Как помочь ребёнку выучить таблицу умножения.

СОДЕРЖАНИЕ

Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

579c556b3e62b.jpg
Методов изучения таблички сейчас достаточно нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

Важный подготовительный момент

Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

Начало

Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

  1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
  2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
  3. Умножение на 2 это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
  4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.

umnozhinii_chiriz_slozhinii_4-1-e1477295134854.jpg
Ребенок должен прежде всего понять, что умножение это знакомое ему сложение, только многократное

Целенаправленное запоминание

После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

Квадраты чисел

Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы например, пятью пять двадцать пять). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.

rebenok-vozle-doski-1024px-1024px.jpg
Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

Умножение на 3

Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

Умножение на 4

Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

Умножение на 5

Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных 5. Как видите, все просто.

maxresdefault-14.jpg
Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть все они заканчиваются на 5 или 0

Умножение на 6, 7, 8 и 9

Последний этап в освоении таблицы умножения самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

Игра с карточками

Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.

nabor-magnitnyh-kartochek-tablitsa-umnozheniya-art-2040_1-e1477144279570.jpg
Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

Преимущества такого простого процесса:

  1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
  2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
  3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

Другие приемы изучения

Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

Примеры из практики

Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.

1200.jpg
Отличная идея обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

Примеры повышенной сложности

Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

Умножение на пальцах

Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

На стол кладем бумагу, сверху руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой 5, указательный 6, средний 7, безымянный 8, мизинец 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой 2. Теперь 3 умножаем на 2 получаем 6 единиц. Ответ 56.

Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки это 1, а мизинец правой 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа единицами. Ответ 45.

Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева Таблица умножения в стихах:

  • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет Пятьдесят четыре.
  • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: Сколько будет семью восемь? Лось не стал в учебник лезть: Пятьдесят, конечно, шесть!
  • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять семьдесят два.

Еще один автор Марина Казарина многие примеры в своей книге Таблица умножения сочетает с другой информацией, помогающей лучше запоминать:

2 х 7:

Красиво два на семь умножить Февральский праздник нам поможет, День всех влюбленных, помню я, ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

2 х 8:

Сколько будет дважды восемь, Десятиклассников мы спросим. Они подскажут нам ответ, Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

Также возможны музыкальные распевки, которые особенно помогут ребенку с хорошим аудиальным восприятием.

Как объяснить ребенку, что такое умножение и деление

Причина непонимания умножения и деления в большинстве случаев кроется в банальном отсутствии внимательности у школьника. В раннем возрасте деткам сложно концентрировать внимание на чем-то конкретном более 15 минут, поэтому они поддаются влиянию различных отвлекающих факторов.

Для того чтобы объяснить ребенку понятие умножение, для начала нужно подготовить распечатку таблицы умножения Пифагора (нарисовать ее собственноручно или распечатать на принтере). Без такой таблицы не получится разъяснить сам принцип только с помощью обычных примеров. На начальном этапе пусть ребенок сам постарается определить закономерность (желательно, чтобы это занятие стало увлекательной игрой).

Изучая данный раздел математики, детишкам должны быть известны такие простые действия, как сложение и вычитание. Разъясняя своему чаду принцип работы умножения, рекомендуется использовать самый элементарный прием. Нужно разобраться, что фраза умножить число шесть на число два или же шестью два означает то же самое, что и шесть плюс шесть. Также следует записать пример в виде цифр для визуализации: 6*2 = 6+6.

Объяснение принципа деления

Для того чтобы разъяснить ребенку, как нужно правильно делить, совсем необязательно использовать скучные учебники. Вместо них можно взять яблоки, конфеты и игрушки. Взрослый должен попросить карапуза разделить между тремя четырьмя куклами пять конфеток или яблок, а далее количество фруктов следует постепенно увеличивать до 8-10.

После того, как сладости или фрукты были разделены между игрушками, пусть ребенок посчитает, сколько их получилось у каждой куклы и поведет итог. Если было 6 карамелек и их раздали трем куклам каждой досталось по 2. После чего родитель должен объяснить своему ребенку, что разделять означает раздать всем поровну.

Еще один игровой пример представлен делением на цифрах. Нужно сказать карапузу, что цифры это те же фрукты или конфеты и приучать, что количество сладостей, которые следует разделить, принято называть делимое. А люди, на которых делятся конфеты, это делитель.

Как выучить деление и умножение с ребенком

Самый элементарный метод, с помощью которого можно научиться умножать и делить, представлен наглядной демонстрацией разделения предметов на равные части или же увеличения этих долей. В роли предметов, которые используются в качестве обучающего реквизита, должны выступать предметы, вызывающие в уме школьника интерес.

Умножение и деление однозначных чисел

Для деления однозначных чисел на однозначные лучше всего использовать таблицу умножения, но перед этим следует объяснить своему чаду, что деление это действие, противоположное умножению. Сделать это можно с помощью любого правильного деления натуральных чисел, к примеру, 2 умножить на 4 будет 8. Придерживаясь данного примера, показать карапузу делительный процесс:

  • разделить 8 на любой множитель, например, на число 2;
  • в ответе получится 4, то есть множитель, который не был использован при делении.

Таким методом также делятся многозначные (двухзначные) числа на однозначные. А для того, чтобы освоить процесс умножения однозначных чисел, вместе с малышом достаточно лишь постепенно учить таблицу умножения.

Умножение и деление двузначных чисел

В целях разъяснения дошкольнику процесса умножения двухзначных цифр опытные педагоги рекомендуют прибегать к итальянскому методу или методу решетки. Для начала следует на листе бумаги начертить мини-таблицу два на два: одно число записать по длине, а другое по ширине таблицы. Каждую клетку нужно разделить по диагонали ровной линией, после чего в образовавшиеся треугольники вписать результат умножения чисел (отдельно десятки, отдельно единицы).

Далее вместе с ребенком сложить произведения строго по диагонали, результат подписать. Произведение будет равно значению, которое образуется в процессе чтения цифр снизу вверх и направо.

Некоторые родители предпочитают использовать китайско-японский способ умножения в процессе обучения своих детей. Он может показаться более сложным, чем метод решетки, но на деле все не так страшно. Следует всего лишь нарисовать цифры линиями, посчитать узлы, которые образовались при пересечении, и собрать из них произведение. В процессе подсчета учитываются следующие моменты:

  • количество узлов, которые получились при пересечении линий, обозначающих десятки перемножаемых чисел = количество сотне произведения;
  • узлы, получившиеся при пересечении прямых, обозначающих единицы и десятки умножаемых цифр = количество десятков произведения.

Если ребенок еще не проходил метод деления двухзначных цифр столбиком, то нужно объяснить ему на более простом языке. Для примера можно взять 66/3. Число 64 раскладываем на цифры, которые устно можно поделить на 3:

64 = 30 + 30 + 6.

Малышу сразу все станет понятно: 30 и 6 мы сможем поделить на 3, после чего нужно будет только сложить результаты, т. е. 66 / 3 = 10 (получили в процессе деления 30 на 3) + 10 (30 поделили на 3) + 2 (6 поделили на 3).

66 / 3 = 22. Здесь не был использован метод разделения в столбик, но карапуз сразу поймет ход рассуждений и выполнит простые вычисления без труда.

Как научить ребенка делить столбиком

Чтобы научить малыша разбивать числа в столбик (например, 256 / 4), нужно начертить на листе бумаги вертикальную линию и разделить ее с правой части пополам. Слева нужно написать первое число, а справа над чертой второе. Далее нужно спросить у ребенка, сколько четверок помещается в двойке нисколько. Тогда берем 25 и снова спрашиваем, сколько поместится четверок в двадцати пяти? Верно шесть.

Пишем цифру 6 в правом нижнем углу под линией, а под 25 записываем цифру 24, чтобы записать ответ 1. Сносим к единице цифру 6, получается 16 сколько четверок помещается в этом числе? Правильно 4. Пишем 4 рядом с 6 в ответе, а под 16 записываем 16, подчеркиваем и получаем остаток 0. Это означает, что все было сделано правильно.

Умножать следует по такому же принципу, но верхнее число нужно умножать на последнюю цифру нижнего. Стоит заметить, что на последние нули умножать не нужно.

Следуя всем этим правилам и рекомендациям, можно легко и быстро научить своего карапуза элементарным законам математики. Но даже если у школьника на начальных этапах ничего не получается, кричать и наказывать его категорически не рекомендуется, чтобы вообще не отбить охоту к учебе.

Начало или что должен уметь ребёнок

Начинать учить таблицу умножения можно задолго до того, как к этому действу приступят школьные учителя. Всегда лучше подготовиться заранее. Кстати, во многих школах данный процесс уже перекладывают на плечи родителей, давай детям подобное задание на летние каникулы.

Разумеется, ребёнок, приступающий к заучиванию таблицы умножения, уже должен обладать определёнными знаниями и навыками. Как минимум он должен уметь:

  • считать до ста туда и обратно;
  • понимать состав чисел (единицы и десятки);
  • уметь складывать и вычитать.

Школьники, успешно перешедшие во второй класс, этими знаниями уже обладают. Остаётся объяснить им базовые принципы умножения и приступить к изучению таблицы.

razlozhi-tsifry-na-slagaemye.jpg

Познакомьте с таблицей умножения

Познакомьте ребенка с таблицей умножения и обязательно объясните ее устройство, например так:

Посмотри, таблица разбита на 10 разноцветных ячеек (прямоугольников) внутри каждой ячейки записаны примеры. В первой -красной ячейке, примеры умножения на 1, обрати внимание, во втором столбце во всех примерах стоит число 1. А в первом столбце во всех ячейках по порядку проставлены числа от 1 до 9. Эти числа в первом и втором столбике называются множители. Между множителями стоит знак умножить *. В последнем столбце записан результат умножения, число стоит после знака равно и называется оно произведение. Найти результат очень просто, нужно провести пальчиком слева направо от первой цифре к третьей.

В советские времена таблицу Пифагора часто печатали на задней стороне обложек тетрадей в клетку и сейчас найти такие тетрадки в магазине можно. Также наглядные пособия доступны в этой статье, можно распечатать (правой кнопкой мыши клик на нужном изображении, в появившемся окне выбираем сохранить картинку как сохраняем на своем компьютере, открываем, распечатываем и занимаемся).

Смысл таблицы сводится к тому, что в верхнем горизонтальной строке и первом вертикальном столбце написаны числа от 1 до 9, а на пересечении этих строк и столбцов результат умножения соответствующих чисел.

Зачем это надо? Дело в том, что таблица умножения воспринимается ребёнком как что-то абстрактное и очень сложное. А в таблице Пифагора всё просто: соединил пальцем нужный столбик и строчку, получил результат. Кроме того, малыш быстро понимает, что в таблице примеры повторяются, лишь числа (множители) меняются местами. Как следствие ему проще понять аксиому о том, что при перемене мест множителей произведение (результат) не изменится. И оказывается, что выучить-то надо не всю таблицу умножения, а лишь её половину. Такое открытие несказанно радует большинство детей.

Таблицу Пифагора лучше заранее повесить на видном месте в детском уголке. Во-первых, она наверняка заинтересует ребёнка. Во-вторых, если она будет постоянно попадаться на глаза малышу, то процесс запоминания таблицы умножения значительно ускорится.

tablitsa-umnozheniya.jpg

Этап первый Что такое умножение

Начинать изучать таблицу умножения надо с объяснения самих принципов данного действия. Малыш должен понять, что умножение это всего лишь сложение некоторого количества одинаковых слагаемых.

Лучше всего объяснение проводить на понятных малышу примерах, а не просто расписать на бумаге математические формулы. К примеру, можно задать своему чаду такую задачку: Мама и папа взяли из вазочки по 3 конфеты. Сколько конфет они взяли вместе?. При этом для наглядности лучше использовать настоящие конфеты. Сложив 3+3, ребёнок скажет нужный ответ. Теперь осталось объяснить ему, что сложение можно заменить и умножением (2*3 это тоже самое, что 3+3). Далее задачку следует усложнить, пусть столько же конфет возьмёт ещё и братик или сестричка. И снова пример: 3+3+3 или 3*3. При желании можно инсценировать целый спектакль, задействовав игрушки и любимые лакомства. И не беда, если ребёнок сразу не понял принципы умножения обучение у всех проходит с разной скоростью. В конце концов, он разберётся. Главное, не злиться и не форсировать события. В противном случае малыш просто откажется заниматься.

Этап второй Учим таблицу умножения на 1 и на 10

Непосредственно изучение таблицы умножения стоит начать с самого простого столбика умножения на 1. Тут особо и запоминать ничего не надо: один человек взял одно яблоко, и у него появилось яблоко. Два человека взяли по одному яблоку, и у них вместе появилось два яблока. Ну и так далее. Смысл ребёнок поймёт сразу при умножении на 1 в результате получается тоже число. Запомнив это, малыш убедиться, что выучить таблицу умножения не так уж сложно, и с удовольствием приступит к более сложным столбикам. Параллельно можно объяснить и принцип умножения на 10. Здесь тоже всё просто: к исходной цифре нужно просто приписать в конце нолик, то-есть была единичка, а получился десяток. Вот собственно и всё. Практика показывает, что у детей проблем с этим не возникает.

Секрет быстрого запоминания таблицы умножения: двараза перепиши, третий раз заполни таблицу сам.

tablitsa-umnozheniya-bez-otvetov.jpg

Карточки с примерами на умножение

В отличие от таблицы карточки нужны не столько для запоминания таблицы умножения, сколько для её повторения и использования. Ведь мало выучить таблицу, как стишок. Нужно и уметь применять её на практике, то-есть уметь называть ответы в разнобой.

Карточки с примерами представляют собой небольшие листочки из плотной бумаги, на одной стороне которых написан пример, а с другой результат умножения. Их можно сделать самостоятельно, а можно и поискать в магазинах с развивающими играми или в отделах канцтоваров.

Занятия с карточками можно проводить в игровой форме. Для этого надо выбрать карточки с примерами уже изученных столбцов таблицы умножения, перемешать и положить на стол ответом вниз. Пусть малыш берёт по одной карточке и называет ответы. Если всё правильно, то карточка откладывается в одну сторону, если ответ не совпадает с реальностью, то в другую. За каждый правильный ответ можно придумать какое-то поощрение. А можно устроить игру с побитием рекорда: Вчера ты сделал 15 правильных ответов. Сколько будет сегодня? Может, установишь личный рекорд?. Такие игры нравятся детям, даже если приходится соревноваться с самим собой.

Скачать карточки и распечатать. Жмите сюда. Как сохранить карточки к себе на компьютер, кликните правой кнопкой мышки по изображению, которое откроется, когда нажмете Смите сюда, выбирайте Сохранить картинку как наглядно показано на картинке ниже.

kak-skachat-tablitsu.jpg

Учим таблицу умножения на 2

Пройдя все предварительные этапы можно окончательно окунаться в заучивание таблицы. И начинать надо с самого лёгкого с умножения на 2. Обычно с этим столбцом у детей проблем не возникает. Главное объяснить ребёнку, что это всего на всего сложение двух одинаковых чисел: 2*2 это 2+2, 3*2 это 3+3 и т.д. В общем, ничего сложного. Закрепить успешное запоминание столбца можно при помощи карточек.

umnogenie-na-2.jpg

Учим таблицу умножения на 4

Как это ни странно, но на следующем этапе лучше изучать не столбик умножения на 3, а переходить сразу к 4. Ребёнку гораздо проще будет понять, что умножение на 4 это двойное умножение на два, то-есть умножил 3 на 2, а потом ещё раз на 2 вот и получил 3*4=12. В итоге запоминание пройдёт значительно быстрее.

umnogenie-na-4.jpg

Учим таблицу умножения на 3

Только покончив с двойками и четвёрками можно переходить к столбику с цифрой 3. Вот тут могут возникнуть первые трудности. Самый простой способ запоминания в данном случае бытовые примеры. Можно использовать уже упомянутые выше конфеты, яблоки, карандаши и даже котлеты.

Родители, обладающие стихотворными талантами, могут придумать короткие стишки, например: Шестью три поверьте, братцы, точно будет восемнадцать. Сочинить нечто подобное не так уж и сложно. Надо только посвятить этому некоторое время. Зато результат будет поистине потрясающим.

umnogenie-na-3.jpg

Учим таблицу умножения на 5

А вот с умножением на 5 у большинства детей проблем не возникает. Главное объяснить своему чаду, что каждый последующий ответ отличается от предыдущего на 5 единиц, и что при умножении чётных чисел результат будет заканчиваться на 0, а при умножении нечётных на 5. Затем останется лишь закрепить полученные знания при помощи игры с карточками.

umnogenie-na-5.jpg

Учим таблицу умножения на 9

Ну вот, большая часть работы сделана. Практически три четверти таблицы умножения выучены. Но, как не парадоксально, продолжать познание основ математики надо с конца, т.е. с умножения на 9.

Тут хитростей, которые облегчат ребёнку поставленную задачу, достаточно много. Самый простой способ подсчётов на пальцах. Для этого надо поставить ладошки перед собой тыльной стороной вниз и мысленно присвоить каждому пальцу номер от 1 до 9. Чтобы, к примеру, узнать результат умножения 4 на 9 нужно загнуть палец №4 и посчитать количество не загнутых пальцев слева (десятки) и справа (единицы) от него. Получится 3 и 6, то-есть 36.

Чуть более сложный способ основан на другой закономерности. Большинство детей сразу замечают, что сумма цифр всех произведений в этом столбце равна 9, а количество десятков отличается от меняющегося множителя в меньшую сторону на единицу. Получается, что при умножении на 4 на 9 количество десятков будет 4-1=3, а количество единиц 9-3=6, т.е. 36.

Оба эти способа запоминания одинаково хороши. Правда, ребятишки все разные и кто-то лучше осваивает таблицу умножения на 9 при помощи пальцев, а кому-то легче с математическими примерами.

Посмотрите с сыном или дочкой мультфильм.

Учим таблицу умножения на 6, 7 и 8

К этому моменту ребёнок уже должен чётко усвоить правило, что от перемены мест множителей произведение не изменяется. В результате получается, что большая часть таблицы умножения уже выучена. Осталось запомнить только три примера: 6*7=42; 6*8=48; 7*8=56. Если же у малыша всё-таки возникают трудности с запоминанием этих трёх столбцов, то можно вновь использовать методику подсчёта на пальцах. Правда, она несколько сложнее, чем в случае с девяткой.

Ладошки снова надо поставить перед собой тыльной стороной наружу, развернуть пальчиками друг к другу. На этот раз нумеровать пальцы надо снизу вверх цифрами от 6 до 10. Разумеется, номера одинаковых пальцев должны быть одинаковыми на обеих руках. Дальше методику проще объяснить на примере.

Допустим надо умножить 8 на 6. В этом случае следует соединить кончик пальца №8 левой руки с кончиком пальца №6 правой и приступить к подсчётам. Над соединёнными пальцами на левой руке осталось 2 пальчика, а на правой 4. Перемножаем 2*4 и получаем 8. Это количество единиц. Теперь надо посчитать пальцы под соединением, включая их. Получается 4. Это десятки. Результат 48.

Если в результате умножения верхних пальцев получилось двузначное число, то его просто нужно прибавить к десяткам. Таких случаев немного, например: 6*7. Сверху остаются 3 и 4 пальца (3*4=12 единиц), а снизу 3 пальца (3 десятка или 30 единиц). Итог: 30+12=42.

umnogenie-na-6.jpeg

Закрепление полученных знаний

Ну а закрепить таблицу умножения проще всего опять же с помощью карточек. Основное правило здесь регулярность. Если малыш с первого раза ответил на все вопросы правильно это не значит, что дело сделано. С большой долей вероятности через пару-тройку дней он начнёт путаться в самых простых примерах. Так что повторять таблицу умножения надо регулярно. Делать это можно не только с помощью карточек. Эффективны и различные устные задания на умножения, связанные с бытовыми ситуациями.

Повторением пройденного материала можно заниматься даже на улице, подсчитывая количество лапок и хвостов у собак и кошек или колес у стоящих машин. Примеры найти легко, главное чтобы у родителей было желание эти примеры искать.

Как быстро выучить таблицу деления?

kak-bistro-viuchit-tablicu-deleniya.jpg
Как быстро выучить таблицу деления?

Важно: Старайтесь заниматься с ребенком в игровой форме. Ему будет интересно, а значит, занятия пройдут увлекательно и без особых усилий.

Совет: Чтобы ребенку было легко учить таблицу деления, он должен досконально знать таблицу умножения. Поэтому проверьте навыки умножения и если есть пробелы, повторите пройденный материал.

e48a7904d96603dbb0b7c155b7cc00e6.jpg
Таблица деления

Итак, как быстро выучить таблицу деления:

  • Не нужно заставлять малыша зубрить действия. Он должен понять алгоритм
  • Используйте для объяснения монеты или счетные палочки. При помощи этих предметов ребенок сможет не только усвоить деление, но и развить мелкую моторику рук, что хорошо сказывается на мозговой деятельности
  • Начните учить таблицу деления с 9. Когда вы дойдете до 5, сложная половина таблицы будет выучена остальное запомнится легко
  • Хвалите малыша и поощряйте его любимыми сладостями, ведь он старается
  • Занятия проводите ежедневно. Это поможет развить зрительную память
  • Сначала ребенку будет сложно запоминать действия, но со временем он будет давать правильный ответ
  • Тренируйте память малыша даже во время прогулки. Например, пусть он посчитает, по сколько конфет было куплено для каждого члена семьи

Таблица деления и умножения тренажер

tablica-deleniya-i-umnozheniya--trenazher.jpg
Таблица деления и умножения тренажер

Важно: Специальные программы помогают изучать таблицу деления и умножения. Можно на стену повесить плакат с крупными напечатанными цифрами в этих действиях.

Такой тренажер это наглядный пример. Ребенок сможет к нему обращаться за помощью всегда, когда это будет необходимо.

Существуют разные программы, которые помогают обрести навыки устного счета и деления.

Видео: Золотая арифметика самая классная программа для тренировки устного счета!!!

Видео: деление 2 класс презентация

Таблица деления на 2

tablica-deleniya-na-2.jpg
Таблица деления на 2

Совет: Не проводите дополнительные занятия с ребенком дома, если он себя плохо чувствует или просто капризничает. Подождите пару дней, а потом продолжите заниматься.

Таблица деления на 2:

0:2=0 (0 разделить на 2, получается 0)

2:2=1 (2 разделить на 2, получается 1)

4:2=2 (4 разделить на 2, получается 2)

6:2=3 (6 разделить на 2, получается 3)

8:2=4 (8 разделить на 2, получается 4)

10:2=5 (10 разделить на 2, получается 5)

12:2=6 (12 разделить на 2, получается 6)

14:2=7 (14 разделить на 2, получается 7)

16:2=8 (16 разделить на 2, получается 8)

18:2=9 (18 разделить на 2, получается 9)

20:2=10 (20 разделить на 2, получается 10)

Таблица деления на 3

tablica-deleniya-na-3.jpg
Таблица деления на 3

Важно: Объясните ребенку, что при делении нуля на любое число, результат будет равен нулю. На нуль делить нельзя!

Деление немного сложнее, чем умножение, но без этого действия также не обходится ни одна математическая задача. Поэтому малыш должен выучить тему Деление, чтобы потом ему было легко решать любые примеры и задачи в математике.

Таблица деления на 3:

0:3=0 (0 разделить на 3, получается 0)

3:3=1 (3 разделить на 3, получается 1)

6:3=2 (6 разделить на 3, получается 2)

9:3=3 (9 разделить на 3, получается 3)

12:3=4 (12 разделить на 3, получается 4)

15:3=5 (15 разделить на 3, получается 5)

18:3=6 (18 разделить на 3, получается 6)

21:3=7 (21 разделить на 3, получается 7)

24:3=8 (24 разделить на 3, получается 8)

27:3=9 (27 разделить на 3, получается 9)

30:3=10 (30 разделить на 3, получается 10)

Таблица деления на 4

tablica-deleniya-na-4.jpg
Таблица деления на 4

Деление на четыре это легкое действие для школьника, который хорошо знает таблицу умножения и таблицу деления на 2 и 3. Ребенок может даже посчитать результат в уме, если у нет настроения заучивать действия.

Таблица деления на 4:

0:4=0 (0 разделить на 4, получается 0)

4:4=1 (4 разделить на 4, получается 1)

8:4=2 (8 разделить на 4, получается 2)

12:4=3 (12 разделить на 4, получается 3)

16:4=4 (16 разделить на 4, получается 4)

20:4=5 (20 разделить на 4, получается 5)

24:4=6 (24 разделить на 4, получается 6)

28:4=7 (28 разделить на 4, получается 7)

32:4=8 (32 разделить на 4, получается 8)

36:4=9 (36 разделить на 4, получается 9)

40:4=10 (40 разделить на 4, получается 10)

Таблица деления на 5

tablica-deleniya-na-5.jpg
Таблица деления на 5

Деление на 5 просто и легко. Запоминается легко, как и таблица умножения на 5.

Таблица деления на 5:

0:5=0 (0 разделить на 5, получается 0)

5:5=1 (5 разделить на 5, получается 1)

10:5=2 (10 разделить на 5, получается 2)

15:5=3 (15 разделить на 5, получается 3)

20:5=4 (20 разделить на 5, получается 4)

25:5=5 (25 разделить на 5, получается 5)

30:5=6 (30 разделить на 5, получается 6)

35:5=7 (35 разделить на 5, получается 7)

40:5=8 (40 разделить на 5, получается 8)

45:5=9 (45 разделить на 5, получается 9)

50:5=10 (50 разделить на 5, получается 10)

Таблица деления на 6

tablica-deleniya-na-6.jpg
Таблица деления на 6

Если деление на 6 ребенку еще трудно дается, тогда пусть он попробует делить столбиком. Чем больше он будет заниматься с делением в столбик, тем быстрее малыш поймет алгоритм деления.

Таблица деления на 6:

0:6=0 (0 разделить на 6, получается 0)

6:6=1 (6 разделить на 6, получается 1)

12:6=2 (12 разделить на 6, получается 2)

18:6=3 (18 разделить на 6, получается 3)

24:6=4 (24 разделить на 6, получается 4)

30:6=5 (30 разделить на 6, получается 5)

36:6=6 (36 разделить на 6, получается 6)

42:6=7 (42 разделить на 6, получается 7)

48:6=8 (48 разделить на 6, получается 8)

54:6=9 (54 разделить на 6, получается 9)

60:6=10 (60 разделить на 6, получается 10)

Таблица деления на 7

91969fb059d3ed5da89c88ecd60c61c8.jpg

Начинается самый сложный процесс заучивание деления на 7.

Совет: Объясните ребенку, что ему осталось выучить только деление на 7, 8 и 9, а деление на 10 является простым действием для запоминания.

Таблица деления на 7:

0:7=0 (0 разделить на 7, получается 0)

7:7=1 (7 разделить на 7, получается 1)

14:7=2 (14 разделить на 7, получается 2)

21:7=3 (21 разделить на 7, получается 3)

28:7=4 (28 разделить на 7, получается 4)

35:7=5 (35 разделить на 7, получается 5)

42:7=6 (42 разделить на 7, получается 6)

49:7=7 (49 разделить на 7, получается 7)

56:7=8 (56 разделить на 7, получается 8)

63:7=9 (63 разделить на 7, получается 9)

70:7=10 (70 разделить на 7, получается 10)

Таблица деления на 8

tablica-deleniya-na-8.jpg
Таблица деления на 8

Важно: Выделите пару дней на запоминание деления на 8. Это поможет ребенку понять алгоритм действия и выучить материал.

Таблица деления на 8:

0:8=0 (0 разделить на 8, получается 0)

8:8=1 (8 разделить на 8, получается 1)

16:8=2 (16 разделить на 8, получается 2)

24:8=3 (24 разделить на 8, получается 3)

32:8=4 (32 разделить на 8, получается 4)

40:8=5 (40 разделить на 8, получается 5)

48:8=6 (48 разделить на 8, получается 6)

56:8=7 (56 разделить на 8, получается 7)

64:8=8 (64 разделить на 8, получается 8)

72:8=9 (72 разделить на 8, получается 9)

80:8=10 (80 разделить на 8, получается 10)

Таблица деления на 9

tablica-deleniya-na-9.jpg
Таблица деления на 9

Одно из самых сложных действий в таблице деления это деление на 9. Многие дети быстро понимают эти примеры, а другим нужно время.

Важно: Запаситесь терпением и у вас все получится.

Таблица деления на 9:

0:9=0 (0 разделить на 9, получается 0)

9:9=1 (9 разделить на 9, получается 1)

18:9=2 (18 разделить на 9, получается 2)

27:9=3 (27 разделить на 9, получается 3)

36:9=4 (36 разделить на 9, получается 4)

45:9=5 (45 разделить на 9, получается 5)

54:9=6 (54 разделить на 9, получается 6)

63:9=7 (63 разделить на 9, получается 7)

72:9=8 (72 разделить на 9, получается 8)

81:9=9 (81 разделить на 9, получается 9)

90:9=10 (90 разделить на 9, получается 10)

Игра таблица деления

igra---tablica-deleniya.jpg
Игра таблица деления

В настоящее время в специализированных школьных магазинах можно купить не только обычные бумажные плакаты с таблицей деления и умножения, но и раскраски для лучшего запоминания, электронные плакаты Говорящая таблица.

Также хорошо ребенку помогают игры таблицы деления или просто видео-объяснения.

Видео: Ментальная арифметика. Деление. Урок №13

Видео: Развивающий мультфильм Математика Изучение наизусть таблицы умножения и деления на 2

https://youtube.com/watch?v=oUB4uTtC4yc

Видео: Математика 6 класс. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ.

Часто бывает так, что ребенок не может понять, что хотят от него родители. Если включить видео с объяснениями таблицы деления от детей или других взрослых людей, мысли сразу проясняются и становится все понятно.

Видео: Деление в столбик

Видео: Математика 3 класс. Два способа деления

1)Умножение на1 и10

Сэтого стоит начать, чтобы успокоить ребенка: умножение наединицу это само число, аумножение на10, число иноль после него. Вот онуже изнает ответы напервый ипоследний примеры вовсех столбиках.

2) Умножение на2

Умножить число надва это значит сложить два одинаковых числа.

32 = 3+3

62 = 6+6

Этот столбик запомнить или посчитать проще всего.

3) Умножение на3

Для запоминания этого столбика подойдут мнемотехнические приемы, например, короткие стишки. Выможете придумывать ихвместе сребенком или искать готовые всети:

Ну-ка, друг мой, посмотри,

Сколько будет трижды три?

Нечего иделать!

Ну, конечно, девять!

Или

Всем ребятам нужно знать,

Сколько будет трижды пять,

Инеошибаться!

Трижды пять пятнадцать!

Или стихиА. Усачёва Таблица умножения в стихах

Что такое Умножение?Это умное сложение.Ведь умней умножить раз,Чем слагать всё целый час.1х1Один пингвин гулял средь льдин.Одиножды один один.1х2Один в поле не воин.Одиножды два двое.2х2Два атлета взяли гири.Это: дважды два четыре.2х3Сел петух до зариНа высокий шест:— Кукареку!..Дважды три,Дважды три шесть!

2×4

В пирог вонзилась пара вилок:Два на четыре восемь дырок.2х5Двух слонов решили взвесить:Дважды пять получим десять.То есть весит каждый слонПриблизительно пять тонн.2х6Повстречался с раком краб:Дважды шесть двенадцать лап.2х7Дважды семь мышей —Четырнадцать ушей!2х8Осьминоги шли купаться:Дважды восемь ног шестнадцать.2х9Вы видали подобное чудо?Два горба на спине у верблюда.Стали девять верблюдов считаться:Дважды девять горбов восемнадцать.2х10Дважды десять два десятка!Двадцать, если скажем кратко.3х3Кофе пили две букашкиИ разбили по три чашки.Что разбито, то не склеитьтрижды три выходит девять.3х4Целый день твердит в квартиреГоворящий какаду:— Трри умножить на четырре,Трри умножить на четырреДвенадцать месяцев в году.3х5Школьник стал писать в тетрадь:Сколько будет трижды пять?..Был он страшно аккуратен:Трижды пять пятнадцать пятен!3х6Стал Фома оладьи есть:Восемнадцать трижды шесть.3х7Трижды семь двадцать один:На носу горячий блин.3х8Прогрызли мыши дыры в сыре:Трижды восемь двадцать четыре.3х9Трижды девять двадцать семь.Это нужно помнить всем.3х10Три девицы под окномНаряжались вечерком.Перстни меряли девицы:Трижды десять будет тридцать.4х4Четыре милых свинкиплясали без сапог:Четырежды четыре шестнадцать голых ног.4х5Четыре учёных мартышкиНогами листали книжкиНа каждой ноге пять пальцев:Четырежды пять двадцать.4х6Шла на парадКартошка-в-мундире:Четырежды шесть двадцать четыре!4х7Цыплят считают под осень:Четырежды семь двадцать восемь!

4×84х9У Бабы Яги сломалась ступа:Четырежды восемь тридцать два зуба! —Беж жубов ей нечем есть:— Четырежды девять тридцать шешть!4х10Гуляли сорок сорок,Нашли творожный сырок.И делят на части творог:Четырежды десять сорок.5х5Вышли зайцы погулять:Пятью пять двадцать пять.5х6Забежала в лес лисица:Пятью шесть выходит тридцать.5х7Пять медведей из берлогиШли по лесу без дороги —За семь верст кисель хлебать:Пятью семь тридцать пять!5х8Влезть сороконожкеТрудно на пригорок:Утомились ножки —Пятью восемь сорок.5х9Встали пушки на пригорок:Пятью восемь вышло сорок.Пушки начали стрелять:Пятью девять сорок пять.5х9Если лаптем щи хлебать:Пятью девять сорок пятьБудет этот лапотьВсем на брюки капать!5х10Рыли грядку кабачковПять десятков пятачков.И хвостов у поросят:Пятью десять пятьдесят!6х6Шесть старушек пряли шерсть:Шестью шесть тридцать шесть.6х7Шесть сетей по шесть ершей —Это тоже тридцать шесть.А попалась в сеть плотва:Шестью семь сорок два.6х8Бегемоты булок просят:Шестью восемь сорок восемь6х9Нам не жалко булок.Рот откройте шире:Шестью девять будет —Пятьдесят четыре.6х10Шесть гусей ведут гусят:Шестью десять шестьдесят.7х7Дураков не жнут, не сеют,Сами нарождаются:Семью семь сорок девятьПусть не обижаются!7х8Раз олень спросил у лося:— Сколько будет семью восемь? —Лось не стал в учебник лезть:— Пятьдесят, конечно, шесть!7х9У семи матрёшекВся семья внутри:Семью девять крошек —Шестьдесят три.7х10Учат в школе семь лисят:Семью десять семьдесят!8х8Пылесосит носомСлон ковры в квартире:Восемь на восемь —Шестьдесят четыре.8х9Восемь медведей рубили дрова.Восемью девять семьдесят два.8х10Самый лучший в мире счётНаступает Новый годВ восемь рядов игрушки висят:Восемью десять восемьдесят!9х9Свинка свинёнка решила проверить:— Сколько получится девять на девять?— Восемьдесят хрю один! —Так ответил юный свин.9х10Невелик кулик, а нос-то:Девятью десять девяносто.10х10На лугу кротов десяток,Каждый роет десять грядок.А на десять десять сто:Вся земля как решето!

4) Умножение на4

Умножение на4можно представить как умножение на2 иеще раз на2. Этот столбик для учеников, освоивших умножение надвойку, трудности невызовет.

5) Умножение на5

Это самый простой для запоминания столбик. Все значения этого столбика расположены через 5 единиц друг отдруга. Причем, если на5 умножается четное число, произведение будет заканчиваться на0, аесли нечетное на5.

6) Умножение на6, 7, 8

Эти столбики, атакже столбик умножения на9, традиционно вызывают ушкольников трудности. Успокоить учеников можно, объяснив, что большую часть примеров изэтих столбиков они уже выучили иустрашающее 83 это тоже самое, что иуже изученное 38. Поменяв местами множители, можно вспомнить, чему равно произведение.

Азначит, детям останется запомнить всего лишь 6 незнакомых примеров:

67=42

68=48

69=54

78=56

79=63

89=72

Эти примеры можно написать накарточках, развесить настене изаучить механически.

7)Умножение на 9 на пальцах.

На пальцах:Положите обе руки на стол ладонями вниз. Тогда мизинец левой руки пусть будет первым пальцем, безымянный — вторым, средний — третьим и т.д., большой палец правой руки шестым и т.д., мизинец правой руки — десятым пальцем обеих рук.Эти пальцы являются безошибочным счетчиком95 = 45Чтобы решить это на пальцах, вы только должны посмотреть, сколько пальцев от 5-го пальца налево и сколько направо: налево 4 пальца — это 4 десятка, направо 5 это 5 единиц, значит, ответ будет 45.9 7 = 63От 7-го пальца налево 6, направо 3 пальца, значит 63.

Источники:

  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/kak-rebenka-nauchit-tablice-umnozheniya.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-obuchit-rebenka-delit-i-umnozhat-chisla
  • https://bebiklad.ru/14-shkola/kak-bystro-vyuchit-tablitsu-umnozheniya-s-rebenkom
  • https://heaclub.ru/kak-bystro-vyuchit-tablicu-deleniya-tablica-deleniya-i-umnozheniya-trenazher-igra-tablica-deleniya
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/11/05/kak-pomoch-rebyonku-vyuchit-tablitsu

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит