Первые князья древнерусского государства. Олег. Игорь

СОДЕРЖАНИЕ

Государство, возникшее на землях восточных славян, стало именоваться Русь. Откуда же пошло это слово? «Русами» северные племена называли союзных варягов, пришедших в их земли. Под понятие «русы», вероятно, подпадали Рюрик со всеми дружинниками и домочадцами, а также АскольдДир и Олег.

«Русь» и «Рось»

Пришедшее с севера название «Русь» первоначально закрепилось за киевскимичерниговскими и переяславскими землями, так как именно туда пришла большая часть варяжской знати. «Русами» стали называть не только варягов, но и всё ближайшее окружение князя, куда входили и знатные славяне. Позже это понятие ещё больше расширилось.

В языке восточных славян на юге есть схожее по звучанию слово «рось», что означает «светлый». Росами называли светловолосых людей ещё персы. Это слово закреплено в названии притоков Днепра— Рось и Росава. Возможно, название «Русь» — своеобразный сплав северного «рус» и южного «рось».

Варяги не были отдельной частью славянского общества, тесно взаимодействуя с местной знатью и образовывая слитную правящую верхушку. Варяги охотно роднились со славянами, сливаясь в единый народ. Так рождалась новая древнерусская народность.

Русь при Олеге и Игоре

Русь IX — первой половины X в. представляла собой союз полунезависимых княжеств, в каждом из которых был свой князь. Сколько тогда было таких княжеств, точно неизвестно, но свои княжения сохранились у древляндреговичейсеверян.

Земли полян, кривичей и ильменских словен (т.е. большая часть земель вдоль торгового пути «из варяг в греки») оказались под прямым правлением киевского князя.

Киевский князь был первым лицом русского государства. Он опирался на свою дружину. Дружинники были не слугами, а товарищами князя. Дружина, например, могла отказаться от предложенного князем похода, если считала его невыгодным. Дружина делилась на старшую (бояр) и младшую (детьцких). Бояре были в первую очередь советниками князя, а детьцкие — его воинами.

С другими князьями славянских земель Киев подписывал союзнические соглашения — ряды. По такому ряду князья должны были давать киевскому князю право собирать в своих землях полюдье (своего рода дань) и предоставлять ему свою дружину и военное ополчение в случае больших походов или для отражения нападений извне. Ополчением всех русских земель командовал общерусский воевода, который к Х в. стал вторым лицом государства и имел огромную власть и влияние. Даже договоры с Византией подписывались и от имени князя, и от имени его воеводы.

Местные князья были довольно независимы и старались полностью выйти из подчинения Киеву, и одной из важнейших задач киевского князя была ликвидация местных княжений и усиление собственной централизованной власти.

Чтобы представить себе жизнь Руси того времени, нужно подробнее рассказать о полюдье. В ноябре, когда на Днепре появлялся первый лёд, князь с дружиною отправлялся в «кружение» по славянским землям, собирая дань с общинников. Центрами сбора этой дани часто становились славянские города, что способствовало их развитию. К апрелю, когда Днепр освобождался ото льда, киевляне снаряжали свои ладьи и отправлялись в Византию продавать то, что удалось собрать в ходе полюдья. К киевским ладьям присоединялись корабли новгородцев, черниговцев, смолян, также везущих свои товары в Константинополь. Но не только с Византией торговали русские — ходили они и по Волге в Волжскую Булгарию и в Хазарский каганат, где были большие колонии русов и славян, и даже в Чехию, и в германские земли.

Таким образом, организация полюдья и торговля, главным образом с Византией, были основными задачами русских князей IX — первой половины Х в. Ославянившаяся киевская дружина, поклоняющаяся уже славянским божествам, заключая договора, клялась Перуном и Велесом. Перун в верованиях славян был военным богом, а Велес — «скотьим». Велес был не только покровителем скота, но и богом богатства (слово «скот» у славян означало «деньги») и торговли. Эта клятва выражает суть княжеской политики — война и торговля.

Иногда русские ходили на Византию войной «выжимать» из неё выгодные торговые соглашения. Неудачный византийский поход Аскольда и Дира имел политическую подоплёку — киевляне хотели показать и Византии, и северным княжествам свою силу, стремление объединить славянские земли под своей властью.

О развитии древнерусского государства говорит появление веча — народного собрания, решающего вопросы созыва ополчений, заключения союзных договоров (рядов), организации выплат дани, судебные вопросы и др. Народное вече было у древлян, у ильменских словен и в других княжествах. В Киеве если и было вече, то роль его была крайне незначительной. Киевский князь в своих решениях опирался на дружину и, возможно, на некий «Закон русский», о котором упоминают некоторые документы тех времён.

Походы Олега

Пока подрастал сын Рюрика Игорь, все государственные дела вёл его опекун и родственник Рюрика Олег. Первой задачей Олега как князя было подчинение своей власти земель на важнейших торговых путях. В 883 г. Олегу покорились древляне. На следующий год Олег пришёл к днепровским северянам, предложив им платить дань не хазарам, а ему, Олегу, в обмен на защиту от хазар. В 885 г. Олегу подчинились и радимичи.

Получая богатую дань мехами, мёдом и воском, Олег задумал обеспечить выгодный сбыт этих товаров в Византии. В 907 г., собрав 2000 судов и 80000 воинов, Олег двинулся на Царьград. Византийцы «замкнули» свою бухту цепями, чтоб не дать Олегу подойти к городу. Но хитрые русичи вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их под самые стены столицы Византии. Царьград сдался, выплатил Олегу большой откуп и подписал крайне выгодный для русских торговый договор.

По этому договору русские купцы могли по полгода жить в Византии за её счёт и беспошлинно торговать. В знак победы над Византией Олег прикрепил свой щит на ворота Царьграда и возвратился домой с драгоценностями, винами, тканями и оружием. В 911 г. после нового похода Олега на Царьград договор с Византией был дополнен статьями о выдаче обеими сторонами беглых рабов, о помощи при кораблекрушениях и о наказаниях за преступления против друг друга. Русские получили право наниматься на службу Византии.

«Вещая» гибель Олега

Олега на Руси называли «Вещим». Происхождение этого прозвища связано, скорей всего, со скандинавским значением имени Олег («Хелги» — «вещий», «святой»).

Олег принял смерть не в стольном Киеве и не на поле брани, поэтому неизвестны ни обстоятельства его гибели, ни её место. Эта неизвестность породила несколько легенд о смерти великого князя, одна из которых, самая поэтичная, легла в основу пушкинской «Песни о Вещем Олеге» и оправдывала его прозвище.

Предсказали-де некогда Олегу, что примет он смерть от своего коня. Испугавшись предсказания, Олег отказался от своего любимца-коня. Когда прошло много лет и узнал князь о смерти верного коня, то посмеялся над старым предсказанием и пожелал посмотреть на останки своего боевого друга. Когда поставил Олег ногу на конский череп, из него вылезла змея и ужалила князя. Так исполнилось предсказание и князь умер.

Игорь — победы и поражения

В 912 г. киевский стол унаследовал возмужавший Игорь. Ещё до триумфального похода в Царьград, примерно в 903 г., Олег женил Игоря, выбрав ему невесту из польских варяжек. Девушка в знак почтения приняла имя своего благодетеля Олега и стала именоваться Ольгой (Хельгой).

После вокняжения Игорь недолго задержался в столице и уже в 913 г. отправился усмирять древлян, задумавших отложиться от Киева. Могучая дружина Игоря быстро заставила непокорных смириться, и Игорь наложил на древлян ещё большую дань. Примерно в это же время у Руси появился новый могучий враг — печенеги. Печенеги — объединение тюркских и других кочевых племён — ещё в VIII в. появились в заволжских степях. Набрав силу, они стали расширять свои владения и вторгаться в степи южной Руси. Промышлявшие грабежом кочевники задумали напасть на богатый Киев и опустошить его. Но сильное киевское войско дало им достойный отпор, и печенеги бежали в междуречье Прута и Дуная, в область, называемую Бессарабия.

Возгордившись, Игорь решил повторить подвиги Олега и в 941 г., снарядив 10 000 судов, вошёл в Чёрное море, опустошая византийские окраины. Но Константинополь выслал навстречу русским свои корабли и испепелил русский флот «греческим огнём» (зажигательной смесью из смолы, селитры, серы и канифоли, которая не гасилась водой). Потерпев сокрушительное поражение, Игорь вернулся в Киев. В 944 г. Игорь, решив взять реванш над Византией, собрал ещё более сильное войско, в состав которого входили и печенеги, и двинулся на Царьград.

На этот раз византийцы решили от купиться, и дружина Игоря отказалась воевать, предпочтя взять откуп. Византийцы заключили с Русью новый торговый договор, менее выгодный для русских, чем договор с Олегом. Русские купцы потеряли право беспошлинной торговли, не могли оставаться на зиму в Византии, а русское войско обязали не нападать на владения Византии в Крыму и защищать её от болгар.

В те же годы Игорь предпринял поход в Закавказье, о чём упоминают арабские авторы того времени. Победы над местными феодалами дались русским легко, но в лагере вспыхнула эпидемия. Не завершив похода, русские с добычей повернули домой.

Расплата за жадность

Пока Игорь воевал, в Киеве за него правил воевода Свенельд — второе лицо в государстве. Перед возвращением Игоря Свенельд сходил в полюдье к древлянам и обогатил себя и своё войско. Позавидовали дружинники Игоря воинам Свенельда и захотели тоже пограбить древлян. Игорь уступил настояниям дружины и отправился к древлянам за данью. Смирившись, выдали древляне и Игорю дань, но она оказалась не так велика, как хотелось бы Игорю. Тогда, отпустив большую часть воинов, с малой дружиною князь вернулся в древлянские земли. И тут уж терпение древлян кончилось. Перебили они дружину Игоря, а самого князя привязали меж двух согнутых стволов и, отпустив их, разорвали его на части. Так бесславно кончилась жизнь сына Рюрикова. Случилось это в 945 г.

olga-3223534-2751501

Месть Ольги

Умная и волевая, вдова Игоря Ольга отстояла своё право на киевский стол и жестоко отомстила древлянам за смерть мужа.

Древлянский князь Мал, решив, что после смерти Игоря Киеву нет защиты, предложил Ольге выйти за него замуж, чтоб самому получить киевское княжение. С этим предложением он отправил Ольге послов. Якобы в знак особой чести Ольга велела внести послов в Киев в ладье. Но за киевскими воротами была вырыта огромная яма, куда сбросили бедных древлян и закопали их живыми.

Ольга отрядила Малу гонца, потребовав к себе более почтенное посольство. Мал снова послал Ольге своих бояр, которых коварная женщина пригласила искупаться в бане, да там и сожгла. Затем она отправилась к Малу. У столицы древлянской Искоростеня её встретили древляне. На месте гибели супруга Ольга по традиции справила поминки (тризну). Древляне на этом траурном пиру упились, и их, пьяных, зарезали русские дружинники. 5000 древлян уложила Ольга на могилу супруга.

Вернувшись в Киев, она собрала рать под предводительством Свенельда и двинулась на древлян. Под натиском свенельдового войска древляне бежали и укрылись за стенами Искоростеня. Ольга осадила город, и древляне предложили княгине выкуп. По три воробья с каждого двора потребовала в качестве выкупа Ольга. Удивившись странной дани, древляне выдали ей воробьёв. А Ольга велела привязать к птичьим лапкам зажжённые труты и выпустила птиц. Воробьи полетели в свои гнёзда, под соломенные крыши домов Искоростеня.

Вспыхнул деревянный город, как спичка. Тех, кто спасся из горящего города, Ольга увела в рабство. Древлянскую знать казнили, а на остальных наложили дань.

Так излагает события Нестор в «Повести временных лет». Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду историки не могут.

Отомстив древлянам, Ольга тем не менее вынесла серьёзный урок из гибели мужа и упорядочила дань. Она ввела «уроки» — размеры дани и «погосты» — места её сбора. Так было отменено грабительское полюдье и введена систематическая уплата дани.

Княгиня Ольга

Ольга оказалась хорошим правителем. Княгиня прекратила разорительные военные походы, уносящие жизни тысяч людей, а воинственных и охочих до наживы варягов отправила в Константинополь на службу Византии, подальше от Киева. Вообще отношения у Ольги с Византией были очень тесными. Она ездила в Константинополь (возможно, даже дважды) и в 955 г. приняла там крещение и православное имя Елена. Принятие чужой религии и слишком тёплые отношения со страной, с которой ещё недавно воевали, да к тому же и вынужденное бездействие дружины вызвали недовольство стареющей княгиней, и в 964 г. Ольга отдала княжеский стол своему сыну Святославу. Умерла Ольга в 969 г.

Со Святославом в истории вышла некоторая путаница. Принято считать, что Святослав, сын Ольги и Игоря, к моменту смерти Игоря (945 г.) был совсем маленьким. Нестор описывает, как перед боем с древлянами Святослав, ещё неумелый воин, неудачно бросил копьё, упавшее к ногам его собственной лошади. Итак, Святослав в 945 г. был малышом, значит, родился он в конце 30-х гг. Х в. Вернёмся к замужеству Ольги. Её выдали замуж не позднее 907 г., вероятнее всего в 903 г., и даже если она в то время была ещё совсем юна, то к концу 30-х гг. ей должно уже быть глубоко за сорок. В этом возрасте женщина тогда считалась старой и врядли смогла бы родить сына. Но если дату рождения Святослава отнести лет на 15 назад, в 920 г. (и эта дата также указывается в летописях), то выходит, что Ольга получила власть в Киеве вовсе не по малолетству сына. Вероятно, тогда, после разорительных походов Игоря, её политические планы выглядели для киевлян привлекательней, чем новые войны, в которые их бы неминуемо втянул молодой и воинственный князь. И, только устав от бездействия, киевляне вновь захотели себе в правители воина.

Князь-воин

Ольга позаботилась о воспитании сына, дав Святославу в дядьки воевод Асмунда и Свенельда. Из Святослава вышел отменный воин, который считался со своей дружиной. Когда Ольга, приняв христианство, предложила и сыну креститься, Святослав отказался, сославшись на то, что его дружина, преимущественно языческая, не поймёт этого поступка.

Предали Святослава жители Переяславля, предупредив печенегов, что Святослав возвращается с большими сокровищами и малой дружиной. В 972 г. у днепровских порогов печенеги разбили русских. В этом бою пал и великий воин Святослав. Печенежский вождь Куря по традиции кочевников сделал из черепа Святослава чашу, оправленную золотом и каменьями, и пил из неё на пирах.

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит