Игровое занятие «Мы журналисты»

СОДЕРЖАНИЕ

Первый вопрос, который задают иродители, решившие записать ребёнка накружок журналистики, исами дети: Асочинения писать научите?. После ответа нет появляются взгляды, полные разочарования, ижелание отказаться отэтой затеи. Нозанятия журналистикой это нетолько развитие литературных способностей. Журналистские навыки могут помочь школьнику всамых неожиданных областях. Педагог изпетербургского дома детского творчества Ирина Демидова объясняет, почему работа вшкольной редакции важна для развития личности икак полученные знания применить науроках.

Журналисты-теоретики разделились надва лагеря. Первые считают, что научиться писать тексты невозможно: нужен талант, без которого материалы превращаются внечитаемый ужас. Вторые уверены, что терпение итруд все перетрут, ирано или поздно намониторе старательного автора появятся гениальные заметки.

Вдетской журналистике всё иначе. Еёглавная задача ненаучить создавать хорошие тексты. Она намного глубже. Нужно учитывать, что всего 5-10% учащихся способны сразу написать что-то разумное, повторив стиль ислог взрослых коллег. Остальные никогда нечитали газет ислабо представляют, чем новость отличается отрепортажа. Ологически верных иаргументированных текстах иговорить нестоит. Уюных корреспондентов недостаточно жизненного опыта для сравнений иинтересных рассуждений. Зато работа вдетской редакции, живущей позаконам взрослой журналистики, даёт намного больше, чем банальное умение писать сочинения для ЕГЭ.

590.png

1. Видеть главное

Основное правило всех журналистов вертеть головой изамечать детали, ведь вних скрывается самое важное. То, начто обычные люди необращают внимания, может стать отличной темой для оригинального журналистского материала. Например, дети любят рассказывать оживотных, новрядли сам факт существования котиков хорошая тема для публикации. Тогда чтоже оних писать? Решение предлагают ребята, которым запрещают заводить домашних любимцев. Например, как уговорить родителей взять кота или собаку. Интересно, правда?

Юные журналисты способны изогромного потока информации, который обычно сваливается нашкольника, вылавливать правильные факты ииспользовать ихвбудущем. Имлегко даются конспекты ипересказы, рефераты итезисы.

590.png

2. Искать уникальную информацию

Журналист это практически сыщик, который всеми возможными врамках законодательства методами добывает нужную ему информацию. Унего есть множество источников: интернет, книги, люди, личные наблюдения, документы, сарафанное радио. Журналисту важно решить поставленную задачу идовести доконца выбранное дело. Ведь работает ондля жаждущих правды читателей или слушателей, анетолько для себя.

Как правильно выбрать журфак. Плюсы иминусы столичных факультетов журналистики

Поиск информации для доклада или реферата схожий процесс. Нужно заглянуть вовсе источники, чтобы текст получился интересным. Поэтому удетей-журналистов дело незаканчивается Википедией. Они находят такие факты, окоторых даже незнает учитель, проверяют все доступные (аиногда инедоступные) источники.

590.png

3. Доказывать свою точку зрения

Законам логики вжурналистике отводится особое место. Без дедукции ииндукции, видов аргументов идоказательств врядли текст получится читаемым. Например, сложное, ноочень важное задание для юных журналистов это написать колонку-мнение натему, которая действительно волнует. Отношения сродителями, пугающие интернет-розыгрыши, поведение одноклассников, некрасивая школьная форма Только слов, чтобы рассказать обэтом, нехватает получаются банальные жалобы нанесправедливость жизни. Итут напомощь приходит журналистика.

Когда мысучениками учились писать рецензии, ярасспрашивала юных журналистов олюбимых книгах:

Почему тебе нравится это произведение?

Потому что оно интересное.

Ачем оно интересно?

Тем, что там интересные истории.

Вкакой-то момент казалось, чтовсё. Тупик. Спасала только уйма дополнительных вопросов. Зато вследующий раз ребята сразу рассказывали ипро сюжетные линии, ипро героев, ипро захватывающую концовку.

Навык находить аргументы поможет нетолько писать злополучные сочинения, ноипублично говорить отом, как выотноситесь ктой или иной ситуации. Неважно, изкакой она сферы бытовой, технической или гуманитарной. Есть аргументы значит, квам прислушаются. Атут идорешения задачи рукой подать.

590.png

4. Говорить, слушать ислышать

Один изсамых распространённых стереотипов ожурналистах ихболтливость. Считается, что мастера слова могут без остановки говорить-говорить-говорить обо всём насвете. Надележе оказывается, что журналисты очень любят молчать, вовремя комментировать ислушать, что скажет имсобеседник. Ведь среди потока его речи может оказаться такрупица важной информации, ради которой затевалась беседа.

Как поступить вМГИМО. Рассказывает студентка журфака

Внимательно слушать нужно инауроках. Особенно когда редактор дал серьёзное задание: написать осостоянии физики (химии, экономики) всовременном мире исравнить стем, очём рассказывают вшколе.

590.png

5. Избавляться отстрахов

Страх задать вопрос ипоказаться глупым исчезает практически навсегда. Журналистже имеет право интересоваться теми вещами, которые незнает. Иначе как онрасскажет оних читателям, сам непонимая иполовины сказанного собеседником. Значит, юному корреспонденту можно инужно вовремя поднимать руку ипросить учителя остановиться нанепонятных моментах.

Кроме этого, детская редакция маленький дружный коллектив, вкотором отработы каждого зависит общее дело. Внём ребёнка выслушают, поддержат, узнают его точку зрения иподскажут, как поступить. Ситуация успеха (например, публикация материала напервой полосе) подарит уверенность всебе изапределами кружка пожурналистике. Аэто, естественно, намного важнее хорошо написанного текста.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Почему подростки держат своих родителей заидиотов

10 летних фильмов, которые нужно посмотреть сдетьми

Создатели Физтех.Science учат смешно шутить про науку

Отличительные черты журналистики

Журналист всегда опирается нареальные события. Вотличие отписателей, журналисты недолжны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты изжизни, рассказывать ореальных людях иконкретных обстоятельствах. Поэтому признаку, например, нельзя отнести кжурналистике постановочные телешоу.

Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью отодной минуты донескольких часов.

Журналисты, как правило, работают сактуальной информацией. Если журналист обращается кпрошлому, онвыступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто ксобытиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан ксовременности, его обычно относят кжурналистике.

Где учат нажурналиста

В2018 году Министерство связи имассовых коммуникацийРФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских ирегиональных компаний, работающих всфере массовых коммуникаций. Поитогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. Втоп-10вошли:

1. МГУ им. Ломоносова,

2. СПГУ,

3. МГИМО,

4. Санкт-Петербургский государственный университет кино ителевидения,

5. НИУ ВШЭ,

6. Российский университет дружбы народов,

7. Уральский федеральный университет имени Б.Н.Ельцина,

8. Российский государственный гуманитарный университет,

9. НИТомский государственный университет,

10. Московский государственный лингвистический университет.

Как правило, для поступления нафакультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, атакже пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).

Поступающие нанаправление реклама исвязи собщественностью вместо литературы итворческого конкурса часто сдают историю иобществознание. Конкретный набор экзаменов зависит отвуза ивыбранного направления.

Какие бывают журналисты

Потипу создаваемых материалов журналисты делятсяна:

  • сотрудников печатных СМИ,
  • работников радио ителевидения,
  • сетевых журналистов,
  • специалистов попиару или связям собщественностью.

Понаправлению деятельности различают:

  • журналистов, работающих вновостях это корреспонденты, репортёры, редакторы новостных лент, сотрудники информационных агентств;
  • журналистов сферы экономики ифинансов они составляют экономические обзоры, пишут аналитические статьи; часто уних есть высшее экономическое образование;
  • криминальных журналистов они сотрудничают сполицией, прокуратурой, публикуют журналистские расследования, делают обзоры криминальной хроники ирепортажи оработе силовых структур;
  • журналистов всфере политики игосударственного управления это политические обозреватели, постоянные корреспонденты вгосударственных имуниципальных структурах;
  • журналистов-международников они работают заграницей, например, освещают деятельность крупных международных организаций.

Впоследние годы активно развивается новый вид журналистики дата-журналистика. Она подразумевает работу сбольшими объёмами информации, доступной через интернет иСМИ, еёизучение, обработку исоздание наеёоснове новых материалов. Дата-журналист работает сданными статистики, обрабатывает ианализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации иинфографику.

Дата-журналисты работают слюбой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект Токсичные воды. Журналисты проанализировали множество документов иисследований обуровне загрязнения питьевой воды вСША ипредставили свои выводы ввиде инфографики иинтерактивных карт.

Когда лучше начинать работать

Журналист одна изнемногих профессий, первые шаги вкоторой можно сделать ещё доокончания школы. Студии юного журналиста есть при районных детских центрах ишколах. Обучению основам профессии посвящены образовательные лагеря или целые смены вкрупных детских лагерях вроде Артека. При МГУ работает Школа юного журналиста, также существуют курсы для видеоблогеров.

Даже без специальной подготовки подросток, интересующийся журналистикой, может вести канал наютьюбе, посвящённый новостям своего района или города, писать заметки орайонных мероприятиях для местных печатных исетевых СМИ. Это позволяет набраться опыта изаодно оценить, насколько нравится работа журналиста икак хорошо получается еёвыполнять.

Карьера, график работы изарплата

Карьера. Основные ступеньки карьерной лестницы корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.

Возможный вариант карьеры работа вкачестве корреспондента, автора статей, апотом эксперта потой или иной теме вразных СМИ.

График работы. Зависит отнаправления, вкотором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:

  • работа вофисе с10до19 так работают многие сотрудники крупных печатных исетевых СМИ, вчьи обязанности входит посещение мероприятий, встречи слюдьми, написание статей;
  • сменный график работы, включающий ночные дежурства так работают редакторы новостных каналов, репортёры, теле- ирадиоведущие;
  • свободный график, при котором журналист сам распределяет своё время, работает издома ипри необходимости появляется вредакции;
  • ненормированный рабочий день так работают корреспонденты наместе происшествия, военные корреспонденты.

Заработок журналиста. Зависит отместа работы, направления, вкотором онспециализируется, его известности иопыта.

Если журналист официально оформлен вкачестве сотрудника издания, онполучает фиксированную зарплату. ВМоскве она составляет всреднем от40до60тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80100 тысяч рублей.

Взависимости отусловий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары заопубликованные статьи или вышедшие репортажи.

Журналист, который сотрудничает средакцией внештатно, получает только гонорары заподготовленные материалы. Размер гонорара зависит отиздания иопыта работы: известному автору статей вкрупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются отнескольких сотен донескольких тысяч рублей заматериал.

Какие качества необходимы журналисту

1. Любовь клюдям. Журналисту очень часто приходится работать слюдьми, взаимодействовать сними, писать оних. Чтобы делать это уважительно, ондолжен относиться кним ссочувствием исимпатией. Равнодушие кчужой боли ицинизм вжурналистике считаются признаками эмоционального выгорания.

2. Общительность икоммуникабельность. Журналист должен уметь расположить ксебе людей, разговоритьих. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, адля этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.

3. Умение связно излагать свои мысли устно иписьменно.

4. Грамотность. Журналист, работающий впечатных изданиях, должен грамотно писать, тоесть соблюдать все правила грамматики исинтаксиса. Корреспонденту нателевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить иправила орфоэпии, тоесть постановки ударений.

5. Хорошая дикция. Актуальна нетолько для сотрудников аудиовизуальных СМИ, ноидля журналистов, которые общаются слюдьми, например, собирают информацию или берут интервью.

6. Умение получать информацию. Это значит находить источники информации, получать кним доступ, задавать правильные вопросы.

7. Умение анализировать информацию, тоесть отличать достоверные данные отнедостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения влогическую последовательность иделать выводы.

8. Выносливость истрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих наместе происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако имирные журналисты нередко сталкиваются снеобходимостью много времени проводить наногах или впоездках.

9. Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться всамых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю икультуру, набазовом уровне разбираться вполитике, экономике, юриспруденции.

Плюсы работы журналистом

Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, унего есть возможность попадать втакие места, куда простым смертным нет доступа. Профессия позволяет путешествовать иобеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются вомногих областях знаний.

Это возможность выразить себя. Журналист творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя идоносит дочитателя или зрителя собственную позицию.

Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов ифотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы ивыставки работ, вомногих странах ежегодно вручаются национальные премии вобласти журналистики. Актуальные сообщения ирепортажи способны водночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает влицо авторов горячих политических икриминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.

Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. Вистории немало примеров, когда благодаря работе журналистов вбуквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать иизменять общественное мнение, влиять налюдей, подталкивать ихктем или иным решениям ипоступкам.

Источники:

  • https://mel.fm/dopolnitelnoye_obrazovaniye/6280194-journalism
  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/11/26/konspekt-poznavatelno-issledovatelskoy-deyatelnosti-n-0
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/06/12/igrovoe-zanyatie-my-zhurnalisty
  • https://media.foxford.ru/profession_journalist/

Комментировать
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит