Наряду с арифметическими действиями происходит знакомство с такими абстрактными понятиями, как больше, меньше и равно. Определить, с какой стороны больше предметов, а с какой меньше, ребенку не составит особого труда. Но вот постановка знаков порой вызывает затруднения. Усвоить знаки помогут игровые методы.
Голодная птичка
Для игры понадобится знак раскрытый клюв (знак больше). Его можно вырезать из картона или сделать большую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно приклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся.
После этого наглядно показывается, что птичка открывает клюв в сторону, где больше предметов.
Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а ребенок определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв. Если не удастся правильно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторону большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, нужно правильно приклеить клюв.
Примеры можно разнообразить, заменив птичку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторону большего числа.
Могут попасться необычные ситуации, где количество предметов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит значит, внимательный.
За это нужно обязательно похвалить, а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же одинаковые, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак называется равно.
Стрелочки
Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, показывающими в разные стороны.
Сложности могут возникнуть при чтении выражений. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочитать выражение. Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, обозначает знак меньше. Если она показывает направо, то знак читается: больше.
Упражнения на закрепление
После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.
Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно
Игра Большой голодный крокодил
Это самый легкий и наглядный способ раз и навсегда запомнить, в какую сторону пишутся знаки больше и меньше. На листе бумаги необходимо нарисовать две круглые тарелки. Диаметр каждой тарелки должен быть не менее 10 сантиметров.
На каждую из тарелок можно положить что-то приблизительно напоминающее еду. Например, можно слепить шарики из пластилина или соленого теста и договориться с ребенком, что горошины означают котлеты для крокодила. Для этой игры достаточно смастерить один символ. Его можно сделать на маленькой карточке. Обозначения > и < примерно напоминают подобие раскрытого рта крокодила.
Важное условие крокодил выбирает всегда только ту тарелку, на которой больше еды! Об этом нужно сказать ребенку.
На обе тарелки необходимо выложить определенное количество котлет. Затем пусть ребенок положит карточку так, чтобы рот крокодила был обращен в сторону тарелки на которой больше котлет.
Игра Что больше?
В этой игре комбинация большого и указательного пальцев левой руки имеет значение символа . Для обозначения того, что больше, достаточно протянуть правую руку, а левая рука нужна для обозначения того, что меньше.
В этой игре для сравнения можно использовать не только числа, но и изображения различных предметов, а также геометрические фигуры разных размеров. Эту игру-занятие можно выполнять во время приема пищи, разложив на столе печенье, конфеты, яблоки и другие продукты. Вот так можно запомнить правильное написание знаков задолго до школы.
Игра Кубики и доски
Эта игра принадлежит к разряду активных игр, так как детям нужно совершать действия не только умственного характера, но и быть активными строителями. Для этой игры понадобятся следующие принадлежности: большие кубики и две прямых доски. Одну доску нужно положить на горизонтальную поверхность. На оба края лежащей доски нужно выложить кубики в столбики.
Важно чтобы столбики быть ровными, как восклицательный знак. К примеру, первый (левый) столбик состоит из 4-х кубиков, а второй из 2-х. Затем нужно положить вторую доску на оба столбика. В итоге сочетание нижней и верхней досок покажет правильный символ. В данном примере получится обозначение >.
С каждым последующим разом можно изменять количество кубиков в столбиках. Когда столбики будут содержать одинаковое количество кубиков доски покажут равно.
Заключение
Итак, в математике обозначения > и < используются довольно часто. Малыши способны освоить принцип их применения довольно рано. Воспользовавшись советами из этой статьи, родители помогут своим детям сделать это быстро и в увлекательной форме.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Страница 27, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 1 часть
Страница 10, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 11, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 48, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 89, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 111, Моро, Волкова, Степанова, Учебник, 2 часть
Страница 19, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Страница 20, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Страница 27, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Страница 33, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
2 класс
Страница 55, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 60, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Задание 63, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Задание 106, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 10. Вариант 1. № 4, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 11. Вариант 2. № 4, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 14. Вариант 1. Тест 2, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 20. Вариант 1. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 21. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
Страница 33. Вариант 2. № 3, Моро, Волкова, Проверочные работы
3 класс
Страница 40, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 45, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 47, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 52, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 58, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
Страница 72, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть
4 класс
Страница 5, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 10, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 37, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 40, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 72, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 86, Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть
Страница 7, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 27, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 61, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
Страница 79, Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть
5 класс
Задание 21, Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник
Упражнение 1, Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник
2. Решение задачи 2
Давайте решим новую задачу и сравним ее с задачей 1, а значит, узнаем, чем задачи похожи и чем различаются.
Задача 2
Условие.
На первой полке стояло 12 книг, а на второй полке 6 книг. Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй? Рис. 2.
Рис. 2. Книги (Источник)
Обе эти задачи простые. Они содержат всего один вопрос, значит, мы можем ответить на него с помощью одного действия. Обе задачи про книги, которые стояли на полках. Но если в задаче 1 спрашивается, на сколько книг больше, то в задаче 2 вопрос совсем другой: во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй. А значит, решать задачу 2, мы не можем так же, как задачу 1. В задаче 2 тоже сравниваются два числа, но для того, чтобы ответить на вопрос, во сколько раз одно число больше или во сколько раз одно число меньше другого, нужно выполнить другое действие. Это действие деление.
Решение.
12 : 6 = 2 (раза)
Мы сравниваем два числа и узнаем, что на первой полке книг в 2 раза больше, чем на второй полке.
Нас спросили: во сколько раз, и мы должны ответить: в 2 раза.
Ответ: в 2 раза.
3. Правило решения задач на кратное сравнение
Такие задачи называются задачами на кратное сравнение.
Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз число больше или меньше другого, нужно выполнить деление.
4. Решение задачи 3
Задача 3
Условие.
Кот Леопольд и мыши ловили рыбу. Леопольд поймал 10 рыб, а мыши 2 рыбы. Во сколько раз меньше рыб поймали мыши?
Рис. 3. Кот Леопольд и мыши (Источник)
Решение.
Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз меньше, мы должны большее число разделить на меньшее.
10 : 2 = 5 (раз)
Мы делим количество пойманной рыбы котом Леопольдом 10 на количество пойманной рыбы мышами 2 и узнаем, что мыши поймали в 5 раз меньше рыбы, чем кот Леопольд.
Нас спрашивают: во сколько раз меньше, мы отвечаем: в 5 раз.
Ответ: в 5 раз меньше.
5. Решение задачи 4
Давайте решим следующую задачу и подумаем, какие слова нам помогут выбрать правильное действие для ее решения.
Задача 4
Условие.
Красной Шапочке 10 лет, а ее бабушке 60 лет. Во сколько раз бабушка старше Красной Шапочки?
Рис. 4. Красная Шапочка (Источник)
Решение.
Нам нужно сравнить два числа с помощью деления.
Для того чтобы ответить на вопрос, во сколько раз старше, нам нужно большее число 60 разделить на меньшее число 10.
60 : 10 = 6 (раз)
Вы помните приемы уменьшения числа круглого в 10 раз, воспользуйтесь им и узнаете, что бабушка в 6 раз старше Красной Шапочки.
Нас спрашивали: во сколько раз, мы отвечаем: в 6 раз.
Ответ: в 6 раз старше.
6. Выводы
Сегодня мы познакомились с задачами на кратное сравнение и узнали, как их решать, а на следующем уроке мы продолжим работу над задачами.
Список литературы
- Александрова Э.И. Математика. 2 класс. М.: Дрофа, 2004.
- Башмаков М.И., Нефёдова М.Г. Математика. 2 класс. М.: Астрель, 2006.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.И. Математика. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Nsportal.ru (Источник).
- Lib.exdat.com (Источник).
- School-int23.ucoz.org (Источник).
Домашнее задание
Какие задачи называются задачами на краткое сравнение?
Решите задачу.
В первой вазе было 5 конфет, а во второй 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?
Решите задачу.
В первой вазе было 5 конфет, а во второй 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе конфет больше, чем в первой?
Сравните эти две задачи и расскажите, чем они похожи и чем различаются.
Голодная пташка
Для игры понадобится знак раскрытый клюв (знак больше). Его можно вырезать из картона или сделать вящую модель из одноразовой тарелки. Чтобы заинтересовать малыша, можно наклеить или дорисовать глаза, перья, а рот сделать открывающимся.
После этого наглядно показывается, что птичка открывает нос в сторону, где больше предметов.
Далее полученная информация закрепляется: на столе выкладываются кучки с зернышками, а дитя определяет, в какую сторону птичка повернет свой клюв. Если не удастся верно расположить его с первого раза, нужно помочь, еще раз проговорив, что рот открыт в сторонку большего количества еды. Затем можно предложить еще несколько аналогичных заданий: числа написаны на листе, необходимо правильно приклеить клюв.
Примеры можно разнообразить, заменив пташку щукой, крокодилом или любым другим хищником, который также разевает пасть в сторонку большего числа.
Могут попасться необычные ситуации, где количество объектов в обеих кучках будет равное. Если ребенок это заметит значит, внимательный.
За это необходимо обязательно похвалить, а потом показать 2 одинаковые полоски и объяснить, что они такие же равные, как и число предметов в кучках, а раз количество предметов равное, то и знак именуется равно.
Стрелочки
Маленькому школьнику можно объяснить знаки на основе сравнения их со стрелками, демонстрирующими в разные стороны.
Сложности могут возникнуть при чтении оборотов. Но и эта трудность преодолима: правильно поставив знак, он сможет правильно прочесть выражение. Выполнив несколько упражнений, ребенок запомнит, что стрелка, указывающая влево, значит знак меньше. Если она показывает направо, то знак читается: вяще.
Упражнения на закрепление
После объяснения правил постановки знака необходимо потренироваться в выполнении аналогичных заданий.
Видео инфоурок расскажет о знаках: больше, меньше и равно
[embedded content]
- https://baragozik.ru/4-6-let/kak-prosto-obyasnit-rebenku-znaki-bolshe-menshe-ili-ravno.html
- https://nauka.club/matematika/znak-bolshe-i-menshe.html
- https://budu5.com/manual/chapter/1126
- https://interneturok.ru/lesson/matematika/2-klass/sostavnye-zadachi/zadachi-na-kratnoe-sravnenie
- https://rutelo.ru/deti/razvivaemsya-i-uchim/kak-prosto-obyasnit-rebenku-znaki-bolshe-menshe-ili-ravno.html