Согласно летописи, всё началось с прибытия посольства волжских булгар к князю Владимиру. Булгары, исповедовавшие ислам, стали склонять князя к принятию их веры. Но Владимир, узнав, что ислам запрещает есть свинину и пить, сказал: «Руси есть веселие пить, не можем без того житии!» И отверг предложение булгар. Соблазняли его своей верой и евреи из Хазарского каганата. Но, задав им резонный вопрос «Где земля ваша?», Владимир получил ответ, что таковой нет (у евреев, изгнанных из своей родины Иудеи, своей земли действительно не было). И князь потерял интерес к иудаизму. Осторожный политик, Владимир искал религию, которая укрепила бы его власть. Посольства Владимира отправились в соседние страны, чтобы поближе познакомиться с разными религиями. Выяснилось, что Хазарский каганат, где исповедовался иудаизм, уже дышит на ладан. Мусульманские Волжская Булгария и Хорезм находятся в упадке. И лишь Византия, по-прежнему сильная, с безграничной императорской властью, подкреплённой христианской церковью, являла собой пример того государства, каким бы Владимир хотел видеть Русь. Да и знакомы с христианством русские были уже давно — и Ольга, и Ярополк были христианами. Немало христиан было и среди русской знати.
С распадом Римской империи на Западную и Восточную раскололась и христианская церковь. Римские папы притязали на главенствующее положение в христианском мире. Им вовсе не намеревались уступать константинопольские патриархи. Политические расхождения увеличивались разночтениями в вопросах веры между Западной и Восточной церковью. Многовековой процесс разделения завершился в 1054 г. образованием католической и православной церквей.
При Владимире этого «Официального развода» ещё не было, но стоял вопрос выбора — у кого же креститься? Владимир склонялся к Византии. Принять окончательное решение ему помогли следующие события.
Как Русь крестилась
В Византии в то время правили братья-императоры Василий II и Константин IX.
В 987 г. в Малой Азии, подвластной Византии, поднял мятеж некий Варда Фока и, провозгласив себя императором, двинулся на Константинополь. Императоры обратились за помощью к Владимиру, и тот согласился помочь с условием, что Василий и Константин отдадут за него свою сестру Анну. Гордые императоры вынуждены были согласиться на брак особы императорских кровей с «варваром». Этот брак был весьма почётен и сулил много выгод Руси.
Войско Владимира разбило Фоку, но императоры не торопились со свадьбой. Тогда Владимир направился в Крым, осадил важнейшую крепость византийцев Херсонес (Корсунь) и послал сказать Василию и Константину, что, если не отдадут ему Анну, пойдёт он и дальше, на Константинополь. Императоры договорились отдать сестру, если Владимир окрестится и обвенчается с ней по христианскому обряду. Владимир согласился, и тогда братья посадили рыдающую Анну в ладью и отправили к будущему супругу. В 988 г. в Херсонесе Владимир принял крещение и обвенчался с Анной в местном храме. Сейчас в Севастополе на развалинах древнего Херсонеса выстроен большой храм, в основании которого лежат руины той самой церкви, в которой крестился Владимир.
С новой супругой в сопровождении многочисленного духовенства Владимир вернулся в Киев и оповестил народ о своём намерении крестить всех русичей. На следующий день, убоявшись княжеского гнева, киевляне, как было велено, явились на берег Днепра и вошли в воду. Византийские священники окрестили весь народ киевский. Языческих идолов сбросили в Днепр, порубили или сожгли. После этого массовые крещения волной прокатились по стране. На юге народ крестился охотно, в северных княжествах бунтовали против новой веры, так как там были ещё сильны языческие традиции. Пытались восстать и новгородцы, но воевода Добрыня, дядя Владимира по матери, усмирил бунтовщиков и провёл крещение, а идолов языческих сбросил в Волхов.
После введения христианства — веры, объединившей всех жителей Древней Руси, окрепли связи доселе стремившихся к независимости княжеств. Начала складываться единая государственная и церковная организация. Единоличная власть князя, освящённая Богом, помогала удержать власть Киева над остальными землями. Новые церкви и монастыри получили во владение земли и содержались за счёт десятины — десятой части княжеского дохода. Вслед за церковными возникли и личные земельные владения великого князя, а за ними жалованные боярские землевладения. Таким образом, христианская церковь способствовала возникновению и укреплению земельной собственности на Руси. Поднялся международный престиж Руси. Введение христианства значительно повлияло на развитие культуры.