Как понятно объяснить ребенку части речи

СОДЕРЖАНИЕ

Видеоурок№ 1:

Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?

Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:

Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.

Этого достаточно для первоклассников.

Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.

Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.

Видеоурок № 2:

Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.

Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.

После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи глагол.

В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.

Однако научно доказано, что использование обученияот общего к частному (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.

Видеоурок № 3

Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему Глагол.

Непременно используйте следующие игры:

  • Вы называете предмет, ребенок действие;
  • Ребенок называет предметы, вы придумываете действия;
  • Вы перечисляете действия, ребенок угадывает, какой предмет вы загадали;
  • Вы перечисляете действия (улыбнись, встань, сядь) ребенок выполняет;
  • Вы перечисляете действия и предметы. На предмет ребенок должен присесть, если слышит слово-действие подпрыгнуть.

И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.

Видеоурок № 4

Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:

Что обозначает существительное

К существительным относятся слова-названия предметов.

Например: стол, мяч, книга.

Также слова, обозначающие людей.

Например: мальчик, девочка, мужчина, женщина, ребёнок, врач, бабушка.

Животных, например: собака, петух, черепаха, муха.

Состояние или явления природы: гроза, дождь, снег.

События или состояния: праздник, обида, беседа.

Вещества: соль, краска, мука.

Итак, существительные обозначают предмет. Под предметом подразумевается всё, о чем можно спросить: кто это? что это?

Рассмотрим картинку и назовём слова, обозначающие предметы, людей и животных, явления природы, чувства.

26d60320_838f_0132_6810_12313c0dade2.jpg

Рис. 23. Дети на льду

Примерные варианты ответов.

Предметы: коньки, дом, шапка.

Люди и животные: мальчик, девочка, собака, ворона.

Явления природы: зима, снегопад, лёд.

Чувства: радость, испуг.

Род имен существительных

Мы уже знаем, что у каждой части речи есть свои признаки. У имени существительного можно определить род.

Для определения рода существительного задаём вопрос: чей? Если мы отвечаем: он мой существительное мужского рода.

Если мы задаём вопрос: чья? И отвечаем на него: она моя существительное женского рода.

Если к существительному мы задаём вопрос: чьё? И отвечаем: оно моё существительное среднего рода.

Определим род существительных:

Пенал чей? он мой мужской род.

Книга чья? она моя женский род

Яблоко чьё? оно моё средний род.

Кратко род существительных обозначается так:

мужской род м.р.

Женский род ж.р.

Средний род ср.р.

У существительных род постоянный признак. Существительное не изменяется по родам. Это значит, что стол чей? он мой будет всегда мужского рода, а кукла чья? она моя женского рода.

Задания для закрепления

А теперь закрепим полученные знания.

Прочитаем предложения. Среди выделенных слов определим существительные.

В мастерской звенит пила. Оля пила из кружки.

Бабушка затопила печь. Мама стала печь пироги.

Из крана начала течь вода. На дне лодки открылась течь.

Проверим.

В мастерской звенит пила. Звенит что? Пила. Пила инструмент. Значит, существительное.

Оля пила из кружки. Оля что делала? Пила. Слово обозначает действие.

Бабушка затопила печь. Затопила что? Печь предмет. Значит, существительное.

Мама стала печь пироги. Мама что стала делать? Печь. Слово обозначает действие.

Из крана начала течь вода. Вода что начала делать? Течь, слово обозначает действие.

На дне лодки открылась течь. Открылась что? Течь предмет. Значит, существительное.

Женский род запомню я

И скажу: Она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу: Он мой.

Средний род: Оно моё.

Это правило моё!

Это маленькое стихотворение поможет нам правильно определять род имён существительных.

Прочитаем слова и определим род существительных. Распределим предметы по коробкам.

2db92b70_838f_0132_6814_12313c0dade2.jpg

Рис. 27. Предметы и коробки

Проверим.

Существительные мужского рода: мяч он мой, кубик он мой.

Существительные женского рода: юла она моя, машинка она моя.

Существительные среднего рода: зеркало оно моё, мыло оно моё.

2f8797f0_838f_0132_6815_12313c0dade2.jpg

Рис. 28. Предметы в коробках

На этом уроке мы узнали, что существительное это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? У существительных выделяют три рода: мужской, женский, средний.

На следующем уроке мы узнаем, какие существительные называются одушевлёнными и неодушевлёнными.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»(Источник).
  2. Pedsovet.su(Источник).
  3. 7licei.3dn.ru(Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 99 С. 76.
  • Разделите слова на три группы: м.р., ж.р., с.р. С тремя составьте предложения.

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

  • * Используя полученные на уроке знания, составь 5 предложений, описывающих картинку. Определи род каждого существительного в предложениях.

315d97c0_838f_0132_6816_12313c0dade2.jpg

Рис. 29. На птичьем дворе (Источник)

Урок 2

Тема. Слова, называющие предметы.

Цель. Выяснить, что слова служат названиями предметов, людей, животных.

Учебные материалы. Игрушка Карлсон, шнурок; пенал, тетрадь; иголка с ниткой, клубок ниток; модель слова, Энциклопедический словарь юного филолога, букварь.

Урок 3

Тема. Слова, называющие действия.

Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы, людей или животных, но и действия.

Учебные материалы. Букварь; модели для обозначения слов, называющих предметы и действия; рисунки предметов и животных; звонок; игрушка Карлсон.

Урок 4

Тема. Слова, называющие признаки.

Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы и действия, но и признаки предметов.

Учебные материалы. Букварь; набор предметов и моделей; два Карлсона (один большой, другой маленький); два фломастера разного цвета.

Как объяснить ребенку падежи легко и просто

Что будет если падежей не станет?

Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: Мама ест каша или Папа читает газета. Ребенок уточнит почему маму ест каша? Или почему газета читает папу? Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно какое окончание у слова.

kak-obyasnit-padezhi.png

А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название падеж! Падать вниз перед главным словом.

Самый главный именительный падеж

А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос кто? или что?. Обычно к этому слову есть действие. Например, Мама ест. Мама это слово (существительное) в именительном падеже.

Все шесть падежей подробно

Далее быстро перечисляем остальные падежи:

Родительный,

Дательный,

Винительный,

Творительный,

Предложный.

Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.

Родительный родил, родитель. И вопрос можно поставить такой нет кого? чего? Сейчас пока нет но родим, и будет. Родительный падеж.

Например, Сегодня у нас будет репетиция оркестра. Слово оркестр здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова Репетиция мы можем задать к этому слову вопрос чего?

Следующий падеж Дательный. От слова Давать. От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос дать кому? дать чему? (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)

Пример: Ребенку надо объяснить падежи. Здесь слово ребенку находится в дательном падеже кому?. Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении Туман.

Падеж Винительный самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос кого? или что?. Однако есть важная деталь окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.

Курица снесла яйцо яйцо не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос что? Значит, слово яйцо стоит в винительном падеже.

Мама ест кашу что? кашу винительный падеж. Это слово имеет окончание у, отличное от окончания этого слова в именительном падеже а.

Мама положила ложку каши а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос чего. Ложку чего? каши.

Мама увидела девочку слово девочка стоит в винительном падеже. Винить кого? девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос нет кого? характерный для родительного падежа, то и окончание слова девочка поменялось бы на девочки.

Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа винить. Поэтому вспомогательный вопрос винить кого? винить что?. В родительном падеже вспомогательный вопрос Нет кого? нет чего?.

Соответственно, вот слово мышь в винительном и в родительном падежах:

мыши родительный падеж (нет кого? мыши)

мышь винительный падеж (винить кого? мышь).

Слово яблоко в винительном и в родительном падежах:

яблока родительный падеж (нет чего? яблока)

яблоко винительный падеж (винить что? яблоко).

Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий сделано кем? сделано чем?. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа сотворено кем? сотворено чем?

Примеры:

Слово мама в творительном падеже мамой. Отвечает на вопрос сделано кем? мамой.

Слово собака в творительном падеже собакой. Можно задать вопрос сделано кем? собакой.

Слово груша в творительном падеже грушей. Можно задать вопрос сделано чем? грушей.

И самый последний падеж Предложный. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения предложения станет понятным. То есть предложный предлагать и договариваться о ком? о чем?

Пример

Мы весело болтали, сидя на бревнах (договариваться о чем? о бревнах)

Маша рассказала в классе о папе. слово папе в предложном падеже: о ком? о папе.

padezhi.png

Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название предложный Например, если мы скажем Маша рассказала сказку папе то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем Маша рассказала сказку о папе то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.

Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.

Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.

Например:

мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.

Определили падеж?

А вот так, когда мы задаем вопрос:

кто? мышь именительный падеж

кого? мыши родительный падеж

кому? мыши дательный падеж

кого? мышь винительный падеж

кем? мышью творительный падеж

о ком? о мыши предложный падеж

Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.

Порядок падежей при склонении

Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.

И Имя

Р- Рождения

Д- Дали

В Винили

Т Творили

П Предлоги давали.

Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.

Повторим вопросы к падежам чтобы ребенок легко запомнил

Еще раз перечислим характерные вопросы для падежа.

Именительный кто? что?

Родительный нет кого? нет чего?

Дательный дать кому? дать чему?

Винительный винить кого? винить что?

Творительный сделано кем? сделано чем?

Предложный о ком? о чем? перед существительным есть предлог.

Источники:

  • https://uchimvshkole.ru/kak-ponyatno-obyasnit-rebenku-chasti-rechi/
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/imya-suschestvitelnoe/imya-suschestvitelnoe-rod-imyon-suschestvitelnyh
  • https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200901502
  • https://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/ima-susestvitelnoe
  • https://skvorushka.ru/kak-obyasnit-rebenku-padezhi-byistro-i-ponyatno/

Комментировать
Это интересно
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит