Первые князья древнерусского государства. Олег. Игорь

«Русь» и «Рось»

Государство, возникшее на землях восточных славян, стало именоваться Русь. Откуда же пошло это слово? «Русами» северные племена называли союзных варягов, пришедших в их земли. Под понятие «русы», вероятно, подпадали Рюрик со всеми дружинниками и домочадцами, а также Аскольд, Дир и Олег.

Первые князья древнерусского государства

Пришедшее с севера название «Русь» первоначально закрепилось за киевскими, черниговскими и переяславскими землями, так как именно туда пришла большая часть варяжской знати. «Русами» стали называть не только варягов, но и всё ближайшее окружение князя, куда входили и знатные славяне. Позже это понятие ещё больше расширилось.

В языке восточных славян на юге есть схожее по звучанию слово «рось», что означает «светлый». Росами называли светловолосых людей ещё персы. Это слово закреплено в названии притоков Днепра— Рось и Росава. Возможно, название «Русь» — своеобразный сплав северного «рус» и южного «рось».

Варяги не были отдельной частью славянского общества, тесно взаимодействуя с местной знатью и образовывая слитную правящую верхушку. Варяги охотно роднились со славянами, сливаясь в единый народ. Так рождалась новая древнерусская народность.




Русь при Олеге и Игоре

Русь IX — первой половины X в. представляла собой союз полунезависимых княжеств, в каждом из которых был свой князь. Сколько тогда было таких княжеств, точно неизвестно, но свои княжения сохранились у древлян, дреговичей, северян.

Первые князья древнерусского государства

Земли полян, кривичей и ильменских словен (т.е. большая часть земель вдоль торгового пути «из варяг в греки») оказались под прямым правлением киевского князя.

Киевский князь был первым лицом русского государства. Он опирался на свою дружину. Дружинники были не слугами, а товарищами князя. Дружина, например, могла отказаться от предложенного князем похода, если считала его невыгодным. Дружина делилась на старшую (бояр) и младшую (детьцких). Бояре были в первую очередь советниками князя, а детьцкие — его воинами.

С другими князьями славянских земель Киев подписывал союзнические соглашения — ряды. По такому ряду князья должны были давать киевскому князю право собирать в своих землях полюдье (своего рода дань) и предоставлять ему свою дружину и военное ополчение в случае больших походов или для отражения нападений извне. Ополчением всех русских земель командовал общерусский воевода, который к Х в. стал вторым лицом государства и имел огромную власть и влияние. Даже договоры с Византией подписывались и от имени князя, и от имени его воеводы.

Местные князья были довольно независимы и старались полностью выйти из подчинения Киеву, и одной из важнейших задач киевского князя была ликвидация местных княжений и усиление собственной централизованной власти.

Полюдье
Полюдье

Чтобы представить себе жизнь Руси того времени, нужно подробнее рассказать о полюдье. В ноябре, когда на Днепре появлялся первый лёд, князь с дружиною отправлялся в «кружение» по славянским землям, собирая дань с общинников. Центрами сбора этой дани часто становились славянские города, что способствовало их развитию. К апрелю, когда Днепр освобождался ото льда, киевляне снаряжали свои ладьи и отправлялись в Византию продавать то, что удалось собрать в ходе полюдья. К киевским ладьям присоединялись корабли новгородцев, черниговцев, смолян, также везущих свои товары в Константинополь. Но не только с Византией торговали русские — ходили они и по Волге в Волжскую Булгарию и в Хазарский каганат, где были большие колонии русов и славян, и даже в Чехию, и в германские земли.

Князь Олег
Князь Олег

Таким образом, организация полюдья и торговля, главным образом с Византией, были основными задачами русских князей IX — первой половины Х в. Ославянившаяся киевская дружина, поклоняющаяся уже славянским божествам, заключая договора, клялась Перуном и Велесом. Перун в верованиях славян был военным богом, а Велес — «скотьим». Велес был не только покровителем скота, но и богом богатства (слово «скот» у славян означало «деньги») и торговли. Эта клятва выражает суть княжеской политики — война и торговля.

Иногда русские ходили на Византию войной «выжимать» из неё выгодные торговые соглашения. Неудачный византийский поход Аскольда и Дира имел политическую подоплёку — киевляне хотели показать и Византии, и северным княжествам свою силу, стремление объединить славянские земли под своей властью.

О развитии древнерусского государства говорит появление веча — народного собрания, решающего вопросы созыва ополчений, заключения союзных договоров (рядов), организации выплат дани, судебные вопросы и др. Народное вече было у древлян, у ильменских словен и в других княжествах. В Киеве если и было вече, то роль его была крайне незначительной. Киевский князь в своих решениях опирался на дружину и, возможно, на некий «Закон русский», о котором упоминают некоторые документы тех времён.

Метки: , ,

1 Комментарий

  1. Илария
    22.10.2017 - 11:39

    Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.

    Ответить

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *