Изучаем с ребенком безударные и ударные звуки, учимся проверять орфограммы

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемами правописания сегодня начинают заниматься уже с раннего возраста: во многих детских садах есть группы подготовки к школе, на которых малыши изучают азы грамоты понятия буквы, звука, слога, ударения. И это не случайно, ведь эти знания необходимы первокласснику. Одна из распространенных проблем безударные и ударные гласные звуки. Как их различать? Как проверять сомнительные гласные в корне?

bezudarnye-zvuki1.jpeg

Как отличить ударный звук?

Ребенку 56 лет часто бывает непонятно, по какому принципу мы, взрослые, отличаем ударные и безударные звуки. И наши объяснения о том, что ударный слог это сильный, на него ставится ударение, акцент при произношении, ему могут ни о чем не говорить. Как объяснить это более понятно?

Есть простые способы:

  • Попросить ребенка говорить, держа ладошку у подбородка. На каком звуке подбородок касается руки сильнее, тот ударный.
  • Объяснить, что ударный звук всегда звучит и пишется одинаково, а безударный не всегда.
  • Предложить позвать слово. Ударный слог будет самым протяжным, и слово при этом не искажается (кАААпуста или капУУУста?).

bezudarnye-zvuki1-2.jpg

При этом не стоит путать понятия можно протянуть и самый долгий, потому как протянуть можно любой гласный звук на то он и гласный. А вот ударение всегда выдает именно протяжность произношения.

И еще. Дошкольник или школьник должен четко знать, что ударный слог в любой лексеме всегда только один. И ударение падает на произносимый звук, а не на букву. Буква это просто графическое изображение фонетической единицы.

Для усвоения и закрепления понятия ударения существуют различные игры. Например, можно произносить слоги, направляя выдох на пламя свечи. Ребенок наглядно увидит по колебаниям пламени, сколько слово содержит слогов и который из них ударный.

Можно показать малышу важность правильной постановки ударения, приведя примеры омонимов, которые пишутся одинаково, а в устной речи различимы только ударным слогом.

Увидеть, что сильная позиция иногда плавает по частям лексемы, дошкольник может, играя во француза (как известно, во французском языке ударная позиция строго закреплена за последним слогом). То есть ему нужно попробовать назвать разные предметы именно таким способом.

Если малыш не видит (вернее, не слышит) разницы между молОко и молокО (а возможно, просто не имеет представления о том, как правильно его нужно произносить), не торопитесь загружать его ударными слогами. Займитесь культурой речи, тренировкой правильного произношения слов, развитием фонематического слуха. Как можно больше провоцируйте его называть предметы или действия, в ударении которых он путается. Исправляйте, показывайте правильный пример. То есть развивайте в нем способность говорить и слышать ударение правильно. Только после этого имеет смысл объяснять ему, как звать слова.

Орфограмма безударный гласный звук в корне

Научившись определять ударение, ребенок может освоить и основную орфограмму, связанную с ним: безударная гласная в корне.

Чтобы малышу было легче понять, что такое орфограмма, ему можно объяснить это так: орфограмма самый ошибкоопасный звук слова, место, где чаще всего можно допустить неверное написание, потому что приходится выбирать из нескольких вариантов правильный.

Чтобы его выбрать, орфограмму нужно проверить. Безударный звук в корне проверяют ударением (ведь именно под ударением произносится и пишется звук одинаково). Для этого нужно подобрать проверочное слово. Это измененное проверяемое слово или другое однокоренное, родственное и близкое по смыслу слово, где слабая позиция меняется на сильную, ударную.

bezudarnye-zvuki2.png

Соответственно, чтобы воспользоваться этим правилом верно, малыш должен уметь:

  • различать согласные и гласные звуки;
  • находить гласные в сильной и слабой позиции;
  • переносить ударение с одной части лексемы на другую;
  • определять, в какой именно ее части находится слабый звук;
  • изменять форму слова, подбирать к нему несколько однокоренных, выбирать из всех этих вариантов тот, который может выступить проверочным.

Затруднения вызывает тот факт, что, к сожалению, данная орфограмма не предусматривает готового алгоритма с графическим образцом правильного написания, а подразумевает его самостоятельный подбор. Для этого малыш должен знать и понимать, что, чем и как нужно проверять в каждом конкретном случае.

bezudarnye-zvuki3.jpg

Какие трудности могут возникнуть?

И вот тут начинаются основные сложности. Причины частых ошибок различны, но основные из них следующие:

  • ребенок не может найти в тексте слово, в котором есть безударная фонема;
  • не может вычленить корень, чтобы найти в нем орфограмму;
  • у него не получается изменить слово, чтобы звук стал в ударную позицию;
  • у малыша скудный словарный запас, в котором отсутствуют подходящие для проверки слова.

Чтобы со всем этим справиться, помимо обязательного расширения словарного запаса, необходимо выполнять упражнения, которые решают различные задачи: учат находить слова, отвечающие данной орфограмме, пользоваться самим правилом, использовать его свободно при написании любого текста.

Если ваше чадо еще не знает, обратите его внимание на то, что буква Ё всегда обозначает ударный звук. Это поможет ему никогда не допускать ошибок в словах, которые ее содержат.

Виды упражнений

Какие же упражнения могут помочь в данной ситуации? Чем они разнообразнее, тем лучше. Направлены они могут быть на разные аспекты развития понимания орфограммы:

  • Нахождение слов, подпадающих под данную орфограмму (поиск безударных и ударных фонем в разных частях слова, сопоставление графического изображения и написания фонем в слабой и сильной позиции в корне слова, поиск орфограмм среди однокоренных слов, в предложениях, различных текстах).
  • Практическое применение правила отработка умения находить проверочные слова по нужным признакам (сопоставление слов с ударной и безударной позицией фонемы в корне, выбор проверочных слов из некоторого числа однокоренных, из различных форм слова, выбор проверочного слова, обозначающего сам предмет, его признак, действие; различение проверочных слов, которые являются измененной формой слова и однокоренным словом, подбор нескольких проверочных слов).
  • Общее развитие речи с упором на тему ударения (изучение однокоренных слов, развитие навыка подбирать нужное значение слова в процессе подбора к нему ряда однокоренных, изучение многозначных слов, прямого и переносного значения, антонимов, синонимов, тренировка составления словосочетаний, предложений, выполнение заданий при списывании или под диктовку).

bezudarnye-zvuki4.jpg

Если родителям не удается правильно подобрать тексты для таких упражнений или организовать занятия, ребенку непонятно или неинтересно, на помощь могут прийти обучающие мультики. К счастью, качественных мультфильмов педагогического направления в Сети сегодня можно найти немало. В доступной и увлекательной игровой форме в них малыш может найти ответы на все вопросы по теме ударения. При этом информация усвоится гораздо легче, поскольку подается она не в форме скучного урока, а в виде игры с участием веселых, любознательных персонажей.

К сожалению, человеческая речь не вписывается в рамки точной науки. Это живая, подвижная система, очень многое в которой происходит по законам гармонии, чувства стиля, даже интуиции. Это не точные формулы, как, например, в математике. Наверное, именно поэтому чаще всего проблемы у детей возникают именно при изучении языка, а не вычислений. А значит, занятия по всестороннему развитию речи детей одна из первоочередных задач каждого родителя, который претендует на звание любящего и заботливого.

4важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это иэто пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

Тоесть места всловах имежду словами, где нужно выбрать написание изнескольких вариантов (о или а, е или и, слитно или раздельно, ь или ъ, сь или без ит.д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы всловах нужно поспециальным признакам. Например, если вслове слышим наконце глухой парный согласный звук: зу[п], ле[ф], это опознавательный признак орфограммы проверяемой буквы согласного. Обнаружив это опасное место, ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти вслове поопределенным признакам, иэтому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (ивзрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, невидят вслове место, ккоторому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел вслове точку приложения орфографического правила, онлегко может это правило применить ивыбрать верное написание. Используем тотже пример: чтобы выбрать букву наконце слов зу[п], ле[ф], подбираем проверочные слова (зубы, львы), слышим отчетливо согласный звук перед гласным ипишем зуб, лев.

Умение объяснить выбор написания устно играфически

Это умение нужно икогда ребенок пишет, икогда проверяет написанное. Проще, быстрее иполезнее делать это графически. Например, объясняя выбор буквб ив наконце слов зу[п] иле[ф], ребенок должен написать так: зуб зубы; лев львы (букву ы онподчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением ипомогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок посути переводит содержание правила (текст) виную, более краткую инаглядную, говорящую форму. Иему, ивзрослому понятно, почему выбрано именно это написание.

image2-54.pngФото изличного архива автора.

Умение находить иисправлять ошибки

Оно базируется натрех предыдущих. Чтобы проверить себя (вовремя диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать теже действия:

убедиться, что орфограмма найдена правильно поопознавательным признакам;

применить правило;

объяснить написание графически.

Именно поэтому ярекомендую родителям ипедагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мывсегда оставляем пустой, ипри проверке все необходимые обозначения изаписи делаются наэтой строке. Если впроцессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку иисправляетее, отметка нетолько недолжна снижаться наоборот, ребенка нужно хвалить ивсячески поощрять. Абсолютно нелогично иочень вредно, когда вшколе ребенку запомарки иисправления снижают отметку записьменную работу.

Советы родителям, которые занимаются сребенком сами

1. Укаждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила впорядке ихвзаимосвязи инарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний оязыке иумений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить итолько потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения иписать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений соспециальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает ипринимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, тоесть занимается правописанием осмысленно исжеланием. Как только онувидит, что все нетак страшно ипоявляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Нивкоем случае ненадо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться нанего, сравнивать ребенка сего более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только сним самим: впрошлый раз было десять ошибок, асегодня только восемь. Тымолодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам иработать методически грамотно, результат будет обязательно.

Обложка поста: pexels.com.

1. Проверяем безударные гласные в корне.

1.3. Сложные случаи при проверке гласных.

Если возникло сомнение в том, какой гласный писать, первое, что надо сделать, это попытаться изменить слово так, чтобы неясный звук попал под ударение. Однако существуют и совпадающие по звучанию слова (омофоны), где подбор проверочного слова зависит от смысла. Приведем наиболее распространенные из них:

  • Старожил нашего города (старый житель) сторожил склад (сторож);
  • Вытачка на блузке (тачать) выточка детали (точит);
  • Вытесненный из толпы (тесно) вытисненный на книге (тиснуть);
  • Вышколить ребенка (школа) вышкалить сосуд (шкалы);
  • Умолять о пощаде (молит) умалять значение (делать малым);
  • Флаг развевается (веет) ребенок развивается (развитие), локоны развились (перестали виться);
  • Удариться оземь (о землю) взошла озимь (озимые);
  • Разреженный воздух (редко) разрядить пушку (разряд);
  • Скрепя сердце, скрепить печатью (крепко) скрипя зубами во сне (скрип);
  • Осветить комнату (включить свет) освятить храм;
  • Просвещение (переносное значение слова свет) посвящение другу (святость);

Подбирая проверочное слово, убедись, что оно действительно родственно по значению проверяемому.

2. НЕпроверяемые гласные в корне.

К сожалению, невозможно вывести никакой алгоритм основная нагрузка ложится на вашу память. Однако мы можно дать несколько практических советов, облегчающих запоминание трудных слов.

2.2. Совет второй.

Наша память не любит механических действий: список разрозненных, не связанных между собой слов запомнить труднее, чем логически организованную последовательность. Подскажем два способа запоминания: по сходству и по контрасту.

По сходству: президент претендует на кресло в президиуме или вином Грета запивает винегрет (ложное проверочное слово, но ведь для того, чтобы правильно писать, это не суть важно), обаятельный байки говорит, обоняние вонь (в обоих случаях проверочное слово этимологически родственное). Можно придумать свою, веселую этимологию: иждивенец сиди и жди, когда тебе все преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой. Чем неожиданнее и остроумнее проверка, тем легче она запоминается.

По контрасту: режиссер, но продюсер, импресарио. Деликатный дилетант (Е-И, И-Е).

2.3 Совет третий.

Если вы неплохо владеете иностранным языком, попробуйте вспомнить, например, английское правописание слова оппозиция opposition.

Конспект урока Безударные гласные в корне слова. Следующая тема Чередующиеся гласные в корне

Ударные и безударные гласные

Выполним задание: рассмотрим фото и назовём, что на них изображено.

6165a33c6fbcb903d791160face647e8.png

Рис. 3(Источник)

a625d978113e8e94c745187a48f83023.png

Рис. 4(Источник)

169f3c1b86e9894709163c7aa2acacea.png

Рис. 5(Источник)

Цветы, сосна, мячи. Поставим в словах ударение и покажем гласные, которые оказались в безударной позиции, подчеркнув их. Цветы, сосна, мячи. Прочитаем эти слова не по слогам, а быстро. Заметно, что безударные гласные произнеслись менее отчетливо.

Гласные под ударением ударные гласные находятся в сильной позиции. Гласные без ударения, их называют безударные, в слабой позиции. Буквы, которые обозначают звуки в слабых позициях, называют орфограммами.Орфограмма (от греч. orthos- правильный и gramma письмо) написание слов по каким-либо правилам орфографии.

Орфография (от греческого слова: ортос правильный, и графо пишут) правила письменной речи (т. е. написание слов). По-русски говорят правописание.

Произношение безударных гласных

Понаблюдаем за словами:

грибы, цветы слышу И, что писать? И или Е ?

вода, трава слышу А, что писать? А или О ?

мячи, ряды слышу неясный звук И, что писать? Я? Е? И?

Вывод в безударной позиции мы не слышим чёткий звук и при письме можем сделать ошибку.

В современном русском языке действует закон в безударных слогах звук О не произносится. Вместо него работает звук А. И вернётся он на своё место только в том случае, когда станет ударным. Так и работают звуки по очереди. Сравните: море моря, стол столы, слон слоны. Так же ведут себя и другие гласные звуки: в безударных слогах каждый из них заменяется каким-то другим.

В безударных слогах не бывает гласного звука Э. Произнесите слово этажи. Оно произносится не так, как пишется. Не трудно заметить, что звук У в словах не бывает опасным, он хорошо и чётко произносится даже в безударной позиции.

Для грамотного письма очень важно научиться без ошибок определять безударные гласные на слух, чтобы предвидеть место в слове, где можно сделать ошибку. Иногда говорят найти в слове ошибкоопасное место. Запишем предложения.

Белка была на сучке. Безударные звуки слышим чётко и понимаем все слова.

Дети играют с мячом. Непонятно с чем играют дети: в мяч или в меч.

Проверка безударного гласного

Чтобы понимать письменную речь, важно научиться писать слова без ошибок. В русском языке существует закон: слабую позицию проверять сильной.

Прочитаем предложения и найдем в них подсказку.

У кошки к ? тята. Кошка О, значит котята тоже О.

У тигра т ? грята. Тигр И, значит тигрята тоже И.

Вот слон . У него сл ? нята. Слон О, значит слонята тоже О.

Запомните правило: чтобы проверить орфограмму слабой позиции, нужно изменить слово. Как это сделать?

1 шаг: Произнести проверяемое слово.

Есть ли в нем гласные в безударных слогах?

Если есть какие они?

2 шаг: Подбери проверочное слово, измени слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением.

3 шаг: Пиши гласную букву в соответствии со звуком, который слышится под ударением.

4 шаг: Проверь написанное, прочитай слово по слогам.

Сейчас мы отправимся в зоопарк. Все животные здесь указаны, чтобы посетители знали, кого рассматривают. Вот разные птицы. Подпишем их названия.

accb8180_722b_0132_7cf8_12313c0dade2.jpg

Рис. 8. Сова(Источник)

Это сова. Ударный звук А. Как написать без ошибки сова или сава? Как будем действовать? Подберем проверочное слово, изменим слово сова на совы, Теперь под ударением О, значит, напишем сова. Далее действуем так же.

3c3ae9d8089aa6ff988a996b8f176c83.png

Рис. 9. Клёст(Источник)

921a310a40464228feb30f4eb847d744.png

Рис. 10. Дрозд(Источник)

d6aa54808d83bd48859b739213ba3297.png

Рис. 11. Журавль(Источник)

19a964e6679ebbd64afaf04991ef8f08.png

Рис. 12. Грач(Источник)

Клесты? Дрозды? Журавли? Грачи?

Как быть со словами воробей, соловей, ворона, сорока?

9934f96dcd67757b49bf9d94c1503000.png

Рис. 13. Воробей(Источник)

6aa4269f0364c64ea35f5c401529f208.png

Рис. 14. Соловей(Источник)

ea5ca54bebd26e2c552de5607d05f9d1.png

Рис. 15. Ворона(Источник)

0b786598c414d39bd149eaa0fb960641.png

Рис. 16. Сорока (Источник)

Использование орфографического словаря

Стоит воспользоваться орфографическим словарём, с помощью которого можно проверить орфограммы.

b874aa00_722b_0132_7d01_12313c0dade2.jpg

Рис. 17. Орфографический словарь(Источник)

Нужно только знать секреты словаря и хорошенько запомнить алфавит. Очень часто короткие орфографические словарики можно найти в конце учебников по русскому языку. Если не оказалось под рукой словаря, спросите написание у взрослых, у учителя. Помните, главное не писать с ошибкой. Лучше оставить место для буквы, обозначив его точкой и вписать букву, когда не будет сомнений совсем.

Сделаем вывод. Позиция безударного гласного звука в слове опасность, которая требует доказательства. Безударным гласным доверять нельзя. Сегодня на уроке мы научились их проверять разными способами: по сильной позиции т. е. с помощью подбора проверочного слова, и по словарю, если проверочного слова нет. Запомните это:

Безударный гласный звук Причиняет много мук. Чтобы не было сомненья, Ставим звук под ударенье. Или проверяем по орфографическому словарю.

b9bafec0_722b_0132_7d02_12313c0dade2.png

Рис. 18. Проверка безударного гласного (Источник)

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник).
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. School.xvatit.com (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Tutrus.com(Источник).

Рекомендованное домашнее задание

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 26, упр. 2; Стр. 28, упр. 3.
  2. Договорите слово. Какую букву вы вставите? Шапка из мЕха какая шапка? (м.ховая Е). Вот сАд, там растет земляника какая? (садовая А). Вот лЕс, там земляника какая? (лесная Е).
  3. Прочитайте слова с безударными гласными. Подберите проверочные слова, назовите гласную: сл.ва, зв.зда, ш.ры, б.льной, ц.почка. (Сл.ва слово О, зв.зда звезды Е, ш.ры шар А, б.льной боль О, ц.почка цепь Е.)
  4. * Используя полученные на уроке знания, составьте 5 предложений с пропущенными безударными гласными в словах, объясните орфограммы.

Можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Некоторые слова мы пишем правильно без правила, потому что в этих словах каждому звуку соответствует одна-единственная (своя) буква.

Мир, стол, дом, сон, мох.

На конце этих слов непарные звонкие [р, л, м, н] и непарный глухой согласный звук [х]. Этим звукам при письме можно доверять. На их месте нет выбора букв, а значит, нет орфограмм.

А можно ли доверять парным по глухости-звонкости согласным?

Обозначим звуки, которые слышим в указанных местах.

1. Повар готовил обе [т],

А тут отключили све [т].

2. Пришли к нам четыре ко [ш] ки

Отложили мы в сторону ло [ш] ки. О. Григорьев

Посмотрите, как пишутся эти слова: обед, свет, кошки, ложки.

Сравните звуки с буквами.

Иногда буквы парных согласных соответствуют звукам, а иногда нет.

Звук [т] обозначается буквой т или д,

звук [ш] обозначается буквой ш или ж (см. Рис. 1).

84232090_ae11_0132_3702_12313c0dade2.jpg

Рис. 1. Схема

Парным по глухости-звонкости согласным звукам, когда они на конце слов и перед другими парными согласными, при письме доверять нельзя. А нельзя потому, что на месте одного и того же звука бывают разные буквы.

Правильную букву для такого звука нужно выбирать. Это орфограмма.

Перечислим буквы парных согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Как проверить парный согласный?

Объясним, почему в одних словах буквы парных согласных написаны, а в других вместо букв оставлены окошки?

Повё. везут, увезли

Ду. дубок, дубрава

Кни.ка книжечка, книжный

Запи.ка писать, записная

В словах повез, дуб есть орфограмма парных по глухости-звонкости согласных в конце слов. В словах книжка, записка эта орфограмма находится перед другим парным согласным. Поэтому на месте орфограмм оставлены окошки.

Остальные слова проверочные. Они и помогают узнать нужную букву в корне. Корни в однокоренных словах пишутся одинаково, поэтому с их помощью можем вставить буквы.

Понаблюдаем за проверочными словами. Букву парного согласного в проверяемом слове будем подчёркивать одной чертой, в проверочном слове те буквы, которые подсказывают решение задачи, двумя чертами.

Повёз везут. Корень вёз-, после проверяемого согласного звука [з] идёт гласный [у]. Дуб дубок. Корень дуб-, после проверяемого согласного звука [б] идёт гласный [о]. Книжка книжечка. Корень книж-, после согласного звука идёт гласный.

Записка писать. Корень пис-, после согласного звука [с] идёт гласный [а]. Посмотрим на остальные слова.

Увезли после проверяемого согласного звука идёт непарный звонкий [л’]. Дубрава после согласного звука идёт непарный звонкий [р]. Книжный, записная после согласного звука идёт непарный звонкий [н] (см. Рис. 2).

85a26c20_ae11_0132_3703_12313c0dade2.jpg

Рис. 2. Образец

Как проверить парный согласный?

Чтобы проверить парный по глухости-звонкости согласный, нужно подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после проверяемого согласного звука был гласный.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Какие ещё существуют способы проверки данной орфограммы?

Супы, львы, шарфы, труды, лбы.

Эти существительные стоят во множественном числе.

Есть ли в корнях орфограммы парных согласных?

Нет, так как после парного согласного следует гласный.

Изменим слова, поставим их в единственное число.

Супы су_

Львы ле_

Шарфы шар_

Труды тру_

Лбы ло_

В этих словах есть орфограмма на конце слов.

Используя слова первого столбика, вставим буквы, подчеркнём орфограмму, выделим корни.

Супы суп, львы лев, шарфы шарф, труды труд, лбы лоб

Корни суп, шарф, труд. Вы заметили, что в корнях льв-лев-, лб-лоб— есть беглый гласный? (см. Рис. 3)

86ec0890_ae11_0132_3704_12313c0dade2.jpg

Рис. 3. Образец

Итак, чтобы проверить парный согласный в имени существительном, нужно изменить слово по числам.

Изменяем слова по команде вопроса: (много) кого? чего?

Вот как можно проверить слова, которые нам встретились в начале урока.

Обед (много) чего? обедов

Свет (много) чего? света

Кошки (много) кого? кошек

Ложки (много) чего? ложек

Открываем ещё один способ изменения имён существительных:

Можно изменить слова по команде вопроса кто? или что? (в ед. ч. или мн. ч.)

От слё (с, з)

у о (с, з)

в буке (т, д)

на го(т, д)

От слё (с, з) что? слеза или слёзы, пишем букву з в корне слёз-,

у о (с, з) кто? оса или осы, пишем букву с в корне ос-,

в буке (т, д) что? букет (это не проверочное слово, на конце парный согласный), поставим во мн. ч. букеты, пишем букву т в корне букет-,

на го(т, д) что? год (это не проверочное слово, на конце парный согласный), во мн. ч. годы или года, пишем букву д в корне год- (см. Рис. 4).

883391e0_ae11_0132_3705_12313c0dade2.jpg

Рис. 4. Образец

Узнаём буквы, подбирая однокоренные (ласковые) проверочные слова:

ло (д, т) ка

ули (д, т) ка

ша (б, п) ка

оши (б, п) ка

… ча (ж, ш) ка

кру (ж, ш) ка

лодочка лодка

улиточка улитка

шапочка шапка

ошибочка ошибка

чашечка чашка

кружечка кружка

Объясняем значение слова с помощью однокоренного:

Ещё один способ подбора проверочных слов это объяснение значения слова с помощью однокоренного.

Когда так говорят?

шу(д,т)ка

про(з,с)ьба

погру(з,с)ка

хо(д,т)ьба

шутка шутят (буква т в корне шут-)

просьба просят (буква с в корне прось-)

погрузка грузят (буква з в корне груз-)

ходьба ходят (буква д в корне ход-)

Как узнать буквы в корнях имён существительных:

Узнатьбуквы в корнях имён существительных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (объяснить значение слова, назвать предмет ласково).

2. Изменить проверяемое слово

1. по числам (ед. ч. мн. ч.)

2. по команде вопроса (много) кого? чего?

3. по команде вопроса кто? что? (в ед. или мн. ч.)

В стихотворении найдите слова с парными согласными в корне, подберите проверочные слова.

Скрипит мороз. Сердит мороз.

И снег сухой и колкий.

И вяз озяб, и дуб замёрз,

Насквозь продрогли ёлки. Т. Волжина

мороз морозный, (буква з в корне мороз-)

снег снеговик, (буква г в корне снег-)

вяз (лиственное дерево) нет чего? вяза, (буква з в корне вяз-)

дуб дубок, (буква б в корне дуб-)

насквозь сквозит, (буква з в корне сквозь-)

Объясняем буквы согласных в глаголах:

А как объяснить буквы согласных в глаголах озяб и замёрз?

Измените проверяемые слова по командам вопросов что сделаю? что делать?

озябну, зябнуть озяб (буква б в корне зяб-)

замёрзну, мёрзнуть замёрз (буква з в корне мёрз-)

Узнай буквы согласных в глаголах, изменив слова по команде вопроса что сделаю?

. приля(к,г)

. промо(к,г)

. выте(к,г)

вле(с,з)

. внё(с,з)

. упол(с,з)

приляг прилягу (буква г в корне ляг-)

промок промокну (буква к в корне мок-)

вытек вытеку (буква к в корне тек-)

влез влезу (буква з в корне лез-)

внёс внесу (буква с в корне нёс-нес-)

уполз уползу (буква з в корне полз-)

Решаем задачи в корнях имён прилагательных:

А как решать задачи в корнях имён прилагательных?

У_ кая

Лё_кий

Кре_кая

Попробуем подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

Узкая узенький

Лёгкий лёгонький

Крепкая крепенький

Узнали суффиксы -еньк-, -оньк- с уменьшительно-ласкательным значением?

Узенький, лёгонький, крепенький

А как проверить слово ги_кий? Ведь гибенький так не говорят.

Надо изменить слово по команде вопроса каков?

Справочное бюро: гибок, цепок, робок, хрупок.

Подберём эти слова к проверяемым словам.

Гибок гибкий

Цепок цепкий

Робок робкий

Хрупок хрупкий

Узнать буквы в корнях имён прилагательных можно так.

1. Подобрать однокоренное слово (например, сказать ласково).

2. Изменить слово по команде вопроса каков?

Заключение:

Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по словарю.

Например, пишем: вокзал, футбол, ковш.

На уроке вы узнали, что, чтобы правильно выбрать букву согласного звука в корне, нужно подобрать проверочное слово. Для этого можно изменить проверяемое слово или подобрать однокоренное, чтобы после парного согласного был гласный звук.

В ряде случаев можно подобрать однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного звука следовал непарный звонкий, например [р, л, м, н].

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко К тайнам нашего языка Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 34 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Прочитай пословицы и поговорки. Какие буквы напишешь на месте пропуска? Почему? Объясни.

    Ры_ка мелка, да уха сла_ка.

    Не тот дру_, кто ме_ком мажет, а тот, кто правду скажет.

    Дорога ло_ка к обеду.

    Сядем ря(д,т)ком да поговорим ла(д,т)ком.

    Ко(ж,ш)ке игру_ки, а мы_ке слё_ки.

  1. Прочитай.

    Мы поспорили с сыном. Я ему диктую: В сарае много коз. А он написал: В сарае много кос!

    Объясни, почему так случилось? Можешь ли ты привести подобные примеры?

  1. Прочитай русскую потешку.

    Как у нашего кота

    Шубка очень хороша.

    Как у котика усы

    Удивительной красы.

    Глазки смелые,

    Зубки белые.

    Выйдет котик в огород

    Всполошится весь народ.

    Выпиши слова в два столбика: в 1-й с буквой парного согласного на конце, во 2-й в середине. Рядом пиши проверочное слово.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Videotutor-rusyaz.ru (Источник).
Источники:

  • https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/bezudarnye-zvuki
  • https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/03/30/kak-nauchit-rebenka-gramotno-pisat-sovety-avtora-shkolnyx-uchebnikov-po-russkomu-yazyku/
  • https://uchitel.pro/%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B5/
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/1-klass/bzvuki-i-bukvyb/udarnye-i-bezudarnye-glasnye-zvuki-znakomstvo-s-orfograficheskim-slovaryom
  • https://interneturok.ru/lesson/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-zvonkih-i-gluhih-soglasnyh-v-korne-sposoby-proverki-slov-s-parnymi-soglasnymi-v-korne

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит