Как объяснить ребенку дроби: 5 класс не за горами

СОДЕРЖАНИЕ

Выходим на битву с домашним заданием по математике! Враг непокорные дроби. Программа 5 класса. Стратегически важная задача объяснить ребенкудроби. Поменяемся ролями с учителем и попробуем сделать это малой кровью, без нервов и в доступной форме. Обучить одного солдата куда легче, чем роту

drodi-10.jpgria.ru

Как объяснить ребенку дроби

Не ждите, пока ребенок пойдет в 5 класс и встретится с дробями на страницах учебника по математике. Ответ на вопрос Как объяснить ребенку дроби рекомендуем поискать на кухне! И сделать это прямо сейчас! Даже если вашему малышу только 4-5 лет, смысл понятия дроби он в состоянииуяснить и даже может научиться простейшим действиям с дробями.

Мы делили апельсин. Много нас, а он одинЭта долька для ежа, эта долька для чижаА для волка кожура.

Помните стихотворение? Вот самый наглядный пример и самое эффективное руководство к действию! Объяснить ребенку дроби проще всего на примере еды: режем яблоко на половинки и четвертинки, делим пиццу между членами семьи, разрезаем буханку хлеба перед обедом и т.п. Главное, перед тем, как съесть наглядное пособие не забудьте озвучить, какую часть от целого вы уничтожаете.

  • Введите понятие доли.

Сделайте акцент на том, что ЦЕЛЫЙ апельсин (яблоко, шоколадка, арбуз и пр.) это 1 (обозначаем цифрой 1).

  • Введите понятие дробь.

Апельсин или шоколадку мы делим, можно еще сказать дробим на несколько частей.

Покажите ребенку хорошо знакомый предмет линейку. Объясните, что между числами есть промежуточные значения части.

drodi.jpgi.ytimg.com

  • Объясните, как записывать дроби: что значит числитель, и на что указывает знаменатель.

Смысл понятия дроби и правильную запись легко показать на примере конструктора. В числителе НАД чертой пишем какая часть, а в знаменателе ПОД чертой на сколько таких частей было разделено целое.

drodi-4.jpggladtolearn.ru

drodi-8.png

spacemath.xyz

Обязательно на наглядном примере покажите разницу между дробями с одинаковым числителем, но разными знаменателями.

drodi-3.jpggladtolearn.ru

На примере 4-х квадратов одинакового размера покажите, как можно разделитьих на одинаковое/разное количество частей. Пусть ребенок сам разрежет ножницами бумажные заготовки, а затем запишет при помощи дробей результаты.

drodi-2.jpggladtolearn.ru

  • Объясните, как записать целое через дробь.

Вспомните квадрат и то, как мы делили его на 4 части. Квадрат это целое, мы можем записать его как 1. Но как записать в виде дроби: что в числителе, что в знаменателе? Если мы делили квадрат на 4 части, то целый квадрат, это 4/4. Если мы делили квадрат на 8 частей, то целый квадрат это 8/8. Но это все равно квадрат, т.е. 1. И 4/4, и 8/8 это единица, целое!

Как объяснить ребенку дроби: задаем ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы

Чтобы ученик 5 класса понял тему Дроби и научился выполнять вычисления с дробями, заглянем в методику.Нам, родителям, важно понимать,как объясняетдетям дроби учитель в школе, иначе мы можем окончательно запутать своего солдата.

Дробь это число, которое является частью целого предмета. Оно всегда меньшеединицы.

Пример 1. Яблоко это целое, а половинка одна вторая. Она же меньше, чем целое яблоко? Половинки делим еще раз пополам. Каждая долька одна четвертая от целого яблока, и она меньше, чем одна вторая.

Дробь это количество частей от целого.

Пример 2. Например, в магазин одежды завезли новый товар: 30 рубашек. Продавцы успели разложить и развесить лишь одну треть всех рубашек из новой коллекции. Сколько рубашек они развесили? Ребенок легко устно посчитает, что треть (одна третья) это 10 рубашек, т.е. 10 развесили и вынесли в торговый зал, а еще 20 осталось на складе.

ВЫВОД: Дробями можно измерять все, что угодно, не только куски пиццы, но и литры в бочках, поголовье диких животных в лесу, площадь и т.п.

Приводите самые разные примеры из жизни, чтобы ребенок 5 класса понял СУТЬ дробей: это поможет в дальнейшем в решении задач и выполнении вычислений с правильными и неправильными дробями, и обучение в 5 классе будет не в тягость, а в радость.

Как убедиться, что ребенок усвоил, что в записи дробей обозначают числа в числителе и в знаменателе?

Пример 3. Спросите, что значит5 в дроби 4/5?

Это на сколько частей поделили. А что значит 4? Это сколько взяли.

Сравнение дробей самая, пожалуй, сложная тема.

Пример 4.Предложите ребенку сказать, какая дробь больше: 3/10 или 3/20? Кажется, что раз 10 меньше 20, то и ответ очевиден, но это не так! Вспомните про квадраты, которые мы разрезали на части. Если два одинаковых по размеру квадрата разрезать один на 10, второй на 20 частей ответ очевиден? Так какая дробь больше?

Действия с дробями

Если вы видите, что ребенок хорошо усвоил смысл записи в виде дроби, можно переходить к простым арифметическим действиям с дробями. На примере конструктора можно сделать это очень наглядно.

Пример 5.

drodi-6.jpgedinstvennaya.ua

Пример 6. Математическое лото на тему Дроби.

drodi-7.jpgwww.kakprosto.ru

Уважаемые читатели, если вы знаете другие эффективные методики, как объяснить ребенку дроби, делитесь в комментариях. С радостью пополним нашу копилочку дельных школьных советов.

Пример 2

Треть пути. Если мы прошли треть пути, то мы знаем, что путь делится на три части и мы прошли одну такую часть (рис. 2).

73d14ad0_6942_0133_fb43_12313c0dade2.png

Рис. 2. Треть пути

Одну часть мы обозначаем дробью 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.png. Оставшийся путь составляет 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.png. Если весь путь был 6 км, то треть пути это 2 км, оставшиеся 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.png это 4 км (рис. 3).

76dfffb0_6942_0133_fb46_12313c0dade2.png

Рис. 3. Путь, разделенный на части

Пример 3

Четверть часа. Один час, то есть 60 минут, удобно делится на 4 части (рис. 4).

77d00210_6942_0133_fb47_12313c0dade2.png

Рис. 4. Час, разделенный на четыре части

В каждой части по 15 минут. Одна такая часть называется четвертью. Обозначается как 78bda2e0_6942_0133_fb48_12313c0dade2.png(рис. 5). Оставшаяся часть часа, 45 минут, содержит три таких четверти по 15 минут, обозначается 79a939c0_6942_0133_fb49_12313c0dade2.png(рис. 6).

Построение дробей для разных объектов. Пример 4

Во всех этих примерах одинаковым было то, что мы брали объект (литр молока, путь, час) и делили на несколько равных частей. Потом брали одну или несколько таких частей и это количество и называли дробью.

Разделим торт на шесть равных частей. Каждая часть торта это 7cb869f0_6942_0133_fb4c_12313c0dade2.pngторта (рис. 7).

7db7bdb0_6942_0133_fb4d_12313c0dade2.png

Рис. 7. Торт, разделенный на шесть равных частей

Если взять две части торта, то получится 7eb6efb0_6942_0133_fb4e_12313c0dade2.png(две шестых) торта (рис. 8). А оставшаяся часть будет составлять 7fa57c90_6942_0133_fb4f_12313c0dade2.png(четыре шестых) торта (рис. 9).

Пример 5

Какую часть торта означает дробь 82acdb60_6942_0133_fb52_12313c0dade2.png?

Речь идет о пятых, значит, торт нужно разделить на пять частей (рис. 10) и взять три из них: 8399b490_6942_0133_fb53_12313c0dade2.png(рис. 11). Мы получаем чуть больше половины торта.

Не обязательно делить что-то целое, например торт, на части. Можно взять несколько предметов (множество) и разделить его на равные части.

Пример 6

Пусть есть 10 яблок (рис. 12). Разделим их на 5 равных частей, так как речь идет о пятых. Каждая часть будет состоять из двух яблок. Сама доля будет обозначаться 869e1800_6942_0133_fb56_12313c0dade2.png, ведь делили мы на 5 частей (рис. 13).

869e1800_6942_0133_fb56_12313c0dade2.pngмножества из 10 яблок будет содержать 2 яблока, а 82acdb60_6942_0133_fb52_12313c0dade2.pngуже будет содержать 3 раза по 2 яблока, то есть 6 яблок.

Числитель и знаменатель дроби. Пример 7

Не обязательно представлять конкретные объекты, как торт или множество яблок, чтобы работать с дробями. Можно оперировать с дробью как с математическим объектом.

Возьмем дробь 896ff780_6942_0133_fb59_12313c0dade2.png. Нижняя часть дроби, 7, называется знаменателем. Она сообщает, на сколько частей мы делили. Делили на 7 равных частей (рис. 14).

8a626080_6942_0133_fb5a_12313c0dade2.png

Рис. 14. Семь равных частей

Верхняя часть дроби, 3, называется числителем. Она сообщает, сколько таких частей мы взяли. То есть дробь 896ff780_6942_0133_fb59_12313c0dade2.pngсостоит из трех долей 8b5224b0_6942_0133_fb5b_12313c0dade2.png(рис. 15), полученных при делении на 7 равных частей.

8c73ebf0_6942_0133_fb5c_12313c0dade2.png

Рис. 15. Три доли, взятые из семи равных частей

Пример 8

Что означает дробь 8d66bb30_6942_0133_fb5d_12313c0dade2.png? Нужно разделить объект на 873 равные части. Каждая часть это 8e5766b0_6942_0133_fb5e_12313c0dade2.png. Теперь нужно взять 214 таких долей.

Нахождение дроби от числа. Пример 9

Потренируемся находить дроби от разных количеств.

В классе 30 человек. 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngкласса пойдет на французский язык, 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngкласса на английский. Сколько человек каким языком будет заниматься?

Чтобы найти 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngот 30, нужно класс разделить на три равные части, то есть 30 разделить на 3. Тот факт, что мы ищем 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngот 30, будем записывать как 8f522df0_6942_0133_fb5f_12313c0dade2.png. Предлог от мы заменяем знаком умножения:

905197d0_6942_0133_fb60_12313c0dade2.png

Полученное число 10 это и есть доля 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngот общего количества учеников, от 30. Мы выяснили, что 10 учеников пойдут заниматься французским языком.

Найдем 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngобщего количества учеников, то есть 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngот 30. Разделим 30 на 3 и умножим полученный результат на два.

9143ed10_6942_0133_fb61_12313c0dade2.png

Найдем 92654240_6942_0133_fb62_12313c0dade2.pngот общего количества учеников, то есть 92654240_6942_0133_fb62_12313c0dade2.pngот 30 или 93557fb0_6942_0133_fb63_12313c0dade2.png. Делим 30 на 5, получаем 869e1800_6942_0133_fb56_12313c0dade2.pngот 30, а именно 6. Тогда 92654240_6942_0133_fb62_12313c0dade2.pngот 30 будет равна четырем таким долям, то есть 24.

9442a6a0_6942_0133_fb64_12313c0dade2.png

Давайте теперь сформулируем, как мы находили дробь для числа.

Правило нахождения дробей от произвольных количеств

Пусть дано число 952fa2c0_6942_0133_fb65_12313c0dade2.pngи необходимо найти его часть 9626dff0_6942_0133_fb66_12313c0dade2.png, то есть дробь 9626dff0_6942_0133_fb66_12313c0dade2.pngот 952fa2c0_6942_0133_fb65_12313c0dade2.png. Знаменатель говорит, на сколько частей надо делить, а числитель сколько таких долей брать, умножать. То есть необходимо разделить 952fa2c0_6942_0133_fb65_12313c0dade2.pngна 971bc320_6942_0133_fb67_12313c0dade2.pngи умножить на 984678a0_6942_0133_fb68_12313c0dade2.png.

99419410_6942_0133_fb69_12313c0dade2.png

Пример 10

Сколько минут составляет 71ef1460_6942_0133_fb41_12313c0dade2.pngчаса? 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngчаса? 9a3089f0_6942_0133_fb6a_12313c0dade2.pngчаса? 79a939c0_6942_0133_fb49_12313c0dade2.pngот трех часов?

71ef1460_6942_0133_fb41_12313c0dade2.pngчаса это 71ef1460_6942_0133_fb41_12313c0dade2.pngот 60 минут. Делим 60 на 2. Мы сразу получаем долю 71ef1460_6942_0133_fb41_12313c0dade2.png, это 30 минут. Или, как чаще говорят, полчаса. Половина часа.

9b1fa9d0_6942_0133_fb6b_12313c0dade2.png

75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngот 60 минут. Делим 60 на 3 и умножаем на 2.

9c104830_6942_0133_fb6c_12313c0dade2.png

9a3089f0_6942_0133_fb6a_12313c0dade2.pngот 60 минут. Делим 60 на 6. Получаем 10 минут, то есть 7cb869f0_6942_0133_fb4c_12313c0dade2.pngчаса. И умножаем на 5.

9d014c10_6942_0133_fb6d_12313c0dade2.png

79a939c0_6942_0133_fb49_12313c0dade2.pngот трех часов. Три часа это 180 минут, то есть ищем 79a939c0_6942_0133_fb49_12313c0dade2.pngот 180. 180 делим на 4, то есть одна четверть от этого числа равна 45, и берем три таких части, умножаем на три.

19814160_cbd7_0133_f233_12313c0dade2.png

Пример 11

За три дня похода класс прошел 45 км. За первый день было пройдено 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngпути. За второй день 82acdb60_6942_0133_fb52_12313c0dade2.pngоставшегося пути. Сколько километров проходил класс в каждый из трех дней?

Весь путь 45 км.

Первый день 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngпути, то есть 74f344d0_6942_0133_fb44_12313c0dade2.pngот 45 км.

9f18d1d0_6942_0133_fb6f_12313c0dade2.png

Второй день 82acdb60_6942_0133_fb52_12313c0dade2.pngоставшегося пути. А какой путь остался? Так как в первый день прошли 15 км, то осталось a00b92a0_6942_0133_fb70_12313c0dade2.pngкм.

a0fa7730_6942_0133_fb71_12313c0dade2.png

Третий день весь оставшийся путь. Во второй день было пройдено 18 км из остававшихся 30. Значит, на третий день осталось a1f78a00_6942_0133_fb72_12313c0dade2.pngкм.

Заключение

Еще раз повторим. Чтобы найти дробь от числа, от количества, нужно это число поделить на знаменатель нашей дроби и умножить на числитель.

Список литературы

  1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс. 14-е изд., испр. и доп. М.: 2013. 270 с.
  2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Математика. 5 класс. М.: 2014. 304 с.
  3. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс. 24-е изд., испр. М.: 2008. 280 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Matematika-na.ru (Источник).
  2. Matematika-na.ru (Источник).
  3. Urokimatematiki.ru (Источник).
  4. Ppt4web.ru (Источник).

Домашнее задание

Вычислите:

  1. 7cb869f0_6942_0133_fb4c_12313c0dade2.pngот 48
  2. 82acdb60_6942_0133_fb52_12313c0dade2.pngот 25
  3. 75e2cd00_6942_0133_fb45_12313c0dade2.pngот двух часов
  4. a2ec00a0_6942_0133_fb73_12313c0dade2.pngот 27

Что нужно знать о дробях прежде всего?

  • Дробь нецелое число, обозначающее некоторое количество частей или долей от целого.
  • Дробь всегда меньше целого.
  • Чем больше в целом долей, тем эти доли мельче. И наоборот, разделив целое пополам, получим две большие равные доли.

Как сделать изучение дробей наглядным?

Детям намного проще усваивать новое, если примеры будут наглядными. Самый доступный способ продемонстрировать принцип действия дробных чисел это еда. Прекрасно с этой целью справятся яблоки, плитка шоколада или торт. Разделите яблоко вместе с ребенком поровну на всех членов семьи.

Еще один замечательный способ наглядного изучения дробей детали конструктора. С их помощью ребенок может довольно быстро освоить простые примеры сложения и вычитания дробей, а также их сравнение.

Вполне доступным и увлекательным изучение дробей можно сделать с помощью аппликаций, рисунков и пластилина. Совместное творчество с регулярными комментариями прекрасный способ совместить приятное с полезным.

Как правильно познакомить ребенка с дробями?

Если вы решили помощь ребенку освоить дроби, не стоит сваливать на него всю информацию сразу. Ненавязчиво, понемногу, вооружившись доступными примерами из повседневной жизни, разговаривайте с ребенком о целых предметах и кусочках, о том, как из кусочков собрать целое и как из целого получается много-много частей.

Для начала объясните ребенку понятия часть и целое. Вот шоколадка, целая, вкусная. Она состоит из долек, кусочков, частей. Предположим, их 10. Малыш отломал кусочек и вот у него в руках 1 кусочек из 10. Отломал еще для мамы кусочек получилось уже два кусочка из 10. Регулярно повторяйте подобные эксперименты с пиццей, мандаринами или стаканом молока. Теория должна хорошенько закрепиться и усвоиться. Отрабатывать полученные знания на практике можно также на нашем сайте в блоке Обучение есть много интересных заданий по математике, с помощью которых ребенок может потренироваться в изучении частей и целого.

Далее можно приступать к объяснению понятия доли. Пусть ребенок разделит апельсин или шоколадку на равные части, чтобы всем хватило и никто не обиделся. Эти части называются доли. Доли это то, из чего состоит целый предмет. В шоколадке, состоящей из 10 равных кусочков, 10 долей. Если яблоко разрезать пополам, будет две доли, каждая из которых представляет собой половину целого яблока.

Когда ребенок достаточно успешно разберется в том, что такое часть, целое и доли, можно вводить понятие дробь и начинать дробить вместе с ним все, что попадется под руку: те же шоколадки или яблоки. Смысл самого процесса остается прежним. Дроби придумали для того, чтобы обозначать количество долей, взятых из целого и оставшихся в целом. Показатель под чертой (знаменатель) обозначает количество долей в целом предмете, а число над чертой (числитель) количество долей, которые мы хотим взять. То есть если у нас была шоколадка из 5 равных кусочков, а мы взяли 1, то дробь, выражающая это наше действие, выглядит как 1/5, а произносится как одна пятая (слово доля здесь опускается, но подразумевается).

Drobi5.jpgЦелый предмет тоже можно выразить через дробь. Для демонстрации этого отлично подойдет упаковка конфет. Коробочка целая, если в ней 10 конфет, каждая конфетка на своем месте. 10 конфет 10 частей, и целая упаковка 10 штук. Получается, что 10/10 это целая упаковка конфет, 1 упаковка. При изображении целого числа с помощью дроби числитель и знаменатель всегда одно и то же число, обозначающее все доли, составляющие целый предмет.

Таким образом, если ребенок уже умеет писать и готов учиться записывать дроби, постарайтесь постоянно напоминать ему последовательность, задавая наводящие вопросы. Сколько всего частей в целом предмете? Пишем под чертой. А сколько частей мы взяли из этого целого предмета? Пишем над чертой. Это довольно просто, если разобраться.

Когда ребенок активно знакомится с долями и целыми, он должен понимать, что дробные числа это не просто замысловатые математические задачки, а вполне обычное явление в повседневной жизни. Продемонстрируйте ему, что дроби пригодятся, например, когда малыш захочет поделить свои конфеты с другом. Расскажите, что дробями измеряют не только апельсины или торты, но и объемы жидкости, расстояние маршрута, деньги и даже время. Когда вы готовите ужин, гуляете в парке или путешествуете по гипермаркету со списком покупок в любой подходящей ситуации показывайте ребенку на живом примере, как работают дроби, для чего так необходимо в них разбираться и как их следует использовать. Понимая пользу и необходимость практического применения, детям будет интереснее и проще подружиться с такой непростой темой.

Автор: педагог-психолог Антонина Валевич

Репетитор по математике о своей методике

Формально мой подход не отличается от того, что предлагают другие репетиторы, а именно решение задач в большом количестве. Однако к ним еще нужно поготовить ученика, предложить ему некий план или даже алгоритм подбора пути решения. К сожалению, его точность и прозрачность не всегда соответствует желаемому. Репетитор по математике должен понимать, какие задачи и с каким учеником следует разбирать, в каком порядке и в каком количестве. Подходы разных преподавателей могут отличаться порядком разбора задач, пояснениями, терминологией, сопровождениями в рисунках, схемах и даже их полным отсутствием. Я использую собственную базу типовых примеров и наводящих вопросов, систему записей, оформлений и обозначений (немного схожую с Петерсоновской). Оптимизирую краткие записи к задачам, делаю их удобными, информативными и ориентированными на поиск решения.

Попробую изложить …

Разбор элементарных задач

Первый этап работы репетитора знакомство ученика с базовыми задачами, обучение составлению для них кратких записей. Очень важно вложить в ученика мысль о том, что сложная задача на дроби состоит из нескольких упакованных в нее простых, с определенной последовательных элементарных операций. Их выделением и проработкой репетитор по математике занимается на первом уроке.

Выделяется 3 типа простейших задач на дроби: 1) Целая величина известна 2) Целая величина неизвестна 3) Неизвестна дробь

Для каждой из них подбирается реальная ситуация, которую удобно моделировать рисунком. Распространены примеры деления яблока или плошади. Например: Яблоко имеет массу 160 грамм, найдите вес tex_bebcd4f0a4190e0d9a106d85909a514e.png яблока. Пример стандартный, но подходит не всех ученикам, ибо для проверки правильности демонстрируемых репетитором ариметических действий приходится делить то, что нельзя взять в руки, именно вес. При низком интеллектуальном уровене развития ученика репетитор по математике оказывается бессильным что-либо ему объяснить, ибо проблемы уходят далеко от темы дроби. Если такое происходит, я использую пример с полом:

Пол выложен одинаковыми плитками как показано на рисунке. На каждую плитку положили по шарику. Сколько шариков лежит на tex_bebcd4f0a4190e0d9a106d85909a514e.png пола? -шариков-репетитора-по-математике.jpg Преимущество этого примера в том, что ребенок может не только выделить (закрасить) 5/8 пола, но и пересчитать количество шариков непосредственно. При этом репетитор по математике указывает на возможность ответить на вопрос через простые арифметические действия (на рядах и колонках).

Наводящие вопросы репетитора по математике

Cлабого ребенку можно еще и полдвести к выполнению действий. Для этого репетитор по математике задает ему систему наводящих вопросов, например:

Репетитор: сколько колонок на рисунке? Ученик: 8 колонок Репетитор: сколько шариков расположено в одной колонке? Ученик: 4 шарика Репетитор: Каким действием это можно найти? Ученик: 32:8=4 Репетитор: сколько колонок в 5/8 пола? Ученик: 5 колонок Рептитор: Если в одной колонке 32:8=4 шарика, то в пяти колонках шаров будет … Ученик: tex_6791ece78f5e62ec30086389c8e92cd2.png шариков. Привильно !!!!!

Главное преимущество задачи на плитки и шарики состоит в использовании арифметических действий, каждое из которых удается проверить простым пересчетом. После того, как репетитор по математике убедился в понимании действий, он диктует ученику проверенное правило: делим на знаменатель и умножаем на числитель.

Несмотря на то, что можно пересчитывать количество не шариков, а самих плиток, я намеренно оставляю шары в сюжете задачи. Почему? На их примере изучается ситуация, когда какой-нибудь целый объект удерживает внутри себя (или на себе) мелкие объекты (в нашем случае пол удерживает шарики). Это широко распространено в дидактике математики 5-6 класса. Часто что-то куда-то засыпается, заливается, вкладывается и равномерно распределяется по объекту. В мешки засыпают сахар, в бидоны заливают молоко и т.д. Репетитор по математике на примере шариков помогает ребенку быстрее разобраться в числовых особеннностях этих ситуаций и понять законы измерения частей объектов.

Далее … На том же рисунке с шариками нужно поставить обратную задачу: Допустим, мы знаем, что на 5/8 пола лежит 20 шаров. Как найти их общее количество? И здесь репетитору по математике тоже помогает рисунок, на котором можно просто пересчитать кружочки. Легко подбирать и комментировать выполняемые действия: tex_5c9b38e740652d9eb201705fa9e04ec6.png. Все ясно и прозрачно. Наводящие вопросы (если они нужны) аналогичны первому случаю.

Репетитору по математике важно остановиться на терминологии и оформлении краткой записи.-репетитора-по-математике.jpgОт того, насколько как она будет зависит идентификация правил. Ученик должен усвоить, что целый объект это такая же величина, как и его часть, измеряемая двумя единицами: привычной (метрами, сантиметрами, килограммами, литрами, страницами, деревьями, шариками и т.д.) и особой. В роли последней выступает целая величина. Рядом с ней в кратких записях можно поставить 1ед. Все участники элементарной задачи получают названия. То, от чего ищется часть называется целой величиной, сама дробь так и остается дробью, а часть, которую находят от целого репетитор по математике называет частью или значением дроби. Я предпочитаю второй вариант.

Как правило, к репетитору обращаются в момент, когда тема набрала обороты и в классе решают в перемешку задачи на разные базовые правила. Поэтому, их приходится включать в один урок. Если ребенок не самый слабый, то вместо плиток я применяю яблоко, причем с одним и тем же набором значений величин для всех типов задач. Выписываю из образцы в отведенную для этого теоретическую тетрадь (или на форзац рабочей тетради). Каждую запись отдельно комментирую и специальным образом оформляю: .jpgЗадача 1-го типа: целая величина известна.-репетитор-по-математике-записывает-задачу-1-го-типа1.jpgtex_0c1100f9e99411e6adaf78a254babf4d.png(г) -вес части яблока. Чтобы найти значение дроби нужно целую величину разделить на знаменатель и умножить на числитель.

Задача 2-го типа: целая величина неизвестна.-репетитор-по-математике-записывает-задачу-2-го-типа.jpgtex_2d87488c464648dddd97ffcb9cc14890.png(г) вес яблока. Чтобы найти целую величину нужно значение дроби разделеить на числитель и умножить на знаменатель.

Задача 3-го типа: неизвестна дробь.-репетитор-по-математике-записывает-задачу-3-го-типа.jpgtex_679337b3f055e104d10b47e5015ef109.png(яблока) -вес его части

В третьей задаче для 5 класса репетитором по математике должны быть выбраны другие числа, ибо сократить дробь tex_3a87bef9554823ae93cb1dd5fa75e4d5.png пятиклашки еще не могут. Обратите внимание на то, что обыгрывается один и тот же комплект чисел. В первой задаче репетитор по математике находит tex_bebcd4f0a4190e0d9a106d85909a514e.png целого яблока, а во второй выполняет обратные действия: по той же дроби tex_bebcd4f0a4190e0d9a106d85909a514e.png и найденному ранее значению 100 восстановливает число 160 (его даже можно в определенный помент стереть ластиком). Прием обратных действий полезен для работы с невнимательными школьниками. Он позволяет быстро сконцентрироваться на правилах, а не на изучении нового условия новой задачи. Более того, при заранее изветном ответе ребенок убеждается в правильности выбора этих действий. Действительно, как можно в них усомниться, если репетитор по математике получает в ответе то, что и должно получиться?

Под каждой краткой записью оформляется решение и записывается правило:

1) чтобы найти значение дроби, нужно целую величину разделить на знаменатель и умножить на числитель. 2) Чтобы найти целую величну нужно разделить на числитель и умножить на знаменатель. 3) Чтобы найти дробь нужно разделить ее значение на целую величину.

Как репетитор математики работает с комбинированными задачами

Чаще всего они встречаются в 6 классе, хотя в учебнике Петерсона сочетания двух и даже трех типов задач предлагаются уже в 5 классе. Прежде всего ученик должен знать с чего начинать исследование задачи. Важно отработать каждый его этап в отдельности.

Краткая запись

Краткая запись к задаче важнейший и незаменимый элемент методики любого хорошего репетитора по математике. Она является одновременно и опорой и средством заставить ученика перечитывать условие как минимум два три раза. Правильно составленная краткая запись в сочетании с четкими правилами трех типов позволяют разложить комбинированную задачу на несколько элементарных. Поэтому репетитору чрезвычайно важно научить правильно ее составлять.

Как репетитор по математике работает с текстами? Главной проблемой составления краткой записи является проблема анализа текста задачи. Практика показывает, что дети крайне невнимательно и низкоэффективно с ним работают. Не умеют выделять ценную информацию о величинах и сами величины, сортировать главное и второстепенное. Для борьбы с такими проблемами репетитор математики может взять на вооружение метод слежения. Что такое краткая запись? всего лишь короткий текст условия, из которого выброшены лишние слова, а названия величин и их значения записаны отдельными строками. Что мешает репетитору по математике выделять эти слова в тексте? Особенно важно научить поиску целых величин, на которые в краткой записи будут указывать стрелки. Репетитор должен обратить внимание ученика на то, что слово или фраза, написанная сразу после дроби, указывает на единицу измерения дроби, то есть на ее целую величину. Репетитору по математике никто не запрещает выделить ее в тексте (подчеркнуть или записать другим цветом) и поставить к ней стрелочку. Пример оформления:-репетитор-по-математике-выделяет-величины-в-текстах1.jpg

Если внимание ребенка ослаблено, на первых порах ему лучше предлагать уже размеченные тексты, с выделенными целыми величинами и стрелочками.

Для того, чтобы не пропустить ни одну из участвующих величин репетитору по математике нужно задать вопрос: Что в задаче можно измерить? Пок ученик думато, репетитор подчеркивает в тексте соответствующие им слова. В нашем случае это показано синим цветом.

Важно отработать поиск и применение типовых задач внутри комбинированной. Дети часто путают когда им делить на знаменатель, а когда на числитель. В 6 классе путают умножать ли на дробь или делить на нее. Проблема усугубляется когда в задачу встревает еще и сумма (разность) величин. Ребенок пытается запомнить эти ситуации, но от их многообразия пухнет голова. Чем может помочь ему репетитор по математике? Самое эффективное запоминание зрительное. При многократном зрительрном анализе ребенок фотографирует расположение известных и неизвестных компонент выделенных репетитором строк (связанных дробной стрелкой) и распознает эту же комбинацию величин в другой задаче. по нему в другой задаче что именно надо лелать. Для увеличения числа обращений к правилам типовых задач я рекоментдую репетиторам по математике использовать визуальные образы задач (без текстов). Репетитор подает ученику задачу ее краткой записью с полной информацией о всех известных взаимосвязях между величинами . Сложности возникают с суммами нескольких величин. В таком случае репетитору по математике приходится искать дополнительные обозначения для суммы. Я решил это пробьлему так: поле суммы закрашивается, а поля ее слагаемых обводятся тем же цветом по периметру. Очень удобно. Если какое-то из слагаемых тоже равно сумме других, более мелких величин, то его внутренняя частсь закрашивается другим цветом, а поля слагаемых этим же цветом обводятся по контуру. И таких вложений может быть сколько угодно.

Например, краткая запись к задаче про вишню может быть следующей:

-прием-репетитора-по-математике.jpg

Попрбуйте составить краткую запись к олимпиадной задачке: мама испекла булочки. Аня съеха 2/3 всех булочек и еще 2. Петр съел 2/3 остатка и еще 2 булочки, а Денис съел 2/3 последнего остатки и последние 2 булочки. Сколько булочек испекла мама?

Александр Николаевич, репетитор по математике Москва (м.Щукинская, Строгино)

Метки: Работа репетитора, Репетиторам по математике

Суть дроби

Перед тем, как узнать что такое дробь, ребенок должен познакомиться с понятием доля.Здесь лучше всего подойдет ассоциативный метод.

Представьте целый торт, который поделили на несколько равных частей, допустим на четыре. Тогда каждый кусочек торта, можно назвать долей. Если взять один из четырех кусков торта, то он будет одной четвертой долей.

2000px-cake_quarters.svg_.png

Доли бывают разные, потому что, целое можно поделить на совершенно разное количество частей. Чем больше долей в целом, тем они меньше, и наоборот.

Чтобы доли можно было обозначить, придумали такое математическое понятие, как обыкновенная дробь. Дробь позволит нам записать столько долей, сколько потребуется.

Составными частями дроби являются числитель и знаменатель, которые разделены дробной чертой либо наклонной чертой.Многие дети не понимают их смысла, поэтому и суть дроби им не понятна.Дробная черта обозначает деление, здесь нет ничего сложного.

Знаменатель принято записывать снизу, под дробной чертой или справа от накл.черты. Он показывает количество долей целого. Числитель, он записывается сверху над дробной чертой или слева от накл.черты, определяет сколько долей взяли.К примеру дробь 4/7. В данном случае 7-это знаменатель, показывает, что есть всего 7 долей, а числитель 4 указывает на то, что из семи долей взяли четыре.

Основные доли и их запись в дробях:

bezymjannyj-3.png

Помимо обыкновеной, существует еще и десятичная дробь.

006.jpg

l213aplfrgokjr-2.png

837467_5-1.png

Действия с дробями 5 класс

В пятом классе учатся выполнять все арифметические действия с дробями.

Все действия с дробями выполняются по правилам, и надеяться на то, что не выучив правило все получится само сабой не стоит. Поэтому не стоит пренебрегать устной частью домашнего задания по математике.

Мы уже поняли, что запись десятичной и обыкновенной дроби различны, следовательно и арифметические действия будут выполняться по-разному. Действия с обыкновенными дробями зависят от тех чисел, которые стоят в знаменателе, а в десятичной-после запятой справа.

Для дробей, у которых знаменатели одинаковые, алгоритм сложения и вычитания очень прост. Действия выполняем только с числителями.

Пример:

Для дробей с разными знаменателями нужно найти Наименьший Общий Знаменатель ( НОЗ).Это то число, которое будет делиться без остатка на все знаменатели, и будет наименьшим из таких чисел, если их несколько.

Пример:

slide_2.jpg

Для сложения либо вычитания десятичных дробей, нужно записать их в столбик, запятая под запятой, и уравнить количество десятичных знаков если это требуется.

Пример:

img2-36.jpg

Чтобы перемножить обыкновенные дроби просто найди произведение числителей и знаменателей. Очень простое правило.

Пример:

8an3w5xfz1rmgr-2.png

Деление выполняется по следующему алгоритму:

  1. Делимое записать без изменения
  2. Деление превратить вумножение
  3. Делитель перевернуть (записать обратную дробь делителю)
  4. Выполнить умножение

Пример:

bez-imeni-3.jpg

Сложение дробей, объяснение

Давайте более подробно разберем, как складывать обыкновенные и десятичные дроби.

002-13.jpg

Как видно на изображении выше, у дроби одна третья и две третьих общий знаменатель три. Значит требуется сложить только числители единицу и два, а знаменатель оставить без изменения. В итоге получается сумма три третьих. Такой ответ, когда числитель и знаменатель дроби равны, можно записать как 1, так как 3:3 = 1.

003.jpg

Требуется найти сумму дробей две третьих и две девятых. В этом случае знаменатели различны, 3 и 9. Чтобы выполнить сложение, нужно подобрать общий. Есть очень простой способ. Выбираем наибольший знаменатель, это 9. Проверяем делится ли он на 3. Так как 9:3 = 3 без остатка, следовательно 9 подходит как общий знаменатель.

Следующим шагом находим дополнительные множители для каждого числителя. Для этого общий знаменатель 9 делим поочередно на знаменатель каждой дроби, полученные числа и будут допол. множ. Для первой дроби: 9:3 = 3, дописываем к числителю первой дроби 3. Для второй дроби: 9:9 = 1, единицу можно не дописывать, так как при умножении на нее получится то же самое число.

Теперь умножаем числители на их дополнительные множители и складываем результаты. Полученная сумма дробь восемь девятых.

Сложение десятичных дробей выполняется по тому же правилу, что и сложение натуральных чисел. В столбик, разряд записывается под разрядом. Единственное отличие в том, что в десятичных дробях нужно правильно поставить запятую в результате. Для этого дроби записываются запятая под запятой, и в сумме требуется лишь снести запятую вниз.

Найдем сумму дробей 38, 251 и 1, 56. Чтобы было удобнее выполнять действия, мы уровняли количество десятичных знаков справа, добавив 0.

Складываем дроби не обращая внимания на запятую. А в полученной сумме просто опускаем запятую вниз. Ответ: 39, 811.

103.png

Вычитание дробей, объяснение

011-1.jpg

Чтобы найти разность дробей две третьих и одна третья, нужно вычислить разность числителей 2-1 = 1, а знаменатель оставить без изменения. В ответе получаем разность одну третью.

grqvwdms4nybmm.png

Найдем разность дробей пять шестых и семь десятых. Находим общий знаменатель. Используем способ подбора, из 6 и 10 наибольший 10. Проверяем: 10 : 6 без остатка не делится. Добавляем еще 10, получается 20:6, тоже без остатка не делится. Снова увеличиваем на 10, получили 30:6 = 5. Общий знаменатель 30. Так же НОЗ можно найти по таблице умножения.

Находим дополнительные множители. 30:6 = 5 для первой дроби. 30:10 = 3 для второй. Перемножаем числители и их доп.множ. Получаем уменьшаемое 25/30 и вычитаемое 21/30. Далее выполняем вычитание числителей, а знаменатель оставляем без изменения.

В результате получилась разность 4/30. Дробь сократимая. Разделим ее на 2. В ответе 2/15.

011-2.jpg

Деление десятичных дробей 5 класс

В этой теме рассматривается два варианта действий:

5mdgenkt34pm1r-2.png

slide_4-12.jpg

823g3nof9n4kg2-2.png

img10-5.jpg

014.jpg

Умножение десятичных дробей 5 класс

Вспомните, как вы умножаете натуральные числа, точно таким же способом и находят произведение десятичных дробей. Сначала разберемся, как умножить десятичную дробь на натуральное число. Для этого:

12mvd71slqkyna.png

image-26.jpg

 При умножении десятичной дроби на десятичную, действуем точно также.

Смешанные дроби 5 класс

Пятиклашки любят называть такие дроби не смешанные, а <>, наверное так легче запомнить. Смешанные дроби называются так от того, что они получились путем соединения целого натурального числа и обыкновенной дроби.

Смешанная дробь состоит из целой и дробной части.

При чтении таких дробей сначала называют целую часть, затем дробную: одна целая две третьих, две целых одна пятая, три целых две пятых, четыре целых три четвертых.

Как же они получаются, эти смешанные дроби? Все довольно просто. Когда мы получаем в ответе неправильную дробь ( дробь у которой числитель больше знаменателя), мы ее должны всегда переводить в смешанную. Достаточно разделить числитель на знаменатель. Это действие называется выделением целой части:

img_user_file_53988e6d6dd52_15.jpg

Перевести смешанную дробь обратно в неправильную тоже несложно:

Примеры с десятичными дробями 5 класс с объяснением

Много вопросов у детей вызывают примеры на несколько действий. Разберем пару таких примеров.

Пример 1.

( 0,4 8,25 2,025 ) : 0,5 =

imag0781.jpg

Первым действием находим произведение чисел 8,25 и 0,4. Выполняем умножение по правилу. В ответе отсчитываем справа налево три знака и ставим запятую.

Второе действие находится там же в скобках, это разность. От 3,300 вычитаем 2,025. Записываем действие в столбик, запятая под запятой.

Третье действие-деление. Полученную разность во втором действии делим на 0,5.Запятая переносится на один знак. Результат 2,55.

Ответ: 2,55.

Пример 2.

( 0, 93 + 0, 07 ) : ( 0, 93 0, 805 ) =

imag0782.jpg

Первое действие сумма в скобках.Складываем в столбик, помним, что запятая под запятой. Получаем ответ 1,00.

Второе действие разность из второй скобки. Так как у уменьшаемого меньше знаков после запятой, чем у вычитаемого, добавляем недостающий. Результат вычитания 0 ,125.

Третьим действие делим сумму на разность.Запятая переносится на три знака. Получилось деление 1000 на 125.

Ответ: 8.

Примеры с обыкновенными дробями с разными знаменателями 5 класс с объяснением

slide_14.jpg

В первом примере находим сумму дробей 5/8 и 3/7. Общим знаменателем будет число 56. Находим дополнительные множ., разделим 56:8 = 7 и 56:7 = 8. Дописываем их к первой и второй дроби соответственно. Перемножаем числители и их множители, получаем сумму дробей 35/56 и 24/56. Получили сумму 59/56. Дробь неправильная, переводим ее в смешанное число.Остальные примеры решаются аналогично.

Примеры с дробями 5 класс для тренировки

Для удобства переведите смешанные дроби в неправильные и выполняйте действия.

2168.png

Как научить ребенка легко решать дроби с помощью лего

С помощью такого конструктора можно не только хорошо развивать воображение ребенка, но и объяснить наглядно в игровой форме, что такое доля и дробь.

На картинке ниже показано, что одна часть с восемью кружками это целое. Значит, взяв пазл с четырьмя кружками, получается половина, или 1/2. На картинке наглядно показано, как решать примеры с лего, если считать кружки на деталях.

1449506743743111.jpg

Вы можете построить башенки из определенного количества частей и подписать каждую из них, как на картинке ниже. Например возьмем башенку из семи частей. Каждая часть зеленого конструктора будет 1/7. Если вы к одной такой части добавите еще две, то получится 3/7. Наглядное объяснение примера 1/7+2/7 = 3/7.

32e0f23a-4920-4bd1-b2e5-83a5b15b93ae.jpg

Чтобы получать пятерки по математике не забывайте учить правила и отрабатывать их на практике.

Источники:

  • http://rastishka.by/articles/kak-obyasnit-rebenku-drobi-5-klass/
  • https://interneturok.ru/lesson/matematika/5-klass/drobnye-chisla/obyknovennye-drobi
  • https://www.razumeykin.ru/publikatsii/izuchaem-drobi
  • https://ankolpakov.ru/2011/08/03/repetitor-po-matematike-o-zadachax-na-drobi-v-5-6-klasse/
  • https://luckclub.ru/kak-reshit-drobi-5-klass-sut-drobi-slozhenie-vychitanie-delenie-umnozhenie-primery-s-obyasneniyami-uchim-rebenka-ponimat-drobi

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит