Принято считать, что человек, знающий или изучающий психологию, лучше разбирается в людях, лучше их понимает, правильно оценивает поступки окружающих. Мы решили спросить детей, а что такое психология, по их мнению, и чем занимается психолог? Об этом нам рассказали ребята из группы №9 Сказка барнаульского детского сада №212.
Стать умным
Настя ДУНЬКИНА, 6 лет:
Психолог это тот, который учит детей, подготавливает к школе. Он учит математике, развитию, учит читать. А психология, что такое, я не знаю, мы ещё такого не учили. Возможно, это когда уже последний день занимаются к школе, только об этом я подумала и всё. Но психология это хорошо, она нужна, чтобы быть умным.
Полина ЮРКИНА, 6 лет:
Психологи учат детей готовить, играть, заниматься. Психология это хорошее знание. Психолог он помогает всегда и всем.
Вика ЕРЛИНА, 6 лет:
Психология, я думаю, что это когда дети проводят разные опыты, ещё, когда они делают разные задания. Психологи они проводят разные задания с детьми и со взрослыми тоже. Психологи нужны, чтобы развивать ум.
Соня СМИРНОВА, 6 лет:
Психология это когда человек развивает детей. Психологи они помогают детям делать разные вещи, улучшать память, всё запоминать. Быть психологом хорошо, потому что есть очень много интересного, когда развиваешь детей. Взрослых тоже развивают психологи. Мы вот в садике изучаем психологию, мы делали занятия на листочках с нашим психологом, он очень хороший.
Ульяна ПРИТУЛА, 6 лет:
Психология это такие маленькие задачки, чтобы работал мозг. Психологи помогают мозгу, они работают в поликлиниках. На психологии занимаются, рисуют, работают в тетрадках.
Положительная вещь
Аня ГАЛКИНА, 6 лет:
Психология это то, что дети развиваются. Психологи, они делают детей, чтобы они всегда дружили, психологи играют с детьми для развития памяти. Мы с психологом на занятиях делаем, чтобы не повторялись картинки. Психология это положительная вещь для детей и для взрослых, но у взрослых взрослые задания. Психология учит взрослых тому, что нужно детям.
Кирилл ИВОЙЛОВ, 6 лет:
Мы с психологом занимались, он учил нас, чтобы мы знали как в школе себя вести, чтобы мы пошли в школу. А дети, которые были помладше, они ушли в это время в другую группу поиграть. Психолог он для детей. Психологи развивают мозг, делают детей умнее, учат хорошим примерам. Такие занятия, как у психолога, мне нравятся. Раньше, когда я был поменьше, мне было три годика, я пошёл к психологу, это было, когда я плакал в садике. Так вот, я после психолога не совсем чтобы перестал плакать, но у меня почти уже все слёзы кончились, потому что я так долго плакал. Когда я психолога увидел, у меня сразу все слёзы как от огня начали таять, почти все растаяли. Мне психолог помог, и это хорошо.
Ира КОРЯКОВА, 6 лет:
Психология это где смотрят в глаза людям. Психолог это такой доктор и профессия такая, чтобы лечить людей, чтобы они никогда не болели и ходили в любое место. Психологи работают с глазами, смотрят глазки. Психолог это хороший человек. Чтобы стать психологом, нужно много учиться.
Развивают мозг
Юля БЕЖОВЕЦ, 6 лет:
Психология это такой врач, который лечит детей, а от чего, я не могу сказать. Психолог он с нами занимается, он с нами рисовал бусинки, красиво получилось. А ещё мы работали красными и синими цветами. Психология развивает детям мозг.
Вика ОРЛОВА, 6 лет:
Психология это наука такая. Психологи помогают детям что-то узнавать, говорят о том, что дети не знают. Психологи учат наукам и помогают взрослым и детям.
Саша УРАЗГАЛИЕВА, 5 лет:
Психология, я думаю, что это психолог, и он проверяет что-то. Например, проверяет развитие мозга. Психолог берёт детей и несёт в кабинет и занимается с ними. Любимое моё занятие по психологии лечить, я хочу стать доктором, который лечит детей, детским доктором. Психолог мне в этом поможет, он добрый.
Саша БАЯНОВА, 6 лет:
Психологи это те, которые готовят всех к жизни, они проверяют нашу психику. На психозанятиях мы пишем кружочками, ищем одинаковые треугольники. Психология нужна всем, чтобы у всех психика была хорошей и здоровой.
Психика результат взаимодействия мозга сокружающей средой
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя вязыке досих пор сохранилось много слов ивыражений, производных отпервоначального корня: одушевлённый, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор ит.п. Слингвистической точки зрения «душа» и»психика» одно итоже. Однако сразвитием культуры иособенно науки значения этих понятий разошлись.
Чтобы составить предварительное представление отом, что такое «психика», рассмотрим психические явления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта.
Что такое внутренний, или субъективный, опыт? Высразу поймёте, очём идёт речь, если обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
Вы видите это помещение ивсё, что внём находится; слышите, что яговорю, ипытаетесь это понять; вам может быть сейчас радостно или скучно, вычто-то вспоминаете, переживаете какие-то стремления или желания. Всё перечисленное элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.
Фундаментальное свойство субъективных явлений ихнепосредственная представленность субъекту. Что это означает? Это означает, что мыне только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, нои знаем, что видим, чувствуем, мыслим ит.п.; нетолько стремимся, колеблемся или принимаем решения, нои знаем обэтих стремлениях, колебаниях, решениях.
Иными словами, психические процессы нетолько происходят внас, нотакже непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир это какбы большая сцена, накоторой происходят различные события, амы являемся одновременно идействующими лицами, изрителями. Эта уникальная особенность субъективных явлений открываться нашему сознанию поражала воображение всех, кто задумывался над психической жизнью человека.
(Отрывки изкниги Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение вобщую психологию»).
Объективный критерий психики
Психика это особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку (и животным) для ориентировки иактивного взаимодействия сокружающей средой, ана уровне человека необходима для управления своим поведением. Отражение (реагирование) это результат взаимодействия чего-то счем-то. Виды отражения: физическое, биологическое, субъективное (психика).Развитие психики стоит впрямой зависимости отспособности организма отражать теили иные части/условия/факторы среды. Возникновение чувствительности связано сусложнением ихжизнедеятельности. Это зависит оттого, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредующие отношения организмов ксвойствам среды, которые напрямую относятся ких выживанию. Появление раздражимости квоздействиям, выполняющим сигнальную функцию. Так возникает способность отражать внешние воздействия вих объективных связях психическое отражение. Развитие форм психического отражения происходит впрямой зависимости отразвития деятельности животных.
Что может ичто неможет детский психолог
Прежде чем выбрать психолога для ребенка, важно понимать, кто такой ичем занимается специалист, ккоторому выхотите отвести ребенка. Психолог это неврач, непедагог, неэкстрасенс иневолшебник. Поэтому, если выхотите, чтобы ребенок стал удобный или ему выписали какое-то лекарство, товам нужны другие специалисты.
Чем же занимается детский психолог? Детский психолог занимается изучением внутреннего мира ребенка. Его задача найти подход, понять ребенка, говорить сним наодном языке, показать ребенку, какие ресурсы ивозможности скрыты внем самом, помочь ихнайти иоткрыть. Лучше понять себя, свои желания, осознать, выразить, прожить свои эмоции ичувства, научиться выражать ихконструктивно.
Психолог необучает, ненаставляет ребенка вжизни итак хватает учителей. Оннаходится рядом сребенком, становится свидетелем изучения имсвоего мира.
Психолог необучает, ненаставляет ребенка вжизни итак хватает учителей. Оннаходится рядом сребенком, становится свидетелем изучения имсвоего мира.
Кпсихологу обращаются вслучае, если уребенка есть сложность, которая неимеет никаких материальных ивидимых причин. Причины его поведения, страхов итревог глубже вего эмоциях, вего восприятии мира.
Вот примерные запросы, скоторыми достаточно часто приходят кпсихологу: сложности вдетско-родительских отношениях, проблемы садаптацией кдетскому саду или школе, вспышки агрессии, страхи, неуверенность всебе.
Психолог неставит диагнозов детям, невыписывает лекарств. Наэто есть психиатры имедицинские психотерапевты. Упсихолога нет волшебной таблетки иволшебной палочки, которая вмиг решит все проблемы. Психолог работает стем, что принесли ребенок иего родители, помогает осознать, принять, прожить, выразить, понять.
1Опыт работы или наличие супервизора
Одним изосновных критериев, накоторые обращают внимание при выборе любого специалиста это опыт работы. Считается, что чем больше времени специалист варится всвоем деле, тем более качественные услуги оноказывает. Опыт работы важен идля психолога.
Умение общаться, находить общий язык сродителями, подбирать ключик кребенку действительно нарабатывается исовершенствуется сгодами. Опытный специалист владеет бОльшим объемом информации. Онсталкивался, работал, достигал успеха или неуспеха сбольшим количеством самых разных ситуаций, поэтому сбОльшей долей вероятности разберется исвашей ситуацией.
Нехочется обесценивать молодых специалистов. Психологи снебольшим опытом работают под методической исупервизорской поддержкой более опытных коллег. Поэтому качество услуг при грамотном, ответственном подходе умолодого специалиста будет нехуже, чем уопытного.
Психологи снебольшим опытом работают под методической исупервизорской поддержкой более опытных коллег.
Умолодых специалистов есть преимущество. Многим известны старания, энтузиазм молодых специалистов, любящих свое дело. Горящий взгляд, любовь ксвоей профессии, своему делу, желание расти, совершенствоваться немаловажные условия качественной работы. Молодые специалисты обычно небоятся привносить вработу что-то новое. Импроще смотреть накаждого ребенка свежим взглядом. Это важно, потому что каждая ситуация, каждый ребенок иего история индивидуальны, требуют индивидуального подхода.
2Возраст ипол специалиста
Критерий, важность которого определяется индивидуально каждым клиентом.
Какого же выбрать психолога для ребенка? Есть мнение, что многие специалисты старшего возраста лучше устанавливают контакт сродителями, амолодые идентифицируются сдетьми иподростками. Однако обобщать былобы неправильно.
Часто сами клиенты наделяют психолога определенными функциями. Одним кажется, что ихребенок нуждается вболее старшем иопытном специалисте, нанего проще положиться саму родителю. Некоторые могут довериться молодому специалисту, асовзрослым испытывать дискомфорт. Поэтому здесь рекомендую прислушаться ксвоим чувствам: скаким специалистом вам будет комфортнее смолодым или более старшего возраста?
Рекомендую прислушаться ксвоим чувствам: скаким специалистом вам будет комфортнее смолодым или более старшего возраста?
Сюдаже относится иполовой критерий. Кому-то важно работать смужчиной, кому-то сженщиной. Выбор детского психолога должен зависеть от комфорта, доверия, атмосферы вот основные критерии, которые помогают успешной работе. Впсихологии результат на50% зависит отспециалиста, остальные 50% это мотивация обратившегося, его желание работать. Поэтому впсихологии без доверия никак, ведь доверительные отношения создают почву для роста мотивации, азначит более качественной работы.
3Образование, методы работы, членство вассоциациях психологов
Вэтом пункте рассмотрим основные требования кпрактикующему детскому психологу.
Первое это высшее психологическое образование или диплом опрофессиональной переподготовке.
Крайне желательно, чтобы успециалиста было дополнительное обучение врамках определенного направления психологии. После получения диплома, специалист выбирает направление, метод, которым онбудет пользоваться всвоей работе. Врамках этого метода ипроходит дополнительное обучение. Существуют разнообразные направления психологии: арт-терапия, психоаналитическая психотерапия, гештальт-терапия, когнитивно-поведенческая терапия.
Хорошо, если вызаранее узнаете побольше онаправлении, методе, вкотором работает выбранный специалист.
Нельзя назвать какой-то метод хорошим, акакой-то плохим. Каждый имеет свои особенности, свои плюсы. Многое зависит отвашего запроса, вашего мышления, оттого, что вам ближе. Какой-то метод может несработать свашим ребенком, ноэто незначит, что онплохой. Это значит, что нужно попробовать что-то другое, что именно вашему ребенку оннеподходит, хотя другому может подойти идеально.
Хорошо, если специалист регулярно повышает квалификацию, посещает семинары иконференции. Это повышает профессиональный уровень специалиста, развивает его мышление, профессиональную интуицию, что очень важно при работе спсихикой.
Важно, чтобы психолог принадлежал кпрофессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности иэтики, отвечают зауровень образования специалиста.
Важно, чтобы психолог принадлежал кпрофессиональному сообществу, ассоциации. Они являются гарантом соблюдения конфиденциальности иэтики, отвечают зауровень образования специалиста.
Упсихолога должен быть супервизор иопыт личной психотерапии.
Насупервизиях можно попросить помощи уболее опытного коллеги, часто это определенный, закрепленный специалист, обладающий соответствующей компетенцией, скоторым можно обсудить сложные моменты работы. Это является профилактикой профессионального выгорания игарантом повышения качества оказываемых услуг. Естественно, гарантируется конфиденциальность.
Личная психотерапия немаловажное условие работы для психолога. Это топространство, где психолог может отработать сложные моменты своей жизненной истории, проработать свои больные места. Ведь какая будет работа, если вответ наагрессию ребенка, психолог разозлится сам иначнет нанего кричать. Или слушая рассказ подростка про несчастную любовь, начнет плакать вместе сним. При работе склиентами очень легко уйти всобственные воспоминания, чувства клиента могут также оживить ивызвать собственные. Все это сводит эффективность работы кнулю. Кроме того, через личную психотерапию психолог пробует насебе метод, которым онработает слюдьми. Многих вещей необъяснишь, невыучишь покнижкам. Ихможно только понять, прочувствовать вличном опыте.
4Личная жизнь специалиста
Некоторые считают, что если нет своих детей, тоспециалист несможет понять ребенка. Носледуя той логике, можно сказать, что онколог, никогда неболевший раком, несможет понять больного, агинеколог-мужчина ужтем более ничего несмыслит всвоем деле.
Личная жизнь ипрофессия разные сферы. Обычно психологи нераспространяются освоей личной жизни, поскольку отношения психолог-клиент неявляются дружескими, напрофессиональную сферу личная жизнь невлияет или влияет опосредованно. Если сложности вличной жизни как-то иотражаются наработе, тоэто вопрос кличной терапии специалиста.
Всвязи соткрытостью личной жизни специалиста, уклиента могут возникнуть чувства, которые могут мешать работе. Например, уженщины был опыт, когда специалист непомог ейрешить проблему, между ними развязался конфликт. Она знала, что уэтого психолога двое детей. Найдя нового специалиста иузнав, что унего несколько детей, эта женщина может бессознательно воспринимать нового специалиста как предыдущего, относиться кнему снедоверием, агрессией, как еслибы наего месте был предыдущий. Именно эти чувства, аненаличие двух детей успециалиста, ибудут мешать работе.
5Личность специалиста
Психолог работает личностью. Наэто иважно обращать внимание. Вызываетли специалист доверие, желание общаться. Комфортноли вего присутствии. Обратите внимание, как общается специалист, как онобращается квам, кребенку, как высебя при этом чувствуете. Иногда специалист соответствует всем критериям, имеет большой стаж, отличное образование, новам некомфортно сним общаться, сложно доверить сокровенное, вего присутствии вычувствуете сильную тревогу.
Втаком случае лучше поискать другого специалиста. Начинать работу лучше спозитивных чувств, когда есть доверие кпсихологу. Да, входе работы с детским психологом могут всплыть самые разные чувства, ноначинать лучше все-таки надоверии икомфорте.
Это как выбирать друга или партнера, скем-то вам комфортно, аскем-то неочень. Какой-то специалист подойдет вам, нонеподойдет ребенку. Неотчаивайтесь, если сразу неудалось найти того, комубы захотелось довериться, скембы чувствовали себя комфортно. Это невсегда бывает просто.
6Ваши чувства как родителя отобщения спсихологом
Вэтот критерий плавно перетекают все предыдущие. Восновном они носят рекомендательный характер, ноесли вычувствуете, что какой-то критерий для вас важен, постарайтесь его учитывать. Поскольку основное, начто рекомендовано обратить внимание ощущение доверия икомфорта.
Впринципе все критерии итребования кпсихологам созданы для того, чтобы обеспечить атмосферу доверия, комфорта, качества оказываемых услуг. Выбор психолога неслучаен. Мыбессознательно считываем вспециалистето, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.
Мыбессознательно считываем вспециалистето, что для нас важно, что создает ощущение комфорта.
Выбор осложняется спецификой профессии. Помимо профессиональных навыков, психолог работает своей личностью, ониспользует свое мышление, свое мировоззрение. Мыпонимаем, что оно увсех разное. Увсех разный опыт доверия. Кому-то легко рассказать все самое ценное первому встречному, акому-то сложно довериться иблизким родственникам. Второму человеку будет намного сложнее найти подходящего психолога.
Если образование, опыт, возраст, семейное положение специалиста помогают вам довериться ему идоверить ребенка, обращайте наних внимание, учитывайте при своем выборе. Еще раз напомним, что50% успеха работы спсихологом зависит отмотивации, настроя родителей, самого ребенка. Поэтому учитывайте все, что поможет вам чувствовать себя комфортнее, раскованнее, спокойнее сданным специалистом. Отэтого зависит ваша готовность кработе, азначит иеерезультат.
Что изучает детская психология?
Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.
По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.
Психология ребенка и его развитие до 5 лет
Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.
Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:
- развитие опорно-двигательной системы;
- изучение мира и языка;
- эмоциональное развитие;
- социальное взаимодействие с окружающими людьми.
В ранние годы, их еще называют игровые годы, воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.
Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.
На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.
Психология воспитания детей после 5 лет
Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.
В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя и хорошее и плохое на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.
Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.
Воспитание детей: уроки психологии для родителей
Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:
- не руководствоваться принципом меня отец так воспитывал. Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
- нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
- не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
- мама и папа это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
- следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.
Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.
Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту.
Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания
Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:
- принуждают. Ситуация: карапуз чего-то не хочет делать взрослый заставляет. Ошибка такого поведения заключается в том, что подавляется воля крохи, и он привыкает жить под принуждением. Впоследствии вырастает безвольный человек, неспособный самостоятельно принять решение, неуверенный в своих суждениях, привыкший подчиняться воле других;
- пристыжают. Стыдя, особенно прилюдно, взрослые совершают акт насилия над детской психикой. Мол, ты такой плохой, как можно так себя вести. Этим они поселяют неуверенность в крохи себе, малыш действительно начинает считать, что он хуже других. Замыкается в себе, подавляя свои эмоциональные импульсы, боясь опять вызвать порицание родителей;
- наказывают. Наказывая (особенно несправедливо), родители считают, что дают урок так не поступать в будущем. Но часто за этим скрывается беспомощность, разочарование в себе и злость. В детской психологии наказание рассматривается как насилие, физическое либо психологическое, а это оставляет след навсегда. Дети, часто наказываемые в детстве, обычно вырастают тиранами и насильниками;
- угрожают. Угрозы и запугивания приводят к тому, что кроха перестает чувствовать себя ценным для окружающих. А это значит, что он начинает со своей стороны обесценивать близких ему людей. К тому же он не чувствует себя в безопасности и живет в постоянной тревоге быть наказанным или отданным буке;
- критикуют. Это наиболее губительная ошибка в воспитании. Детская психология устроена так, что постоянное сопротивление родительской критике приводит к прямо противоположному результату. К примеру, вместо того чтобы приносить одни пятерки, школьник скатывается на двойки. Ведь критика отнимает уверенность в себе, и он перестает стараться быть лучше. Частая и необоснованная критика может привести к болезненной закомплексованности;
- игнорируют. На детскую психологию особенно сильное воздействие оказывает игнорирование его родителями. Ошибочно полагают, что игнорирование не наносит такой травмы, как наказание. Однако растущий человек получает посыл: он настолько плох, что с ним даже не разговаривают. Он чувствует отвержение, теряет уверенность, что он любим и по-настоящему страдает.
Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.
Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?
Детская психология это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.
С одной стороны, поощрение это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:
- не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
- за хороший поступок не хвалить более одного раза;
- не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
- не хвалить, стараясь завоевать расположение.
Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.
Обучение детей с точки зрения детской психологии
Цель детской психологии установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:
- физическая готовность к обучению;
- интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
- психологическая готовность;
- социально-психологическая готовность.
Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.
Взаимодействие между детьми
Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.
Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.
Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.
Какое образование у детского психолога?
У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.
Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности психиатр.
Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.
Зачем идти к детскому психологу?
К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда само пройдёт, а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.
Чем может помочь детский психолог?
Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.
Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.
Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.
Какие услуги предоставляет детский психолог?
Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.
Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.
Специалист может проводить различные обучающие семинары, курсы и тренинги для родителей.
Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.
С какими проблемами работает детский психолог?
Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.
- Агрессивное и импульсивное поведение,
- замкнутость,
- капризы и истерики,
- вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
- робость и застенчивость,
- повышенная тревожность,
- обидчивость,
- упрямство,
- страхи,
- школьная неуспеваемость,
- невнимательность,
- трудности в пересказе текста,
- неусидчивость,
- плохая работа в классе при отличной работе дома,
- сложности адаптации к садику и школе,
- проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
- нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
- низкая самооценка и неуверенность в себе,
- повышенная возбудимость и гиперактивность,
- ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
- психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
- ревность и соперничество между братьями и сёстрами.
Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске детский психолог и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу Как воспитать счастливого ребенка, вы можете скачать по этой ссылке.
Как записаться на приём к детскому психологу?
На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.
Первый контакт с детским психологом
Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.
Формы работы детского психолога
Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.
Инструменты детского психолога
В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.
К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.
Методы работы детского психолога
К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.
Направления работы детского психолога
К направлениям работы детского психолога можно отнести:
- Консультирование родителей ребёнка;
- Индивидуальные занятия с ребёнком;
- Психодиагностика детско-родительских отношений;
- Психодиагностика личности ребёнка;
- Коррекционные занятия с ребёнком;
- Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
- Развивающие занятия с ребёнком групповые;
- Профориентация старшеклассников;
- Проведение семинаров и тренингов для родителей.
Как выглядит кабинет детского психолога?
Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.
Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.
Принципы работы детского психолога
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Сохраняй беспристрастность восприятие.
- Принцип осведомленного согласия необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
- Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
- Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
- Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.
Алгоритм работы детского психолога
Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.
Задачи детского психолога
научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.
Цели детского психолога
решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.
Как работает детский психолог?
Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.
Длительность приёма у детского психолога
Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.
Мифы о детском психологе
Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.
Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.
Миф № 2. Хороший детский психолог это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.
Миф № 3. Детский психолог это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого психологическое, образование двух других специалистов медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.
Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.
Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.
Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес Как воспитать счастливого ребенка, кликните сюда.
Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс Отношения с ребёнком без криков и наказаний, который состоится уже совсем скоро.
Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.
- https://altai.aif.ru/health/chto_takoe_psihologiya_deti_rassuzhdayut_o_professii_psihologa
- https://samopoznanie.ru/articles/kak_rebjonku_rasskazat_o_psihologii/
- https://medalvian.ru/zhurnal/vybor-detskogo-psihologa/
- https://ProPanika.ru/psihologiya/chto-izuchaet-detskaya-psihologiya-chastye-oshibki-i-pravila-vospitaniya-rebenka/
- http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/