Как правильно объяснить ребенку, что такое справедливость?

СОДЕРЖАНИЕ

Слово справедливость появляется в детском лексиконе очень рано. Даже не зная точного значения этого слова, они интуитивно понимают его, считая, что зло обязательно должно быть наказано, а добро вознаграждено. Такое понимание прививается с помощью сказок с самого раннего возраста.

Если ребенок еще мал

Малыш впервые сталкивается с несправедливостью, когда чувствует, что кого-то обидели или обделили. В этом случае он попытается исправить ситуацию, утешить обиженного.

В этом плане необходимость делиться с нуждающимся выступает в качестве основы счастливого будущего. Не стоит нудно объяснять малышу законы справедливости.

Оказание посильной помощи нуждающимся позволит ребенку понять, что справедливо будет поделиться с другими тем, что им нужно. Чтобы малышу было легче делиться игрушками с другими, нужно дать ему возможность наиграться ими. Тогда он с легкостью разрешит поиграть товарищам.

ssora_detej.jpg

или постарше

Малыш обижается, если у него нет таких игрушек, как у других, если ему не разрешают делать то, что разрешено друзьям. При этом он не приемлет никаких объяснений по поводу справедливости.

Лучше ему показать это на каком-либо примере:

  1. Если его друг носит очки из-за слабого зрения, то другие не обязаны делать то же самое, ведь их зрение в норме.
  2. Если одному ребенку нравится рисовая каша, то другие не обязаны разделять его пристрастия.

Справедливо, что все люди различны: каждый имеет свои способности и характеристики, отличные от других:

  • Кому-то требуется больше времени для отдыха, кому-то меньше.
  • Один мальчик умеет хорошо бегать, другой отлично прыгает.
  • Кто-то получил в подарок на Новый год вертолет с пультом управления, но ведь и малыш без подарка не остался.

Семьи бывают разными, у каждой свои ценности. И если соседскому ребенку купили компьютер, то это вовсе не значит, что с другим поступили несправедливо. У него тоже есть немало значимых вещей, которые не имеют цены.

Справедливость в семье

Семья ячейка общества, где живут близкие друг другу люди. Если в семье царит любовь и справедливость, то эта ячейка не распадается, а растет, обрастая новыми родственниками.

В каких случаях можно заметить справедливое отношение:

  • Сначала родители, а потом и дети стремятся поделить все (конфеты, печенье) поровну, чтобы никому не было обидно.
  • Поровну делится домашняя работа: один моет посуду, другой подметает пол, а третий приглядывает за малышом.

Иногда бывает, что младшие дети начинают возмущаться по поводу того, что старшим что-то можно, а им нельзя. В этом случае уместнее будет заметить, что и обязанностей у старших больше. Поэтому положение их в семье не одинаковое, но справедливое. Или, к примеру, старший брат, который лучше младшего играет в шашки, может начать игру без одной двух фигур, чтобы уравнять шансы на победу, сделать игру справедливой.

Литература в помощь

Улучшить понимание справедливости помогут литературные произведения: стихи, сказки, рассказы, где персонажи делают добрые дела.

chtenie_s_rebenkom.jpg

При этом важно, чтобы рассуждал, оценивал героев и делал выводы именно ребенок, а не взрослый. Только в этом случае можно получить осмысленное знание и принять его как единственно верное.

Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе слова Э.Канта, которые раскрывают один из законов справедливости. Другими словами выразился Иван Ильин, русский философ. Он утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Если в человеке есть дар справедливости, то он обладает добрым и любящим сердцем.

Что значит бороться засправедливость

Априходитсяли вжизни бороться засправедливость? Одна девочка рассказала такую историю.

«Внашем классе учился мальчик худенький такой, вежливый. Спервого класса онносил очки, потому что неочень хорошо видел. Звали его Коля, норебята сразу прозвали его Очкариком. Напеременках оннебегал, абольше стоял где-нибудь уокна ичитал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.

Аеще вклассе были заводилы такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали кКоле: токнижку отнимут, торанец спрячут, тонапеременке налетят исобьют сног! Нападали низачто. Аонкак-то терпел, даже нежаловался…

27.jpg

Однажды вклассе появился новенький мальчик. Посмотрел оннаиздевательства над Колей исказал: Хватит его трогать! Ябуду сним дружить, мне оннравится! Акто начнет его обижать, будет иметь дело сомной!.

Заводилы разозлились иодин даже пошел нанего тараном, ановенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться неуспел! Стех пор Колю никто нетрогает».

Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо влицо задирам сказал: «Хватит!».

Когда отаких случаях узнаешь, надуше становится светлее! Правда?

«Апозже, добавила девочка когда мыуже учились встарших классах, Коля стал вшколе знаменитым, потому что побеждал наолимпиадах, инетолько математических, ноилитературных!»

Зачем нужно договариваться?

Справедливость любит селиться всемье. Родители обычно следят, чтобы никому недоставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому небыло обидно. Дети привыкают ипотом сами стараются делить все по-честному. Например, конфеты или мороженое.

29.jpg

Ещё важно справедливо делить работу подому: кто-то накрывает настол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, акто-то сидит смалышом… Когда большая семья, тотак хорошо: договоришься иработаешь одной «командой». Нокоманда изтрёх идаже издвух человек, например, тыимама тоже может отлично сработаться.

Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети внекоторых семьях привыкли спорить покаждому поводу: кому сесть застолом рядом смамой, кому сесть уокна впоезде, какую передачу смотреть потелевизору, какое выбрать мороженое… Вместо этого можно просто договориться.

Когда честно договариваются, тоиспорить ненужно!

Поровну или посправедливости?

Когда всемье есть старшие имладшие дети, точасто слышишь: «Нупочему ему можно, амне нельзя?». Вот маленькая история.

Уодной девочки двух споловиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать еевтакоеже одеяльце, качать наруках идавать пить избутылочки. «Ятоже еще маленькая!» говорила она.

Нопотом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть всторону старшего брата иговорить:

«Апочему мне надо днём спать, аему можно неспать?»

«Почему мне вечером надо ложиться вдевять, аему можно вдесять?!»

Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Нозато снего ибольше спрашивается. Унего есть такие обязанности, которых нет утебя. Например, старший брат отводит младшего вдетский сад, носмешно представить, что младший отводит старшего вшколу!

Так что приходится делить «непоровну!», неодинаково, нопосправедливости.

34.jpg

Или, например, вигре: если надо бросать кубик, томладший может справляться также, как истарший. Аесли, например, играют вшахматы, иодин ребёнок заметно сильнее, тосправедливо, чтобы онначинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется «уравнять шансы».

Уравнять шансы значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.

Что значит бороться за справедливость

А приходится ли в жизни бороться за справедливость? Одна девочка рассказала такую историю.

«В нашем классе учился мальчик — худенький такой, вежливый. С первого класса он носил очки, потому что не очень хорошо видел. Звали его Коля, но ребята сразу прозвали его Очкариком. На переменках он не бегал, а больше стоял где-нибудь у окна и читал книжку. Потом интересно рассказывал, что прочел, некоторые ребята любили его слушать.

А еще в классе были заводилы — такие ребята, которые нарушали дисциплину, дразнились, хулиганили. Они часто приставали к Коле: то книжку отнимут, то ранец спрячут, то на переменке налетят и собьют с ног! Нападали ни за что. А он как-то терпел, даже не жаловался

kak-rasskazivat-detyam-o-spravedlivosti-2.jpg

Однажды в классе появился новенький мальчик. Посмотрел он на издевательства над Колей и сказал: Хватит его трогать! Я буду с ним дружить, мне он нравится! А кто начнет его обижать, будет иметь дело со мной!.

Заводилы разозлились и один даже пошел на него тараном, а новенький так скрутил ему руки, что тот даже дернуться не успел! С тех пор Колю никто не трогает».

Замечательная история, правда? Как храбро поступил этот новенький! Прямо в лицо задирам сказал: «Хватит!».

Когда о таких случаях узнаешь, на душе становится светлее! Правда?

«А позже, — добавила девочка — когда мы уже учились в старших классах, Коля стал в школе знаменитым, потому что побеждал на олимпиадах, и не только математических, но и литературных!»

Зачем нужно договариваться?

Справедливость любит селиться в семье. Родители обычно следят, чтобы никому не доставалось все время чего-нибудь больше, чтобы никому не было обидно. Дети привыкают и потом сами стараются делить все по-честному. Например, конфеты или мороженое.

kak-rasskazivat-detyam-o-spravedlivosti-3.jpg

Ещё важно справедливо делить работу по дому: кто-то накрывает на стол, кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, а кто-то сидит с малышом Когда большая семья, то так хорошо: договоришься — и работаешь одной «командой». Но команда из трёх и даже из двух человек, например, ты и мама — тоже может отлично сработаться.

Чтобы семья была дружная, нужно уметь договариваться. Дети в некоторых семьях привыкли спорить по каждому поводу: кому сесть за столом рядом с мамой, кому сесть у окна в поезде, какую передачу смотреть по телевизору, какое выбрать мороженое Вместо этого можно просто договориться.

Когда честно договариваются, то и спорить не нужно!

Поровну или по справедливости?

Когда в семье есть старшие и младшие дети, то часто слышишь: «Ну почему ему можно, а мне нельзя?». Вот маленькая история.

У одной девочки двух с половиной лет родился братик. Она вдруг стала просить маму завертывать ее в такое же одеяльце, качать на руках и давать пить из бутылочки. «Я тоже еще маленькая!» — говорила она.

Но потом она перестала интересоваться младшим братом. Стала смотреть в сторону старшего брата и говорить:

«А почему мне надо днём спать, а ему можно не спать?»

«Почему мне вечером надо ложиться в девять, а ему можно в десять?!»

Да, трудно видеть, что старшему можно больше. Но зато с него и больше спрашивается. У него есть такие обязанности, которых нет у тебя. Например, старший брат отводит младшего в детский сад, но смешно представить, что младший отводит старшего в школу!

Так что приходится делить «не поровну!», не одинаково, но по справедливости.

kak-rasskazivat-detyam-o-spravedlivosti-5.jpg

Или, например, в игре: если надо бросать кубик, то младший может справляться так же, как и старший. А если, например, играют в шахматы, и один ребёнок заметно сильнее, то справедливо, чтобы он начинал игру без какой-нибудь фигуры, например, коня. Это называется «уравнять шансы».

Уравнять шансы — значит, справедливо сделать так, что каждый может выиграть.

Смотрите видео: Как базарить с быдлом на улице Если на тебя наехал зэк или гопник (May 2020).

Источники:

  • https://baragozik.ru/vospitanie/kak-pravilno-obyasnit-rebenku-chto-takoe-spravedlivost.html
  • https://www.7ya.ru/article/Kak-rasskazyvat-detyam-o-spravedlivosti/
  • https://ru.raduga-deti.info/1289-how-to-tell-children-about-justice.html
  • https://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/vospitanie-spravedlivosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит