Машинист кто это такой и чем занимается, профессия машинист

СОДЕРЖАНИЕ

Машинист поезда это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 кмч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Машинист поезда это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.

Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.

У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.

В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта изучить удастся только один тип локомотива.

Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.

Что конкретно делает машинист

Исходя из того, что машинисты могут иметь разную специализацию, их функциональные обязанности разнятся:

  • машинист конвейера. В его ведении находятся элеваторы, перегрузочные тележки, приводные станции. Эта должность подразумевает контроль за натяжными барабанами, питателями, натяжителями и ходом конвейерной ленты;
  • машинист поезда. Непростой труд, при котором приходится сталкиваться с ненормированным графиком, сложными условиями труда, физической и психологической нагрузкой. Машинист поезда приводит в движение пассажирские и грузовые поезда и обеспечивает нормальное прохождение по маршруту;
  • машинист электропоезда. Управляет огромной железной гусеницей, оценивает ее техническое состояние и в случае нужды устраняет неполадки.

Чаще всего машинисты начинают карьеру с должности помощника, чтобы приобрести практические навыки. При трудоустройстве высшего образования не потребуется, однако соответствующие курсы закончить все же придется.

Особенности профессии

Если говорить именно о машинистах поездов и электропоездов, то уместно будет упомянуть о больших физических нагрузках.

Каждый рабочий день у машинистов начинается с тщательного медицинского осмотра тех, кто его не проходит, к работе не допускают. Поэтому машинист обязан быть выносливым и физически здоровым, иметь отличное зрение и слух.

Оклад у представителей этой профессии вполне достойный и составляет порядка тысячи долларов. Однако не стоит думать, будто при желании можно легко поменять специальность. Обычно машинисты посвящают своей профессии всю жизнь: приобретают опыт и репутацию, а каждые несколько лет проходят полное обследование.

В связи с тем, что труд машиниста приравнивается к тяжелым, обычно предусматривается досрочный уход на пенсию. Действительно, сильное напряжение, постоянная концентрация внимания, условия, неблагоприятно влияющие на нервную систему и внутренние органы, способствуют ослаблению здоровья, и человек начинает нуждаться в частом отдыхе.

Какими качествами должен обладать машинист

Прежде всего, ответственностью. Опоздание на работу всего на несколько минут может расцениваться начальством как саботаж. А если нерасторопность машиниста электропоезда в часы пик приведет к задержке на десять-пятнадцать минут, то это может поставить под угрозу нормальное движение целой ветки метро.

  • Кроме того, машинист просто обязан быть уверенным в себе, внимательным, осторожным, расчетливым и постоянно проявлять бдительность, помня, что он в ответе за жизни сотен людей.
  • Всяческого рода самоуправство, самонадеянность и лихачество эта профессия не терпит. Машинисту вменяется четко соблюдать инструкции, следовать оговоренным графикам отправлений и стоянок, отлично разбираться в светофорном регулировании и условных сигналах. Чтобы лучше понять труд этих людей, обращайте больше внимания на тех, кто водит поезда, и тогда вам станет ясно машинист кто это.

Профессия машинист локомотива — описание

Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются

  • Устав железных дорог,
  • Правила технической эксплуатации,
  • Инструкция по сигнализации,
  • Инструкция по маневровой работе и т.д.

Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.

Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива.

Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.

Профессия машинист локомотива — плюсы и минусы

Положительными сторонами профессии машиниста локомотива являются достойная заработная плата, социальный пакет, наличие льгот, медицинского обслуживания. Ну и как же без романтики, которая заключается в поездках в различные места по территории всей страны.

К минусам стоит отнести то, что работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники, а иногда и выходные. Кроме того, длительность нахождения в поездке машиниста локомотива строго-настрого ограничена длительностью его смены, поэтому приходится оставаться на ночлег в домах отдыха локомотивных бригад, после чего ожидать возможности возврата на исходную станцию.

Машинист постоянно находится под воздействием вибрации, ускорений и магнитного поля. Например, работая на электровозе переменного тока, а это целых 25 тысяч вольт, тело машиниста постоянно находится под воздействием сильного магнитного поля. Электровозы постоянного тока работают под напряжением 3 тысячи вольт, что тоже негативно сказывается на здоровье машиниста с течением времени.

Также к минусам можно отнести, так называемые явки, которые могут быть назначены в любое время дня и ночи, например, в 2-3 часа ночи, что является очень неудобным.

Профессия машинист локомотива — востребованность

Машинисты локомотивов всегда являлись очень востребованными. Причем спрос на такого рода профессионалов высокий не только на железных дорогах нашей страны, но и на различного рода предприятиях горно-металлургического комплекса, обладающих железнодорожной инфраструктурой постоянно испытывают нехватку машинистов.

Профессия машинист локомотива — обучение

Для освоения профессии машиниста необходимо в течение двух лет отработать помощником машиниста, после чего пройти обучение и успешно сдать экзамены. Получить профессию машиниста можно в различных заведениях, начиная с железнодорожных колледжей, училищ, специализированных учебных центров, заканчивая средними и крупными предприятиями, обладающими лицензиями на обучение и выдачу удостоверений по профессии.

Профессия машинист локомотива — зарплата

Заработная плата машиниста зависит от многих факторов: стаж работы, количество отработанных часов, ночные, колесные и т.д. В среднем машинист зарабатывает в районе 700-1000 у.е.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Как стать машинистом
  • Помощник машиниста
  • Профессия машинист
  • Профессия машинист поезда
  • Где учиться на машиниста
  • Профессия машинист крана
  • Профессия тракторист машинист
  • На кого пойти учиться после 9 класса
  • Повышение квалификации-путь к карьерному росту!
  • Машинист электропоезда
  • Профессия железнодорожник
  • Востребованные профессии 2020 — список
  • Железнодорожные специальности
  • Специальность после колледжа — что, как и где

Описание профессии

Машинист электровоза это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.

Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.

В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.

Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.

Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.

Где можно выучиться профессии машинист электровоза?

Для того, чтобы работать в качестве машиниста электровоза, следует получить профильное образование. Машинистов готовят в средних специальных образовательных учреждениях. Абитуриенты сдают экзамены и проходят медицинскую комиссию. Если показания по здоровью не соответствуют заявленным нормативам профессии, абитуриент не может быть допущен к обучению. По завершению обучения выдается свидетельство на право управления электровозом.

После получения диплома об образовании молодой специалист устраивается на работы, где проходит стажировку в качестве помощника машиниста. В среднем подобная стажировка может занимать от трех месяцев.

Кроме того, машинист должен регулярно подтверждать уровень своей квалификации. Если у него первый квалификационный уровень, то аттестация на профессиональную пригодность будет проходить один раз в 5 лет, если второй класс один раз в 4 года, а при третьем разряде раз в три года.

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации — не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации — не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации — не реже одного раза в 3 года.

Разряды профессии машинист электровоза

У специальности машинист электровоза существуют три квалификационных разряда: первый, второй, третий. Машинист должен вести весь процесс технологического обслуживания локомотива, управлять им, а во время движения отслеживать ситуацию на железной дороге, читать знаки. Кроме того, в обязанности машиниста входит обучение помощника машиниста, контроль его действий.

Личностные качества профессии машинист электровоза

Электровоз это вид транспорта, который перемещается на достаточно большой скорости, поэтому для управления подобной техникой у машиниста должны быть острое зрение, хороший слух, быстрые рефлексы и развития моторика.

Садиться за управление электровоза при плохом самочувствии, а также при наличии проблем со зрением, моторикой, сердечно-сосудистой системой запрещено, это нарушение правил безопасности.

В представителях данной профессии высоко ценятся следующие качества: ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, машинист работает в паре с помощником, которого чаще всего необходимо обучать практическим навыкам профессии, поэтому рабочему необходим и педагогический талант. Необходимо грамотно и четко излагать свои мысли, конкретно ставить задачу, отслеживать ее выполнение.

Заработная плата профессии машинист электровоза

Ежемесячно машинист электровоза зарабатывает от 60000 рублей. Во многом величина оклада зависит от квалификационного уровня рабочего, а также маршрутам, которые он выполняет.

Плюсы и минусы профессии машинист электровоза

К положительным сторонам специальности необходимо отнести следующее:

  • востребованность на рынке труда;

  • высокий уровень заработной платы;

  • возможность прохождения стажировки на рабочем месте.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

  • тяжелые условия труда;

  • чаще всего работодатели отдают предпочтение машинистам-мужчинам.

Описание профессии

Машинист тепловоза это рабочий, который имеет необходимые знания для технического обслуживания, для проведения ремонтных работ, а также эксплуатации. В его обязанности входит проводить подготовку машины для выхода на маршрут. Для этого машинист проводит замеры топлива, воды и масла, проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы. Конечно, еще одним условием являются знания по правилам безопасности при обращении с транспортном на автоматическом управлении.

Подобная работа не предполагает нормированный рабочий день или легкие условия труда. В связи с этим машинист тепловоза должен быть готов к задержкам на остановках по различным причинам. А во время рейса на специалиста не только оказывается значительное психологическое давление, но имеют место и серьезные физические нагрузки. Поэтому на должность машиниста работодатели предпочитают чаще всего брать именно мужчин.

До получения допуска к самостоятельной работе машинисту тепловоза необходимо пройти медицинскую комиссию. Впоследствии подобные осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. Если будут обнаружены отклонения по основным показателям или в крови будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе.

Также перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист должен проходить регулярно.

На машиниста тепловоза во время исполнения должностных обязательств может быть оказано следующее негативное воздействие: острые края подвижных элементов машины, повышенный уровень шума, высокая температура в кабине машиниста, чрезмерное увлажнение поверхности, по которой перемещается рабочий. И для того, чтобы минимизировать подобное воздействие рабочему необходимо использовать специальную одежду, а также средства индивидуальной защиты.

Чаще всего в паре с машинистом тепловоза работает помощник, с которым специалист делит нагрузку. Обычно в качестве помощника машиниста выступает молодой специалист, который еще не имеет допуска к самостоятельной работе и проходит стажировку. Поэтому во время рейса машинисту необходимо контролировать не только дорогу, показания приборов, но и деятельность своего помощника, при необходимости давать ему инструкции, подсказки.

Где можно выучиться профессии машинист тепловоза?

Работа в качестве машиниста требует наличия профильного образования, которое возможно получить в среднем специальном образовательном учреждении. Для того, чтобы поступить на выбранное направление, необходимо сдать экзамены, а также пройти медицинскую комиссию. Если показания по здоровью абитуриента не соответствуют заявленным нормам, он не может быть допущен к обучению.

При этом для поступления необходимо не только сдать экзамены по различным школьным дисциплинам, но и пройти медицинское обследование. К обучению не допускаются лица с неудовлетворительными показаниями по здоровью.

Но и наличие диплома об образовании не дает возможности получить должность машиниста и начать управлять тепловозом. Для получения допуска к самостоятельной работе необходимо успешно пройти стажировку в качестве помощников машинистов. В среднем подобная стажировка может занимать около года.

Поскольку у профессии есть только один уровень квалификации, то курсов повышения квалификации, как таковых, не существует. Если специалист стремится к дальнейшему развитию, он может либо переключиться на административную деятельность, либо выучиться на новую специальность.

Разряды профессии машинист тепловоза

У специальности машинист тепловоза отсутствует разрядная сетка. Иными словами, после обучения рабочий получает удостоверение, где указана квалификация машинист тепловоза.

.jpg

Личностные качества профессии машинист тепловоза

Тепловоз это транспортное средство повышенной опасности. Оно требует повышенного внимания и предельной осторожности не только со стороны водителя, но и со стороны других участников дорожного движения. Таким образом, самыми главными качествами для машиниста тепловоза являются внимательность, наблюдательность, ответственность и осторожность. Специалист должен быть готов к длительному нахождению за пультом управления, при этом он не должен терять сосредоточенность.

При подобной работе стрессовые ситуации не будут редкостью, поэтому машинист должен уметь сохранять спокойствие, а в случае возникновения нестандартных ситуаций не терять хладнокровия и действовать по инструкции.

Кроме того, машинист работает в паре с помощником, который чаще всего неопытный машинист. Поэтому ему необходимо уметь общаться, объяснять рабочие моменты, принципы устройства того или иного механизма.

Заработная плата профессии машинист тепловоза

Специалисты данной профессии имеют весьма высокий ежемесячный уровень дохода. Так, квалифицированный специалист с опытом работы от двух лет может заработать около 100000 рублей. Кроме того, машинист тепловоза без опыта работы числится в качестве помощника, а его оклад варьируется в районе 30000 рублей.

Плюсы и минусы профессии машинист тепловоза

К положительным сторонам профессии необходимо отнести следующее:

  • востребованность на рынке труда;

  • высокий уровень заработной платы.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

  • тяжелые условия труда;

  • преимущественно мужская работа;

  • отсутствие перспектив карьерного роста.

Источники:

  • https://profitworks.com.ua/professii/transportnaya-sfera/mashinist-poezda
  • https://oksait.ru/professiya/mashinist-kto-eto/
  • https://proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professiya-mashinist-lokomotiva
  • https://kedu.ru/press-center/profgid/mashinist-elektrovoza-sut-ego-raboty-na-zheleznoy-doroge
  • https://kedu.ru/press-center/profgid/mashinist-teplovoza-nezamenimyy-sotrudnik-zheleznoy-dorogi

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит