Конспект
непосредственно организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе на тему
Знакомство с профессией ювелир.
Подготовила воспитатель старшей группы: Чернышева Лариса Петровна
Место проведения: групповая комната.
Цель:
формирование
представлений
о
профессии
ювелир
у
детей
старшего
дошкольного возраста
Программные задачи:
Образовательные:
— познакомить детей с трудом ювелира, как ведущей профессией в городе Костроме,
с процессом изготовления ювелирных украшений;
— дать представление о результате труде, орудиях труда, особенностях трудовой
деятельности ювелира
Развивать:
— формировать практические умения обследовать предметы;
— способствовать развитию диалогической речи, речевой активности, обогащению
словаря;
Воспитательные:
— воспитывать уважение к труду ювелира, бережное отношение к результатам труда
другого человека.
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, давайте с вами сейчас поиграем в такую игру. Игра
называется
Самая-самая. Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей
степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая
сладкая профессия.
Какие
профессии
являются
самыми
—
самыми
сладкими?
(кондитер, кулинар).
Характеристики:
— самая зеленая профессия (цветовод, озеленитель, овощевод и др.);
— самая волосатая профессия (парикмахер);
— самая детская профессия (детский врач — педиатр);
— самая смешная профессия (клоун, цирковой артист, актер и др.);
— самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер);
— самая общительная профессия (учитель, диктор и др.).
Самая блестящая, драгоценная профессия? Как вы думаете, что это за профессия?
Сегодня мы продолжим наше знакомство с профессиями.
Отгадайте
загадку про новую профессию Драгоценный сувенир изготовит Кто из вас
знает, что это за профессия? Человека этой профессии называют Золотых дел
мастер , как вы думаете, почему так говорят?
Ответы детей.
Воспитатель:
Русское
слово
ювелир
происходит
от
французского
joyau
сокровище,
которое,
в
свою
очередь
восходит
к
латинскому
jocellum
драгоценность. Немецкое Juwelier можно перевести как драгоценный камень.
— Ювелир-мастер это человек, изготавливающий из драгоценных металлов и
камней ювелирные изделия, украшения.
Издавна город Кострома и Костромская область славились разными мастеровыми
людьми: и лён обрабатывали, и из бересты плели, и глиняные изделия делали.
Популярнее
всего
стала
профессия
по
созданию
украшений
из
драгоценных
металлов: золота и серебра с самоцветными камнями .
Предлагаю вам посмотреть видеоролик о костромском ювелирном заводе и узнать,
кто же работает над созданием ювелирного изделия.
(просмотр видеоролика)
Беседа после просмотра:
— Что изготавливали в фильме на ювелирном заводе?
— Что необходимо ювелирам для изготовления украшений.?
Воспитатель: Мастера любят своё дело и прославились на весь мир и прославили
наш город.
Физминутка:
Я приглашаю вас в нашу ювелирную мастерскую.
Ехал
Ваня
с
Костромы,- круговые
движения
согнутыми
руками,
изображая
паровоз
Вёз помаду и духи,- наклоны в стороны
Ленты, кружево, ботинки, — волна руками поочерёдно
Что угодно для души — развести удивлённо руками
А
ещё
привёз
Ванюша
— круговые
движения
согнутыми
руками,
изображая
паровоз
Броши, кольца и колье,- загибают поочерёдно пальцы на обеих руках
Серьги, бусины, цепочки,
Всё, что нравится тебе! руки через стороны вверх.
Вот мы и в нашей мастерской, рассаживайтесь за столы.
К т о
л ю б и т
у к р а ш е н и я ?
(
в с е )
—
Зачем
нужны
украшения?
(
украшения
нужны
для
того
чтобы,
выглядеть
красивыми. Украшения подбирают под определённый наряд по цвету. Украшения
можно подарить любимому человеку: маме, сестре и т. д.) — Кому бы
вы хотели подарить красивое украшение? ( Я бы хотела подарить маме , сестре,
тёте, бабушке и т. д.)
Дети, каким качествами должен обладать мастер-ювелир?
Ответы детей (аккуратность, внимательность, способность к выполнению тонкой
работы (хорошо развиты пальчики) и т.д.)
Правильно, мастер-ювелир должен быть не только внимательным и работать с
хорошим настроением, чтобы его изделия приносили радость.
У мастера должна быть хорошая фантазия и терпение. Раньше говорили Люби
дело мастером будешь. Хотите стать настоящими мастерами?
В нашей ювелирной мастерской есть всё необходимое для кропотливой работы.
Сегодня я вам предлагаю пофантазировать и изготовить браслеты
— Что такое браслет? какие бывают браслеты? (ответы детей)
Слово Браслет французское, означает запястье и обозначает украшение в
виде кольца.
Занимайте рабочие места.
Сегодня мы будем украшать заготовку браслета . Нам помогут в этом специальные
карточки, на которых изображен алгоритм действий. Давайте, посмотрим на них
Условные обозначения:
1.
Рассмотреть материал
2.
Придумать, как будет выглядеть
3.
Отобрать нужные элементы оформления полубусины нужного цвета
и размера
4.
Наклеить полубусины на заготовку в определенном порядке
5.
Полюбоваться готовым изделием
Воспитатель включает спокойную музыку, дети выполняют работу
Творческая работа детей. Воспитатель помогает в подборе материала по цвету и
сочетанию цветов
По
окончанию
работы
детям
предлагается
рассказать
о
своем
изделии
по
мнемосхеме.
Условные обозначения:
1.Как называется?
2.Из чего сделан?
3.Какого цвета украшения?
4. Какой формы украшения?
5. Куда пойти или кому подарить?
Дети, у вас замечательные браслеты получились. Как вы думаете, а вы можете
прямо
сейчас
стать
ювелирами
и
работать
на
ювелирном
заводе?
Каждой
профессии необходимо учиться. Сегодня вы тоже многому научились. Расскажите,
что нового вы сегодня узнали.
Ювелир обточит камень,
Изовьёт металл тесьмой,
И металл послушно станет
Филигранью кружевной.
Людям всем на загляденье
Создаёт он украшенья.
1.
2.
3.
4.
5.
Алгоритм изготовления браслета
1.
2.
3.
4.
5.
Мнемосхема составления рассказа — описания про ювелирное украшение
Особенности профессии ювелира
Подробное описание профессии ювелир стоит начать с того, что это одно из самых древних ремесел. Причем изначально работа мастера была в значительной степени связана с изготовлением предметов религиозного, сакрального назначения (тогда к таковым относились и украшения). С течением времени многие аспекты трансформировалось, однако кое-что осталось практически неизменным например, личные качества, присущие ювелиру. В первую очередь, это сочетание творческого начала и готовности к кропотливому, рутинному труду, а также усидчивость, хороший глазомер, аккуратность, наличие художественных способностей.
Интересные факты о профессии ювелир стоит дополнить и тем объемом знаний, которым обладает хороший мастер. Он изготавливает эскизы, составляет композиции, работает с металлами, камнями и другими материалами, и каждая область требует своей специфической теоретической подготовки и практических навыков. Так, ювелир должен знать законы композиции и сочетаемости материалов, уметь чертить на бумаге и делать 3D-модели на компьютере. И конечно, в его обязанности входит работа с металлами, камнями и многие другое.
Где работают ювелиры?
Конечно, ювелир должен знать все, что касается его профессиональной области, однако не факт, что все знания пригодится ему в работе. В рамках этой профессии есть свои направления, кроме того, многое зависит от конкретного места работы. Так, в мастерской не нужно создавать собственные украшения, а вся деятельность сосредоточена вокруг уже готовых изделий: починка, увеличение/уменьшение размера, вставка выпавших камней и т.д.
Что касается сотрудников ювелирных заводов и фабрик, то в большинстве своем они имеют достаточно ограниченный круг задач: кто-то занимается огранкой камней, кто-то отливкой форм и т.д. В небольших студиях ситуация часто иная: здесь у мастера может быть намного более широкий круг обязанностей или же он может полностью отвечать за создание какого-либо изделия.
Еще одна формы работы ювелира свободный художник, для которого ювелирное дело прибыльное хобби или источник постоянного заработка. Фрилансеры берут частные заказы или же разрабатывают собственные коллекции и продают их. В данном случае, как правило, ювелир выполняет все работы самостоятельно или с помощниками, если они у него есть, а загрузка (то есть количество взятых в работу заказов) определяется только им самим.
Стоит отметить, что многие ювелиры начинают свою карьеру именно на заводах, фабриках или в мастерских, где кроме них есть и другие мастера. Таким образом новички практикуются, получают необходимый им разносторонний опыт под руководством наставника, а уже потом при желании уходят в свободное плавание и открывают собственные студии.
Плюсы и минусы профессии ювелир
Конечно, как и любая другая профессия, работа ювелиром имеет свои достоинства и недостатки. Среди первых отметим надежность какова бы ни была экономическая обстановка в стране и какая бы мода ни господствовала, ювелирные изделия в ходу будут всегда. Связанный с этим вопрос, востребована ли профессия ювелир, также отнесем к ее плюсам да, эта профессия востребована. Работа хороших мастеров всегда пользуются спросом на рынке, особенно если речь идет о создании действительно стоящих украшений.
Еще один важный аспект, такой как зарплата ювелира, нельзя отнести ни к однозначным плюсам, ни к однозначным минусам. Все зависит от того, в какой именно компании работает мастер, а если он работает сам на себя, то сколько заказов берет и каких именно. Кстати, сама по себе возможность быть индивидуальным предпринимателем и иметь собственную (пусть и небольшую) студию для некоторых также является большим плюсом.
Среди минусов отметим то, что работа ювелира кропотливая, напряженная, требующая концентрации внимания и нахождения в одной позе в течение долго времени. Ювелиры часто отмечают, что это дает сильную нагрузку на глаза и позвоночник. Кроме того, данному ремеслу свойственны и другие недостатки сидячей работы, такие как гиподинамия, отечность в ногах, лишний вес и т.д.
В конечном счете плюсы и минусы профессии ювелир сводятся к тому, насколько тому или иному человеку в целом нравится данное ремесло. Если вы мечтаете работать с металлами и создавать ажурные украшения собственными руками, то немногочисленные недостатки профессии не будут играть для вас никакой роли. Если же вы не готовы добиваться точности линий и разбираться в драгоценных и полудрагоценных камнях, то и достоинства не покажутся вам значимыми.
Где можно выучиться на ювелира
Учреждений, где можно получить профессию ювелир, довольно много, и они принадлежат к одной из двух условных групп. Если речь идет о комплексном высшем образовании, то это вузы такие как МГХПА им. Строганова. Достоинство подобных программ фундаментальность, среди недостатков на них освоение необходимо довольно много времени, кроме того, вузы часто делают упор на теоретической составляющей, тогда как для начинающих ювелиров теория ценна только в грамотном сочетании с практикой. Поэтому такой вариант больше всего подходит тем, кто выбирает для себя первое высшее образование.
Если у вас уже есть основная профессия, но также есть желание овладеть ювелирным делом, присмотритесь к другим учреждениям, где получить профессию ювелир можно без отрыва от текущей работы и в более сжатые сроки. Например, на очные и заочные курсы приглашает школа ювелирного дизайна . Оптимально составленная программа, включающая как необходимую теорию, так и всестороннюю практику, позволяет овладеть ремеслом в достаточно сжатые сроки: обучение с нуля и до базового уровня занимает от полугода, с нуля и до профессионального уровня около двух лет.
Все преподаватели школы имеют внушительный опыт работы и внимательно следят за прогрессом своих подопечных. Кроме того, здесь ученикам предоставят все необходимые материалы и оборудование, а также подробно объяснят технику безопасности и алгоритмы работы, дадут практические советы, которые невозможно найти теоретических источниках.
Основные виды деятельности
- моделирование изделий, изговление эскизов;
- отлив, обработка и монтировка металлических деталей (ручное и станочное);
- нанесение узоров, орнаментов, шрифтов;
- закрепление и обработка камней;
- работа с лакировкой, эмалевыми покрытиями, цветными глинами, напылением.
Необходимые профессиональные навыки и знания
- знание технических и художественных требований к изделиям;
- знание свойств материалов, правил чтения чертежей, приемов гравировки, чеканки, полировки;
- знание способов изготовления заготовок и деталей из слитков;
- знание видов орнамента;
- умение разбираться в видах драгоценных и полудрагоценных металлов, камней;
- знание разновидностей ювелирных изделий, особенностей составных деталей;
- наличие художественных способностей.
Личные качества
- креативность;
- склонность работать руками;
- хороший глазомер;
- развитая тактильная чувствительность;
- хорошая мелкая моторика;
- аккуратность;
- усидчивость;
- высокая устойчивость внимания;
- кропотливость.
Место работы
- частные ювелирные мастерские (в том числе ремонтные);
- предприятия ювелирной промышленности (заводы, фабрики);
- магазины;
- ломбарды;
- ювелирные лавки;
- салоны и мастерские по починке ювелирных изделий;
- экспертные бюро по оценке стоимости ювелирных изделий.
Зарплата и карьера
Зарплата ювелира в среднем составляет 30000 рублей. Художники-ювелиры, которые воплощают в жизнь авторские украшения, зарабатывают больше.
Обучение на ювелира
Вариантов обучения профессии ювелир несколько. Самым простым являются курсы, более серьезным и основательным обучение в вузе или колледже.
Ведущие вузы:
- Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова;
- Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина.
Читайте так же статью: «Женщина без пальцев стала одним из лучших ювелиров Великобритании»
- https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=5044
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/03/25/yuveliry
- https://ribalych.ru/2016/11/01/professiya-yuvelir/
- http://bibliopskov.ru/yuvelir.htm
- https://www.profguide.io/professions/jeweller.html