоминайте ребенку обэтой букве, ПРОИЗНОСЯ ЕЕ ЗВУКОМ.

  • По несколько раз в день возвращайтесь к этим таблицам и пропевайте вместе с ребенком склады. Делайте это регулярно.
  • Когда увидите, что ребенок все делает правильно, замените 2 таблицы двумя новыми.
ММЬ
МАМЯ
МОМЁ
МУМЮ
МЫМИ
МЭМЕ
ННЬ
НАНЯ
НОНЁ
НУНЮ
НЫНИ
НЭНЕ

Методика такая же. Пропевайте все 6 таблиц ежедневно вместе с ребенком. В результате ребенок повторит старые и выучит 2 новых буквы.

  • Снова замените 2 таблицы двумя новыми и т.д.

Если вы будете придерживаться плана 2 раза в неделю новое, в остальные дни повторяем, ваш ребенок выучит 32 буквы русского алфавита за месяц. СЪвыпознакомите ребенка позже, когда он начнет читать и встретит эту букву в словах.

ВАЖНО! В русском языке есть звуки и склады-близнецы:Ж-ЖЬ,ЖО-ЖЁ,Ш-ШЬ,ШО-ШЁ,Ч-ЧЬ,ЧО-ЧЁ,Щ-ЩЬ,ЩО-ЩЁ,ЦЫ-ЦИ.Пишутся они по-разному,но звучат одинаково! Обязательно обратите на это внимание ребенка.

Как научить ребенка алфавиту в 5-6лет

Возраст 5-6 лет наиболее оптимальный для изучения алфавита и начала обучения чтению. Лучше, когда в школу ребенок пойдет подготовленным. ВАЖНО только готовить его грамотно, чтобы учителю не пришлось переучивать, а ребенку страдать из-за неумелых действий родителей или сердобольной бабушки, которая хотела как лучше.

Все те же приемы, что были подробно описаны для обучения алфавиту детей 3-4 лет применимы и с дошкольниками 5-6 лет.

Если ваш ребенок уже знает часть букв, вы можете немного ускорить процесс: учить и повторять гласные одновременно с согласными. Параллельно можно учиться читать по слогам.

Самое важное в этом возрасте обращать внимание на ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. При необходимости обратитесь к логопеду, чтобы помог поставить правильные звуки, ведь от этого напрямую зависит успех в обучении в школе.

Частая проблема в этом возрасте звук Р. Вы можете поработать с ребенком самостоятельно, регулярно выполняя специальные упражнения.

Уважаемые читатели! Поделитесь в комментариях своим опытом и мнением, как научить ребенка алфавиту.

Когда начинать учить алфавит

Развитие ребенка делится на несколько этапов. В определенном возрасте малышу важна только близость с мамой, дальше он узнает новые тактильные ощущения, потом пробует мир на вкус и родителям приходится следить, как бы он не съел ничего запретного, но, чем ближе школа, тем больше волнения не пора ли учить алфавит?

Первое, что надо сделать выяснить, готов ли к этому ребенок? Проявляет ли он интерес? Заглядывает ли в вашу книгу или убегает, как только вы зовете его: пойдем, покажу, как пишется буква А? У кого-то этот интерес просыпается уже к 3-4 годам, а кто-то будет готов только к школьному возрасту. Ведь раньше читать учили в школе.

childrens-library-1008229_960_720.jpg

Читайте также Важнее снять у детей страх перед книгой, чем чтобы ее прочли от корки до корки

Психолог Ирина Катин-Ярцева:

Одним из основных препятствий на пути к чтению, как это ни странно, является слишком раннее развитие. Наше время время амбиций, время соревнования. Чем раньше начнешь, тем больше успеешь так кажется многим родителям. И они прикладывают много усилий, с рождения занимаясь с ребенком по развивающим методикам, показывают им карточки, кубики, развивая отдельные способности ребенка, что часто идет в ущерб другим, позабытым, непрестижным и приводит в конечном итоге к неравномерному развитию, к очень неустойчиому фундаменту его знаний и навыков.

К двум годам некоторые дети уже знают весь алфавит, чем родители очень гордятся, и оказываются немало разочарованы, когда потом оказывается, что ребенок все позабыл. В 3-4 года родители пытаются научить некоторых карапузов читать, ведь есть же дети, которые читают в 4 года, значит и наш может Очень хочется, чтобы ребенок выделялся среди сверстников интеллектом и навыками.

В этой гонке мы часто забываем о том, что все дети разные. Физиологически большинство из них не готовы учиться читать раньше, чем в 5-6 лет, не созревают еще механизмы мозга, которые позволяют складывать буквы в слова. И часто ребенок здесь оказывается в ситуации неуспеха, когда он просто не может выполнить то, что от него требуют родители. Кроме того, в этот момент часто начинается давление на ребенка. Его ругают за то, что он не хочет читать или покупают его усилия (прочтешь абзац дам конфетку). Бывает, что за чтение ребенку приходится расплачиваться подробным отчетом понял ли он прочитанное, запомнил ли.

Не стоит настаивать, если ребенок пока не готов к тому, чтобы начать учить алфавит. Предлагайте ему новое занятие постепенно с уважением и терпением.

story-4220329_960_720.jpg

Как выучить буквы: с чего начать

Наши советы это несколько простых решений, как выучить алфавит с ребенком.

  1. Заинтересуйте ребенка.
  2. Играйте с буквами.
  3. Развивайте мелкую моторику.
  4. Займитесь творчеством.

Как выучить алфавит с ребенком? Заинтересовать его! Вы читаете малышу любимую сказку, он удивляется как выделаете это? Мимоходом можно показывать ему буквы и слова. Первая буква имени ребенка, А, Б и В это те буквы, которые даются лучше всего. Можно потихоньку начать выделять их в тексте, обращать на них внимание ребенка, поначалу не требуя строгих отчетов запомнил ли?

Играть с буквами это здорово. Буквы, нарисованные на кубиках или магнитная доска, карточки с буквами и картинками, плюшевые буквы Вариантов много. Пусть буквы станут героями ваших игр и сказочных историй. Истории это то, что нравится и детям и взрослым. Малышам проще запоминать информацию в игре.

Складывайте буквы из пуговиц, камушков, бусин и других мелких предметов. Это поможет не только развивать моторику, но и запоминать новую информацию.

Рисуйте буквы пальчиковыми красками, выводите букву пальчиком ребенка, лепите из пластилина. Это укрепит вашу связь с ребенком и познакомит его с буквами.

Как выучить алфавит

Алфавит с ребенком учат по одной букве

  • Не стоит перегружать ребенка новой информацией, иначе в дальнейшем у него появится отвращение к учебе, к удивительному процессу познания. Когда ребенок уже знаком с буквами, можно попробовать начать выкладывать их в алфавитном порядке, попытаться складывать слова. Все это опять же подается в форме игры.
  • Психологи советуют игру в мешочек, когда ребенок достает буквы из мешочка, называет их и пробует разложить в алфавитном порядке.
  • Запомнить алфавит проще под музыку. Вы можете вместе слушать детские песни про алфавит.

  • Многие программы в телефоне помогают детям учить алфавит. Много времени со смартфоном проводить все же не стоит, но полчаса в день с обучающей программой не навредит.

Читайте также Как я читаю детям

kids-reading-3516430_960_720.jpg

Как выбрать букварь

  • Если порядок букв в Азбуке строго соответствует алфавиту, то букварь учит главному соединять буквы, которые ребенок уже знает, в слова. На первом месте по популярности в списке современных букварей уверенно держится Букварь Н. С. Жуковой. Этот букварь направлен на решение и предотвращение логопедических проблем. Дети учат буквы от звука к слову, постепенно вводятся слоги.
  • Если у малыша есть трудности в произношении, есть и другой хороший вариант, написанный логопедом Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению Н.В. Нищевой с авторской методикой. Простые и знакомые звуки для малыша постепенно облекаются в буквы с учетом возрастного развития речи ребенка, а также с учетом особенностей детей, у которых есть сложности с произношением.
  • Самостоятельность в чтении помогает развить Букварь; пособие по обучению чтению детей Е.И. Соколовой. Он написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы.
  • Для творческих детей есть красочный Букварь Д.И. и Е.Н. Тихомировых. Дидактический материал этого букваря очень яркий и интересный. Если ребенку скучно учить буквы это отличный вариант.
  • Главное помнить, что обучение буквам и алфавиту это интересный и спокойный процесс, где не должно быть принуждения и страха. Мы учим детей читать, чтобы познакомить их с удивительным миром книг, чтобы они могли радоваться миру и перенимать опыт, знания других людей.

Есть такая проблема страх перед книгой. Первый раз, когда он возникает, это в момент перехода от книги с картинками к той, в которой много букв. В этот период не важно, какую книгу первой заглотит ребенок, главное, чтобы совершился этот переход, пишет Оксана Вениаминовна Смирнова, учитель литературы Православной Свято-Петровской школы (Традиционной гимназии).

Азбука, странная и непонятная: как учить?

Решение о том, как именно учить своего ребенка, ложится на плечи родителей. И это не случайно: некоторые дети могут выучить азбуку в 2-3 года, а некоторым это сложно и перед школой. По этой причине важно подобрать игру для изучения азбуки в соответствии с уровнем вашего малыша. Если ему не скоро в школу, мы рекомендуем самые простые игры про алфавит со сказочными персонажами, так как именно они позволяют научиться отличать буквы друг от друга максимально легко и непринужденно. Также в них предусмотрены подсказки и интересные сюжетные повороты: по этой причине игры азбука не наскучат вашему чаду.

Игры про азбуку и алфавит: детям постарше

Детям старшего дошкольного возраста можно подобрать более сложные игры про алфавит. Там уже будут и призы, и сюжет по мультфильму/мультсериалу (лесные звери, супергерои, принцессы и злодеи), и веселая музыка. Прибавьте к этому крупные картинки, хорошие, подробные пояснения и короткие задачки, и вы поймете, что вашему ребенку понравится эта часть раздела игр про алфавит.

Вы и ваш ребенок путаетесь во всем многообразии игр про алфавит, слова и предложения? Не стоит усложнять! Начните с обучения ребенка буквам, а также вспомните, каким красочным, ярким и доступным по содержанию был букварь. К сожалению, его может не оказаться под рукой, но это не беда: игры про алфавит с легкостью заменят этот старый добрый учебник. В виртуальной азбуке ваш ребенок найдет животных и предметы по алфавиту, а в некоторых из заданий ему предстоит поставить их все по своим местам!

Буквы там и буквы здесь

Ваш ребенок уже познакомился с алфавитом, и ему не терпится пойти вперед? Если он уже может назвать все буквы по порядку, то у нас есть для него задания посложнее. А что, если ваш ребенок попробует собрать букву, или слово по частям? Собранные буквы и слова потом можно будет раскрасить, или даже перевести на английский язык. Как вас такая практика? Также есть вариант с яркими паззлами на тему алфавита и эта игра тоже понравится вашему ребенку.

Игры про азбуку и алфавит для всех детей!

Итак, ваш ребенок уже изучил алфавит через игры и закрепил его настолько, что ему не терпится прочитать короткую детскую сказку? Не торопитесь, проверьте еще раз, умеет ли он соединять буквы в слова. И в этом вам тоже помогут игры про алфавит! Всего лишь несколько миссий по соединению букв в слоги, а слогов в слова, и вы поймете, можно ли доверить маленьким пальчикам и глазкам их первую книжку. Не забывайте похвалить ребенка: игры про алфавит это очень сложная и интересная вещь для каждого дошкольника!

Дошкольный возраст — лучший период обучения буквам

У многих родителей, имеющих маленьких деток, возникает вопрос: когда лучше всего начинать знакомство с алфавитом? Существует несколько мнений на изучение букв дошкольниками:

  1. По мнению многих современных родителей, нужно учить ребенка читать, как только он заговорил. Они начинают осваивать оригинальные методики, закупают специальные пособия. Однако не всегда хватает терпения и знаний, чтобы довести до конца начатое обучение. Поэтому задача родителей — так организовать домашнее обучение, чтобы оно было по силам и взрослым, и детям.
  2. 6b6d7ef654bdfc36302d33e95ca35b3b2b9aa659.jpegПо мнению психологов, спешить учить с ребенком алфавит не надо. Если ребенок не готов к восприятию учебного материала, у него может возникнуть стойкое нежелание учить буквы и впоследствии читать. Ведь это достаточно трудное занятие, требующее напряжение ума, внимания, речи. Специалисты считают, что оптимальным для обучения буквам будет возраст 4 5 лет, когда малыш психологически готов обучаться. В этом возрасте в большей степени проявляется интерес ко всему новому, желание быть как взрослый. Этим интересом и стремлением к познанию нового и должны воспользоваться взрослые.
  3. По мнению педагогов (авторов раннего обучения чтению Н. Зайцева, Г. Домана, В. Воскобовича), можно учить с малышом алфавит гораздо раньше дошкольного возраста, например, в год — два года, если у крохи проявляется такое желание. Главное, что нужно помнить родителям, учение должно быть без принуждения.

Рекомендации по знакомству с алфавитом

Чтобы знакомство с буквами стало интересным и доступным занятием для дошколят, подталкивало их к дальнейшему обучению чтению, родителям необходимо познакомиться с рекомендациями специалистов. Это даст возможность без труда организовать домашние занятия. Итак, по каким принципам учим буквы с детьми:

  • Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте должна стать главным приемом обучения ребятишек, поэтому принцип домашних занятий — учим буквы, играя.
  • Знакомство с алфавитом — достаточно трудное дело для дошколят, поэтому работа ведется постепенно, от простого к сложному. Не надо требовать от ребенка механического запоминания сразу всего алфавита. На каждом занятии нужно осмысленно отрабатывать одну букву, закреплять предыдущий материал и осваивать новый.
  • Перед началом обучения взрослый должен сам научиться правильно называть буквы: четко и ударно согласные (б, но не «бэ», м, р, с, но не «эм, эр, эс»). Гласные нужно научить ребенка произносить протяжно, например, а — а- а.
  • Полезнее звуки и буквы изучать одновременно для выработки дальнейшего навыка чтения по слогам. Такой прием поможет поддержать интерес к довольно монотонным заданиям. Можно начинать составлять слоги, когда появится необходимый запас букв (ба, ма, па, да). Необходимо также показать, что изучаемая буква обязательно входит в состав каких-либо слов, например, а — арбуз, о — осень, у — улитка и т. д.
  • Специалисты рекомендуют знакомить с буквами и звуками в том порядке, в котором они формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии организма). В первую очередь, это гласные звуки а, о, у, ы, э и согласные. Гласные я, е, ё, ю состоят из двух звуков, поэтому изучаются в более старшем возрасте.
  • Закрепление знаний о буквах должно сопровождаться интересной для малыша деятельностью: рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием. Для этого специалистами разработано много игр и упражнений, которыми можно воспользоваться при подготовке к домашним занятиям.

Игры и упражнения для домашних занятий

Как научить ребенка буквам дома? Кроме специальных пособий, таких как, букварь, азбука, в психолого-педагогической практике можно найти много интересных заданий для закрепления знаний о буквах и звуках. Родителям такие подборки помогут грамотно и, главное, интересно организовать домашнее обучение. Не стоит браться за сложные игровые задания, самые простые забавы могут стать увлекательным обучающим средством для малышей.

Строим необычный дом

Простейшее игровое упражнение с кубиками поможет закрепить название букв. Взрослый может приобрести готовые кубики с изображениями букв, можно вместе с ребенком подготовить самодельные, домашние, например, раскрасив обыкновенные деревянные кубики. С их помощью учим буквы, например:

  • построим лесенку из букв, которые умеют петь (гласные звуки а, о, у, ы, э);
  • построим кукле домик из кубиков с разными буквами и научим их называть д, о, м;
  • покажем правильный кубик — отгадку, например, на загадки с буквой б:

8110e9c8f323d24ef3104bad628218e7d957f8f1.jpegХожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу (белка)

Есть в реке работники Ни столяры, ни плотники, А выстроят плотину — Хоть пиши картину (бобры)

  • найдем кубик, где нарисован аист (спросить, какая первая буква).

Творческий подход родителей поможет сделать игру с кубиками увлекательным занятием. Кубики с определенной буквой можно располагать повсюду: в комнате, кухне, прихожей; на шкафу, телевизоре, столе, подоконнике, чтобы они постоянно сопровождали малыша.

Где спряталась буква

Взрослый раскладывает один экземпляр букв в разных местах комнаты, другой вывешивает на видном месте для сравнения. Среди них буква, которую ребенку нужно найти. Игра проводится по типу «горячо — холодно». Игрок выполняет инструкцию взрослого, например: иди прямо, потом повернешь налево, сделаешь два шага, опять повернешь налево. Ведущий руководит движением при помощи слов «холодно, теплее, опять холодно, тепло, горячо». На пути малыш находит другие буквы и сравнивает с искомой. Кроме закрепления буквы, отрабатываются пространственные навыки.

Кто быстрее соберет буквы

Играть желательно нескольким участникам, поэтому хорошо, если в игре примет участие вся семья. На площадке раскладываются картинки с различным изображением одной и той же буквы, игроки по сигналу ведущего начинают их собирать. Хорошо использовать веселые стишки, можно собственного сочинения, чтобы создать позитивный настрой, например: «К букве б ведет нас стрелка. Вот березка, а вот белка». Выигрывает тот, кто быстрее соберет большее количество изображений. Обязательно среди выигравших должен быть обучаемый.

Мешочек с буквами

Изучаем буквы с ребятишками по классическому варианту «чудесного мешочка». Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается с изучаемой буквы, например, «р»: ручка, рыбка, ремешок, расческа, ромашка, робот. Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. В дальнейшем игра усложняется тем, что изучаемая буква перемещается в середину и конец слова.

На что похожа буква

f59588976fc0dc8ae7082933488b79ce316f250e.jpegИгра проводится по типу ассоциаций (образов, возникающих в сознании в ответ на букву). Такие задания помогают детям легко запомнить буквы, без их многократного повторения. Ассоциации могут быть примерно такими: придумай предмет, на который похожа буква (А похожа на крышу домика, О — баранка, колесо, У — веточка с дерева упала, Ж — жучок, П — воротики). В этом упражнении интересно будет использовать стишки, которые можно отыскать в любом пособии для дошкольников, например:

Б похожа на трубу, Что гудит: Бу-бу, бу-бу!

Похожа В, сомнений нет, На крендельки, велосипед.

Буква Д смотрите, вот К нам корабликом плывет.

Буква Ж совсем как жук Примостилася на сук.

Развивающие онлайн — игры

Кроме классических игр и упражнений, как один из приемов, в современной педагогике активно используются онлайн — игры. Их с успехом можно вводить в домашние занятия. Главное — помнить, что время пребывания у компьютера должно быть ограничено для дошколят от 10 до 15 минут. Игры также должны соответствовать возрасту детей, уровню знаний и методическим требованиям, например, малышей онлайн — игра учит правильно называть буквы, старших дошкольников — запоминать очередность букв, составлять слоги, искать пропущенные буквы в словах. Учим буквы с детьми при помощи, например, таких игр:

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит прямо чудеса творит! Любую букву нажимай и сразу слово получай! В игре дошколенок закрепляет правильное название буквы и видит картинку, на которой изображен предмет на эту букву. Полезно упражняться в таком задании тем деткам, которые еще только начинают узнавать буквы. Старшим дошколятам можно игру усложнить, предлагая запомнить их очередность в алфавите.

Cоединить точки

Игры по типу соединения точек одной линией предназначены для старших дошкольников, помогают запомнить очередность букв, различать гласные и согласные буквы. Например, одна из таких онлайн — игр «Лисята», в которой при помощи правильного соединения букв получается веселая картинка. Игрок, нажимая на кнопки клавиатуры и соединяя точки, запоминает буквы. Если задание выполнено правильно, снег засыпает зимний лес. Более сложный вариант: дошкольнику объясняют, что гласные буквы (поющие) — раскрашены в красный цвет, согласные — в синий (твердые), в зеленый (мягкие). Ребенок должен произнести их с правильной артикуляцией.

Как научить ребенка алфавиту при помощи творчества

Родителям будет интересно узнать, что кроме классических приемов знакомства с буквами, существуют другие увлекательные приемы, которые заинтересуют и взрослого, и ребенка. Они основаны на творческой деятельности, которая всегда привлекает дошколят: аппликации, рисовании, лепке, конструировании.

Аппликация

Взрослый вместе с ребенком вырезает буквы из плотной бумаги довольно крупного размера. Затем идет подготовка украшений, это может быть крупа, ткань, цветная бумага, бисер. Украшения с помощью клея наносятся на трафареты. Получаются яркие красивые буквы, которые можно собрать гирляндой и расположить в разных местах (детском уголке, стене, на елке).

Рисование

Рисование букв является оригинальным приемом для их запоминания. Рисовать можно на бумаге фломастерами, доске и асфальте мелками, палочкой на песке. С этой же целью можно использовать всевозможные книжки-раскраски, старые журналы, в которых можно вместе с дошколенком искать и обводить фломастером знакомые буквы.

Лепка

Буквы запомнятся быстрее, если их подержать в руках и манипулировать с ними, то есть полепить. Одновременно это хорошее средство для развития мелкой моторики, напрямую связанной с речью. Для этой цели подойдет пластилин, глина, соленое тесто. Также, как и в аппликации, готовые буквы можно украсить горошком, бисером или просто раскрасить гуашевыми красками.

Конструирование

8b817560ce193d7d486567efd685ed7125354687.jpegПостройка букв — увлекательное занятие для детворы! Помогает не только закрепить алфавит, но и развивает моторику рук, мышление, внимание, стремление к ассоциациям (видеть буквы в окружающих предметах).Строить или конструировать буквы можно не только из специального конструктора (металлического, деревянного, пластмассового), но и из любого подручного материала. Например, из палочек, спичечных коробков, книжек — малюток в твердом переплете. Все, чем богата фантазия, может стать материалом для постройки букв.

Учим алфавит: для детей 3, 4, 5лет

Алфавит основа будущих знаний ребенка. Желание уметь читать поможет ему визучении школьной программы, развитию самооценки, активизации мозговой деятельности. Возраст учеников вносит индивидуальные особенности впроцесс обучения.

Проблемы исложности вовремя обучения буквам:

  • Каждый ребенок индивид, сосвоими врожденными особенностями. Один ученик будет срадостью выполнять физические упражнения, другой учиться читать, третий рисовать. Некоторые дети еще невсостоянии одолеть процесс обучения.
  • Неусидчивость непосед. Процесс обучения долог итяжел, поэтому некоторые малыши необладают достаточной усидчивостью.
  • Отсутствие мотивации. Занятие должно очень сильно завлечь ребят, иначе изучение алфавита ихнепривлечет. Ведь малыш незнает, что онему будет нужен вжизни.
  • Малыш неготов морально.

Восколько лет ребенок должен знать алфавит?

Для каждого малыша индивидуален свой темп. Специалисты считают, что раннее обучение способно отбить умаленького ученика все желание заниматься изучением.

Практически все дети могут освоить азбуку кпяти годам. Доэтого возраста следует смотреть наребенка иего уровень развития. Если малыш готов, томожно начинать учить втри или четыре года. Первые занятия должны быть быстрыми ивеселыми, иначе все успехи пропадут. Когда учим буквы для детей 3лет, следует создать специальные условия. Материал, согласно методике, следует преподнести так, будто это чадо просит его научить читать. Если ребенок способен только зазубрить оннеготов.

Даже если ребенок неготов, родители могут прибегнуть кхитрости иделать мини-занятия вигровом формате. Тогда оннепоймет, что его обучают.

Специалисты единогласно поддерживают, что малыш, который идет вшколу, должен знать буквы извуки.

Как правильно произносить буквы русского алфавита для обучения ребенка?

Врезультате обучения ребенка азбуке, унего формируется каждой буквы правильное произношение ипонимание звуков. Поэтому взрослые, обучая, должны произносить буквы извуки верно.

Детский мозг тяжело воспримет дальнейшие попытки изменить изученный материал ивозможно, ребенок так ибудет ихпроизносить:

  • Строго следовать транскрипции. Неследует смягчать звуки, если это нетребуется. Ребенок должен знать, что правильно произносятся, как эм, эн итэ. Если чаду сказать, что это Мэ иНэ, тоонтолько запутается.
  • Произношение обучающего должно быть безукоризненным.
  • Звуки можно пропевать или рассказывать встихотворной форме. Это внесет элемент игры ипоможет малышу быстрее запомнить алфавит.
  • Неторопиться соспецифическими буквами. Например, смягким знаком. Его лучше оставить напотом. Можно придумать мальчику или девочке занимательную историю отом, почему мягкий знак стал мягким.
  • Напервоначальных этапах следует проговаривать звуки, илишь потом приступать кбуквам.

Что делать, если малыш нехочет учить буквы?

Как выучить буквы, если малыш отказывается это делать? Впервую очередь родители должны понимать, что следует оценить его готовность кобучению.

Следует развивать укрохи интерес, придумывать игры. Неустанавливать строгие часы урока, аучить вдругом месте, вдругое время. Например, впарке. Неформальная обстановка часто дает неожиданные результаты. Закаждый успех его нужно хвалить, дать посмотреть Лунтика. Можно отобрать несколько игр, идать малышу выбратьту, вкоторую хочет игратьон.

Стоит вывести занятие надолжный уровень. Занятие должно быть, как минимум нескучным, видеале очень интересным. Некритиковать, показывать своим примером наделе, каким должно быть действие. Использовать карточки или другой методический материал. Поощрять изамечать все его рвения. Нельзя кричать.

Этапы обучения чтению

Научить малыша читать можно, только используя определенную систему, впротивном случае ребенок запутается. Обучение русскому языку делится нанесколько важных этапов:

  • Научить кроху буквам. Это основа основ.
  • Научить соединять буквы вслоги. Для начала берутся легкие слоги. Например, МА, БА, ВА, ГА. Нужно обыграть это занятие так, чтобы было интересно.
  • Доведение предыдущего этапа досовершенства.
  • Изучение других, более тяжелых для произношения, слогов. Чтение простых, несложных слов.
  • Чтение сложных слов.
  • Чтение словосочетаний.
  • Чтение предложений.
  • Отработка полноценного чтения.

Гласные буквы русского алфавита: карточки для детей

Специалисты рекомендуют начинать изучение языка сгласных букв. Они легче иребенку нетак трудно учитьих. Звуки этих букв отображаются красным цветом. Карточки можно изготовить самостоятельно, аможно приобрести вспециализированном магазине.

Есть вариации карточек скартинками. Накартинке может быть изображен одушевленный или неодушевленный предмет, наименование которого начинается наназванную букву.

Существует множество различных заданий, используемых для обучения детей буквам:

  • Назови предмет. Ход игры: ведущий выбирает одну карточку, содержащую гласную букву, аребенок должен назвать предмет, который начинается сэтой буквы. Если участвуют несколько детей, можно внести соревновательный элемент для большего результата.
  • Язнаю 5. Ход игры: ведущий предлагает задание саналогичными условиями, увеличивая количество названных слов.
  • Найди букву. Ход игры: ведущий объявляет, что будет называть предметы, адети должны найти гласную, накоторую они начинаются.
  • Отгадай-ка!. Ход игры: ребенок должен быстро иверно назвать показанную воспитателем букву.

Если детей много, все игры можно переделывать под большее количество участников. Победителей можно награждать, правильно ответивших участников обязательно хвалить.

Как выучить согласные буквы?

Для лучшей эффективности, согласные изучаются после гласных букв. Накарточках подобный звук раскрашивается синим цветом. Различая ихпоцвету, ребенок способен визуально отличить гласные отсогласных, что откладывается унего впамяти.

Можно предложить ребенку неокрашенные поля звука, идать ему использовать ихвкачестве раскраски. Игровые задания используются поаналогии сгласными буквами. Для ребенка, который освоит игласные, исогласные можно делать буквенный микс.

При возрастании уровня развития ребенка, задания усложняются. Карточек можно сделать столько, сколько нужно для более продуктивных занятий. Задействуя большее количество карточек, можно предлагать детям строить слоги, слова, фразы, предложения.

Интерактивные технологии для обучения буквам

Прогресс идет семимильными шагами, поэтому сейчас уродителей есть все возможности использовать интерактивные развивающие игры. Дети судовольствием учат буквы интерактивно, так как это очень познавательно иинтересно.

Говорящая азбука для детей

Развивающая азбука для детей нетолько дает представление обуквах, ноипроизносит ихсамостоятельно. Для этого нужно просто нажать накнопочку. Процесс хорош тем, что ребенок может нажимать кнопки самостоятельно.

Ребенок, нажимая накнопку слышит инужную букву, иопределенное слово. Расширенные версии могут быть дополнены различными мелодиями или стишками. Все сделано для того, чтобы детский мозг лучше изучал язык.

Есть симбиоз, комбинирующий обучение азбуке ицифрам. Имеет тотже принцип, нодополнен цифровой панелью. Например, при нажатии кнопки 3, озвучивается цифра три. Есть модификации ввиде полноценных книг. Используяих, ребенок также сможет учиться врежиме онлайн.

Плакаты, как правило, сенсорные иработают засчет батареек. Вцелом, это помогает детям развивать знания иоблегчает задачу родителя. Может использоваться икак основной, икак вспомогательный элемент.

Говорящий алфавит для детей

Говорящий алфавит имеет сходное значение, нонаправлен наизучение именно алфавита.

Выбор зависит исключительно отродителей малыша.

Игробуквотека поэтапная методика обучения чтению

Игробуквотека инновационная методика, призванная помочь детям втаком непростом деле, как обучение чтению. Ееособенность втом, что она неимеет цели только обучить малыша чтению. Технология ставит своей задачей научить малыша читать иписать. Важное место уделяется играмотности чада.

Этапы:

  1. Начальный этап предполагает изучение букв. Для учебы следует сделать так, чтобы буквы были большие. Малыш должен ихвидеть регулярно. Так они будут лучше откладываться вего памяти. Желательно сбуквой показывать картинку, соответствующую буквам. Например, С сова. Отдельное внимание создатель программы уделяют произношению звука. Звук должен прописываться так, как произносится. Это убережет ребенка отпутаницы инедопонимания. Следует особое внимание уделять надписям вобщественных местах, мотивировать ребенка наихпрочтение. Увидев пройденную ранее букву, нужно показывать еемалышу навывеске. Повсем непонятным вопросам нужно сразуже давать объяснения. Для обучения используются методы, которые будут нравиться малышу. Любые игрушки, дающие результат, могут быть применены. Можно использовать кубики сбуквами, паззлы, вырезать буквы самостоятельно иприменять различные ролевые игры, содержащие буквенные элементы. Начинать следует слегких элементов, постепенно утяжеляя процесс.
  2. Разобравшись свопросом, как учить буквы, следует учить ребенка соединению вслоги. Обучение отпростого ксложному. Чаду предоставляются наглядные картинки. Для того чтобы облегчить понимание соединения слогов, нужно визуализировать процесс. Ребенку предоставляются картинки, показывающие, как нужно соединять буквы. Это может быть ибуква, зашедшая вдругой букве вгости, аможет буковки едут паровозиком. Следует давать таблицы сослогами, которые малыш читает вразличных направлениях. При необходимости, подсказать ребенку, следует делать это вслоговой форме, аневбуквенной. Буквы можно печатать нестандартные, синтересным оформлением.
  3. После того как предыдущий этап доведен доавтоматизма, приступают кобразованию слов. Слова рекомендуется выбирать самые простые, увеличивая нагрузку. Слова читаются несколько раз, различными темпами. Полезными будут лабиринты, где малыш читает слово, находит его накартинке. Игробуквотека содержит ребусы иупражнения различной сложности сбуквами, слогами, словами.
  4. Следующий этап характеризуется составлением фраз ипредложений. Ребенок недолжен задумываться, что ончитает. Если оннечитает, ноприлагает все усилия кчтению, лучше довести доавтоматизма предыдущие этапы. Ребенок недолжен додумывать текст или добавлять буквы.

Источники:

  • http://rastishka.by/articles/kak-vyuchit-bukvy-i-alfavit-s-rebenkom-3-6-let/
  • https://www.pravmir.ru/kak-vyuchit-alfavit-s-rebenkom/
  • https://4GameGround.ru/tag/igry-alfavit/
  • https://myintelligentkids.com/kak-pravilno-uchit-s-doshkolnikom-bukvy
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/ucim-bukvy-dla-detej-3-let

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит