Часть 3. РАСЦВЕТ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. Крещение Руси

СОДЕРЖАНИЕ

Согласно летописи, всё началось с прибытия посольства волжских булгар к князю Владимиру. Булгары, исповедовавшие ислам, стали склонять князя к принятию их веры. Но Владимир, узнав, что ислам запрещает есть свинину и пить, сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того житии!» И отверг предложение булгар. Соблазняли его своей верой и евреи из Хазарского каганата. Но, задав им резонный вопрос «Где земля ваша?», Владимир получил ответ, что таковой нет (у евреев, изгнанных из своей родины Иудеи, своей земли действительно не было). И князь потерял интерес к иудаизму. Осторожный политик, Владимир искал религию, которая укрепила бы его власть. Посольства Владимира отправились в соседние страны, чтобы поближе познакомиться с разными религиями. Выяснилось, что Хазарский каганат, где исповедовался иудаизм, уже дышит на ладан. Мусульманские Волжская Булгария и Хорезм находятся в упадке. И лишь Византия, по-прежнему сильная, с безграничной императорской властью, подкреплённой христианской церковью, являла собой пример того государства, каким бы Владимир хотел видеть Русь. Да и знакомы с христианством русские были уже давно — и Ольга, и Ярополк были христианами. Немало христиан было и среди русской знати.

С распадом Римской империи на Западную и Восточную раскололась и христианская церковь. Римские папы притязали на главенствующее положение в христианском мире. Им вовсе не намеревались уступать константинопольские патриархи. Политические расхождения увеличивались разночтениями в вопросах веры между Западной и Восточной церковью. Многовековой процесс разделения завершился в 1054 г. образованием католической и православной церквей.

При Владимире этого «Официального развода» ещё не было, но стоял вопрос выбора — у кого же креститься? Владимир склонялся к Византии. Принять окончательное решение ему помогли следующие события.

Как Русь крестилась

В Византии в то время правили братья-императоры Василий II и Константин IX.

В 987 г. в Малой Азии, подвластной Византии, поднял мятеж некий Варда Фока и, провозгласив себя императором, двинулся на Константинополь. Императоры обратились за помощью к Владимиру, и тот согласился помочь с условием, что Василий и Константин отдадут за него свою сестру Анну. Гордые императоры вынуждены были согласиться на брак особы императорских кровей с «варваром». Этот брак был весьма почётен и сулил много выгод Руси.

Войско Владимира разбило Фоку, но императоры не торопились со свадьбой. Тогда Владимир направился в Крым, осадил важнейшую крепость византийцев Херсонес (Корсунь) и послал сказать Василию и Константину, что, если не отдадут ему Анну, пойдёт он и дальше, на Константинополь. Императоры договорились отдать сестру, если Владимир окрестится и обвенчается с ней по христианскому обряду. Владимир согласился, и тогда братья посадили рыдающую Анну в ладью и отправили к будущему супругу. В 988 г. в Херсонесе Владимир принял крещение и обвенчался с Анной в местном храме. Сейчас в Севастополе на развалинах древнего Херсонеса выстроен большой храм, в основании которого лежат руины той самой церкви, в которой крестился Владимир.

С новой супругой в сопровождении многочисленного духовенства Владимир вернулся в Киев и оповестил народ о своём намерении крестить всех русичей. На следующий день, убоявшись княжеского гнева, киевляне, как было велено, явились на берег Днепра и вошли в воду. Византийские священники окрестили весь народ киевский. Языческих идолов сбросили в Днепр, порубили или сожгли. После этого массовые крещения волной прокатились по стране. На юге народ крестился охотно, в северных княжествах бунтовали против новой веры, так как там были ещё сильны языческие традиции. Пытались восстать и новгородцы, но воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, усмирил бунтовщиков и провёл крещение, а идолов языческих сбросил в Волхов.

После введения христианства — веры, объединившей всех жителей Древней Руси, окрепли связи доселе стремившихся к независимости княжеств. Начала складываться единая государственная и церковная организация. Единоличная власть князя, освящённая Богом, помогала удержать власть Киева над остальными землями. Новые церкви и монастыри получили во владение земли и содержались за счёт десятины — десятой части княжеского дохода. Вслед за церковными возникли и личные земельные владения великого князя, а за ними жалованные боярские землевладения. Таким образом, христианская церковь способствовала возникновению и укреплению земельной собственности на Руси. Поднялся международный престиж Руси. Введение христианства значительно повлияло на развитие культуры.

Комментировать
Это интересно

Княжеская усобица История России

Ярослав Мудрый История России

Русь при Ярославичах История России

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит