Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»?

СОДЕРЖАНИЕ
  • 3 сентября 2009

С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие предложение довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение это единица письменной речи.

Какие типичные ошибки совершают дети?

1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.

2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.

3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.

4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.

5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.

6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.

Безусловно, не ошибается тот, кто ничему не учится. На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.

Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.

Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?

Это можно сделать с помощью серии упражнений.

Исключение лишнего слова

Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.

  1. У Нади и слоны Димы папы водолазы.
  2. На дне зоопарк океана звезда.
  3. Полез Денис дрова на забор.
  4. По рекам водный плывут суда.
  5. Папа Тимы река работает на заводе.
  6. Мы были в скакала парке.
  7. Белка брала баранки у осина нас из рук.
  8. Белые бараны били в зубры барабаны.
  9. В парке растут липы, сосны, компот, осины.
  10. Посадили ребята долбил смородину, сливы и яблони.

Восполнение недостающего слова

Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.

  1. В небе блестит
  2. Дети нарисовали…
  3. У Тимы умелые
  4. После обеда Лида сама моет
  5. Покраснел Денис, как
  6. В субботу мы были
  7. У бобров острые, как бритва, …
  8. У бобров на болоте из стволов осины
  9. Кот Барсик клубок
  10. С ветки на ветку скакала…

Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения

Задание:Составь из данных слов предложение.

  1. И, Слава, капитаном, вырастит, станет.
  2. Краску, в, лапу, кот, окунул.
  3. Салат, Полина, лук, вырастила, укроп.
  4. Трактористом, и, Виктор, станет, вырастет.
  5. Клава, утром, встала, рано.
  6. С, Клава, мылом, руки, вымыла.
  7. Зоопарк, мы, посетим, скоро.
  8. Разные, в, звери, зоопарке.
  9. Ивановна, новые, рассказала, Нина, нам, сказки.
  10. Субботу, в, были, мы, в, цирке.

Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить

Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.

  1. Сестра, налил, брат, молоко.
  2. Зоопарк, видели, зебра, мы.
  3. Белка, дети, в, парк, видели.
  4. Лес, в, грибы, мы, собирали.
  5. На, реки, рыбаки, берег, сидели.
  6. На, бобры, плотина, построили, река.
  7. В, были, мы, суббота, библиотека.
  8. Бересклет, окраина, лес, на, вырос.
  9. За, река, водопад, поворот.
  10. Волга, в, плывут, Москва, по, суда.

Исправление ошибок согласования, управления

Задание: Исправь ошибки.

  1. Маша вышли на опушку и увидели кукушку.
  2. На опушке дети слепила снежную бабу.
  3. Утром шли снег, Миша и Женя катался на лыжах.
  4. Девочки нашего класса занимается спортом.
  5. Наколола Жучка нос и отбежал на свое место.
  6. Монтажники выполняет важную работу.
  7. Солнышко вышла из-за туч.
  8. На полке лежит учебники и тетради.
  9. Маша принесла рыбки для нашего аквариума.
  10. На лесная полянке краснели земляника.

Поиск границ предложений в тексте

Задание:Найди границы предложений. Обозначь их.

К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет

Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное запастись терпением.

Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна,логопед.

I. Организационный момент

Приложение 1 (Слайд 1)

Приложение 2

Учитель: Ребята, а вы любите приключения?

Дети: Да!

Учитель: Хотите отправиться в морское путешествие?

Дети: Да!

Учитель: Готовы ли вы проявить свои знания и умения?

II. Актуализация знаний

Учитель: Когда моряки отправляются в плавание, им обычно говорят Попутного ветра и ясной погоды. А кто знает, что значит слово попутный?

Дети: варианты ответов детей

Учитель : Перед нами морской путь.(Слайд 2)Это карта нашего путешествия.

А зачем нужна карта? (Чтобы путешествовать.)

А ещё для чего? (Найти клад.)

Попробуем его отыскать ?!

Перед тем, как отправиться в путешествие, нам необходимо изучить карту.

Какие острова встретятся на нашем пути? (Остров Звуков и Букв, остров Слов, остров Предложений.)

Задача нашего путешествия повторить звуки и буквы, закрепить знания о слове и предложении.

Отправляемся в путешествие. (Слайд 3)

Кто это у нас на пути?

Наш корабль оснащен современной техникой. Давайте обратимся к электронной энциклопедии и узнаем об этом обитателе.

(Слайд 4 с изображением морского ежа)

Учитель: Морские ежи относятся к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело шаровидное, дисковидное или сердцевидное (диаметр от 23 мм до 3 см), покрыто пластинками с подвижными иглами. Обитают на дне морей.

На пути какого острова нам встретился морской еж?

Учитель: На какие две группы делятся звуки? (гл., согл.)

Какие звуки мы называем гласными? Какие согласными?

Молодцы! Мы с вами окажемся на острове, если выполним задание морского ежа.

Задание 1: Произведите звукобуквенный анализ слова море.

Учитель: Прежде чем, приступить к анализу, произнесём это слово.

Сколько слогов в слове? Произнесите первый слог, второй.

Как мы обозначаем гласные звуки в схеме? Как согласные? Для чего нужен колокольчик?

А теперь у вас на партах лежит раздаточный материал для составления звуковой модели слова. Составьте звуковую модель слова море.

Работаем в паре.

Проверка.

(К доске вызвать, ту пару, которая допустит ошибку в составлении модели.)

Найдите ошибку.

Разбираем ошибку и доказываем ([м] согл, тв, звон., [о] гл., уд., [р’] согл., мяг., зв., [э] гл., безуд.) Сколько в этом слове букв? Сколько звуков?

А теперь откройте тетради. Найдите точку начало работы. Запишите слово море (вызвать ученика).

Вот мы и на острове Звуков и букв. И звуки нам предлагают немного отдохнуть.(Слайд 5)

Физкультминутка (алфавит)

Вот мы отдохнули и отправляемся дальше. (Слайд 6)

А кто помнит, какой следующий остров?

Давайте проверим. (Слайд 7)

Что вы знаете о слове? (Из чего состоит слово?) Когда оно состоит из звуков? Когда из букв?

А кто это плывёт к нам навстречу?

(Слайд 8 с изображением осьминога)

Дети: Осьминог.

Учитель: Кто знает, почему это животное получило такое название? Давайте снова обратимся к электронной энциклопедии.

Учитель: Осьминоги относятся к отряду морских моллюсков класса головоногих. На голове 8 длинных щупалец (рук). Длина тела от 1 до 60 см, а с щупальцами до 5 метров. Есть ядовитые виды, опасные для человека.

Ребята, мы окажемся на острове Слов, если выполним задание осьминога.

Послушайте его внимательно.

Задание 2:

Мы малышки коротышки, Будем рады, если ты Поразмыслишь и отыщешь И начала и концы.

Учитель: Ребята, перед вами слова, которые рассыпались. Соберите их и запишите. Работает каждый самостоятельно.

(Вводится консультант)

Проверка: правильный вариант выполнения на доске. Сравните свою работу с вариантом на доске.

Учитель: Молодцы! Вот мы и на острове Слов (Слайд 9)

Что вы делали, чтобы получилось слово? (Переставляли буквы.)

Давайте ещё раз скажем, из чего состоят слова? Когда из букв? Когда из звуков?

Я вам предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка

Сейчас я буду называть слова. Если слово связано с морской темой, то вы хлопаете в ладоши. Если нет, то вы топаете одной ножкой.

Молодцы!

Отправляемся дальше. (Слайд 10) Кто это плывёт к нам навстречу?

(Слайд 11 с изображением морская звезда)

Дети: Морская звезда.

И вновь мы обратимся к электронной энциклопедии.

Учитель: Морская звезда относится к классу беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело ярко окрашено, в форме звезды (до 50 лучей) или пятиугольника. А живут они на дне морей и океанов.

А какой ещё бывает звезда? (звезда на ёлке, на небе, артисты)

Чтобы попасть нам на остров предложений, нам необходимо выполнить задание.

Задание 3:

Лишь буквы те, что в этих строчках Даны не более, чем раз, Тебе помогут быстро, точно Секретный выполнить приказ. (прочитать 2 раза)

Учитель: Что нам надо сделать? Кто сможет объяснить задание?

(Буквы напечатаны на карточках, расположены на доске. Дети выбирают букву, которая не повторяется и выставляют напротив каждой строчки.)

Прочитайте, что у нас получилось на первой (на второй, на третьей) строчке (будь, врагом, лени).

Что записано на каждой строчке? (Слово.)

Что можно составить из слов? (Предложение.)

Что такое предложение? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.)

Можно ли из этих слов составить предложение?

Составьте предложение. Докажите что у вас получилось предложение. А я вижу только 3 слова.

А какова мысль этого предложения? (Варианты ответов детей.)

Учитель: Каждый человек, чтобы чего-то добиться в жизни должен трудиться, а для этого ему надо быть врагом лени.

Какие три правила о написании предложения вы знаете?

Дети:

1) Начало предложения пишу с заглавной буквы.

2) Слова в предложении пишутся раздельно.

3) В конце предложения ставится точка

Учитель: Запишите это предложение в тетрадь. (Один ученик вызывается к доске.)

Вот мы и на острове Предложений (Слайд 12)

Я вам предлагаю немного поплавать с рыбками

Физкультминутка

(Слайд 13)

Рыбки

Рыбки плавали, ныряли В теплой, солнечной воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

Продолжаем наше морское путешествие.

(Слайд 14)

А вот и новая встреча.

Кто это?

(Слайд 15 с изображением медузы)

Обратимся к электронной энциклопедии.

У медузы тело в виде колокола или зонтика, студенистое, диаметром от нескольких мм до 2,5 метров. По краям зонтика щупальцы, которые способны вызывать ожоги.

Медуза нам тоже предлагает задание.

Задание 4 Вам необходимо составить предложение из слов и выбрать нужный знак в конце предложения. Каждой группе выдан набор слов и знаков препинания.

Работа в группах

I группа: Ты видел медузу . ! ?
II группа: Ура, я видел медузу . ! ?
III группа: Медузы живут в море. ! ?

Проверка представители от каждой группы располагают своё предложение на доске.

Учитель: Что мы составляли? (предложения)

Прочитайте I группа своё предложение.

Докажите, что это предложение.

Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

Прочитайте II группа своё предложение.

Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

Прочитайте III группа своё предложение.

Какой знак поставили в конце предложения? Почему?

(если есть время: можно записать эти предложения дифференцированно и создать проблемную ситуацию, убрав одно слово из предложения.)

Вот и подошло наше путешествие к концу. (Слайд 16)

Пока мы возвращаемся, давайте подведём итог нашего путешествия.

III. Итог урока

Что повторили о слове и предложении?

Что интересного вы узнали в ходе морского путешествия?

Как вы думаете, получили мы сегодня пользу от нашего путешествия? Какую?

Посмотрите, наша карта изменилась. Потому что мы отыскали клад!

(Слайд 17)

Это ваша школа! Где вы можете путешествовать, делать открытия. В этом помогут вам учителя и книги.

А если вы хотите больше узнать о морских обитателях, то можете взять энциклопедии в библиотеке школы или города.

IV. Рефлексия

У каждого ученика на парте по две морских звёздочки жёлтого, серого цвета. Кто считает, что получил пользу от нашего путешествия и сможет отличить слово от предложения поднимите жёлтую звезду.

Кто ещё не может отличить слово от предложения, поднимите серую звезду.

(Слайд 18)

Части текста-рассуждения

Текст-рассуждение состоит из трех частей:

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

Тезис утверждение, которое нужно доказать.

К примеру:

Дельфины это животные, а не рыбы. Собака друг человека. Я люблю ходить в школу.

Тезис можно начать словами:

Я думаю, что.. Мне кажется, что.. Я считаю, что. По-моему..

Например:

Я считаю, что таблицу умножения просто необходимо выучить.

Я думаю, что, когда я вырасту, стану врачом.

По-моему, по утрам надо делать зарядку.

Чаще всего для тезиса используются вопросы: Почему? Зачем? Когда? Знаете ли вы?

Например:

Почему лев царь зверей? Зачем кукушка подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Знаете ли вы, что у бегемота почти нет врагов?

Доказательство вторая часть текста-рассуждения, для него используются слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

На письме эти слова выделяются запятыми. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Тезис я люблю ходить в школу, доказательство во-первых, во-вторых, в-третьих, эти слова выделены запятыми.

Вывод это итог рассуждения. Чаще всего вывод присоединяется к доказательству словами: следовательно, значит, поэтому, итак, можно утверждать, поэтому я считаю, что…

На письме все слова, кроме слова поэтому, выделяются запятой. Например:

Я люблю ходить в школу. Во-первых, мне очень нравится наша учительница.

Во-вторых, мне интересно учиться. В-третьих, у меня там много друзей.

Вот поэтому я люблю ходить в школу.

Вот поэтому я люблю ходить в школу это вывод. В выводе можно использовать слова из тезиса.

Примеры текстов-рассуждений

Задание 1.

Прочитайте текст, определите тезис, доказательство, вывод.

Кто на свете самый сильный?

Вы скажете: кит или слон. Ошибаетесь, самое сильное живое существо это муравей.

Во-первых, муравей способен переносить тяжести, в десять раз превышающие его собственный вес.

Во-вторых, муравьиная семья строит огромный дом-город, который уходит глубоко под землю.

Поэтому самый сильный на свете муравей.

Задание 2.

Прочитайте предложения. Расставьте их в нужном порядке, чтобы получился текст-рассуждение.

Так и зовут его с тех пор. Дело в том, что он очень прожорливый.

Вора бей! кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Почему воробья так назвали?

Расставив предложения в нужном порядке, мы получим текст-рассуждение:

Почему воробья так назвали?

Дело в том, что он очень прожорливый.

Часто истребляет не только насекомых, но и вредит урожаю.

Вора бей! кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы.

Так и зовут его с тех пор.

Задание 3.

Вставьте подходящие по смыслу слова, чтобы получился текст-рассуждение.

Собака _____ человека _______, она спасает людей в горах, при пожарах _______, помогает в работе. Собака может быть _________, _______ и _________. И наконец, она просто отличный товарищ __________ собакам люди ставят памятники, пишут о них ______.

Одним из вариантов может быть:

Собака друг человека. Во-первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во-вторых, помогает в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И наконец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.

Вывод в тексте-рассуждении иногда может отсутствовать.

Построение текста-рассуждения

1. Думаю над вопросом, на который надо ответить.

2. Составляю тезис.

3. Составляю доказательства, используя слова во-первых, во-вторых, в-третьих и другие.

4. Составляю вывод, используя слова поэтому, следовательно, итак и другие.

5. Записываю текст.

6. Проверяю текст.

7. Редактирую.

Заключение

Мы с вами узнали, как отличить текст-рассуждение, из каких частей он состоит.

Все тексты: и повествования, и описания, и рассуждения могут быть частью одного большого текста. В один вид текста может включаться другой. Так, текст повествования может содержать элементы описания или текст описания может быть с элементами рассуждения. Например:

Деревенскую ласточку называют касаткой. А вы знаете почему? Прозвали ее так потому, что хвост у нее похож на две длинные косицы. Головка и спинка у касатки тоже черные с синевой, а грудь совсем белая, будто она в белый фартучек нарядилась.

Это текст-рассуждение с элементами описания (рис. 1).

779071b0_1176_0134_e08c_22000b0c602c.jpg

Рис. 1. Текст-рассуждение с элементами описания

Однажды мы увидели синицу. Она вся была точно нарисованная: головка черная, щечки белые, спинка и крылья зеленовато-серые. А грудь ярко-желтая. Эта птица-синица перелетала с сучка на сучок, заглядывала в каждую древесную щелку охотилась за жучками. А потом она села на веточку да как запоет!

Это текст повествования с элементами описания (рис. 2).

content_f54a303a854697904d4a38608599c615.jpg

Рис. 2. Текст повествования с элементами описания

Список литературы

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.2. М.: Просвещение, 2012.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.2. М.: Баласс, 2013

3. Рамзаева Т.Г. Русский язык.2. М.: Дрофа, 2012

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт ruslng.narod.ru (Источник)

2. Интернет-сайт kakprosto.ru (Источник)

3. Интернет-сайт nutik.flybb.ru (Источник)

Домашнее задание

1. На какие вопросы отвечает текст-рассуждение?

2. Из каких частей состоит текст-рассуждение?

3. Какие слова используются для связи частей текста-рассуждения?

Источники:

  • https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/346.html
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2017/11/02/konspekt-zanyatiya-slovo-i-predlozhenie
  • https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/591226/
  • https://reallanguage.club/predlozhenie-v-russkom-yazyke-1-klass/
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/2-klass/nasha-rech/chto-takoe-tekst-rassuzhdenie

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит