Про профессию Архитектор для детей
Архитектура искусство проектирования зданий, сооружений. Архитектор специалист по архитектуре. В Древней Руси их называли зодчими.
Архитекторы сначала мысленно представляют здание, которое будут строить, затем делают чертеж или рисунок, чтобы строители понимали, что как строить и в какой последовательности.
Что такое хорошее жилище?
Это светлый, прочный, теплый, удобный и, наконец, красивый дом. Он должен сочетаться с другими домами, стоящими рядом.
Архитектор это и художник и одновременно инженер. В старинных городах еще сохранились дома, которым очень много лет. Есть среди них и дворцы, и храмы, и жилые дома. Их называют памятниками архитектуры. Наверняка в вашем городе есть подобные строения. От современных домов они отличаются украшениями, колоннами, резьбой и т.д.
Послушайте стихотворение.
Архитектор
Сразу две профессии
Совмещает он,
Когда строит новый дом.
Профессию инженера
Он всегда находит меру.
Когда дом он украшает,
Как художник выступает.
Ответьте на вопросы
Какие профессии совмещает архитектор?
Что такое памятник архитектуры?
Чем он отличается от современных зданий?
Есть ли в вашем городе памятники архитектуры?
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
История профессии архитектор
Архитектор профессия, которая существует с начала возведения первых древних поселений. При планировании и строительстве городов в расчет брались характеристики ландшафта, первые проектировщики учитывали функциональность и эстетические параметры построек.
В число первых проектировщиков архитектурной среды входит Имхотеп, руководивший возведением пирамиды Джоссера в Древнем Египте (III в. до н.э.), Хирам, контролировавший строительство Иерусалимского храма. В перечне популярных древних скульпторов и проектировщиков среды Фидий, Иктин, Калликрат. Первые прототипы чертежей комплекса зданий были выполнены А. Македонским при возведении г. Фарос.
При определении вопроса, кто такие архитекторы в современный период, необходимо учитывать специализации профессии (дизайнер, проектировщик) и изменение технических средств для воплощения проектов (компьютерная графика и цифровые визуализации).
Кто такой архитектор. Описание профессии
Должность архитектор относится к работникам строительной отрасли и проектировщикам жилых и общественных зданий, архитектурных композиций, памятников, к специалистам по благоустройству пространства и т.д. Творческая сфера деятельности включает владение техническими навыками для подготовки чертежей, рисунков, визуальных объемных изображений, расчетов количества материалов и планируемых финансовых вложений.
Архитектор организует городскую среду, разрабатывает объемно-планировочные концепции развития местности. В задачи сотрудника входит подготовка презентаций, смет. После согласования проекта специалист контролирует процесс возведения здания либо общественного комплекса, вносит дополнения, проверяет соответствие качества материалов и работ, утвержденным в чертеже. Сотрудник должен участвовать в приемке готового сооружения, вынести оценку качеству работ.
Для реализации масштабных проектов специалистам требуются знания в сферах землепользования, минералогии, строительной механики, химии, геологии, физики, геодезии. Для подготовки сметной документации, реализации крупных сооружений в городах требуются знания юридических аспектов строительства, подготовки отчетной документации проекта.
При описании профессии архитектора необходимо учитывать разные специализации и направления деятельности. На начальном этапе подготовки сооружения требуется работа специалиста по составлению проектной документации на объект, рабочих схем и чертежей с детализацией. Сотрудник контролирует получение авторских прав на конструктивное решение и разрешение на строительные работы.
В отрасли также существуют должности главных архитекторов, градостроителей, руководящих специалистов по архитектуре районов, городов. Отдельные специальности посвящены изучению исторического контекста архитектуры, теоретической составляющей отрасли, экспертизе и надзору за строительными сооружениями. Специальные должности выделены для сотрудников по разработке архитектуры ландшафтного дизайна, реставрации исторических комплексов, дизайнеров интерьера.
Ландшафтные архитекторы занимаются разработкой и постройкой парковых комплексов, озеленением городских территорий, разрабатывают коммуникации, водоснабжение для посадок. Сотрудники готовят проектные схемы с компонентами композиции (кустарники, деревья, травы, цветники).
Специалисты по проектированию производственных строений конструируют промышленные цеха, складские и технологические помещения для безопасного использования штатными специалистами. Важно соблюдение рационального планирования пространства для организации технологического процесса, эстетичных и функциональных особенностей проекта.
Реставраторы занимаются реконструированием архитектурных памятников, воспроизводят полуразрушенные конструкции либо возводят аналоги снесенных достопримечательностей с соблюдением нормативов. Специалисты участвуют в перестройке исторических зданий под современные проекты, регулируют сохранение объектов исторического наследия, участвуют в установлении статуса охранного архитектурного памятника.
Дизайнеры жилых помещений востребованы в частном строительстве. Специалисты отвечают за перепланировку квартир, возведение коттеджей, офисных помещений, реализацию проектов многоквартирных жилых комплексов.
Какими качествами нужно обладать
Необходимые качества для архитектора:
- развитые творческие способности;
- креативность;
- внимательность, ответственность;
- развитое пространственное мышление;
- умение работать с большими объемами информации, статистическими данными;
- организаторские способности;
- умение создавать оригинальные концепции;
- чувство вкуса и стиля;
- высокие коммуникативные способности;
- пунктуальность, соблюдение дедлайнов;
- наблюдательность, умение концентрировать внимание;
- умение планировать рабочий день и этапы выполнения проекта.
Плюсы и минусы профессии архитектор
Работа архитектором имеет следующие преимущества:
- востребованность на рынке из-за увеличения объемов строительства;
- стабильный уровень оплаты у специалистов высокой квалификации;
- возможность творческой реализации;
- постоянное совершенствование профессиональных навыков;
- целенаправленное обучение в рамках рабочего процесса;
- широкий выбор специализаций в профессии.
Недостатки специальности:
- необходимость в совершенстве владеть техническими знаниями, проводить сложные расчеты;
- потребность в изучении дополнительных научных сфер (физика, химия, математика, геометрия);
- большая ответственность за безопасность сооружения;
- частые авральные периоды в работе;
- большие нагрузки на работу органов зрения;
- недостаточные физические нагрузки.
Необходимые профессиональные навыки и знания
При решении вопроса о том, что нужно, чтобы стать архитектором, важно учитывать обязательные требования к профессии:
- наличие профильного образования (высшего технического);
- опыт работы в строительных областях;
- владение компьютерными программами для проектирования и работы с документацией (ArchiCad, Autodesk, MS Office, AutoСАD);
- наличие грамотного портфолио по реализованным проектам;
- умение оперативно работать с базами данных в интернете;
- знание нормативных строительных документов (ГОСТ, СНиП и европейских стандартов);
- умение разрабатывать конструкционные решения, чертежи и схемы;
- навыки составления рабочей документации на объект;
- владение разными способами составления чертежей и выполнения расчетов;
- знание основ геодезии, экологических характеристик местностей;
- владение навыками работы с картографическими материалами;
- навыки оформления рисунков и графических изображений;
- навыки составления аналитических и математических исследований, расчетов;
- знание применяемых инновационных технологий и новых материалов в сфере строительства и декорирования сооружений.
Для архитекторов важно наличие широких познаний в разных сферах культурной деятельности, в отношении тенденций моды, дизайна, эрудиция.
Как получить профессию архитектора. Где учиться
Получить специализацию архитектора можно в высших учебных заведениях на факультетах:
- градостроительное проектирование;
- ландшафтная архитектура;
- реставрационные работы;
- архитектурное проектирование и т.д.
Востребованные вузы страны:
- Государственный университет по землеустройству (ГУЗ);
- Академия живописи, ваяния и зодчества (Москва);
- Российский университет дружбы народов (РУДН);
- Московский архитектурный институт (МАРХИ);
- Архитектурно-строительный университет (Санкт-Петербург) и т.д.
Стандартный период обучения в вузе составляет 5 лет. После окончания университета молодой специалист получает звание архитектора-проектировщика. Профессия архитектора требует получения лицензии после нескольких лет профессиональной практики и наработки портфолио. Повышение в должности возможно от специальности техник-архитектор до позиции ведущий архитектор. Назначения выполняются последовательно при выполнении нормативов.
Архитектор-дизайнер
Специальность архитектор-дизайнер востребована на трудовом рынке. Сотрудник занимается проектированием общественной среды городов, парковых зон, дворов, офисных сооружений, деловых центров, развлекательных парков. Дизайнер разрабатывает визуализацию проекта, продумывает планировку, обеспечивает безопасную эксплуатацию.
Проект должен органично вписываться в современную среду согласно историческому периоду, национальным традициям. Специалист должен также продумать внутренние коммуникации, функциональное расположение элементов для безопасной эксплуатации.
Профессия подойдет людям, владеющим навыками художественного письма, имеющим развитое пространственное мышление, знающим цифровые технологии.
Для дизайнера важны и организаторские способности, внимательность, аналитические навыки, умение проектировать, работать с большими объемами данных, быть ответственным за выполнение работы в необходимые сроки.
Специалистам по дизайну интерьеров и среды требуется знать:
- эргономические стандарты;
- основы колористики;
- навыки моделирования;
- правила конструирования;
- архитектурную физику;
- экологические стандарты.
В задачи специалиста входят:
- создание и конструктивное воплощение концепции на чертеже;
- составление объемных трехмерных изображений;
- включение коммуникационных систем в проект;
- подборка оптимальных для конструкции материалов, технологий строительства, архитектурных решений;
- проработка комплекса осветительных приборов в конструкции здания;
- подбор подходящей мебели;
- подсчет стоимости строительных работ.
Основные направления работы:
- проектирование интерьеров в жилых и административных помещениях;
- разработка планировки помещений;
- конструирование предметов мебели;
- проектирование городской среды, разработка систем навигации, декора фасадов домов и общественных сооружений;
- реставрационный дизайн;
- выставочная деятельность по подготовке стендов, систем освещения, конструкций для презентации продукции от крупных компаний.
Художник-архитектор работает в строительных корпорациях, проектных фирмах, дизайнерских бюро, государственных структурах (градостроительные комитеты, Ростехнадзор). Получить образование можно в вузах, колледжах, техникумах.
Архитектор-проектировщик
Представитель профессии архитектор-проектировщик выполняет детализацию готовой концепции проекта, созданной дизайнерами. Сотрудник осуществляет расчеты по оценке нагрузки на несущие конструкции сооружения, выверяет соответствие архитектурного решения нормам безопасной эксплуатации.
На начальном этапе необходимо определить дизайн, конфигурацию, габариты, объемное видение, применяемые стройматериалы, назначение объекта. Итогом работы являются подробные чертежи с учетом климатических особенностей региона, возможных природных катаклизмов.
Проектировщик определяет расположение сооружения на местности, разрешенные к применению строительные технологии, рассчитывает полезную площадь, срок службы здания. Специалист составляет чертежи сооружения и инженерных коммуникаций. В некоторых случаях проектировщики могут определять специфику внутренней отделки помещения.
Специалисты по проектированию трудятся в частных фирмах, госучреждениях и строительных холдингах, реализующих градостроительные проекты. Необходимы сотрудники, выполняющие проектирование и расчеты техдокоментации комплексов, в муниципальных и государственных структурах, надзорных органах для контроля за строительством новых объектов, составления градостроительных планов, приемки сданных в эксплуатацию домов и общественных сооружений.
Обучение специальности ведется в вузах на факультетах архитектор, инженер-проектировщик, инженер-строитель. Образование посвящено освоению разных способов проектирования, изучения начертательной геометрии, физики, геодезии. В программы вузов включены занятия по компьютерному моделированию, инфографике (AutoCAD, Photoshop, Revit) и 3D-моделированию.
Архитектор-градостроитель
Специализация градостроитель преподается в архитектурных вузах, научно-исследовательских и проектных институтах с градостроительным профилем. Абитуриентам необходимо сдавать экзамены по математике, истории, русскому языку, добавочным испытанием может быть оценка навыков рисования.
Студентам преподаются знания по политологии, истории, архитектуре, мировой экономике, экологические и строительные дисциплины. Архитектор-строитель должен создавать масштабные проекты с учетом опыта застройщиков прошлых столетий и современных градостроителей.
Специалисты выполняют работы по территориальному и городскому планированию, делают архитекторы и зонирование пространства. В компетенцию сотрудника входят расчеты бюджета строительства, прибыльности постройки, оценка возможного влияния на экологию местности, риск аварий, стихийных бедствий с учетом сейсмических характеристик региона.
Важны для градостроителя и юридические параметры проекта, владение навыками ведения документооборота, знания правил работы с картографическими материалами, чертежами и схемами. При проектировании специалисты учитывают уровень развития экономики региона, экологические и климатические характеристики, воздействие проектируемого здания либо предприятия на городскую среду.
Специальность градостроителя относится к востребованным на рынке труда. Молодые сотрудники могут трудоустроиться в региональных отделах административных органов, архитектурных бюро и мастерских, научных и проектных организациях, выполняющих градостроительные работы.
Выпускники могут работать в сферах реставрирования памятников, проектных организациях, экспертами-консультантами, инженерами. Опытные специалисты работают в государственных учреждениях, организуют частные проектные бюро, преподают дисциплину в вузах либо осуществляют научно-исследовательскую работу, руководят отделами управления градостроительства.
Что входит в обязанности архитектора
Архитекторы-проектировщики занимаются выполнением комплекса задач при реализации проекта:
- разрабатывают макеты зданий, промышленных предприятий, ландшафтных композиций;
- составляют градостроительные планы, проектные предложения по развитию территорий;
- готовят рабочие документы с соблюдением технических параметров и требований техники безопасности для разных строений;
- составляют анализ обследований местности, подбирают оптимальные решения для развития территории;
- контролируют расходование материалов, порядок соблюдения строительных технологий;
- выполняют авторский надзор, готовят патентную документацию.
Зодчий для детей проектирует игровые зоны, городки, комплексы, крупные развлекательные сооружения и скульптурные композиции. Работа дизайнера связана с сотрудничеством с другими специалистами для проведения инженерных коммуникаций в жилые здания и сооружения.
При размещении объектов на местности сотрудник проектирует дома, развлекательные парки, спортивные комплексы с учетом транспортной доступности, развитой системы вокруг (наличие скамеек, туалетов, урн, подъездов для машин).
Где может работать специалист
Инженер-архитектор может быть трудоустроен в следующие организации:
- научно-исследовательские либо проектные предприятия;
- проектные бюро;
- строительные компании;
- архитектурно-проектные компании;
- дизайн-бюро, интерьерные студии;
- архитектурные мастерские;
- компании по реставрации объектов исторического наследия;
- предприятия по строительству мебели;
- госструктуры (отделы по градостроительству, планированию развития поселений);
- образовательные учреждения (техникумы, вузы);
- организации по контролю за состоянием объектов исторического наследия.
Архитекторы востребованы в сфере градостроительства, производства стройматериалов, коммунальной сфере, предприятиях по обеспечению безопасной жизнедеятельности города либо поселка. Популярны архитекторы ландшафтных пространств, специалисты по мониторингу среды, техники по оценке фундаментов и грунта под зданиями.
Начинающие специалисты могут начать работу с должности помощника главного архитектора либо присоединиться к команде проектировщиков.
Рабочее место архитектора может быть в самостоятельно созданной компании, проектной студии. Архитектор проекта может вести частную практику и работать под заказ. Для открытия компании потребуется знание основ разных направлений архитектурного проектирования и дизайна среды для подготовки техзаданий, планирования работы над этапами процесса, подбора специалистов в команду. Потребуется также выполнить поиск инвестиционных предприятий и партнеров для реализации проектов.
Востребованность профессии архитектор
Архитекторы являются востребованными на рынке труда в России и за рубежом. По статистическим данным в течение 20 лет профессия останется в рейтинге востребованных. На современном строительном рынке планируется строительство зданий жилого, общественного, производственного назначения. Популярность архитекторов обусловлена активным развитием сектора частного строительства. Потребность в специалистах высока в больших городах и мегаполисах.
Задачи архитектора могут расширяться с внедрением инновационных материалов, компьютерных технологий проектирования, в связи с новыми запросами от градостроительных предприятий. При выборе работы необходимо учитывать востребованность специализации, в современном строительстве большую нишу занимают сферы гражданского строительства, проектирования промышленных сооружений, частных зданий, памятников, строительных сооружений и т.д.
Сколько получают архитекторы в России
Средняя зарплата в России для архитектора зависит:
- от должности;
- от региона;
- от размера компании;
- от специализации;
- от типа оплаты (ставка, проценты от заказов).
Средний доход проектировщиков в Москве и Санкт-Петербурге составляет 40000-70000 руб. Архитектору ландшафтных композиций платят 20000-90000 руб. Ведущие архитекторы получают в столице около 100000 руб., доход главных архитекторов в Москве составляет в среднем 200000 руб. При трудоустройстве в частные организации зарплата может зависеть от процентной ставки при выполнении объема заказов. При превышении плана возможно получение премиальных надбавок.
Описание профессии
Архитектор — специалист, который занимается проектированием зданий, кварталов и интерьеров. Профессия архитектора относится к древним и почетным. История бережно хранит имена архитекторов от древнеегипетского строителя пирамид Имхотепа до наших современников Бьярке Ингельса и Оскара Нимейера.
Архитектор участвует во всех этапах разработки системы от встречи с заказчиками до финального внедрения. В обязанности архитектора входит, в первую очередь, создание идеи здания и визуализация проекта в виде макета. Он продумывает проект в деталях в команде с инженерами-проектировщиками, смежниками, экономистами. Каждое здание должно сочетать красоту, удобство и вписываться в окружающую среду. Концепцию здания продумывает именно архитектор. В дальнейшем он может продолжать работу над проектом уже в момент его строительства и осуществлять авторский надзор, если этого пожелает заказчик.
Плюсы и минусы профессии
Профессия архитектора соединяет в себе инженерные знания, чистое творчество и менеджмент. Поэтому каждый плюс может обернуться минусом и наоборот — смотря что вам из этих направлений больше нравится или не нравится.Плюсы
- + Творчество. Архитектор — это творческая специальность, а значит, развитие в этом профнаправлении позволит прожить яркую жизнь, полную впечатлений и общения с талантливыми людьми. Вам никогда не будет скучно на работе.+ Вы строите вечность. Архитектор, наряду с другими представителями творческих профессий, создает вневременные произведения искусства. А в долговечности искусства с архитектурой может тягаться разве что скульптура. Быть востребованным архитектором — значит остаться в памяти потомков.+ Возможность работать в разных странах. Архитектура — интернациональная специальность, хотя в ней и существуют «национальные особенности». Если вы получили хорошее образование в России, вы сможете реализовать себя и в других странах.+ Ценность специалиста растет со временем. Молодой архитектор чаще всего много учится и мало зарабатывает. Но время и опыт проектирования делает из архитектора востребованного специалиста.
Минусы
- — Ответственность. Если архитектурное сооружение становится известным, то и имя архитектора узнают все. Но если здание или мост вдруг не выдерживают нагрузки и рушатся, то отвечает за это тоже главный архитектор. Он несет ответственность за жизнь людей, живущих и работающих в этом здании.— Критика. Архитектура объединяет творчество и практику, а значит, проект проходит несколько инстанций, прежде чем будет полностью утвержден. На каждом этапе согласования проекта и даже после постройки здания стиль, вкус и конкретные технические решения архитектора постоянно критикуют.— Работа с людьми. Архитектор часто руководит процессом строительства. Он взаимодействует с заказчиком, инженерами разных специальностей, поставщиками и строителями. Это может очень понравиться непоседам-экстравертам, но улаживание конфликтов, администрирование и проектная работа отнимает немало сил.— Долгая учеба. Современные архитекторы учатся практически столько же, сколько врачи. Первая ступень высшего образования — бакалавриат — длится 5 лет. А чтобы закончить высшее образование, потребуется еще 2 года магистратуры.— Сложность поступления. МАРХИ — главный архитектурный вуз страны — давно сравнялся по баллам ЕГЭ с МГУ им. М.В. Ломоносова. И многие абитуриенты из года в год пытаются поступить в архитектурный, как в самые популярные театральные вузы.
Популярные направления и специализации
Архитектор (в узком смысле) разрабатывает архитектурные решения (эскизный проект, проектную документацию и рабочие чертежи), проводит авторский надзор. Главный архитектор проекта управляет процессом разработки всех разделов проектной документации и комплектов рабочих чертежей, руководит командой архитекторов. Градостроитель (урбанист) создает генеральные планы населенных пунктов и градостроительную документацию. Главный архитектор города — муниципальный служащий, который разрабатывает и контролирует законодательство в сфере градостроительства. Архитектор-дизайнер — дизайнер интерьера, создающий планировку, предметное наполнение и декоративное оформление внутренних помещений. Ландшафтный архитектор разрабатывает решения по озеленению и благоустройству территорий, создает малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари). Промышленный архитектор специализируется на проектировании промышленных зданий, заводов и фабрик. Историк и теоретик архитектуры изучает архитектуру как объект искусства и преподает студентам. Архитектор-реставратор восстанавливает старые здания и памятники архитектуры. Архитектор-эксперт проводит экспертизу проектной документации, контролирует деятельность архитектора и главного архитектора проекта.
Какими качествами должен обладать архитектор
Работа архитектора требует богатого жизненного опыта, знания инженерных технологий и творческого подхода в каждом новом проекте. Он должен в совершенстве владеть как карандашом и линейкой, так и современными программами для проектирования: ArchiCad, Photoshop, Adobe Illustrator. Из необходимых для архитектора компетенций можно выделить: ✎ Пространственное мышление✎ Креативность✎ Системное (масштабное) мышление✎ Ориентированность на результат✎ Умение работать в команде✎ Коммуникабельность✎ Ответственность✎ Обучаемость
Читайте также:7 упражнений, чтобы развить креативность >>Куда поступить после 11 класса >> |
Где учиться
Стать архитектором можно только после вуза (7.00.00 Архитектура), конкуренция среди выпускников велика. Лучшие вузы Москвы для будущих архитекторов:✔ МАРХИ — Московский архитектурный институт✔ МГСУ — Московский государственный строительный университет✔ ГУЗ — Государственный университет по землеустройству✔ МИИГАиК — Московский государственный университет геодезии и картографии✔ МАСИ — Московский архитектурно-строительный институт✔ МГАХИ им. В.И. Сурикова — Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова Тем не менее, вы можете сначала отучиться в колледже, потренировать навыки черчения и рисунка, чтобы потом успешно сдать творческий конкурс в вуз.
Где работать архитектором
• НИ и ПИ Генплана Москвы
• Моспроект-4
• Моспромстрой
• Архитектурные бюро
• Строительные компании
• Мосархитектура
Средняя заработная плата и востребованность
Востребованность архитекторов зависит от темпов строительства в городе и в целом в стране. В данный момент строительная отрасль начала развиваться после продолжительного застоя.Диапазон зарплат архитектора:
- ✔ 45 000 — 200 000 рублей
Что делать уже сейчас
Если вы хотите проектировать красивое и комфортное жилье, если вас привлекает урбанистика и удобный город, то уже сейчас вы можете:
- ✔ углубленно изучать математику, физику и практиковаться в черчении и рисунке✔ вдохновляться и изучать проекты великих архитекторов — Нормана Фостера, Захи Хадид, Оскара Нимейера; и не забывать про историю архитектуры — Имхотепа, Растрелли, Баженова, Гауди и Ле Корбюзье✔ подписаться на каналы и социальные сети архитекторов, например, ютуб-канал «Записки архитектора», блог Варламова и других урбанистов✔ осваивать компьютерные программы для проектирования✔ записаться на курсы подготовки в МАРХИ, открытые лекции Института архитектуры и дизайна «Стрелка»и Архитектурной школы МАРШ
Желаем вам творческих успехов и самореализации в профессии архитектора и не только.Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Кто разрабатывает пособие
Автором лэпбука обычно является педагог. Но если для младшего дошкольного возраста воспитатель занимается и подбором материала, и его оформлением, то в средней группе к оформлению и поиску информации могут подключаться родители.
Например, в своей практике в рамках рассмотрения темы Профессии я даю воспитанникам и их родителям проектное задание составить рассказ о профессиях, без которых нам не обойтись. Или же составить пособие с картинками, загадками, играми, посвящёнными одной профессии.
В старшем дошкольном возрасте дети принимают активное участие в подборке материалов для оформления лэпбука: находят иллюстрации, вырезают, приклеивают их. Как и в средней группе, к поиску материалов активно подключаются мамы и папы, к примеру, составляют кроссворды, ребусы по теме или собирают банк данных о профессиях будущего (сити-фермер, занимающийся озеленением мегаполисов, разработчик домашних роботов и др.).
Как разрабатывается лэпбук Профессии
Для оформления пособия ограничений полёта творческой мысли нет, есть только ряд тонкостей, выявленных опытным путём:
- пособие должно быть крепким, так как предназначено для активной эксплуатации, а значит, для основы лучше выбирать пластиковые папки или твёрдый картон (к примеру, от упаковки бытовой техники);
- материалы карточки, картинки должны быть заламинированы или обклеены скотчем;
- кармашки для хранения материалов нужно хорошо крепить к основе (клеем или двусторонним скотчем);
- содержание лэпбука можно организовать отдельными карточками, книжками-раскладушками или окошком с выдвижной лентой (например, для игры Расскажи, кем ты хочешь стать ребёнок передвигает ленту и в окошке появляется изображение той или иной профессии, о которой нужно рассказать и дать комментарий относительно того, хотел бы малыш стать специалистом этого профиля).
Что касается содержания пособия, то оно должно соответствовать программному материалу по теме Профессии, а также требованиям ФГОС относительно знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети конкретного возраста.
Таблица: нюансы выбора содержания блоков лэпбука Профессии в разных группах
Видео: мультфильм-презентация профессий для младших дошкольников
https://youtube.com/watch?v=T16phjHQmwo
Видео: мультфильм В мире профессий для дошкольников
Как сделать лэпбук Все профессии нужны, все профессии важны
Как сделать лэпбук Все профессии нужны, все профессии важны
Рассмотрим порядок выполнения лэпбука для средней группы.
Материалы:
- две папки (картонные или пластиковые);
- прозрачный пластиковый конверт для бумаги;
- самоклеящаяся бумага (двух оттенков зелёного цвета);
- двусторонний и широкий скотч;
- цветная бумага (жёлтая, салатовая);
- тонкий картон (фиолетовый, жёлтый, белый);
- канцелярская кнопка;
- картинки для оформления пособия;
- подборка материалов.
Инструкция:
- Складываем папки так, чтобы получилась двойная центральная часть и по створке слева и справа.
- Обклеиваем основу самоклейкой, проложив по сгибам более тёмный оттенок.
- Приступаем к левой створке.
- Приклеиваем конверт с книжечкой со стихотворениями о профессиях. Склеиваем листочки и делаем корешок книжечки с помощью скотча.
- Размещаем конверт с игрой Сложи картинку.
- Крепим конверт с пазлом Кому принадлежат эти предметы. Чтобы кусочки картинок не растерялись, конверт делаем закрывающийся: для язычка в виде цветка делаем на кармашке небольшую прорезь.
- Оформляем центральную часть. Приклеиваем конверт с тематическими картинками Все профессии важны для составления описаний профессий.
- Ниже крепим кармашек с картинками Кому что нужно для работы, по которому ребята перечисляют набор инструментов для каждой изучаемой профессии.
- Оформляем правую створку внутри. Как и для оформления стихотворений, делаем небольшую книжечку с загадками по теме.
- Располагаем закрывающийся конвертик для игры Спецодежда для бумажной куклы: дети выбирают наряд для куклы, называют профессию.
- Размещаем кармашек для тематических картинок с инструментами, необходимыми представителям разных профессий.
- На правой створке снаружи размещаем барабан со стрелочкой для игры Кто здесь работает: из фиолетового картона вырезаем круг, на него накладываем стрелочку, сверху кладём цветок из жёлтого картона, кнопкой прокалываем, подгибаем её на обратной стороне. Крепим получившийся барабан на основе. Дети поворачивают стрелочку и говорят, кто работает в антураже, представленном на картинке, на которой остановился указатель.
- Оформляем заднюю часть лэпбука.
- Крепим прозрачный пластиковый конверт с лото Профессии (для старших дошколят): дети называют все предметы и объясняют, для чего они необходимы этому специалисту.
Фотогалерея: иллюстрации для лото Профессии (для старших групп)
Видео: видеообзор лэпбука на тему Профессии
Подборка материалов для лэпбука Профессии
При выборе материалов педагог ориентируется на программу, ФГОС и уровень развития детей конкретной группы.
Информационный блок
В качестве текста для иллюстрации тематических картинок можно использовать описания современных профессий (Воспитателя, Менеджера, Парикмахера и др. и Бухгалтера, Повара, Продавца и др.). А для старшего дошкольного возраста в лэпбук стоит включить информацию о профессиях будущего.
Для обобщения профессий по сферам применения, можно сделать Карту страны профессии, распределив специальности по нескольким направлениям: Город Услуг (парикмахер, продавец и др.), Город Знаний (учёный, учитель и др.) и т. д. Дети по описанию каждого города раскладывают картинки с изображением соответствующих специалистов.
Для облегчения задачи рассказать о профессии по картинке, детям средней и старшей групп можно предложить наглядный план.
Стихотворения
В блок с рифмовками для младших дошкольников можно включить:
- Дайте повару продукты: Мясо птицы, сухофрукты, Рис, картофель И тогда Ждёт вас вкусная еда.
- Утром солнце светит ярко, Молочко несёт доярка. Тёплое, коровье, Детям на здоровье.
- Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.
- Молоток в работе нужен, И с пилою столяр дружен. Он дощечки распилил И скворечник смастерил.
Для среднего и старшего дошкольного возраста подборку можно составить по материалам сборника, опубликованного здесь.
Загадки
Рифмовку с договорками о профессиях обычно включают в пособие для средней группы, но в лэпбуке для малышей её можно использовать отрывками.
Для средней и старшей групп в подборку также можно включить загадки об орудиях труда:
- Всех на свете обшивает Что сошьёт не надевает (Игла);
- Я по лысине бегу Кудри с лысины стригу (Рубанок);
- Много дружных ребят На одном столбе сидят. Как начнут они резвиться Только пыль вокруг клубится (Метла).
Загадки, посвящённые конкретным профессиям, можно найти здесь.
Пословицы, поговорки
В лэпбук для среднего и старшего возраста стоит включить пословицы и поговорки о важности труда:
- Ремесло за плечами не виснет.
- Повар и духом сыт бывает.
- Кашевар живёт сытее князя.
- Беда, коль пироги начнёт печь сапожник.
- Баловством хлеба не добудешь.
- Не все те повара, у кого ножи длинные.
Игровой блок
В этот блок можно в виде краткого описания условий или подборки наглядных материалов включать все виды игр.
Как использовать лэпбук в детском саду и дома
Пособие универсально: его можно использовать на занятиях и в детском саду, и дома. Лэпбук удобен:
- для презентации нового материала по теме;
- для отработки полученных знаний;
- для закрепления и повторения материала.
Исходя из направлений использования пособия, можно сделать вывод о том, что на его основе можно целиком выстроить занятие: актуализировать знания по теме стихотворениями, использовать знания на практике, отгадывая загадки, играя, и закрепить пройденный материал, решением ребусов, разгадыванием кроссвордов и раскрашиванием.
Отзывы
Лэпбук это отличный способ выполнить исследовательскую работу, в процессе которой ученик закрепит и систематизирует изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. А может быть ещё и формой представления итогов проекта или тематической недели. Кроме того, это хорошая форма работы, позволяющая привлечь родительское сообщество к сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
В прошлом сентябре я познакомилась с понятием Лэпбук, заинтересовалась и решила попробовать свои силы в их создании. Надо сказать, что это очень увлекательный процесс! >
Лэпбук Профессии используется как учебно-дидактическое пособие при проведении тематической недели Профессии на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в свободной и самостоятельной деятельности детей.
С помощью лэпбука, мы знакомим детей с различными профессиями в игровой форме и включили в него такие дидактические игры как: Кто где работает? (ребята подбирают к картинкам с изображением разных зданий картинки людей, которые там работают), Кому что нужно для работы? (подбирают картинки с изображением разных атрибутов, соответствующих той или иной профессии, с удовольствием собирают пазлы Профессии, играют в развивающее лото Изучаем профессии, а также проводим беседы с детьми В мире профессий. С удовольствием читаем и заучиваем стихи, отгадываем загадки по данной теме, знакомимся с пословицами и поговорками. Применяя лэпбуки в работе с детьми, можно сделать вывод, что это очень удобное и полезное средство обучения для их развития.
Лэпбук на тему Профессии позволяет не только удобно организовать материалы по теме так, чтобы они соответствовали программным задачам и уровню развития детей, но и приобщить ребят и родителей к творческому процессу в процессе составления пособия. Работа с лэпбуком способствует развитию пытливости у дошколят, а также помогает воспитателю организовать индивидуальную, групповую работу, подпитывая интерес ребят к теме.
- https://ckaska.ru/malchikam/o-professii-arxitektora-detyam.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/02/24/znakomstvo-s-professiyami-stroitel-arhitektor-inzhener
- https://medru.su/professii/arxitektor.html
- https://proforientator.ru/publications/articles/professiya-arhitektor.html
- https://melkie.net/podborki/lepbuk-interesno-o-professiyah.html