Кто такой археолог? Что за профессия, чем занимается?

СОДЕРЖАНИЕ

Археологом является историк, который занимается исследованием быта и культуры древних народов при помощи найденных во время проведения раскопок артефактов.

История профессии

Профессия археолог уходит своими истоками еще во времена Древнего Рима. Подтверждением тому служили многочисленные артефакты, что были обнаружены в процессе проведения раскопок в тот период. В эпоху Возрождения специально обученные люди активно занимались поиском скульптур времен античности.

Археология как отдельная наука возникла лишь в ХХ веке. На сегодняшний день она включает в себя разделы, исследующие культуру разных периодов.

Особенности профессии

Археолог — это человек, деятельность которого напрямую связана с поиском конкретных фактов, чтобы в результате он мог правильно определить исторический период находки.

В зависимости от способов поиска артефактов, существуют такие виды археологии:

  • Полевая — находки ищут путем проведения раскопок на суше.
  • Подводная — все работы ведутся под водой.
  • Экспериментальная включает в себя работы по восстановлению древних находок.

Работа археологом комбинирует интеллектуальный труд с выносливостью и неимоверным терпением. Вместе с тем, для человека, который не представляет свою дальнейшую жизнь без археологии, найденные артефакты служат источником непередаваемых эмоций. Таким образом, он делает неоценимый вклад в культуру.

Благодаря конкретным фактам, археологи подтверждают и опровергают некоторые теории относительно места проживания и особенностей быта древних народов.

Обязанности

Ключевым заданием археолога является наиболее точное воссоздание картины давно минувших лет с помощью отысканных находок. В дальнейшем артефакты отправляют в лабораторию с целью дальнейшей классификации и восстановления, если вещь повреждена.

После того, как находки извлекают из воды либо земных недр, следует тут же составить их детальное описание и внести в перечень. Эти данные потребуются на этапе дальнейших исследований. Дополнительно, артефакт фотографируют во всех ракурсах и делают его детальную зарисовку.

Зачастую ученым приходится непосредственно в полевых условиях выполнять процедуру первичной реставрации найденных вещей, ведь солнечные лучи и свежий воздух оказывают неблагоприятное воздействие на структуру украшений, веками пролежавшими под слоем земли. Если находку своевременно не укрепить — она окончательно разрушится еще до того, как будет доставлена в лабораторию.

На этапе воссоздания ранее неизведанной технологии, специалист руководствуется данными раскопок, проводит исследования и делает соответствующие выводы. По этой причине зачастую потребуются знания в области инженерии.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать археолог:

  • аналитический склад ума;
  • интерес к событиям прошлых веков;
  • физическая выносливость;
  • хорошее зрение;
  • отсутствие аллергии на органические материалы;
  • стрессоустойчивость;
  • скрупулезность;
  • ответственный подход к работе;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • целеустремленность;
  • готовность к частым экспедициям;
  • коммуникабельность.

Археолог — это представитель науки, поэтому его труд помимо физической подготовки потребует и знаний той области науки, для которой он ищет артефакты. Не обойтись и без познаний в следующих областях: научной реставрации, палеогеографии, антропологии, геральдике, нумизматике, текстологии, этнографии и пр. Также уместно обучиться дайвингу и скалолазанию.

Перспективы и карьера

Профессия Археолог предусматривает возможность трудиться в НИИ либо стать преподавателем в одном из вузов. Дополнительно, можно посвятить себя занятию научной деятельностью, делая открытия и успешно защищая работы, чтобы получить очередное ученое звание.

Археологи востребованные и в музеях. Там они отвечают за сохранность многовековых артефактов, занимаются организацией выставок и подготовкой к экскурсиям.

Обучение

Работа археологом предусматривает наличие высшего образования. Это дает право не только руководить процессом раскопок, но и вести археологический надзор. В таком случае необходимо поступать в ВУЗ на историческую специальность.

Магия личности

4b15729fc31ccb67c51c0cdf64fe2e2f.jpgСтать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки пропала, и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти После окончания такой поселковой школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты небожителей, человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Гуманитарное воспитание

ac57d1a4497473c15c45794b958acee0.jpgКогда я поступала в Новосибирский университет на отделение истории, я уже точно знала, что хочу быть археологом, о чем сообщила на первом же собеседовании. Реакция приемной комиссии на мой выбор была явно скептической, тем не менее я стала единственной девушкой на курсе, которая специализировалась по археологии. Кроме меня был еще один археолог Виктор Добжанский. (Удивительно, но сейчас ситуация поменялась кардинально: в этом году на отделение археологии поступили одни девушки археология стала просто какой-то девичьей мечтой.)

В моем университетском дипломе записано историк, а не археолог, и это точно отражает сильные стороны гуманитарного образования, которое давал НГУ в середине 1970-х гг. Известный ученый и писатель Н. Я. Эйдельман читал нам спецкурс о декабристах, Окладников однажды привез знаменитого немецкого этнографа и археолога К. Йетмара с лекцией о его исследованиях в Гиндукуше, а в Доме ученых, сидя на лестнице в проходе переполненного зала, можно было услышать самого Льва Николаевича Гумилева, который рассказывал о своей теории пассионарности и весь зал конспектировал!

Но и наши преподаватели в НГУ были людьми необычными, каждый со своей непростой судьбой, способные навсегда поразить воображение вчерашних школьников. Сейчас я понимаю, как много взяла от учителей: и навыки по структурированию материала, и манеру его изложения, и привычку тщательно изучать все источники по теме, прежде чем написать что-то свое… И вот это последнее самое главное. Ведь все наши преподаватели были известными учеными, у каждого уже были написаны множество книг и статей. На семинарах и в курсовых работах ценился не подбор цитат, а самостоятельные выводы и рассуждения, ценилось новое.

И хотя преподаватели различались характерами, научными взглядами и подходом к обучению, их объединяло одно умение внушить студентам любовь к своему предмету. Чего стоили, к примеру, лекции Н. Н. Покровского по истории России или Н. В. Ревякиной по истории средних веков! Несколько раз мне даже приходила в голову шальная мысль начать специализироваться по средневековью. И до сих пор я покупаю и читаю всю литературу об этой эпохе просто потому, что не могу пройти мимо и хочу все знать. Эта любовь привита навек.

Полевые семестры

После первого курса у гуманитариев была археологическая практика, обязательная для всех. И волею судьбы мы с Добжанским попали в отряд к В. И. Молодину, тогда очень молодому (всего 25 лет) кандидату наук. Экспедиция была не куда-нибудь, а в зону затопления Усть-Илимской ГЭС Тайга, гнус, раскопки старинного острога; рядом совершенно особый, интересный народ, строители будущей ГЭС. Ребята, с которыми я встретилась в экспедиции, стали моими лучшими друзьями на всю жизнь.

54de2a47aa642a679330ab8a3ad16ace.jpgМожет быть, в другом месте все сложилось бы иначе, но здесь я увидела людей потрясающе увлеченных, трудолюбивых, дружных, отзывчивых, у которых было чему поучиться. Когда наш начальник о чем-то рассуждал над открытым слоем, я думала: Господи, я никогда в жизни так не смогу что там можно вообще увидеть?! Это было потрясение, чудо из чудес, восхищение профессионализмом. Я мечтала, что когда-нибудь тоже смогу вот так стоять над раскопом и понимать, что в нем скрывается. К концу экспедиции я уже точно знала, что эта работа все, чего я хочу в жизни.

Оглядываясь на свои студенческие годы, до сих пор искренне поражаюсь отношению преподавателей и руководства факультета к нам, двум единственным на курсе археологам. Нам шли навстречу буквально во всем, что касалось профессиональных надобностей и интересов. Начиная со второго курса нам позволяли сдавать сессию досрочно. В мае я уезжала на полевую практику и возвращалась только к октябрю родители уже начинали разыскивать меня через деканат.

И никто из руководства факультета и преподавателей не упрекал за опоздание к началу учебного года. В деканате были свято уверены, что если студент способен наверстать пропущенный материал без ущерба для успеваемости, то не следует мешать его профессиональной подготовке. Такая уникальная ситуация, когда драгоценное время, необходимое для специализации, университет ценит и уважает не меньше, чем сам студент, вряд ли могла иметь место где-нибудь еще.

В результате я получила бесценный полевой опыт, успев во время учебы побывать на раскопках на Алтае, в Восточной Сибири, в Хакасии. После третьего курса университета руководила уже собственными раскопками, что тогда было большой честью, а сегодня попросту невозможно.

А бесконечные научные студенческие конференции, региональные и всесоюзные, на которые я ездила начиная со второго курса и которые оплачивались университетом! Москва, Свердловск, Сыктывкар, Кемерово, Барнаул где мы только ни побывали! На этих конференциях мы проверяли себя, учились рассказывать о своих результатах, узнавали, кто, что и где раскапывает, знакомились Многие из ребят остались в профессии, стали известными археологами, написали замечательные книги. Наш мир уже тогда был тесен, таким он остается и сейчас.

Между экспедициями много времени мы проводили в Институте археологии СО РАН (тогда Институте истории, филологии и философии). Наше место чердак нынешнего Института экономики, бывшее хранилище и реставрационный центр, где перебирали, склеивали, рисовали и описывали целые горы найденной на раскопках керамики самого говорящего исторического материала. Керамика как древние письмена, и уметь их читать на кончиках пальцев должен любой образованный археолог. А при ее зарисовке открывается еще больше информации: свои статьи я иллюстрировала сама, тщательно зарисовывая все фрагменты.

9c418f3cae544e01ccef8aee94ed2904.jpg

Дипломную работу я написала по бронзовому веку Барабинской степи на основе собственного материала, который удалось получить за годы студенческих раскопок. Мне очень везло в том, что на каждом жизненном этапе, как по волшебству, вдруг появлялся человек, благодаря общению с которым я начинала расти. Тогда, в студенческие годы, таким человеком оказалась Айна Петровна Погожева москвичка, археолог, занимающаяся одной из самых загадочных и красивых культур эпохи бронзы трипольской. У нее за спиной было множество экспедиций, проходивших в самых разных местах, исследовавших самые разные эпохи. Я помню холодные весенние ночи на Кара-Тенеше в Горном Алтае, когда мы сидели у костра под колючим от звезд небом, а она рассказывала о раскопках пещерного буддийского храма где-то в районе Термеза и об исследовании знаменитых Бесшатырских курганов в Казахстане с их системой подземных ходов и многое-многое другое, о чем можно писать целую книгу. Благодаря ей археология приобрела для меня тот таинственный смысл, без которого, как я сейчас уже понимаю, трудно связать т. н. артефакты и людей, которые их создавали и которым они принадлежали. Перефразируя Б. Рассела, можно сказать, что без признания того, что существует реальность, выходящая за пределы повседневной тривиальности, невозможно сделать что-то значимое.

Петербургский ренессанс

Начало самостоятельной научной жизни оказалось непростым. Попасть в аспирантуру было трудно: это давало гарантию получения места в научно-исследовательском институте, что тогда вообще было счастьем и большой честью. И поэтому в аспирантуру просто так не брали. Для женщины же путь в наш археологический институт был практически закрыт.

Поэтому после окончания университета я работала по хоздоговорным темам в Средне-Енисейской комплексной экспедиции при Ленинградском отделении Института археологии АН СССР. По хоздоговору это значит практически без заработка, причем каждые три месяца тебя увольняют и снова нанимают. Как следствие проблемы с пропиской и жильем.

Так продолжалось три года. А потом была аспирантура уже в самом Ленинграде. В то время в Археологическом институте был мощный по своему составу сибирский сектор (достаточно назвать имена таких известных ученых, как М. П. Грязнов, Д. Г. Савинов, Г. Максименко, Э. Б. Вадецкая, М. П. Пшеницына, Г. В. Длужневская), поэтому я со своей тематикой по раннему железному веку Барабы хорошо туда вписалась.

Это было незабываемое время Ленинград кого угодно околдует. Мне в Сибири до сих пор не хватает его архитектуры старинных особняков и дворцов, соборов и театров. В те годы город еще не был изуродован рекламой и новоделом и, если идти по Невскому и скользить взглядом по верхним этажам, легко можно было представить себя в Санкт-Петербурге XIX века или Питере начала 1920-х.

Эрмитаж был местом, куда я ходила как на работу, причем не только в его парадные залы, но и в скрытые от глаз фонды, где хранились настоящие археологические сокровища. А чего стоила одна библиотека в Институте археологии, который сам располагался во дворце, маленький зал, обшитый дубовыми панелями, и окно, которое выходило прямо на Петропавловку, где в полдень грохотала пушка

В Ленинграде я близко познакомилась с востоковедами; ходила на лекции к ученым, о которых раньше мне доводилось только слышать Это были не просто другие люди другая археология, далеко выходящая за рамки какой-нибудь узко специализированной бронзы маленького района. И опять новые люди, новые друзья…

Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Глебовичем Савиновым, одним из самых замечательных ученых энциклопедического знания. Он, будучи известным археологом, читал курс этнографии в Ленинградском университете, и на его лекции собирались не только гуманитарии. Гуляя вдоль Крюкова канала, мы обсуждали с ним практически нереальные возможности дальнейшего изучения фантастической по своей красоте пазырыкской культуры Горного Алтая. Так что начало пазырыкского этапа в моей жизни это, конечно, Ленинград, Эрмитаж и Дмитрий Глебович.

На плечах гигантов

После защиты диссертации судьба снова привела меня в Новосибирск, уже в статусе кандидата наук.

И здесь мне опять повезло. Сначала был пазырыкский Укок и раскопки курганов этой единственной в мире культуры с замерзшими могилами. Теперь курганы хунну в Северной Монголии, предметами из которых, обнаруженными экспедицией Козлова, как и пазырыкскими находками Руденко, я любовалась в Эрмитаже.

Все сбылось. Хотя нельзя забывать, что со своими новыми методами и новыми возможностями мы всего лишь шли по следам первооткрывателей: все культуры, которыми пришлось заниматься, и пазырыкцы, и хунну были открыты задолго до наших раскопок. Несмотря на это, результаты, которые мы получили, оставили чувство глубокого удовлетворения. Почему?

fffed0ccdb0c5f159b9859659eea3255.jpg

Есть новые памятники и предметы, открытые нами, и есть те, которые были найдены давно, но которым мы задаем вопросы. Сейчас вопросов мы можем задать намного больше, чем первооткрыватели. Время накладывает заметный отпечаток на гуманитарную науку. Она уже не мыслится без междисциплинарного подхода. Неизмеримо расширились наши исследовательские возможности. Растет объем информации, которую мы получаем от археологических памятников. И в этом смысле нам действительно удалось продвинуться в изучении ранее открытых древних культур, найти подтверждения многим уже высказанным предположениям и, главное, выдвинуть новые. К тому же история людей, которой мы занимаемся здесь, в Сибири, простирается далеко за пределы нашего региона в Китай, Иран, Тибет, Индию на огромные территории, объединенные в один исторический узел кочевым миром. Постороннему человеку может показаться, что подобные метания мысли довольно хаотичны, но все наши исследования лежат в русле одного направления, логически выверенного и базирующегося на точном знании.

Но, конечно, осталась еще одна мечта открыть что-то совершенно новое, никем и никогда невиданное. И если бы современный мир был немного добрее Но в китайском Синьцзяне беспорядки; Афганистан воюет, Иран практически закрыт для серьезных археологических исследований; события в Лхасе не прибавляют оптимизма Получить разрешение на раскопки в подобных местах сегодня очень сложно, но хочется верить, что трудности эти преодолимы и есть примеры, когда российские экспедиции в начале века успешно работали и в гораздо более трудных условиях, преодолевали значительно более серьезные препятствия. Надо просто терпеливо ждать своего часа.

Командный успех

Никакое археологическое исследование не может быть успешным без команды. Успехом в исследовании памятников пазырыкской культуры я во многом обязана своему отряду. Уже после первого сезона в 1991-м студенты из Новосибирского пединститута, составившие костяк отряда, Антон Лучанский, Саша Павлов, Костя Банников, Лена Кузнецова и другие ребята были околдованы Укоком и стали ездить туда каждый год.

Они проработали со мной на этом высокогорном плато многие полевые сезоны. И ту работу, которую ребята проделывали в рекордные сроки и в самых экстремальных условиях, я иначе как подвигом назвать не могу. В этом смысле у меня и сегодня ничего не изменилось. Моя нынешняя команда Женя Богданов и Людмила Петровна Кундо такие же беззаветно преданные профессии люди. Пять месяцев, с мая до поздней осени, мы провели на раскопках 20-го Ноин-Улинского кургана в Монголии, и мне ни разу не пришлось услышать от них сакраментальную фразу: Когда же мы наконец уедем отсюда? И это всегда удивляло наших монгольских коллег, утверждавших, что российские археологи проводят в поле больше времени, чем все другие иностранные экспедиции, вместе взятые. Но профессия это ведь образ жизни

Большие удачи должны многому научить например, ставить высокую планку и уже в соответствии с ней формулировать новые задачи… Это естественно ведь человек растет в зависимости от целей, которые перед собой ставит. И последние должны быть всегда немного больше твоих сил иного способа двигаться вперед не существует.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum искусственно сделанное) это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная поиск под водой;

Экспериментальная реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом при планировании раскопок, фотоаппаратом для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях в зное и пыли, вдали от цивилизации бриться не рекомендуется.

Но для настоящего археолога археологические находки источник очень сильных эмоций.

Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:

Когда взяла в руки свои первые маленькие находки // я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.(Н.В. Полосьмак доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого, находки часто воспринимаются как живые: То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно.(С.В. Белецкий доктор исторических наук. Основной круг научных интересов археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег. Не важно, где проходят раскопки под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.

Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.

Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа. А при работе в горах или под водой навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Где учат

Стать археологом можно, окончив исторический факультет (со специализацией на кафедре археологии).

Отличительное особенности профессии

Археология одно из направлений исторической науки, которое включает в себя ведение раскопок и изучение найденных предметов древней культуры. Эта профессия действительно очень важна для населения всего мира. С каждым годом у нас появляется всё больше, и больше возможностей знакомиться с прошлым городов, стран, материков и планеты в целом.

Некоторые археологи полностью погружаются в свою работу и получают от неё нереальное наслаждение. Это опытные профессионалы, которые обладают лучшими инструментами для ведения раскопок.

Такие археологи проводят сутки на объектах, для нахождения каких-то неизвестных миру древних украшений или записей учёных. Но помимо мелких предметов, представителям этой профессии удаётся найти целые города, засыпанные землёй и песками.

Археологи не просто занимаются раскопками, но ещё и восстанавливают найденное. Начиная предметами кухонной утвари, и заканчивая картинами.

Требования к специалистам

Как и большинство профессий, работа с археологией требует обучения в высшем учебном заведении. Будущим специалистам надо отучиться на историческом факультете.

А далее, к ним предъявляются следующие требования:

  • Важно уметь находить правильное место раскопок. Чтобы не тратить время на пустом объекте и не подводить коллег (археологи чаще всего работают группами),
  • Археологам надо быстро переключаться между территориями, на которых проводятся работы. Речь идёт о месте раскопок и лабораториями, в которых происходит изучение.
  • Специалист должен уметь правильно классифицировать найденное и реставрировать необходимое
  • Создание общих отчётов по находкам
  • Археолог должен обладать умением сопоставлять теоретический и практический материал

Требования к профессиональным качествам

Археолог должен обладать определёнными качествами, так как ему приходится восстанавливать информацию о прошлом человечества:

  • Важно уметь нетрадиционно мыслить, так как работать приходится с информационными источниками древности;
  • Специалист должен сопоставлять факты друг с другом (даже если их, на первый взгляд, ничего не связывает) и объединять их воедино;
  • Уметь ориентироваться в лабораторных условиях, с лёгкостью взаимодействовать с оборудованием.

Важно обратить внимание на здоровье будущего археолога. Стоит понимать, что работы могут вестись в любых погодных условиях, снег, жара или дождь. Поэтому людям с хроническими, сердечными и психологическими заболеваниями нельзя связывать свою жизнь с данной сферой деятельности.

Требования к знаниям

Из выше указанной информации не сложно сделать вывод, что археолог это тяжёлая профессия, которая требует большой подготовки и знаний.

  • Чтобы стать хорошим специалистом необходима хорошая база исторических знаний, без пробелов
  • Исторические эпохи это ещё одна важная база для будущего археолога
  • Знания о найденных вещах, о правильном обращении с ними и правилах реставрации
  • Серьёзный подход к изучению географических карт с объектами для раскопок

Конечно мы перечислили далеко не все необходимы знания. Но это основные, которые требуют внимания от каждого специалиста.

Плюс и минусы профессии

Плюсы

  • Изучение истории, чего-то нового
  • Возможность увидеть прошлое своими глазами
  • Множество путешествий, так как на плане много неизведанных мест
  • Новые знакомства с людьми со схожими интересами
  • Ощущение своей важности не только для близких людей, но и для всей мировой культуры
  • Отсутствие привязанности к месту работы
  • Свободный график

Минусы

  • Прежде чем стать археолог придётся пройти долгое изучение
  • Возможно появление заболеваний, из-за погодных условий, в которых приходится работать
  • Хоть и нет привязанности к месту, да и график свободный, работа может длиться 15 часов

Подведём итоги

В данной статье мы ответили на вопрос: археолог это кто такой, рассказали об особенностях этой профессии, её плюсах и минусах. А так же познакомили вас с требованиями к будущим специалистам.

Наша статья может быть полезна детям, которые ещё не определились с будущей профессией.

Возможно вам будет интересна статья: Артиллерист это кто такой, особенности профессии и чем занимается

Отличительные особенности профессии

Археология это часть исторической науки, направленная на раскопки, обнаружение и изучения найденных артефактов и иных предметов утерянной древней культуры.

Благодаря археологам, современные люди знают, как жили их предки.

Опытные археологи много времени проводят на раскопках и вооружившись всем необходимым инвентарем добывают из недр земли ценные экземпляры нашей истории, такие как: предметы мебели, кухонная утварь, древние письмена, украшения, а иногда и целые города.

Но их мало добыть, археологи еще и восстанавливают картины прошлого, датируют годы эксплуатации той или иной вещи или предмета.

Требования к специалистам

К любой профессии есть приложение из особых требований, археолог не исключение. Все потому, что перед ним стоит ряд сложных задач и обязанностей, которые необходимо выполнять.

Например:

  1. Умение определять место раскопок и находить в них предметы древности;
  2. Умение быстро переключаться с работы на раскопках на работу в лабораторных условиях;
  3. Владеть методами классификации находок и приемами их реставрации;
  4. Собирать все полученные данные в общий отчет по каждой находке;
  5. Иметь острый ум ученого, который работает только на фактах.

Требования к профессиональным качествам

Так как профессия археолога связана с восстановлением информационной составляющей нашего прошлого, то человек, который будет выполнять эту работу должен обладать определенными качествами.

К ним относятся:

  1. Аналитический склад ума и способность нетрадиционного мышления;
  2. Умение сопоставлять факты в единую картину;
  3. Умение сопоставлять факты даже в том случае, если между ними есть информационный пробел, который необходимо логически достроить;
  4. Отлично ориентироваться в лабораторном пространстве, виртуозно пользоваться всем оборудование и реактивами;
  5. Составлять профессиональные отчеты о проделанной работе.

Стоит особое внимание обратить на состояние здоровья представителя данной профессии. Так как работы проводятся в различное время года, в разных уголках планеты, а иногда и под водой. То у представителя данной профессии не должно быть медицинских противопоказаний к различному виду археологических работ.

Таких как:

  • хронические заболевания,
  • отклонения в работе сердца,
  • заболевания центральной нервной системы.

Требования к знаниям

Из вышеуказанной информации становится понятно, что в такой профессии очень высоки требования к умственным познаниям многих направлений истории, физики и химии.

Перечислим несколько из них:

  • Плотная база исторических знаний;
  • Хорошие познания различных исторических эпох;
  • Знания по правильному обращению с найденными вещами и правила их реставрации;
  • Опытное знание географических пластов в той или иной местности.

Это не все, но одни из самых важных знаний, требуемых для квалифицированного археолога.

Плюсы и минусы профессии

Этот отрывок статьи будет важен тем, кто мечтает об археологии, особенно для детей.

К плюсам можно отнести следующие пункты:

  1. Интересная работа;
  2. Познание чего то нового;
  3. Возможность прикоснуться к старине;
  4. Путешествия. Так как работать приходится в разных точках земного шара;
  5. Интересные знакомства;
  6. Обмен опытом с коллегами из других стран;
  7. Посещение различных симпозиумов;
  8. Признание коллег всего мира;
  9. Ощущение своей полезности для мировой культуры.

Минусы здесь то же есть, но они не значительны:

  • Надо много и долго учиться. И на протяжении всей карьеры повышать квалификацию;
  • Часто ненормируемый рабочий день. Когда открыт новый объект раскопок, часто приходится работать по 15-17 часов;
  • Во время раскопок работать приходится в различных погодных условиях, таких как проливной дождь, засуха, песчаные бури.

Подведем итоги

Подводя итоги, хочется отметить, что мы справились с поставленной задачей. Мы рассказали, археолог это кто такой, чем занимается. Поведали, это что за профессия и какие у нее плюсы и минусы. Дал описание тех знаний, которыми должен обладать человек данной профессии.

Ну и отметили, что для детей данная статья будет довольно информативной, как для общего развития, так и для возможного варианта работы в археологии.

Она подойдет для любителей всего таинственного и неизведанного.

Источники:

  • https://profitworks.com.ua/professii/nauchnaya-deyatelnost/arkheolog
  • https://scfh.ru/papers/professiya-arkheolog/
  • https://www.profguide.io/professions/archeolog.html
  • https://okobzor.ru/professii/arheolog/
  • https://irg77.ru/pravo/lyudi-i-pravo/professii/arheolog/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит