Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем?

СОДЕРЖАНИЕ

Изучение темы Корень слова приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.

Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.

Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.

Что такое корень и для чего он нужен слову?

Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.

Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.

Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть сказ-, а слова обозначают «говорить» или «повествовать о чем-либо».

Или: перенос, носовой, занос, переносица не будут однокоренными, так как их общая морфема -нос- будет давать различные лексические значения.

Парные согласные в корне слова

Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.

Это: д-т, ж-ш, з-с, б-п, в-ф, г-к — все они могут чередоваться и в корне слова, поэтому важно не только их запомнить, но и выучить правила, благодаря которым можно проверить написание необходимой буквы.

Определить правильное написание в корне можно, если подобрать проверочный вариант, в котором после сомнительной буквы будет стоять гласный звук. Например: мороз морозы, сад сады, арбуз арбузы, дорожка дороженька — это парные слова. В корне слова после проверки легко поставить нужную согласную, ведь все сразу становится понятно.

Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.

Варианты упражнений для закрепления изученного материала

Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.

Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.

Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:

Скользкая скользить, дерзкий дерзок, просьба просить, изморозь морозить, юбка юбочка.

Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления

Индивидуальный подход к каждому ученику это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.

1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.

  • рукав, башмак, карусель (рубашка рубашечка);
  • загребать, гадкий, Карина (загадка загадочная);
  • крот, ватный, каша (кроватка кровати).

2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.

«Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю.»

Парные согласные в корне слова это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.

Трудности детей при разборе слова по составу

При разборе слов по составу у детей возникают трудности. Основная причина ошибок в морфемном разборе слова формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристика слова. В этом случае у школьников наблюдается отношение к слову как к набору морфем, точнее веренице морфем. Поэтому, разбирая слово по составу, ученик озабочен тем, как разбить эту череду морфем на отдельные части. Уже знакомые ему по другим словам. При этом ребенок больше полагается на внешнее сходство каких-то частей разных слов, на ассоциативные связи, порой неожиданно возникающие в голове ученика. Оттого и появляются суффикс -чик- в словах мячик, ключик, кончик, зайчик, морфема -щик- в существительных ящик, хрящик, лещик: суффикс -ист- в словах аист, чистота, лист; -ушк- в существительных пушка, ушко, подушка; приставка у- в словах утро, урюк и подобные ошибки. Деформирующие структурный и смысловой облик слова.

Так школьник приучается руководствоваться при анализе отношениями на уровне морфема морфема, отыскивая в слове знакомые значимые части.

Между тем слово это не набор морфем. Строение слова является результатом слово- и формообразовательных процессов. Вот почему при морфемном анализе нужно учитывать не только отношение морфема морфема, но и отношение слово слово, точнее производное слово производящее слово.

Так, выделяя служебные морфемы в слове каменщик, мы должны сопоставить это слово с тем, от которого это существительное образовалось. Суффикс -щик- выделяется в результате такого анализа: каменщик тот, кто производит кладку из камня камень + -щик- (тот, кто ). В слове плащик нет и не может быть суффикса -щик-, так как значение этого слова не содержит элемента тот, кто (значение лица, профессии), который передается этим суффиксом. Плащик это маленький плащ, значение маленький вносит в существительные морфема -ик-, она-то и выделяется в слове.

Данные примеры иллюстрируют мысль, хорошо известную в современной лингвистике и методике русского языка: морфемный разбор есть результат словообразовательного анализа.

Как же научить детей уже в начальной школе опираться на словообразовательный анализ при проведении разбора слова по составу?

Прежде всего необходимо, чтобы ученики овладели умением разбираться в структурно-семантической связи слов одной словообразовательной пары, то есть устанавливать зависимость производного слова от производящего. Это умение предполагает способность правильно использовать в своей учебной практике графический символ (словообразовательную стрелочку), что является показателем понимания словообразовательных отношений между словами таких пар (дом домашний, часовой часовщик).

Учеников начальных классов нужно познакомить с последовательностью разбора слова по составу.

Рассмотрим семантико-структурный анализ, отраженный в таких словообразовательных схемах:

1) школа + -ниц- (а) школьница

школа + та, что та, что учится в школе

2) пере + писать переписать

заново + писать писать заново

3) малина + -ник- малинник

малина + там, где там, где растет малина

4) Лимон + -ов-(ый) лимоновый

лимон + сделанный из сделанный из лимона

5) за+ петь запеть

начать + петь начать петь

Эти схемы наглядно показывают, что образование слова это не механическое присоединение морфем друг к другу, но это рождение нового лексического значения.

Итак, что значит разобрать слово по составу?

Это значит определить:

  • часть речи выделить основу и окончание;
  • буквальное (словообразовательное) значение слова;
  • как образовано слово (от какого слова и при помощи каких морфем).

Это и есть последовательность разбора слова по составу, направляющая школьника на словообразовательный анализ, мотивирующий выделение каждой значимой части слова.

С таким планом разбора целесообразно познакомить учеников примерно со второго класса и практически отрабатывать его использование. Практика показывает, что такой путь морфемно-словообразовательного анализа проясняет в голове ученика суть языковой задачи, лексическое значение слова.

Семантическая ориентация процесса обучения морфемике и словообразованию оказывает благотворное влияние и на формирование языковых умений и навыков других областей школьного курса, поскольку морфемика и словообразование выполняет базовую функцию в процессе обучения на уроках родного языка.

Об авторе: Деревянченко Раиса Иосифовна, учитель начальных классов, ГОУ СОШ № 1266.

2011 г.

Что такое приставка и суффикс?

Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

Подснежники.

Обозначим известные части слова.

Окончание и, так как можно изменить слово:

нет чего? подснежников,

рад чему? подснежникам, изменилось -и.

Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

Общая часть: снег снеж. В корне чередование согласных г-ж.

Есть части, которые присоединились к корню перед ним (часть под- будем обозначать так: 4cf1f990_abb4_0132_36bc_12313c0dade2.png) и после него (часть -ник- будем обозначать так: 4e7ae6e0_abb4_0132_36bd_12313c0dade2.png).

89e442f0_abb4_0132_36c3_12313c0dade2.png

Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы. Они служат для образования слов.

Приставка часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс часть слова после корня.

Образовываем слова с помощью суффиксов:

51b491a0_abb4_0132_36bf_12313c0dade2.png

дыра + к = дырка, дырочка, дырища

очк

ищ

53489df0_abb4_0132_36c0_12313c0dade2.png

кот + ик = котик, коток, котёнок, котята

ок

ёнок

ят

Суффикс, называющий большие предметы:

Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ-: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножки, сапожки суффикс -к-,

сапожок, цветок суффикс -ок-,

травинки суффикс -инк-,

спинки — суффикс -к-.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

Сравните: корова коровушка, крапива крапивушка.

Какие слова звучат нежно, ласково?

Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Ещё суффиксы очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-.

Образуем слова с помощью суффиксов.

роза 54ddf920_abb4_0132_36c1_12313c0dade2.png

лампа + очк = розочка, лампочка, ленточка

лента

566427a0_abb4_0132_36c2_12313c0dade2.png

Катя + еньк

лиса + оньк = Катенька, лисонька, реченька

река еньк

566427a0_abb4_0132_36c2_12313c0dade2.png

Лимон

помидор + чик = лимончик, помидорчик, блинчик

блин

пёс + ик =, стол + ик =, орех + ек =

пёсик, столик, орешек

Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слонёнок.

За мамой-лисицей

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

Найдём слова, называющие детёнышей животных.

Слонёнок, лисёнок, ежонок, медвежонок.

Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

Много слонят, лисят, ежат, медвежат.

Найдём слова, называющие животных.

Слонихой, лисицей, ежихой, медведицей.

Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

Гусь гус-ин-ый, лев льв-ин-ый, змея зме-ин-ый.

Суффикс -ин- имеет значение принадлежит животному.

Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

Какие суффиксы придают такое значение?

Учитель, воспитатель суффикс -тель-.

Грузчик, лётчик суффикс -чик-.

Лесник, дворник суффикс -ник-.

Футболист, тракторист суффикс -ист-.

Каменщик, кровельщик суффикс -щик-.

Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

Бархатистый, золотистый суффикс -ист- имеет значение похожий на бархат, золото.

Носатый, бородатый суффикс -ат- придаёт значение имеющий большой нос, бороду.

Медовый, вишнёвый суффиксыов-, -ёв- имеет значение приготовленный из мёда, из вишни.

Сочный, облачный суффикс -н- придаёт значение имеющий много сока, много облаков.

Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

Берег моря (какой?) морской

Чуть-чуть белый (какой?) беловатый

Склонный к удаче (какой?) удачливый

Склонный к разговору (какой?) — разговорчивый

Имеет много зубов (какой?) зубастый

Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

Белый , синий , высокий , смелый , свежий

Белизна, синева, высота, смелость, свежесть.

Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, — есть- это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Справочник Суффиксы русского языка:

Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

Суффиксы имён существительных:

-ищ-, -ик-,-ек-, -ок-, -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

Суффиксы имён прилагательных:

-н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

Суффиксы глаголов: -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

Например, белеть, белить, читать, молоть, умолять.

Какой смысл несёт приставка?

Теперь поговорим о приставках.

Я буду называть вам приставки, а вы попробуйте догадаться, к какому слову их приставить. Представьте, что вы сидите на стуле перед телевизором.

Я вам говорю: В-!Что вы делаете? Включаете телевизор?

А если я скажу: Пере-? Переключаете на другую программу?

ВЫ-! Выключаете телевизор?

Что вы сделаете, если я скажу: Подо-? Пододвинетесь со стулом?

Ото-? Отодвинетесь?

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например, приставка в- означает движение внутрь (вбежал, влез),

приставка вы- движение изнутри (выскочил, вышел),

приставка за- начало действия (запел, застучал),

приставка до- завершение действия (допечатал, дописал),

приставка на- направленность действия на что-либо (напугала, направила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

Составим слова с приставками.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Справочник Приставки русского языка:

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

На-, за-, над-, раз-, рас-

О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.

Приставки можно перепутать с предлогами. Это тема другого урока.

Заключение:

На уроке вы узнали, что приставка это часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс часть слова после корня. Они служат для образования новых слов.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 34 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитайте шуточное стихотворение.

    Под ногами в листопад

    Листья жёлтые летят,

    А под листьями шуршат

    Шурш, Шуршиха и Шуршонок

    Папа, мама и ребёнок. (В. Голяховский)

    Какие слова придумал автор? Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы

  2. Напишите слова в два столбика:

    суффикс -ниц- имеет значение предмета, в котором что-то лежит, хранится;

    суффикс -ниц- обозначает профессию женщин.

    Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница, учительница, конфетница, перечница, монтажница, мыльница, чернильница, соусница.

  3. Найди слова с приставками и выдели их. Утром к дому прилетела стайка воробьёв. Они уселись на крыше и весело зачирикали. Нина выбежала на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Птицы взмахнули крыльями и опустились на землю.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Hi-edu.ru (Источник).

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

  • ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;
  • не знает как правильно находить ту или иную часть слова;
  • не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

proverochnaya-rabota-sostav-slova1.jpg

Первое, что нужно сделать это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

Корень слова это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое значение слова.

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

Приставка это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

Суффикс это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс это значимые части слова.

Окончание

Окончание это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Окончание стоит после корня или после суффикса.Чтобы найти окончание в слове, надо изменитьформуслова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Основа слова это часть слова без окончания.

В основу слова входит приставка, корень и суффикс.

Тест Состав слова

1. Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК?а) антонимы;б) синонимы;в) родственные.

2. Часть слова без окончания называется:а) основой;б) корнем;в) суффиксом.

3. Общая часть родственных слов называется:а) основой;б) корнем;в) окончанием.

4. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов это:а) окончание;б) суффикс;в) приставка.

5. Определи окончание в слове мечтой.а) -той;б) -ой;в) -й.

6. Продолжи фразу. Основа слова это:а) изменяемая часть слова;б) общая часть родственных слов;в) часть слова без окончания.

7. Из каких частей может состоять основа слова?а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

8. Определи, в какой строке все слова однокоренные.а) гусеница, гусь, гусята, густой;б) школа, школьный, пришкольный, школьник;в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

9. Дополни фразу. Приставка это:а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) часть слова, которая стоит после корня;в) служебная часть речи.

10. Какое из данных слов имеет приставку по-?а) полезный;б) подарок;в) по дороге.

11. Дополни фразу. Суффикс это:а) часть слова, которая стоит перед корнем;б) изменяемая часть слова;в) часть слова, которая стоит после корня.

12. Выбери слово с суффиксом.а) завод;б) зонтик;в) собака.

13. Выбери значимые части слова.а) приставка, корень, окончание;б) корень, суффикс, окончание;в) приставка, корень, суффикс.

Схема морфемного разбора слова

  1. Определи слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов нет окончания).
  3. Укажи основу слова.
  4. Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);
  5. Выдели приставку.
  6. Выдели суффикс.

proverochnaya-rabota-sostav-slova.jpg

покупка

1. Часть речи -имя существительное

2. окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3. основа ПОКУПК-

4. корень -КУП-

5. приставка ПО-

6. суффикс -К-

пришкольный

1. Часть речи -прилагательное

2. окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3. основа ПРИШКОЛЬН-

4. корень -ШКОЛЬ-

5. приставка ПРИ-

6. суффикс -Н-

расцветают

1. Часть речи -глагол

2. окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3. основа РАСЦВЕТА-

4. корень -ЦВЕТ-

5. приставка РАС-

6. суффикс -А-

Четвёртое знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксыименсуществительных

ан-(-ян-), ани(-яни), анин(-янин), ач, ени, ет-,-ть-, еств-(-ств-), есть, ец, изм, изн-, ик(-ник), ин, ист, итель(-тель), ихиц-(-ниц-), к-, л-, лк, льник, льщик(-льщиц-), от-, ость,ун, чик(-чиц-, щик)

Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

  • икобразуетлицо,обладающеекачеством (медик,старик)
  • ицлицоилиживотноеженскогопола(девица,курица,тигрица)
  • ист, щик, ачлицо,принадлежащеекобластидеятельности(парашютист, барабанщик, скрипач)
  • никлицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)
  • ошк, ушк, чик, юшк, юшк, еньк, ёшкпридают уменьшительноласкательнуюформупредмету.

Суффиксыприлагательных

ал(-ел-), ан(-ян-), аст(-ат-), ев(-ов), еват(-оват-), ен, енн(-онн-), енск(-инск-), ив(-лив,-чив-), ин, ит(-овит-), к, л, н(-шн-), тельн-, уч(-юч,-яч-), чат, к(а), ск, тель, ист

Суффиксыглаголов

а(-я, ка), е, ева(-ова, ыва, ива), и, л, ну,ся, сь, ть(-ти)

Полезно помнить:

  • лобразуетпрошедшеевремя(был,спал,плыл)
  • ти, ть, чьобразуютнеопределеннуюформуглагола(инфинитив) (нести,делать, беречь)

Пятое обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме Состав слова в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

1 вариант

1.Разбери слова по составу:

Времена, перевязь, глоток, гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок, билет, свисали, проводила, беленький

2. Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тепло

3. Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
беззащитныйдаритьвкусныйдобрый
подъехатьводасводныйтяжёлый
безобразныйжизньсъеденныйбелый
донёспришкольныйводныйчёрный
простотадомашнийцветикключи
поворотсадиксвалкарыба
замёрзсухаякучакурица
вышёлдумакаменщиксмысл
завёлжаркийрыбкаодежда
подходзаставалавкасорока

2 вариант

1)Разбери по составу:

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Стена ..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставкакореньсуффиксокончание
коньлетоплакучиймягкий
подтянуллокотокмясникмолодость
вписатьпроходитьзимамяч
прожитьводителькнигасады
заяцчасыкормовойземляной
сроккотёнокмирножницы
заряшколалесникрадость
ссорапокраситьнизкийлодка
стулсиреневыйпогодакарандаш
подъездполекрышаполк

По ссылке ниже вы можете скачать эту работу.

Тренировочная работа по теме Состав слова

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Виды суффиксов

  • Формообразующие суффиксы. Имеют достаточно большое значение, поскольку регулируют эмоциональную окраску. К примеру: зеленый-зеленее.
  • Словообразующие. Отвечают за грамматический смысл слова. К примеру: обед-обедать, соль-соленый.

Суффиксы имен существительных

Суффиксы существительных также подразделяются на группы.

1. Суффиксы, которые могут образовываться не только от имен существительных, но также и от имен прилагательных, и даже глаголов. Например: конь-конюх.

2. Суффиксы, образующие существительные от существительных. В этом случае слово также получает особую эмоциональную окраску: грубость, любовь, доброта, дружелюбие. Например: гном-гномик.

Образованные от имени существительного все суффиксы в русском языке таблица:

СуффиксыУсловия написанияПримеры
онькпосле твердых согласныхлегонько
енькпосле мягких согласных

исключения: заинька, паинька, баиньки

Мишенька
онк-, онок , енокпосле шипящих под ударениемлягушонка, гусенок
икесли гласная суффикса при склонении сохраняетсямальчик
екесли гласная суффикса при склонении удаляетсяденечек
чикпосле согласных: Д, Т, С, Ж, Здоносчик
щикпосле согласных, кроме: Д, Т, С, Ж, Зчистильщик
ичкот сущ. с суффиксом ицводичка
ечкпосле мягких согласных и шипящихМишечка
ышкслова среднего родагорлышко
ушкслова мужского рода и женского родабабушка
о-, епосле шипящих под ударением пишется о, без ударения егоршочек, мешочек

Слова с суффиксом ушк-, чик-, ечк и другие показывают любовное, нежное отношение к тому или иному объекту, человеку. Поэтому особенно важны.

Слова с суффиксом ик-обозначают принадлежность, какую-либо территориальную область.

Слова с суффиксом еньк-же основаны на оценке чего-либо, например, миленько. Также важно отметить, что слова с суффиксом еньк-образуют именно формы, а не новые слова.

Суффиксы имен прилагательных

Правописание суффиксов имен прилагательных зависит от некоторых правил. Для того, чтобы понимать данный материал было проще, они были квалифицированны на под категории. Также суффиксы прилагательных способствуют более детальному обозначению оттенков.

Слова с суффиксом ов способствуют выражению привязанности к предмету(отцовский), а также слова с суффиксом ов заостраяют наше внимание на том, что данный объект был кем-то сделан(облицованный).

СуффиксыУсловия написанияПримеры
ив-, евв безударном положении пишется ев-, под ударением ивигривый, шаловливый

Исключения: юродивый, милостивый

оньк-, еньконьк после согласных: г, х, к;

еньк после согласных, кроме: г, х, к.

миленький, добренький, сладенький
чив-, ливИ пишется в любом случае, поскольку -чев, -лив- не существуетзавистливый
оват-, ов-, овитпишутся после твердого согласногогорьковатый, зеленоватый
еват-, ев-, евитпишутся после мягк. согл. , после шипящих и цмарганцевитый

Видео: суффиксы имен прилагательных

Глагольные суффиксы

Суффиксы глаголов играют крайне важную роль в слове. Наделены рычагом регулирования формообразования и словообразования. Потому на их разбор следует уделить как можно больше внимания. Именно в данных правил дети, а иногда даже взрослые допускают больше всего ошибок. Но не стоит пугаться. Суффиксы глаголов не такие страшные, какими кажутся на первый взгляд. Их достаточно лишь разок хорошенько выучить, а лучше всего просто понять и отложить в памяти.

СуффиксыВопросы для проверкиПримеры
-ова-

-ева-

гл. 1 л. ед. числа должен оканчиваться на ую-, ююгарантирую-гарантировать

ночую-ночевать

ыва

-ива-

гл. 1 л. ед числа должен сохранять ыва-, иваиспытываю-испытывать

вздрагиваю-вздрагивать

-а-

и

я

е

необходимо поставить гл. в форму инфинитива или же н.ф и посмотреть, пишется ли перед суффиксом прошедшего времени лдышать-дышал

пилить-пилил

лаять-лаял

развидеть-развидел

Наречные суффиксы

Правописание суффиксов целиком и полностью зависит от двух составляющих: приставка и ударение в слове. Потому прежде чем делать поспешные выводы, посмотрите, на какой слог падает ударение и есть ли у слова такие-то приставки.

СуффиксыАОУ
Приставкииз-, с-, доза-, на-, впо
Примерыиздавна, сначала, добелазаново, насухо, вправоповсюду, полегоньку, поначалу
Исключениясбоку, смолоду, сроду

Суффиксы наречий видео урок:

Причастные и деепричастные суффиксы

Правописание суффиксов причастий и деепричастий очень часто путают, так как людям бывает сложно различить две данные части речи. Поэтому прежде чем приступать к тому, чтобы рассмотреть суффиксы деепричастий, следует разобрать тему этих частей речи.

Различия причастий идеепричастий

Наверное, самый простой признак, по которому их можно различить вопросы, на которые отвечают данные части речи. Причастие отвечает на вопросы имени прилагательного, например: Какое?. Деепричастие же отвечает на вопросы, связанные с деятельностью, то есть: Что сделав?, Что делая. Также, чтобы различить их можно попробовать изменить по падежам. Причастие легко поддается этому приему, деепричастие же остается неизменным. Ну, и последним довольно легким способ является посмотреть на роль в предложении. В данном случае, причастие будет определением, деепричастие обстоятельством.

ПричастиеДеепричастие
Суффиксыущ-, ющ

ащ-, ящ

вш-, ш

ем-, ом-, им

нн-, енн-, т

а-, я

в-, вши-, ши

Суффиксы с эмоционально-экспрессивной окраской

Слова с суффиксом подобного формата являются попросту незаменимыми в русском языке. Они помогают людям выражать эмоции, как позитивные, так и негативные. Также они способствуют выражению мнения, отношения к тому или иному человеку или объекту. Мама может назвать дочку Машенька, таким образом, показав свою любовь этому человеку. Ей необязательно расписывать в предложения, что она чувствует к своему ребенку. Одно слово иногда способно заменить тысячу.

Также такие суффиксы помогают обозначить возраст людей. Например, если мальчик шестнадцати лет скажет, что у него есть сестренка. Значит, скорее всего, речь будет идти именно о маленькой девочке. Получается, ему не нужно будет прибегать к цифрам, достаточно использовать только одно слово.

Даже если приводить пример из литературных произведение, становится понятно, что такое правописание суффиксовиграет огромную роль, а особенно значимы уменьшительно-ласкательные суффиксы. Иногда автору бывает трудно передать истинные эмоции своих героев, поскольку читатель может понять это только из слов. Он не видит картинки, не слышит голосов. А подобные, нежные слова очень выручают в таких ситуациях. К примеру Лисенок казался ему таким беззащитным- писатель мог бы использовать слово лис, но тогда бы и ласка из этих слов почти испарилась.

Суффиксы для обозначения процессов и абстракций

В большинстве случаев, людям не приходится слушать о таком ответвлении. Тем не менее, подобное правописание суффиксов существует. Наиболее часто данные виды встречаются в исторических произведениях, описаниях, классической литературе. В качестве примеров можно привести слова, образованные с помощью подобных суффиксов, такие как: обломовщина, глубина, смоленщина.

Разумеется, встречаются они нередко, если вы любите проводить время в компании книжек. Но немногие знают, что такие слова относятся к данным разрядам.

Суффиксы для обозначения людей

Такие суффиксы также называют именными, и встречаются они достаточно часто. Обычно выражают профессиональную деятельность. Из наиболее часто употребляемых можно назвать слова с суффиксом тель: водитель, производитель, строитель. А также суффиксы щик, чик: укладчик, ямщик.

Здесь нередко допускаются глупые ошибки, потому будьте внимательны, решая, как написать суффикс. Если перед ним располагаются такие согласные, как: з, д, т, ж, с, то ставится чик. В случае остальных щик.

Суффиксы для обозначения растений

Одним из последних последних направлений суффиксов являются растения. Иногда люди путают, думая, что названия большинства растений представляют один сплошной корень. Но это абсолютно неверная информация. В названиях кустарников, злаков, плодов точно также есть суффиксы, которые как раз таки помогают нам не путаться в бесчисленном множестве интересных названий.

Самыми популярными суффиксами считаются иц и ниц. Из примеров можно привести: чечевица, лиственница и многие другие.

Источники:

  • https://www.syl.ru/article/279555/mod_kak-nauchit-detey-pravilno-vyidelyat-koren-slova-i-parnyie-soglasnyie-v-nem
  • https://pedsovet.su/ns/6158_razbor_slova_po_sostavu
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/sostav-slova/ponyatie-o-pristavke-i-suffikse-obrazovanie-slov-s-pomoschyu-pristavok-i-suffiksov
  • http://naymenok.ru/kak-razobrat-slovo-po-sostavu/
  • https://russkiy-pravilno.ru/suffiksy-v-russkom-yazyke/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит